История Хазарского каганата. Справка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

политический и культурный переворот огромной важности: родилась Арабская империя , известная как Халифат . За короткий

промежуток времени арабы завоевали Египет,

Палестину,

Начавшиеся в 30-х годах VII в. завоевания арабов распространились и на Среднюю Азию. Завершив завоевание Ирана и захватив Мервский оазис, войска Арабского халифата в 651 г. дошли до река Аму-Дарьи. До конца VII в. арабские войска совершали из Мерва лишь набеги на среднеазиатские владения с целью захвата военной добычи. Но в начале VIII в. Хаджжадж, наместник восточных областей Халифата, послал в Среднюю Азию своего полководца Кутейбу ибн Муслима, под командованием которого арабские войска завершили завоевание большей части Средней Азии (между 705 и 715 гг.).

Закавказье,

Завоевание стран Закавказья арабами

После завоевания Сирии войско Арабского халифата в 640 г. в первый раз вторглось в Армению, взяло и разграбило её столицу Двин и увело в рабство 35 тыс. человек. В 642 г. арабские завоеватели напали на Атропатену, правитель которой заключил сними договор о подчинении им страны. В 654 г. арабы, пройдя огнём и мечом Армению, дошли до Тбилиси и принудили князя Картли подписать договор о признании власти Халифата. Население Картли сохранило свободу вероисповедания, личную свободу и имущественные права при условии уплаты джизьи (подати для иноверцев) по динару с каждого двора. Договор этот, позже не раз возобновлявшийся, послужил образцом для многих других подобных же актов, заключавшихся арабскими военачальниками с местными владетелями или отдельными городами Закавказья.

Однако арабским халифам, встретившим в странах Закавказья упорное сопротивление народных масс, не удалось сразу утвердиться там прочно. К тому же князь Албании Джаваншир (635-669), храбрый полководец и патриот, умело лавируя между Византией, хазарами и Халифатом, сумел обеспечить фактическую независимость своей страны. Той же линии держались князь Картли и нахарары Армении.

Только в начале VIII в., после долгой борьбы с местным населением, Халифат смог завоевать Закавказье. Завоевание это сопровождалось разорением и ограблением закавказских стран. Подавив народное восстание в Армении в 703 г., через два года после этого наместник халифа коварно завлёк армянскихнахараров и азатов якобы для заключения договора в город Нахчеван и в селение Храм. Здесь арабы заперли нахараров и азатов в церквах и сожгли (около 800 человек). В результате местные феодальные ополчения распались, что помогло арабским завоевателям утвердиться в стране. Вслед за этим арабы утвердили свою власть также и над Албанией.

а затем проникли в Туркестан.

В конце седьмого века арабские войска стали продвигаться на запад вдоль средиземноморского побережья Ливни , проходя

победоносно и уничтожая последние следы византийского управления и культуры в Ливии; в начале восьмого века они пересекли Гибралтарский пролив

и вторглись в Испанию. Само название «Гибралтар» хранит память об этом событии: Джабрал-Тарик , гора Тарика.

В результате побед арабов и утраты Византийской империей ее восточных провинций она перестала быть мировой державой и стала национальным греческим государством , ограниченным Балканским полуостровом и Малой Азией . Последнюю теперь можно было защитить от нападения арабов лишь ценой невероятных усилий, в то время как на Балканах вскоре будет образовано булгаро-славянское государство . Обширная сфера арабских коммерческих интересов оказала влияние на

экономическую историю и средиземноморских, и прикаспийских земель, включая волжский регион. Еще до арабов товарооборот между русским севером , с одной стороны и Персией и Византией , с другой, был существенным фактом экономического развития. Теперь же торговля между севером и югом получила новый стимул.

Хазарское государство , основанное на северокавказских землях

Хазарский каганат – средневековое государство, основанное кочевым народом - хазарами. От Западно-Тюркского каганата Хазария отделилась в первой половине VII века и почти сразу же начала свои завоевания. Первой территорией, захваченной хазарами, стал Дагестан. В период расцвета каганата под властью хазар были почти все страны Северного Кавказа и часть Крыма. На севере Хазария граничила с Волжской Булгарией, на западе – с Русью, на востоке – с Хорезмом, включая запад современного Казахстана. Южная граница была непостоянной, и временами страна могла граничить с Арменией, но все же более-менее постоянная граница проходила немного севернее Дербента.

Хазария была многонациональным государством. В ней соседствовали хазары, аланы, тюрки, славяне, евреи и многие другие народы.

Изначально государственное устройство Хазарии было построено по принципам, свойственным Тюркскому каганату.

Кочевым ханством правил каган. Он мог самостоятельно решать военные и административные вопросы, но аппарат принуждения в государстве не сложился. Отношение к кагану у народа формировалось, в первую очередь, с опорой его военных навыков, успешность походов и умение распределить награбленные ценности среди представителей хазарской аристократии.

Другим немаловажным фактором являлась сакрализация. Для хазаров каган – это ещё и глава языческого культа, который имеет сверхъестественные способности. Хазары, как и русские после крещения, считали, что власть кагану дана небом, а потому все его действия – это истина в последней инстанции.

Занять место кагана мог только представитель «каганской» семьи, власть в которой передавалась по наследству от старшего брата к младшему.

Быть каганом значило всю свою жизнь подчиняться различным запретам. У хазаров имелись очень жестокие церемонии для вступления в «должность» и завершения правления. Когда каган собирался взойти на престол, он должен был заранее назвать срок, в течение которого он будет править. Казалось бы, ничего сложного, однако сделать это нужно было практически в бессознательном состоянии, в то время как его душили шнуром. Если же он называл слишком большое количество лет, его все равно убивали, когда ему исполнялось 40 лет. Объяснялось это тем, что с возрастом сила, данная кагану небом, покидает его.

После того, как к власти пришла другая правящая семья, вся система правления изменилась. Связано это было с другой религией, которую проповедовали члены семьи. Приблизительно в середине VIII века один из военачальников, Булан, принял иудаизм, что, по-видимому, и послужило решающим фактором в укреплении власти его клана. Примерно в это же время хазары начали понимать, что экономика, основанная на завоеваниях, не совсем верна и не дает желаемого результата.

Власть перешла к заместителю кагана – беку. Сложилась, так называемая, система двоевластия: каганами являлись представители старого рода, а беками – члены семьи Булана. Каган по-прежнему обладал высшей религиозной властью, а все остальные вопросы теперь решал бек, при этом постоянно подчеркивая, что он подчиняется своему правителю. Так, например, входить к кагану нужно было босиком и держа в руках горящую ветвь, дабы очиститься огнем. При новом клане власть стала передаваться от отца к сыну.

Тарханы – хазарская аристократия – являлась высшим сословием в Хазарском каганате. Чуть ниже в сословной лестнице находились люди, управляющие вассалами – эльтеберы. Налоговую политику хазары позаимствовали в странах Закавказья. Под пристальным наблюдением специальных надсмотрщиков оказались ремесленники и торговцы. На торговых путях создавались заставы, где взимались различные пошлины. В Итиле, столице каганата, появилась развитая система судов. В период правления семьи, проповедовавшей иудаизм, государственное управление достигло заметного прогресса.

Что касается экономики, то Хазария была одной из империй, которая активно собирала дань с завоеванных соседей и успешно торговала с ним. Отрасли специализации Хазарского каганата были следующими: кочевое скотоводство, виноградарство. Не гнушались хазары и приличными военными добычами. Однако со временем, во второй половине VIII века, в Хазарии появились еврейские торговцы, и страна перешла на невоенные источники дохода. Благодаря евреям Хазария достигла расцвета международной торговли и стала одним из центров, где пересекались несколько торговых путей.

Религиозные предпочтения хазар со временем также менялись. Изначально они верили в традиционных тюркских богов. Главным богом, как и у древних славян, был бог неба. Однако постоянные контакты с христианским и исламским миром, а с некоторых пор и иудаизмом, привели к многоконфессиональности в стране.

Историю хазар начали изучать в XVII - XVIII веках. Количество письменных источников было сильно увеличено в XX веке, когда были найдены материалы Каирской генизы.

Исследования лингвистов дали очень много информации о происхождении хазар и их государства. К сожалению, появление огромного числа лингвистов-любителей вводит общественность в большое заблуждение.

С конца XIX века археологи ведут раскопки на территории бывшей Хазарии. Вклад этих экспедиций в исследовании истории государства неуклонно растет. Раскопки одной из столиц Хазарии в 50-х годах прошлого века стали переломным моментом в исследованиях. С тех пор число археологических находок постоянно пополняется новыми артефактами, а в начале XXI века ученые смогли обнаружить и главную столицу хазар – город Итиль.

Нельзя забывать и о том, что влияние идеологии на изучение истории хазар было довольно сильным. Вообще, факты из хазарской истории всегда использовались политиками-идеологами в каких-либо целях. Все чаще и чаще эти цели сводятся к одной – пропаганда антисемитизма. В странах, в которых антисемитизм давно стал традицией, постоянно создаются литературные произведения, в которых хазары и евреи нередко изображаются в непристойном виде.

и в регионе нижней Волги, широко использовало свое географическое положение и стало мостом, через который возможно было осуществлять оживленные коммерческие сношения между арабами и севером. Именно через Хазарию арабские купцы получали драгоценные меха . Булгарская орда , которая была вытеснена хазарам и из азовского региона и расселилась в

районе средней Волги,

В середине четвертого века новой эры на Восточную Европу обрушились гунны‚ видом своим поразившие европейцев. Историк того времени описывал их: коренастые‚ безбородые‚ "безобразные‚ похожие на скопцов"‚ "приросшие к коням"‚ они постоянно "кочуют по разным местам‚ будто вечные беглецы"‚ и "сокрушают всё‚ что попадается на пути". Гунны заняли прикаспийские и донские степи‚ опустошили Причерноморье‚ ворвались в Центральную Европу. Их повелителем стал Аттила; это была огромная гуннская империя‚ которая распалась после его смерти‚ в 454 году. Племена и народы восточноевропейских степей освободились из-под власти гуннов и стали развиваться самостоятельно‚ а их имена появились в исторических хрониках тех времен: акациры‚ барсилы‚ сарагуры‚ уроги‚ савиры‚ авары‚ болгары‚ утугуры с кутугурами.

С шестого века новой эры появляются в сирийских‚ армянских‚ византийских‚ латинских и китайских рукописях первые сведения о неизвестном до того народе‚ который поселился на территории Нижнего Поволжья и восточной части Северного Кавказа. А в последующие века имеется много упоминаний о них в арабских и персидских источниках. Арабы в своих летописях называли их "ал-хазар"‚ армяне называли их "хазирк"‚ в "Начальной русской летописи" они названы "козаре"‚ в еврейской средневековой письменности они появились под именем "кузар"‚ "кузарим". В современном русском языке этот народ называется хазары.

Византийские писатели тех времен причисляли хазар к тюркским народам. Так же полагали и арабские писатели‚ хотя были среди них и такие‚ что относили хазар к грузинам или к армянам; в армянском источнике их связывали с китайцами‚ в грузинской летописи - со скифами; арабский географ десятого века Абу-Абдалла ал-Мукаддаси писал: "В наружном виде... в хазарах есть сходство со славянами". На самом деле название "хазары" охватывало племена различного происхождения‚ многочисленные кочевые и полукочевые народы‚ остатки прошедших через южнорусские степи гуннов‚ и тюркские элементы там преобладали.

Колыбелью хазар были прикаспийские степи Северного Предкавказья‚ то есть территория современного Дагестана. Хазары были воинственным народом‚ еще в шестом веке - в составе других тюркских племен - они ходили походами в Закавказье и временно захватывали Грузию и Армению‚ а персидский шах для защиты от них даже построил гигантскую стену со многими оборонительными башнями. Армянский историк седьмого века Мовсес Каганкатваци описывает их как "безобразную‚ гнусную‚ широколицую‚ безресничную толпу"‚ которая "в образе женщин с распущенными волосами" устремилась в Закавказье.

Хазарский каганат образовался в середине седьмого века‚ и его столицей был сначала город Семендер на территории теперешнего Дагестана‚ а затем Итиль в устье Волги. В седьмом веке хазары оттеснили на запад болгар и захватили приазовские степи‚ Северное Причерноморье и часть степного Крыма. "Хазары‚ великий народ... - писал византиец Феофан Исповедник. - Овладели всей землей вплоть до Понтийского моря". Так возникла федерация разных племен‚ которая возглавлялась хазарским (тюркским) родом‚ а все племена и народы‚ что входили в нее‚ пользовались достаточной свободой‚ вплоть до того‚ что могли самостоятельно ходить в походы‚ заключать договоры и принимать ту религию‚ которую они желали. В период наивысшего расцвета территория Хазарского каганата простиралась от Дуная до Аральского моря, от Верхней Волги и до Кавказа.

В Хазарском каганате было два верховных правителя. Один из них - главный царь‚ каган‚ который принадлежал к фамилии знатного происхождения; обычай его избрания описал арабский географ Истахри: "Когда они желают поставить кого-нибудь каганом‚ то приводят его и начинают душить шелковым шнурком. Когда он уже близок к тому‚ чтобы испустить дух‚ говорят ему: "Как долго желаешь царствовать?" Он отвечает: "Столько-то и столько-то лет..." Этот обычай был связан с верой в божественную силу кагана: он сам определял в полузабытьи срок пребывания в его теле божественной силы. Если на страну обрушивалось несчастье - засуха‚ разорение‚ поражение в войне‚ то этого кагана убивали‚ потому что в нем иссякла божественная сила‚ и вместо него выбирали нового кагана‚ которому начинали поклоняться. Но фактическая власть в стране принадлежала другому царю - каган-бегу, который стоял во главе войска и вершил государственные дела.

Хазары входили в контакт со славянскими племенами: поляне‚ северяне‚ вятичи и радимичи в разные времена видели у себя хазар и платили им дань. Хазары вели долгие войны с Арабским халифатом‚ и - как отмечают теперешние историки - Хазария сыграла важную роль в истории восточноевропейских народов‚ заслонив их от арабов и выдержав атаки неодолимых прежде арабских армий.

Хазария помогла и Византии‚ потому что оттягивала на себя арабские силы‚ которые в противном случае угрожали бы Византийской империи. Славяне осели в Приднепровье в конце седьмого - начале восьмого века‚ и хазары защищали их с востока от нападений кочевников. К восьмому веку Хазарское государство стало могущественной политической и военной силой Восточной Европы‚ и за этой защитительной оградой могла впоследствии возникнуть и развиваться Киевская Русь. Не будь Хазарии‚ которая противостояла на Кавказе мощному арабскому проникновению‚ история Восточной Европы, да и‚ возможно‚ всей западноевропейской цивилизации могла бы сложиться иначе.

Хазары были поначалу язычниками‚ одним из многих языческих народов Восточной Европы‚ приносили жертвы огню и воде‚ поклонялись луне‚ деревьям‚ наиболее почитаемому божеству Тенгри-хану.
Но в первой половине восьмого века часть хазар Северного Предкавказья во главе со своим правителем Буланом приняли иудаизм. В тех местах жили тогда евреи‚ ушедшие из Сасанидского Ирана во времена насильственного насаждения чужой веры‚ - от них-то‚ скорее всего‚ пришла к хазарам еврейская религия.

Легенда рассказывает‚ что хазарскому правителю Булану явился во сне ангел и сказал: "О‚ Булан! Твои намерения угодны Творцу, но действия твои не угодны". Ангел пообещал Булану власть и славу‚ если он примет еврейскую религию; после этого Булан отправился походом на Кавказ и выиграл несколько сражений. Из многих источников известно‚ что в 730-731 годах хазары одержали крупные победы в Кавказской Албании (нынешний Азербайджан)‚ - принятие Буланом иудаизма приурочивается примерно к 740 году.

Но прежде чем он это совершил‚ император Византии и правитель мусульман прислали ему богатые подарки и отправили ученых мужей‚ чтобы склонить его к своим религиям. Булан устроил диспут‚ в котором участвовали христианин‚ мусульманин и еврей‚ но не принял никакого решения. И тогда он спросил христианского священника: "Как ты думаешь‚ какая религия лучше - израильтян или исмаильтян?" На это священник ответил: "Вера израильтян лучше веры исмаильтян". Затем Булан спросил мусульманского кадия: "А ты как думаешь‚ какая вера лучше - христианская или израильская?" Кадий ответил: "Израильская лучше". После этого Булан сказал: "Если так‚ то вы сами признали‚ что религия израильтян самая лучшая‚ и потому я выбираю веру Израиля‚ которая была верой Авраама. Да поможет мне всемогущий Бог!"

Эта история про Булана стала нам известна из письма хазарского кагана Йосефа испанскому еврею из Кордовы Хасдай ибн Шапруту.

Хасдай Абу Юсуф бен Ицхак бен Эзра бен Шапрут - или Хасдай ибн Шапрут - жил в десятом веке в испанском городе Кордове. Это был образованный человек‚ покровитель наук; он знал прекрасно еврейский‚ арабский, греческий и латинский языки, изучал медицину и открыл "всеисцеляющее" средство - корень "фарук"‚ который славился у арабов. Хасдай ибн Шапрут был личным врачом и тайным советником халифа Кордовы Абд ал-Рахмана‚ вёл дипломатические переговоры халифата с другими странами и добивался успехов в переговорах "очаровательной речью‚ сильным умом‚ большой ловкостью и тысячами хитростей". Он посылал богатые подарки в вавилонские академии‚ собирал вокруг себя и поддерживал еврейских ученых‚ скупал на Востоке еврейские книги; как говорили тогда, "Хасдай бен Ицхак был среди выдающихся знатоков-законоведов. Он открыл андалузским евреям врата к познанию законов".

В те времена испанские евреи чрезвычайно гордились своим высоким положением и многочисленными успехами в торговле‚ политике и культуре. Но вместе с тем они зависели от чужих правителей‚ они были представителями рассеянного по миру и угнетенного народа‚ у которого нигде не было политической самостоятельности‚ - да и католическое духовенство постоянно подчеркивало‚ что евреи - презираемый Богом народ‚ а все их былые преимущества давно уже перешли к христианам. Поэтому испанские евреи с большим волнением воспринимали любые слухи о существовании в неведомых краях независимых еврейских государств.

В конце девятого века объявился в Испании некий человек по имени Эльдад‚ который утверждал‚ что происходит из колена Дана‚ одного из десяти пропавших колен Израиля. Он сообщил‚ что четыре колена - Дан‚ Нафтали‚ Гад и Ашер - живут богато и счастливо под скипетром еврейского царя в стране Куш (Абиссиния), за легендарной рекой Самбатион.

Это известие поразило испанских евреев и привело в неописуемое возбуждение. Каждому было известно‚ что десять пропавших колен составляли население Израильского царства‚ а когда оно было разрушено ассирийцами в 722 году до новой эры‚ всех угнали в плен - в Ассирию и Мидию‚ и с этого момента десять колен Израиля как бы исчезли с лица земли. Их искали‚ о них создавали легенды‚ время от времени появлялись странные люди‚ полуавантюристы‚ полуфантазеры‚ которые уверяли всех‚ что приехали из тех мест‚ где эти пропавшие колена живут самостоятельно под властью справедливого еврейского царя‚ - и им верили‚ этим людям‚ потому что очень хотели поверить‚ что не все сыны народа живут под чужой властью-прихотью. Эльдад из колена Дана сообщил также о том‚ что "колено Шимона и половина колена Менаше обитают в стране кузарим‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и собирают дань с двадцати пяти царств..."

Хасдай ибн Шапрут знал о рассказах Эльдада из колена Дана и - как все испанские евреи - ожидал этому подтверждения. В середине десятого века он узнал от заезжих персидских купцов‚ что где-то на востоке‚ в далеких степях‚ существует могущественное иудейское государство. Поначалу он не поверил этим купцам‚ но вскоре посланцы из Византии подтвердили это сообщение: есть такое государство в пятнадцати днях пути от Византии‚ имя ему - ал-Хазар‚ и правит там царь Йосеф. "Корабли приходят к нам из их страны‚ - сообщили посланцы‚ - и привозят рыбу, и кожу, и всякого рода товары... Они с нами в дружбе и у нас почитаются... Между нами и ими постоянный обмен посольствами и дарами. Они располагают военной силой‚ могуществом и войсками‚ которые выступают на войну по временам".

Евреи с восторгом приняли известие о существовании на востоке царства‚ которое живет по законам Моисея. Сразу же решили‚ что хазары - это потомки Иегуды и таким образом осуществилось библейское пророчество: "Не отойдет скипетр от Иегуды". Даже когда впоследствии выяснилось‚ что хазары - перешедшие в иудаизм идолопоклонники‚ это не поколебало симпатий к неизвестному народу. Рассказами о хазарах евреи зачитывались в последующие века‚ существовала разнообразная еврейская литература на эту тему‚ и переписка Хасдая ибн Шапрута с царем Йосефом занимает в ней почетное место.

Хасдай ибн Шапрут написал письмо хазарскому царю: "От меня‚ Хасдая‚ сына Ицхака‚ сына Эзры‚ из потомков иерусалимской диаспоры в Сфараде (Испании)‚ раба моего господина‚ царя... чтобыон долго жил и царствовал в Израиле..." Это письмо он направил сначала с особым посланцем через Византию‚ но тамошний император полгода продержал у себя посланца и затем вернул его назад‚ ссылаясь на невероятные опасности‚ которые подстерегают на пути в Хазарию. Скорее всего‚ в христианской Византии не желали способствовать сближению европейских евреев с Хазарским каганатом.

Настойчивый Хасдай ибн Шапрут решил переправить письмо через Иерусалим‚ Армению и Кавказ‚ но в этот момент подвернулась оказия‚ два еврея из Загреба‚ которые отвезли его письмо в Хорватию‚ оттуда его переслали в Венгрию‚ а затем через Русь - к хазарам.

Хасдай ибн Шапрут писал в своем письме‚ что если сведения о еврейском государстве верны‚ то он бы и сам "пренебрег своим почетом и отказался от своего сана‚ оставил бы свою семью и пустился странствовать по горам и холмам‚ по морю и суше‚ пока не пришел бы к месту‚ где находится господин мой‚ царь‚ чтобы увидеть его величие‚ его славу и высокое положение‚ чтобы повидать‚ как живут его рабы и как служат его служители‚ и покой уцелевшего остатка Израиля... Как я могу успокоиться и не думать о разрушении нашего великолепного Храма... когда нам говорят каждый день: "У каждого народа есть свое царство‚ а о вас не вспоминают на земле". В своем письме Хасдай ибн Шапрут задавал царю много вопросов: о размерах государства и его природных условиях‚ о городах‚ о его войске‚ но самые главные вопросы - "из какого он колена"‚ этот царь‚ "сколько царей царствовало до него и каковы их имена‚ сколько лет царствовал каждый из них и на каком языке вы говорите".

Хазарский каган Йосеф получил послание из Кордовы‚ и до наших дней дошли два ответа: краткая и пространная версии его письма. Оно было написано на иврите‚ и‚ возможно‚ писал его не сам каган‚ а один из его приближенных-евреев. Йосеф сообщал‚ что его народ происходит из рода Тогармы. Тогарма был сыном Яфета и внуком Ноя. У Тогармы было десять сыновей‚ и одного из них звали Хазар. От него-то и пошли хазары. Сначала‚ сообщал Йосеф‚ хазары были малочисленны‚ "они вели войну с народами‚ которые были многочисленнее и сильнее их‚ но с помощью Всевышнего прогнали их и заняли всю страну... После того прошли поколения‚ пока не явился у них один царь‚ имя которого Булан. Он был человек мудрый и богобоязненный‚ уповавший всем сердцем на Бога. Он устранил из страны гадателей и идолопоклонников, искал защиты и покровительства у Всевышнего".

Еще сказано в том письме: Булан "совершил над собой, своими рабами и служителями и всем своим народом обрезание... и доставил (к себе) изо всех мест мудрецов израильских..." После Булана‚ принявшего иудаизм‚ царь Йосеф перечислил хазарских каганов-иудеев‚ и у каждого из них было еврейское имя: Овадия‚ Хизкиягу‚ Менаше‚ Ханука‚ Ицхак‚ Звулун‚ снова Менаше‚ Нисим‚ Аарон, Менахем‚ Биньямин‚снова Аарон и‚ наконец‚ автор письма - Йосеф. Он писал, что в его стране "никто не слышит голоса притеснителя‚ нет противника и нет дурных случайностей... Страна плодородна и тучна‚ состоит из полей‚ виноградников и садов. Все они орошаются из рек. У нас есть очень много всяких фруктовых деревьев. С помощью Всемогущего я живу спокойно".

Йосеф был последним правителем могущественного Хазарского каганата‚ и когда он отправлял письмо в далекую Испанию - не позже 961 года‚ не знал еще‚ что дни его царства уже сочтены.

В конце восьмого - начале девятого века хазарский каган Овадия сделал иудаизм государственной религией. Это не могло произойти случайно‚ на пустом месте: по-видимому, уже тогда в Хазарии было достаточное количество евреев‚ говоря сегодняшним языком - некая "критическая масса"‚ приближенные ко двору правителя‚ которые повлияли на принятие такого решения. С этого, очевидно, момента часть городского населения Хазарского каганата стала исповедовать еврейскую религию.

Еще при Булане, который первым принял иудаизм, евреи пришли в Восточное Предкавказье, спасаясь от преследований мусульман. При Овадии‚ как отмечал арабский историк Масуди‚ "много евреев переселилось к хазарам из всех городов мусульманских и из Рума (Византии)‚ потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи‚ чтобы совратить их в христианство". Евреи заселили целые кварталы хазарских городов‚ особенно в Крыму. Многие из них осели и в столице Хазарии - Итиле. Каган Йосеф писал про те времена: Овадия "поправил царство и укрепил веру согласно закону и правилу. Он выстроил дома собрания и дома учения и собрал мудрецов израильских‚ дал им серебро и золото‚ и они объяснили ему двадцать четыре книги (Священного Писания)‚ Мишну‚ Талмуд и весь порядок молитв".

Эта реформа Овадии‚ очевидно‚ не прошла спокойно. Хазарская аристократия в дальних провинциях восстала против центральной власти. На ее стороне были христиане и мусульмане; восставшие призвали на помощь мадьяр из-за Волги‚ а Овадия нанял кочевников-гузов. Византийский император и историк Константин Порфирородный писал об этом: "Когда у них произошло отделение от их власти и разгорелась междоусобная война‚ центральная власть одержала верх‚ и одни из восставших были перебиты‚ а другие бежали". Иудаизм продолжал оставаться государственной религией‚ и евреи жили в спокойствии на территории Хазарского каганата.

Все историки тех времен отмечали веротерпимость хазарских правителей-иудеев. Под их властью мирно жили евреи‚ христиане‚ мусульмане и язычники. Арабский географ Истахри писал в "Книге стран": "Хазары - магометане‚ христиане‚ евреи и язычники; евреи составляют меньшинство‚ магометане и христиане - большинство‚ однако царь и его придворные - евреи... Нельзя выбрать каганом лицо‚ не принадлежащее к еврейской религии". Арабский историк Масуди отметил в книге "Промывальни золота": в столице Хазарского царства "семь судей‚ двое из них для мусульман‚ двое для хазар‚ которые судят по закону Торы‚ двое для тамошних христиан‚ которые судят по закону Евангелия‚ один же из них для славян‚ русов и других язычников‚ он судит по закону языческому‚ то есть по разуму". А в "Книге климатов" арабского ученого Мукаддаси сказано совсем просто: "Страна хазар лежит по ту сторону Каспийского моря‚ очень обширна‚ но суха и неплодородна. Много в ней овец‚ меду и евреев".

Были попытки сделать христианство государственной религией Хазарии. С этой целью отправился туда в 860 году знаменитый Кирилл - создатель славянской письменности. Он принял участие в диспуте с мусульманином и иудеем‚ и хотя в его "Житии" написано‚ что он победил в споре‚ каган не переменил религию‚ и Кирилл вернулся ни с чем. "Наши глаза устремлены к Господу‚ Богу нашему‚ и к мудрецам израильским‚ к академии‚ которая находится в Иерусалиме‚ и к академии‚ которая в Вавилонии"‚ - писал каган Йосеф в своем письме. Узнав о том‚ что мусульмане в своих землях разрушили синагогу‚ хазарский каган приказал разрушить минарет главной мечети в Итиле и казнить муэдзина. При этом он сказал: "Если бы я‚ право же‚ не боялся‚ что в странах ислама не останется ни одной неразрушенной синагоги‚ то разрушил бы и мечеть".

После принятия иудаизма у Хазарии сложились самые неприязненные отношения с Византией. Сначала Византия натравила на хазар аланов‚ затем печенегов‚ а потом на них пошел киевский князь Святослав‚ который и победил хазар. Историки объясняют по-разному причины падения Хазарского каганата. Одни считают‚ что это государство ослабело в результате постоянных войн с окружающими его врагами. Другие уверяют‚ что принятие хазарами иудаизма - миролюбивой религии - способствовало снижению боевого духа кочевых воинственных племен. Есть и такие историки‚ которые объясняют это тем‚ что евреи со своей религией превратили хазар из "нации воинов" в "нацию торгашей".

Русская летопись пишет об этом просто‚ не вдаваясь в причины: "В год 6473 (965). Пошел Святослав на хазар. Услышав же это‚ хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться‚ и в битве одолел Святослав хазар и город их и Белую Вежу взял..." Другими словами‚ Святослав взял хазарский город Саркел на Дону - он же Белая Вежа, захватил, очевидно, столицу хазар Итиль и Семендер на Каспийском море‚ а затем вернулся в Киев. "Русы разрушили и разграбили всё‚ что принадлежало людям хазарским"‚ - отметил арабский историк, а после этого несколько лет подряд племена гузов беспрепятственно грабили беззащитную землю.

Хазары вернулись в разрушенную столицу‚ восстановили ее‚ но‚ как отмечают арабские историки‚ там жили уже не иудеи‚ а мусульмане. В конце десятого века сын Святослава Владимир опять пошел на хазар‚ овладел страной и наложил на них дань. И снова города Хазарии были уничтожены‚ столица превращена в развалины; уцелели лишь хазарские владения в Крыму и на берегах Азовского моря. В 1016 году греки и славяне разрушили в Крыму последние хазарские укрепления и взяли в плен кагана Георгия Цулу‚ который был уже христианином.

Некоторые исследователи считают‚ что небольшие хазарские княжества продолжали существовать вплоть до нашествия монголов. В последний раз в русской летописи упоминается о хазарах как об участниках заговора против князя Олега Тмутараканского в 1079 году‚ а в описаниях еврейских путешественников последующих веков Крымский полуостров долго еще называли Хазарией.

Великая степь, протянувшаяся на тысячи километров с востока на запад Евразийского континента, знала за свою историю не одно государство, размещённое на его просторах, основанное кочевыми народами. Одним из таких государств был Хазарский каганат, который по своей популярности может соревноваться у любителей истории разве лишь с Монгольской империей и империей Аттилы.

Территория Хазарского каганата на карте обозначена на междуречье среднего и нижнего течения Днепра и Волги. На пике своего развития это государство включало в себя также Западный Казахстан, Северный Кавказ, Крым. Многие сопредельные племена облагались хазарами данью. Но стабильных, чётко обозначенных границ эта страна, основанная кочевым народом, никогда не имела.

Возникновение страны, местоположение столицы

Хотя хазары упоминаются в письменных источниках ещё с 555 г., но образование раннефеодального Хазарского государства состоялось только в середине VII века на обломках Западно-Тюркского каганата. Родиной хазар считается равнинная область Северного Кавказа, где сейчас находится Дагестан. Здесь и возникло первое объединение хазарских племён, власть в котором сохранили тюрки из династии Ашина.

Хазарское государство управлялось в разные периоды своей истории из двух столиц. Сначала это был город Семендер, расположенный на территории их исторической родины. Позже столица Хазарии была перенесена в Итиль, город на Нижней Волге. Он был разрушен в 965 г., во время завоевания страны киевским князем Святославом.

Экспансия на юг, войны с арабами

Наивысшего развития Хазария достигла в VII - VIII вв. Разделив с Волжской Булгарией территорию Западно-Тюркского каганата, хазары со временем подчинили булгар себе . Таким образом, возникло государство, ставшее на несколько столетий заслоном на пути неконтролируемой экспансии кочевых народов Азии в Восточную и Центральную Европу, до самого разрушения его русами.

В этот период внешняя политика Хазарии, ставшей каганатом (царством), состоит в проведении завоевательных походов на богатые земледельческие государства Закавказья. Эту экспансию остановил лишь не менее могущественный Арабский Халифат.

В первой половине VIII ст. между Халифатом и Каганатом шла почти беспрерывная война, которая окончилась отказом арабов от притязаний на Северный Кавказ. Каганат сохранил независимость, заслонив собой Европу от арабов и оттянув их силы от Византии. В дальнейшем отношения Каганата с Византией переросли в союзнические и были в 732 году скреплены династическим браком дочери кагана с будущим императором Константином V.

Принятие иудаизма, падение государства

За время своего существования этот народ не был приверженцем одной и той же религии. Вначале религией хазар было тангрианство - традиционное языческое верование кочевников-азиатов, земным воплощением которого считался каган. Создание государства привело к модернизации религиозных воззрений, более подходящих к усложнившейся общественной структуре.

Хазарское царство образовалось на стыке нескольких религиозных миров:

  • христианства;
  • ислама;
  • иудаизма.

Все три конфессии сосуществовали здесь мирно, без религиозных конфликтов. Проникновение новых верований на территорию каганата не было одновременным. Сначала - ещё в VII в. - это было христианство. Знакомству с исламом способствовали арабо-хазарские войны. Намного позже, уже во времена Золотой Орды, эта религия стала доминирующей на территории исчезнувшей к тому времени Хазарии.

Иудаизм проник в Хазарский каганат последним и в результате постепенной иудаизации общества стал на заключительных этапах существования государства его основной религией. Стать по-настоящему господствующей она не успела из-за падения каганата в X в.

К этому времени рядом с Хазарией уже динамично развивались другие государства: Волжская Булгария, государство Саманидов, по-прежнему была сильна Византия. Все они представляли реальную угрозу для существования страны. Но решающую роль в уничтожении Хазарского каганата сыграли русы. В 964−969 гг. князь Святослав совершил несколько походов в Хазарию, во время последнего из них уничтожив обе - старую и действующую (Семендер и Итиль) - её столицы. Последняя дата считается конечной в существовании независимой Хазарии.

Государственное устройство

Хазария, изначально являвшаяся кочевым ханством, структуру управления позаимствовала от Тюркского каганата. Главой государства был каган, который не имел в своём распоряжении аппарата принуждения и должен был полагаться лишь на сакральный смысл своего титула и умение распределять военную добычу. Бюрократическую структуру хазары переняли у своих более развитых соседей.

Отдельные зависимые территории имели самоуправление и были обязаны лишь исправно выплачивать Хазарии дань и принимать участие в военных походах. В начале IX в. в Хазарии была установлена система двойного правления.

За спиной языческой династии каганов встал исповедующий иудаизм клан Буланидов, который сосредоточил в своих руках реальную власть, оставив царю формальные ритуалы.

Экономическая структура

Основой доходов простого народа Хазарии было кочевое скотоводство. На поздних этапах существования каганата много бывших кочевников в приморских областях и низовьях рек перешли к оседлому земледелию.

Доход знати состоял из военной добычи, но с развитием торговли произошла постепенная переориентация на другие источники дохода. Этому способствовало наличие проходящих через территорию страны больших торговых путей. Но сами хазары торговлей не занимались, ведя традиционный кочевой образ жизни. Это было делом иудейской и мусульманской общин. Хазарский каганат чеканил собственные деньги, но это не было регулярным процессом. Большинство хазарских монет являлись подражанием арабской чеканки.

Военная организация

История армии каганата разделена на два периода. Отличаются они способом комплектации боевых отрядов, которые состояли из:

  • ополчения;
  • конной гвардии.

Арабо-хазарские войны велись каганатом с помощью ополчения, которое были обязаны выставлять все зависимые племена. Численность армии могла достигать несколько сот тысяч человек, ядром её была конница. При штурме городов применялись осадные машины. Методом ополчения хазарская армия формировалась до IX столетия.

Хазарская армия позднего периода существования каганата формировалась по другому принципу. Основу его стали составлять тяжеловооружённые конники-гвардейцы, размещавшиеся в Итиле . Воинов в гвардию набирали из мусульман хорезмийского происхождения - ларисиев. Переход к профессиональной армии позволил устоять стране в войнах с намного превосходящими силами врагов ещё не менее полутораста лет.

Кроме тяжёлой конницы, армия состояла из наёмных отрядов русов и славян, всадников, которых должны были выставлять вельможи, классического ополчения, которое выставляли зависимые племена.

Многие исследователи считают, что хазары как народ не исчезли полностью. Их потомками могут быть караимы - небольшой тюркоязычный народ, до недавнего времени проживавший в Крыму, который итальянские средневековые источники ещё в XVI ст. именовали Хазарией.

Возникло в середине VII в. на территории Нижнего Поволжья и восточной части Предкавказья в результате распада Западно-Тюркского каганата (см. ).

Во главе Хазарского каганата утвердилась династия Ашины.

Столица - город , с начала VIII в. - город Итиль.

Территория

Во второй половине VII в. хазары подчинили государство Великая Болгария, государственные образования , в VIII в. - народы Поволжья и Подонья ( , мордва и др.), некоторые славянские племена (поляне, северяне, вятичи, радимичи и др.).

В период наивысшего могущества, VIII - начало X вв., Хазарский каганат владел Северным Кавказом, Приазовьем, большей частью Крыма, степной и лесостепной территорией Восточной Европы до реки Днепр, а также территорией Северо-Западного Казахстана.

Религия

В Хазарском каганате мирно сосуществовали три монотеистические религии (православие, ислам, иудаизм) и . В VIII в. государственной религией был ислам, в конце VIII - начале IX в. - иудаизм (в основном среди господствующей верхушки), с конца X в. - ислам.

Каждая религиозная община имела своих судей и сохраняла автономию.

Основа хозяйства

Экономика Хазарского каганата была многоукладной, ее основу составляло кочевое скотоводство.

В долине Нижней Волги, в Крыму, междуречье Дона и Донца развивались земледелие , садоводство, виноградарство и ремесленное производство (в городах. Итиль, Беленджер, Семендер).

Столица каганата Итиль являлась важным центром международной (в том числе транзитной) торговли. Хазарский каганат поддерживал активные торгово-экономические контакты с Византией, странами Восточной Европы, Скандинавии, Средней Азии, Закавказья.

Большие доходы Хазарскому каганату приносили пошлины за транзитный провоз товаров через его территорию (с кораблей и торговых караванов взимали десятину).

Из каганата вывозились крупный и мелкий рогатый скот, меха, рыбий клей. Из булгарских и славянских земель доставлялись зерно, дорогие меха, мед и воск, из стран Востока - предметы роскоши, пряности, шелк, оружие.

Культура

Культура и быт населения Хазарского каганата нашли отражение в археологических памятниках салтово-маяцкой культуры. Территория расселения ее носителей полностью совпадает с территорией Хазарского каганата.

Памятники этой культуры разнообразны: остатки кочевий (сезонных стойбищ) по низким берегам рек, развалины городов и крепостей на высоких мысах, могильники.

Жилища преимущественно наземные, со стенами из камня или в виде плетня, обмазанного глиной, а также прямоугольные полуземлянки и округлые жилища в форме юрты.

Столица Итиль располагалась по обоим берегам Волги и на острове, где находилась резиденция правителя - каменный дворец.

Горожане жили в глинобитных домах или юртах. В восточной части города располагались соборная мечеть, 30 приходских мечетей и медресе при них, а также христианские, иудейские храмы и языческие капища.

Власть

Первоначально Хазарский каганат являлся типичным кочевым ханством. Политические традиции и титулатуру он унаследовал от Тюркского каганата. Во главе государства стоял каган , формально обладавший всей полнотой военной и административной власти, которая, однако, была номинальной и сакральной.

До конца VIII в. власть в Хазарском каганате была сосредоточена фактически в руках местной хазарской и болгарской аристократии. После принятия иудаизма реальная власть оказалась у второго лица в государстве - бека (или хаканбека, на иврите «мелех» - царь).

Социальная структура

Высшим сословием в Хазарском каганате являлись тарханы - родовая аристократия и родственники царствующего рода; рангом ниже были эльтеберы - правители вассальных народов и тудуны - наместники кагана на отдельной территории.

Административно-территориальное деление

Территория Хазарского каганата делилась на области, различающиеся по степени контроля центральной власти.

Главной из них было Нижнее Поволжье, на территории которого жили собственно хазары, находились столица, резиденция кагана . Стратегические пункты контролировались непосредственно каганом, в них располагались хазарские гарнизоны (крепости Саркел на Дону и Самкерс у Керченского пролива).

Подчиненные народы (аланы, венгры, славяне и др.) сохраняли собственную социально-политическую структуру. Их правители были обязаны собирать и отправлять в Хазарию дань, выставлять войско кагану.

Внешняя политика

Особое геополитическое положение Хазарского каганата вынуждало его правителей вести постоянную борьбу за влияние в Причерноморье и Закавказье, а также за контроль над сухопутными и водными торговыми путями.

В Северном Причерноморье хазары столкнулись с Византией. В конце VII - VIII вв. хазары захватили Боспор, Восточный Крым, претендовали на главный греческий город Крыма - Херсонес.

В VIII в. у Хазарского каганата и Византии появился общий враг - Арабский халифат. Арабы покорили Среднюю Азию, вытеснили хазар из Закавказья, в 735 г. вторглись в прикаспийские степи и разгромили армию кагана (см. ). Однако они не смогли надолго удержаться в степях и отступили в Закавказье. Каган восстановил свою власть на Северном Кавказе и в других областях.

Войско

Активная международная политика требовала наличия боеспособной армии. В VII-VIII вв. армия состояла из ополчения, которое обязаны были выставлять зависимые народы. Численность войска могла достигать 100-300 тыс. человек.

В IX-X вв. ситуация изменилась: хазарские правители, отказавшись от масштабных завоевательных походов, стали использовать наемников. Главной силой войска была тяжелая конная гвардия, состоявшая из ларисиев - мусульманского племени хорезмийского происхождения. Она несла службу на особых условиях, имела своего визиря и право не воевать с единоверцами, что позволяло каганату вести активную внешнюю политику.

Распад

Однако сильное государство на стыке Европы и Азии, проводившее независимую политику, вызвало противодействие соседних стран.

Важное политическое значение имел вопрос о государственной религии. Арабы пытались утвердить в Хазарском каганате ислам, а Византия - христианство. Правящая верхушка хазар не стремилась связывать себя религиозными отношениями ни с Халифатом, ни с Византией.

В конце VIII - начале IX в. ставший во главе каганата Обадия, потомок кагана Булана, объявил государственной религией иудаизм, что вызвало недовольство части хазарской знати и значительной части низов. Началась длительная междоусобная борьба, в ходе которой Обадия разгромил повстанцев и их союзников - мадьяр.

Смутой в Хазарском каганате воспользовались крымские готы, перешедшие под власть Византии, и некоторые другие народы, платившие ранее дань хазарам (в том числе приднепровские славяне).

В конце IX в. причерноморские и донские степи оказались под властью печенегов. Византия, заинтересованная в ослаблении каганата, начала настраивать против хазар окружавших их кочевников.

Одновременно с этим Хазарский каганат испытывал военный натиск со стороны Древнерусского государства: в 913-914 и 943-944 гг. русские войска прошли через всю Хазарию и опустошили Каспийское побережье.

В 964-965 гг. князь Святослав совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат: были разорены города Итиль, Семендер, захвачен город Саркел.

В конце Х в. Хазарский каганат, ослабленный внутренней междоусобицей, походом Святослава, вторжениями печенегов и огузов, перестал существовать.

До начала XIII в. сохранялось небольшое владение в Нижнем Поволжье - город и область Саксин.

Литература

Плетнёва С.А. Хазары. М., 1976.

Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. М., 1990.

Сабирзянов Г.С. Народы Среднего Поволжья и Южного Урала в панораме веков. Казань, 1995.

Фахрутдинов Р.Г. История татарского народа и Татарстана. Казань, 2000.

Артамонов М.И. История хазар. СПб., 2001.

Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. М., 2006.

Значительным явлением в тюркской и общемировой истории был Хазарский каганат. Но история этого государства часто описывается в качестве фона или контекста истории других народов. Она все еще не вписана в систему общетюркской цивилизации и государственности татарского народа, хотя есть немало признаков-критериев (общность исторического происхождения, языка, образа жизни и т.д.), позволяющих рассматривать Хазарию как важную составляющую тюркской цивилизации и татарской субкультуры.

Создание Хазарского каганата

Хазарский каганат (с VII по X вв.) стал первым раннефеодальным государством на востоке Европы, возникшим к середине VII в. в прикаспийских степях в результате распада Западно-Тюркского каганата.

Тюркоязычные хазары - кочевники и скотоводы появились здесь после гуннского «броска» в Европу. По свидетельству сирийского историка Захария Митиленского, на рубеже V - VI вв. в северо-западном Прикаспии обосновалось 13 тюркоязычных племен, среди которых были савиры, авары, болгары, хазары. Хазары вместе с савирами проявляли себя как заметная военная сила, совершая походы на византийские и иранские владения в Закавказье.

В 560-570-е гг. хазарские племена подпали под влияние Тюркского каганата. Вместе с основными тюркскими группами каганата, заключившего союз с Византией, хазары участвовали в походах на Иран. После ослабления и распада Западно-Тюркского каганата хазары оказались одним из самых крупных и влиятельных племен Северного Кавказа, создав новый союз племен - Хазарский каганат. Власть в каганате сохранила в своих руках тюркская (тюркютская) династия Ашина.

Племена Хазарского каганата

Во второй половине VII в. хазары, воспользовавшись разделением Великой Болгарии между сыновьями хана Кубрата, подчинили себе часть болгарских племен. В составе Хазарского каганата оказались также савиры, барсилы, беленджеры, аланы и другие местные племена.

Территория Хазарского каганата

В конце VII - начале VIII в. хазары смогли подчинить себе близлежащие восточнославянские племена и обложили их данью. В результате военного противостояния с Византийской империей на рубеже VII-VIII вв. хазары овладели Таманским полуостровом, Боспором, большей частью Крымского полуострова, за исключением Херсонеса.

Во времена наивысшего расцвета в начале VIII в. Хазарский каганат включал в себя обширные территории Северного Кавказа, все Приазовье, большую часть Крыма, контролировал степные и лесостепные просторы вплоть до Днепра. Несмотря на усиление хазарского присутствия в Причерноморье, встревоженная арабскими походами Византия устанавливает с Хазарией союзные отношения.

VII - VIII вв. были периодом взрывоподобной экспансии арабской цивилизации, создавшей огромную империю - , простиравшийся от реки Инд в Азии до Пиренейских гор в Европе. Уже в ходе первых военных кампаний арабы теснят могущественные державы того времени - Византийскую империю и Сасанидский Иран, ослабленные внутренними противоречиями и извечной взаимной борьбой.

В середине VII в. завершилось арабское завоевание Ирана, а в начале VIII в. в состав арабского государства вошли Закавказье и часть Средней Азии. Центром процветающего халифата стал Багдад.

Хазары совершили несколько походов в контролируемые арабами земли Закавказья. В ответ арабы в 735 г., преодолев Кавказские горы, нанесли поражение хазарам. Хазарский каган и его окружение восприняли от арабов ислам, который затем распространили среди части населения каганата. Это результат арабского цивилизационного влияния, проникновения в страну арабских проповедников и мусульманских купцов.

Столица Хазарского каганата

После арабских походов центр каганата перемещается на север. Столицей каганата сначала был древний город Семендер в Северо-Кавказском Прикаспии, а затем город Итиль на Нижней Волге (неподалеку от современной Астрахани). Город располагался на обоих берегах Волги и на небольшом острове, где расположилась резиденция кагана. Он был обнесен стенами и имел хорошую систему укреплений.

В восточной части города (Хазаран) располагался ремесленноторговый центр с крупными ярмарочными площадями, караван-сараями, мастерскими, а западную населяли чиновная и военная аристократия, здесь же располагались административные здания и ханский дворец.

Население столицы, как и всего каганата, было пестрым в этническом отношении: кроме хазар здесь жили болгары и аланы, тюрки и славяне, арабы и хорезмийцы, евреи и византийцы. Многие приезжие купцы задерживались в Хазарии подолгу. Мусульмане имели мечети христиане церкви, иудеи - синагоги, а язычники - языческие храмы и места молений.

По свидетельству современников, в городе насчитывалось не менее 30 мечетей, приходских училищ и школ Жилые постройки состояли из деревянных домов или шатров, войлочных юрт и полуземлянок. Итиль просуществовал до 965 г., когда был разрушен киевским князем Святославом Игоревичем.

Экономика Хазарского каганата

Основным хозяйственным занятием населения Хазарии оставалось полукочевое скотоводство, но активно развивались земледелие, садоводство и виноградарство. Многие зерновые, огородные и садовые культуры пришли к земледельцам Хазарского каганата из Центральной и Средней Азии, с Ближнего Востока, из Южной и Центральной Европы. Близость Каспийского и Азовского морей, Волги, Дона и других рек сделала для населения Хазарии привычным рыболовство.

Летом многие скотоводы отправлялись на временные кочевья, зимой жили в поселениях и городах. Стремительно развивалось ремесло, которое перенимало наиболее прогрессивные технические приемы и технологии различных цивилизаций и народов.

Торговля Хазарского каганата

Особое значение в формировании Хазарского каганата и расширении его международных связей играла торговля.

Каганат оказался на пересечении традиционных торговых путей с востока на запад () и из Балтики в Каспийское и Черное моря (Великий волжский путь).

С севера шли меха, скот, мед и воск, белужий клей, с юга везли арабскую сталь, ювелирные изделия, с востока - пряности, драгоценные камни, с запада - оружие, изделия из металла, ткани. Каганат был транзитным маршрутом в торговле невольниками, однако рабовладение не получило здесь заметного распространения и по своему типу было близко к патриархальному рабству.

Саркел крепость хазарского каганата

Крупнейшим городом Хазарии был город Саркел (от хазарского «белый дом»), построенный в IX в. на пересечении нескольких торговых караванных путей с водным. В 834 г. византийский император Феофил по просьбе хазарского кагана направил на Дон архитектора для строительства каменной крепости, которая и была возведена местными мастерами. Крепость защищала расположенный по соседству торговый город и была отделена от него рвом. На внутренней территории крепости, имевшей толстые кирпичные стены и башни, располагалась цитадель с двумя сторожевыми башнями.

Саркел быстро рос и вскоре превратился в крупнейший город Приазовья с разноязычным населением, заметную часть которого составляли болгары. Впоследствии город был сильно разрушен дружинниками князя Святослава, но просуществовал как южная русская твердыня под названием Белая Вежа вплоть до середины XII века.

Византия и Хазарский каганат

Хазария, оказавшись в зоне геополитической конкуренции крупнейших империй и цивилизаций (Византия, Арабский халифат), втягивалась не только в их военное соперничество и политику, но и стала причиной культурно-религиозного противоборства. В связи с такой ролью Хазарского каганата в Прикаспийско-Причерноморском регионе вопрос о государственной религии приобретал ключевое значение. Изначально язычники - болгары и хазары подвергались влиянию арабов-мусульман, а византийцы внедряли христианство, создав в VIII века на территории каганата митрополию с семью местными епархиями.

Почти одновременно с принятием ислама часть хазар Северного Дагестана стала исповедовать иудаизм, который принесли на Кавказ евреи, изгнанные сначала из Сасанидского Ирана, а затем из Византии.

Иудаизм в Хазарском каганате

Хазары проявляли значительную веротерпимость, о чем свидетельствовали многие современники. Вероятно, поэтому попытки объявить одну из религий государственной не встречали сопротивления в обществе. Так произошло, когда на рубеже VIII-IX вв. каган Обадия сместил прежнюю тюркскую династию и объявил иудаизм государственной религией.

Окружение кагана приняло иудаизм, а большая часть населения продолжала исповедовать язычество, ислам и христианство. В среде местных феодалов произошел раскол, хазарские князья - противники нового кагана решили опереться на помощь венгров, кочевавших в это время за Волгой, а Обадия нанял тюркские отряды печенегов и гузов (огузов). Началась междоусобная борьба, в результате которой проигравшие ушли на Дунай, а кто-то из них, вполне вероятно, откочевал в Среднее Поволжье.

Разгром Хазарского каганата

В конце IX в. берега Дона и причерноморские степи заполняют новые тюркские кочевники - печенеги, серьезно затруднявшие хазарскую внешнюю торговлю. Еще более опасную угрозу для гегемонии Хазарского каганата и хазарской торговли представляла Киевская Русь, которая также стремилась поставить под свой контроль транзитную торговлю востока Европы: Великий шелковый путь и балто- черноморско-каспийский путь. В результате многочисленных русских походов были ослаблены основные жизнеобеспечивающие центры города Итиль, Семендер и Саркел. Восстановить каганат оказалось невозможным.

Племена и народы каганата переселились либо ассимилировались другими этносами, главным образом с печенегами, а затем с . Этноним «хазары» некоторое время еще бытовал в Крыму, который итальянские источники продолжали именовать Хазарией вплоть до XVI в.

По всей вероятности, дальними потомками хазар можно считать небольшой тюркоязычный народ караимы, исповедующий караимистскую версию иудаизма, проживавший в Крыму в средние века и частично переселившийся в XIV веке в Польшу, Литву и на Украину.

Рассказать друзьям