Ян амос коменский произведения. Деятельность и педагогические взгляды яна амоса коменского

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

МГУ им. М.В.Ломоносова Факультет философии Педагогические идеи Яна Амоса Коменского Студентки 3 курса с/о Ткач Л.Б. Москва 2004 Содержание Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2 Принцип природосообразности……………………………………….. 4 Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7 Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11 Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19 Использованная литература……………………………………………… 22 Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского. Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира. Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы. Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом. Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе. Принцип природосообразности Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности. Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть. В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника. При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей. На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы». Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи. Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы: |детство - от рождения до 6 лет включительно | |отрочество - от 6 до 12 лет | |юность - от 12 до 18 лет | |возмужалость - от 18 до 24 лет | В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию. Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования. Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа, или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия. В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники. Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни. Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения. Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества). «Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить». Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли. Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания. Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций. Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека. В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека. Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания. Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной». Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно- нравственная направленность развития личности. Педагогическая система Коменского – это «строгая» педагогика, она предполагает отношение к воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в своих мыслях и поступках существу, она утверждает идею педагогической деятельности как сложнейшего из всех искусств развития человеческого в человеке. Педагогическая система Коменского оптимистична, пронизана светом веры в возможности человека и возможности воспитания, в перспективы разумного «общежития человеческого», объединения «возвышенных, мужественных, великодушных людей». В иерархии задач воспитания высшие ступени Коменский связывал с непосредственным обращением к внутреннему миру человека, воспитанием его духовности. Ценностным отношением к знаниям пронизан весь образовательный процесс. На каждой возрастной ступени вводятся этические и теологические представления и правила, нормы поведения, назначение которых – одухотворить внутреннюю жизнь ученика ценностным отношением к людям, к самому себе. В системе ценностей, необходимых гуманной личности, Коменский специально выделил «кардинальные добродетели», выношенные в христианской этике средневековья, истоками уходящие в философию Платона: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. В искусстве развивать и возвышать духовность человека Коменский стремился к формированию нравственности и благочестия – непрестанной духовной жизни и практической деятельности человека: «Добродетели учатся, постоянно осуществляя честное». В таком ключе - человек сам выстраивает свой внутренний мир – предстают «шестнадцать правил искусства развивать нравственность». Воспитатель ориентирован на стимулирование самодисциплины растущего человека (сдерживание влечений, обуздывание нетерпеливости, гнева и т.п.), нравственных стремлений (справедливость по отношению к другим людям, готовность уступить, услужить, оказать пользу своими услугами возможно большему числу людей и др.). Его инструментами являются и наставление, и «примеры порядочной жизни», и упражнения, главное же – организация упорядоченной, разнообразной, нравственно направленной деятельности, деятельности достаточно длительной, чтобы заложить привычки к труду, полезным занятиям, которые противостояли бы лени, праздности и безделью. Кладези нравственной мудрости и благочестия для воспитателя и для воспитанника – священное писание и размышления великих людей. «Почему и как нужно избежать зависти? Каким оружием защищать сердце от печалей и всяких человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом сдерживать гнев и умерить преступную любовь?» – приведя этот перечень вопросов, Коменский ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно направленной сознательной внутренней жизни воспитанников, в которой он пытается преодолеть слабости и пороки, противостоять разрушительной силе негативных чувств, влечений, сохранить душевное равновесие. При этом определенно и четко обозначены и «предъявлены» требования к человеку как духовно-нравственному существу. Для гуманиста Коменского это отнюдь не проявление авторитарности, насилия над личностью. В его антрополого-педагогической концепции, за человеком, «образом подобным Божьим» всегда остается право свободного выбора между добром и злом. В то же время воспитание призвано максимально помочь определиться в нравственной позиции, «предохранить молодежь от всех поводов к нравственной испорченности», научить «преодолевать самих себя». В этой связи и в учении о школьной дисциплине, «искусстве проявлять строгость», доминируют установки на самодисциплину, на такую строгость, которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное на создание в школе атмосферы «искреннего и открытого расположения», «господства бодрости и внимания как у учащих, так и у учащихся», «любви и радостной бодрости», когда не требовалось бы делать что-то против воли, по принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно, когда ученики любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли вести себя туда, куда подобает,… и сами к тому же стремились». В общем, педагогическую систему Коменского возможно представить как гуманистическую модель педагогического процесса, цель которого является ценностно-направленное и целостное развитие природных сил и способностей растущего человека. Цель реализуется в организации жизнедеятельности воспитанников в нравственно здоровой, духовно богатой, стимулирующей разностороннее развитие среде: в системе разнообразных видов деятельности, соответствующих природосообразному развитию сил и способностей, человеческому в человеке, в системе гуманных отношений между воспитанниками, отношений взаимодействия педагога и учащихся как субъектов педагогического процесса, в нарастающей субъектности воспитанников, что переводит цель и задачи педагогического процесса в их собственные цели и задачи, а воспитание «перерастает» в самовоспитание. Результат педагогического процесса – достигнутый воспитанником уровень его личностного индивидуального развития, включая самосознание, самоопределение, потребности и способности к дальнейшему саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию. Свобода развития личности воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями саморазвития, «ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо выявляется в образцовых, высокоэффективных воспитательных системах прошлого, органически вписывается в современные поиски гуманизации школы, что свидетельствует об универсальности педагогических открытий Коменского. Дидактические принципы Яна Коменского В педагогической литературе различают дидактические (общие) принципы обучения и методические (частные) принципы обучения. В дидактическом учении Коменского важнейшее место занимает вопрос именно об общих принципах обучения, или дидактическими принципами. Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов: 1) принцип сознательности и активности; 2) принцип наглядности; 3) принцип постепенности и систематичности знаний; 4) принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками. Итак, 1) Принцип сознательности и активности Этот принцип предполагает такой характер обучения, когда учащиеся не пассивно, путем зубрежки и механических упражнений, а осознанно, глубоко и основательно усваивают знания и навыки. Там, где отсутствует сознательность, обучение ведется догматически и в знании господствует формализм. Коменский разоблачил господствовавший на протяжении многих столетий догматизм и показал, как схоластическая школа убивала в молодежи всякую творческую способность и закрывала ей путь к прогрессу. Коменский считает главным условием успешного обучения постижение сущности предметов и явлений, их понимание учащимися: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)». Коменский также считает основным свойством сознательного знания не только понимание, но и использование знаний на практике: «Ты облегчишь ученику усвоение, если во всем, чему бы ты его не учил, покажешь ему, какую это принести повседневную пользу в общежитии». Коменский дает целый ряд указаний о том, как осуществить сознательное обучение. Самым главным из них является требование: «При образовании юношества все нужно делать как можно более отчетливо, так, чтобы не только учащий, но и учащийся понимал без всякого затруднения, где он находится и что он делает». Сознательность в обучении неразрывно связана с активностью учащегося, с его творчеством. Коменский пишет: «Никакая повивальная бабка не в силах вывести на свет плод, если не будет живого и сильного движения и напряжения самого плода». Исходя из этого, одним из самых главных врагов обучения Коменский считал бездеятельность и лень учащегося. В своем труде «Об изгнании из школ косности» Коменский раскрывает причины лени и дает ряд указаний о том, как ее укоренить. Коменский считает, что «косность есть отвращение к труду в соединении с леностью». Лень учащихся, по Коменскому, выражается в том, что они «не думают, как бы приобрести самим себе свет истинного и полного просвещения, и еще менее того принимают на себя труд, потребный для достижения такого просвещения». Изгонять лень, по мнению Коменского, нужно трудом. Воспитание активности и самостоятельности в обучении Коменский считает важнейшей задачей: «Необходимо, чтобы все делалось посредством теории, практики и применения, и притом так, чтобы каждый ученик изучал сам, собственными чувствами, пробовал все произносить и делать и начинал все применять. У своих учеников я всегда развиваю самостоятельность в наблюдении, в речи, в практике и в применении, как единственную основу для достижения прочного знания, добродетели, и, наконец, блаженства». 2) Принцип наглядности Принцип наглядности обучения предполагает прежде всего усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями, путем их чувственного восприятия. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. К использованию наглядности в процессе обучения обращались еще тогда, когда не существовало письменности и самой школы. В школах древних стран она имела довольно широкое распространение. В средние века, в эпоху господства схоластики и догматизма, идея наглядности была предана забвению, и ее прекратили использовать в педагогической практике. Коменский первым ввел использование наглядности как общепедагогического принципа. В основе учения Коменского о наглядности лежит основное положение: «Ничего не может быть в сознании, что заранее не было дано в ощущении». Коменский определял наглядность и ее значение следующим образом: 1) «Если мы желаем привить учащимся истинное и прочное знание вещей вообще, нужно обучать всему через личное наблюдение и чувственное доказательство». 2) «Поэтому школы должны предоставлять все собственным чувствам учащихся так, чтобы они сами видели, слышали, осязали, обоняли, вкушали все, что они могут и должны видеть, слышать и т.д., они избавят, таким образом, человеческую природу от бесконечных неясностей и галлюцинаций...» 3) То, что нужно знать о вещах, должно быть «преподаваемо посредством самих вещей, т.е. должно, насколько возможно, выставлять для созерцания, осязания, слушания, обоняния и т.п. сами вещи, либо заменяющие их изображения». 4) «Кто сам однажды внимательно наблюдал анатомию человеческого тела, тот поймет и запомнит все вернее, чем если он прочтет обширнейшие объяснения, не видав всего этого человеческими глазами». То есть, Коменский считал наглядность не только принципом обучающим, но и облегчающим обучение. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать: 1) реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними; 2) когда это невозможно, модели и копию предмета; 3) картинки как изображение предмета или явления. Учебный эффект всякого наблюдения зависит от того, насколько учитель сумел внушить учащемуся, что и для чего он должен наблюдать, и насколько ему удалось привлечь и сохранить его внимание на протяжении всего процесса обучения. 3) Принцип постепенности и систематичности знаний Последовательное изучение основ наук и систематичность знаний Коменский считает обязательным принципом обучения. Этот принцип требует овладения учащимися систематизированным знанием в определенной логической и методической последовательности. Последовательность и систематичность в первую очередь касаются следующих вопросов: каким образом распределять материал, чтобы не нарушить логику науки; с чего начинать обучение и в какой последовательности построить его; как установить связь между новым и уже изученным материалом; какие связи и переходы следует установить между отдельными этапами обучения и т.п. Итак, какое содержание вносит Коменский в свое положение – «Обучение должно вестись последовательно»? Первое требование Коменского состоит в том, чтобы был установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего». Второе требование касается соответствия обучения уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы». Третье требование касается того, чтобы «все изучалось последовательно с начала и до завершения». Четвертое требование – «подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи». Коменский формулирует ряд конкретных указаний и дидактических правил для реализации этих требований. 1. Занятия должны быть распределены таким образом, чтобы на каждый год, каждый месяц, день и час были поставлены определенные учебные задачи, которые должны быть заранее продуманы учителем и осознаны учащимися. 2. Эти задачи должны решаться с учетом возрастных особенностей, точнее говоря, соответственно задачам отдельных классов. 3. Один предмет следует преподавать до тех пор, пока он с начала и до конца не будет усвоен учащимися. 4. «Все занятия должны быть распределены таким образом, чтобы новый материал всегда основывался на предшествующем и укреплялся последующим». 5. Обучение «должно идти от более общего к более частному», «от более легкого - к более трудному», «от известного - к неизвестному», «от более близкого к более отдаленному» и т.д. «Эту последовательность, - говорит Коменский, - необходимо соблюдать всюду; повсюду ум должен переходить от исторического познания вещей к разумному пониманию, затем к употреблению каждой вещи. Этими путями просвещение ума ведет к своим целям подобно машин с собственным движением». 4) Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками Показателем полноценности знаний и навыков являются систематически проводимые упражнения и повторения. Во времена Коменского в школах господствовавшее положение занимали формализм и зубрежка. Коменский же ввел в понятия упражнения и повторения новое содержание, он поставил перед ними новую задачу - глубокое усвоение знаний, основанное на сознательности и активности учащихся. По его мнению, упражнение должно служить не механическому запоминанию слов, а пониманию предметов и явлений, их сознательному усвоению использованию в практической деятельности. Коменский связывает упражнения с памятью и пишет: «Упражнения памяти должны практиковаться беспрерывно». Но вместе с тем Коменский выступает против механического запоминания в пользу логического и указывает: «Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью». Также большое внимание Коменский требует уделять физическому воспитанию учащихся. Придавая большое значение упражнениям и повторениям, Коменский выдвигает ряд указаний и правил для осуществления этого принципа в обучении: «Обучение нельзя довести до основательности без возможно более частых и особенно искусно поставленных повторений и упражнений». В одной и той же школе должен быть «один и тот же порядок и метод во всех упражнениях». «Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понятно». На каждом уроке после объяснения материала учитель должен предложить «встать одному из учеников, который все сказанное учителем должен повторить в том же порядке, как будто он сам уже был учителем других, объяснить правила теми же примерами. Если он в чем-то ошибается его нужно исправлять. Затем нужно предложить встать другому и сделать то же самое...» По мнению Коменского, такое упражнение принесет особую пользу, ибо: «I. Учитель всегда будет вызывать к себе внимание со стороны учеников» «II. Преподаватель определеннее убедится в том, что все изложенное им правильно усвоено всеми. Если недостаточно усвоено он будет иметь возможность тотчас исправить ошибки». «III. Когда столько раз повторяется одно и тоже, то даже наиболее отстающие поймут изложенное настолько, чтобы идти наравне с остальными». «IV. Благодаря этому столько раз проведенному повторению все ученики усвоят себе этот урок лучше, чем при самом долгом домашнем корпении над ним». «V. Когда таким образом ученик постоянно будет допускаться, так сказать, к исполнению учительских обязанностей, то в умы вселится некоторая бодрость и увлечение этим учением и выработается смелость с одушевлением говорить о любом высоком предмете перед собранием людей, а это будет особенно полезно в жизни». Коменский разработал такие требования для принципа обучения и повторения: 1. «Правила должны поддерживать и закреплять практику» 2. «Ученики должны делать не то, что им нравится, но то, что им предписывают законы и учителя». 3. «Упражнения ума будут происходить на специальных уроках, проводимых по нашему методу». 4. «Каждая задача прежде иллюстрируется и объясняется, причем от учеников требуется показать, поняли ли они ее и как поняли. Хорошо также в конце недели устраивать повторения». Из этих положений видно, что Коменский упражнение и повторение полностью подчиняет задаче сознательного и прочного усвоения знаний учащимися. С этой точки зрения многие предложенные им правила поныне сохраняют свое теоретическое и практическое значение. Семейное воспитание в педагогике Коменского Воспитанию в семье Коменский придает огромное значение. “Показав, что райские растеньица - христианское юношество - не могут расти наподобие леса, а нуждаются в попечении, следует рассмотреть, на кого же падает это попечение. Всего естественнее признать, что оно падает на родителей, чтобы те, кому дети обязаны жизнью, оказались и источником для них разумной нравственной и святой жизни”. “Однако при многообразии людей и их занятий редко встречаются такие родители, которые могли бы сами воспитывать своих детей или по роду своей деятельности располагали бы необходимым для этого досугом. Поэтому давно уже практикуется порядок, при котором дети многих семей вверяются для обучения специальным лицам, обладающим знаниями и серьезностью характера. Этих воспитателей юношества обыкновенно называют наставниками, учителями... ”. Коменский ставит учителей на второе место после родителей. Следуя Платону и Аристотелю, основными добродетелями Коменский считал мудрость, умеренность, мужество и справедливость. И главными средствами их воспитания был пример родителей. Семья, по мнению Коменского, является главным средством нравственного воспитания. Важной функцией семейного воспитания для Каменского является пробуждение и поддержание в детях стремления учиться. “Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и школьным начальством. Если родители в присутствии детей с похвалой отзываются об учении и об ученых людях или, побуждая детей к прилежанию, обещают им красивые книги, красивую одежду или еще что-либо приятное; если хвалят учителя (особенно того, которому хотят поручить детей) как со стороны его учености, так и гуманного отношения к детям (ведь любовь и восхищение являются сильнейшим средством, чтобы вызвать стремление к подражанию); наконец, если они иногда пошлют детей к учителю с поручением или маленьким подарком и пр., то легко достигнуть того, что дети искренне полюбят и науку и самого учителя. ” Подчеркивая всю важность и необходимость семейного воспитания, Коменский в “Великой дидактике” создает образ материнской школы, как первой ступени образовании. О ступенях образования уже говорилось в первой главе данной работы, сейчас же мы более подробно рассмотрим сущность именно материнской школы. Цель школы Коменский видел в развитии и упражнении преимущественно внешних чувств, чтобы дети приучались обращаться правильно с окружающими их предметами и распознавать их. Основные характерные черты этой школы Коменский описывает следующим образом: “В первые же годы дерево тотчас же выпускает из своего ствола все главные ветви, которые оно будет иметь и которым в последствии приходится только разрастаться. Следовательно, таким же образом, чему бы мы не хотели научить на его пользу в течение всей жизни, - все это должно быть преподано ему в этой первой школе”. Далее Коменский приводит список предметов (их зачатков), которые по его мнению необходимо изучать в материнской школе. “Метафизика в общих чертах первоначально усваивается здесь, так как дети воспринимают все в общих и неясных очертаниях, замечая, что все, что они видят, слышат, вкушают, осязают, все это существует, но не различая, что это такое в частности, и лишь потом постепенно в этом разбираясь. Следовательно, они уже начинают понимать общие термины: нечто, ничто, есть, нет, так, не так, где, когда, похоже, не похоже и т. п., что в общем и является основой метафизики. В естествознании в это первое шестилетие можно довести ребенка до того, чтобы он знал, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, камень, железо, дерево, трава, птица, рыбы и пр. Начала оптики ребенок получает благодаря тому, что начинает различать и называть свет и тьму, тень и различия основных цветов: белого, черного, красного и пр. Начала истории состоят в том, чтобы ребенок мог припомнить и рассказывать, что произошло недавно, как тот или другой в том или ином деле действовал, - ничего, если это будет хотя бы только по-детски. Корни арифметики закладываются благодаря тому, что ребенок понимает, когда говорится мало и много; умеет считать, хотя бы до десяти, и сделать наблюдение, что три, больше, чем два, и что единица, прибавленная к трем, дает четыре и пр. А также начала геометрии, статики, грамматики, диалектического искусства, музыки. Знакомство с поэзией, политикой. Учение о нравственности и пр. Итак, на семью возлагается колоссальная ответственность за развитие ребенка. Коменский говорит: “Все всего легче образуется в нежном возрасте”. В соответствии с принципами природосообразности и возрастной периодизации Коменский считает, что семейное воспитание (материнская школа) является первым и одним из самых главных этапов детского воспитания и обучения. Использованная литература 1. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М.: Учпедгиз, 1955. 2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. Т.2. -М.: Педагогика, 1982. 3. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. - М.: Просвещение, 1982. 4. Лордкипанидзе Д.О. Ян Амос Коменский. - изд 2-е,М.: Педагогика, 1970 5. Нипков К.Э. Ян Коменский сегодня. - СПб.: Глаголь, 1995 6. Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М.: Просвещение, 1981.

ИДЕИ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ТРУДЫ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

ЛИТЕРАТУРА

ЖИЗНЬ ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО

Ян родился 28 марта 1592 года в городке Нивница. Позже его семья из Нивницы (Словакия) перебралась в Комну. От названия деревни и пошло название Коменский.

Мартин Коменский, его дядя, принадлежал к видным членам Общины чешских братьев. В семье Яна царили четкие критерии и ценности в мышлении и в разговорах. Мир виделся им гармонически упорядоченным, поскольку таким его создало высшая Провидение. Таким образом, маленький Ян жил в волшебном мире детства, в мире, где нет места сомнениям, тайнам и страху.

Когда Яну исполнилось десять лет, умер отец. Через год умерла мать. Одновременно, или почти одновременно, умерли две сестры. В это время людей поражает чума. После первого испуга приходит страх, потом тоска, скорбная пустота и одиночество.

Осиротевшего Яна взяла к себе тетя, сестра отца, Зузана Носалова, которая жила я мужем в городе Стражнице на моравско-словацкой границе. Школа и учителя Община чешских братьев в Стражнице, учеником которой он стал, пользовался отличной репутацией.

В школе дела у Яна шли хорошо, и ему нравилось учиться. Он быстро превзошел в знаниях соучеников, от этого нисколько не потеряв в их глазах, напротив. Он был необыкновенно любознателен и, безусловно, превосходил остальных ребят: он умел не только смотреть, но и видеть, кроме того, он умел делиться знаниями так увлекательно, что притягивал к себе учеников.

Но вскоре началась война – борьба чешских и моравских протестантов против гнета католического дворянства. Село было сожжено, многих забрали в плен. Но семья Носаловых с маленьким Яном, к счастью, убежала почти невредимой. Думать не о чем – надо идти в Нивницу.

Вернувшись в родной городок, Ян начал потихоньку приниматься за одно, за другое, за третье, но все тотчас оставлял после мучений и колебаний он пришел к заключению, что прежде всего, нужно посмотреть все человеческие дела. Но человек в одиночку не может справиться с познанием окружающего мира и его противоречий, с раскрытием его тайн. Мало только смотреть, задавать вопросы, надо читать, учиться, черпать из бездонных источников мудрости, которую лучшие из лучших вложили в свои книги. Мудрые всех поколений должны прийти на помощь вступившему на путь познания. Ян хочет учиться дальше, ему шестнадцать лет.

Так в 1608 году Ян становиться учеником школы Чешских братьев в Пшерове, лучшей среди братских учебных заведений. Старший среди учеников, он жадно поглощает знания из всех источников и быстро перегоняет товарищей. Здесь он знакомиться с латынью и греческим языком.

Возглавлял пшеровскую школу Ян Ланеций, прекрасный учитель и воспитатель, который сразу же заметил выдающиеся способности Коменского его сильную волю и целеустремленность. Он порекомендовал послать Яна для совершенствования знаний в академию.

Коменский приезжает в Герборн в 1611 году. Яну Амосу (теперь он прибавляет второе имя) девятнадцать лет. В те годы Герборнский университет в протестантском мире пользуется отличной репутацией: прекрасная программа обучения и выдающие профессора.

В академии большое влияние на Коменского оказал профессор теологии Иоанн Генрих Альштед, который привлекал студентов невероятной широтой знаний. Благодаря влиянию этого преподавателя у Коменского появилась идея составить энциклопедию для своего народа. Также он понял, что необходимо систематически упорядочивать познанное и также систематически продвигаться вперед. Передавая его другим, объясняя, обучая.

Отныне его задача – охватить все знания, привести их в строгую логическую последовательность и найти систему, с помощью которой познанное передать другим.

Он писал: “Бойтесь быть ученым только для себя. Насколько в ваших силах, к тому же ведите и других. Пусть вас побуждает хотя бы пример Сенеки, который говорит: “Я желаю передать другим все, что знаю сам”. А также: ”Я бы отверг мудрость, если бы она давалась по тем условиям, чтоб держать ее в себе и не распростронять”.

После окончания Герборнской академии Коменский путешествует по Англии и Нидерландам. В 1613 году приезжает в Гейдельберг, учиться на богословском факультете Гейдельберского университета.

В 1614 году Коменский вернулся домой, ему было двадцать шесть лет. Он женился на Магдалене Визовской и становиться управляющим Советом братской Общины и одновременно учителем и проповедником в Фульнеке.

Коменский вновь переживает трагедию детства: начинается общеевропейская Тридцатилетняя война, которую сопровождают эпидемии чумы (1621 год). Умирает его жена.

В 1624 году Ян Амос обручился с Доротой Кирилловой, тогда ему было тридцать два года.

В 1641 году Коменский отправляется в путешествие по Англии, а с 1644 года он путешествует по Европе. В 1650 году он возвращается домой.

В 1652 году в стране разражается эпидемия оспы. Болеет вся семья Коменского (ему исполнилось шестьдесят лет). Умирает вторая жена.

В 1667 году значительно ухудшилось здоровье Коменского, но это было лишь временное явление. Хотя спустя какое-то время приступы стали посещать Яна Амоса все чаще, его охватывала лихорадка, начало постепенно парализовывать. Времени оставалось мало. Он уже перестал писать, но его сын Даниэль писал за него. Все эти трудные годы рядом с ним была его заботливая и любящая жена Яна.

В 1670 году холодным ноябрьским утром Коменский умер. Вокруг него книги, планы, записи с идеями. Его слово мертво и молчаливо. Но через много лет или столетий кто-нибудь взглянет, прочтет – и оживут слова. Ян Амос заговорит.


Коменский сформулировал представления о системе обучения, о разделении школы на ступени, о содержании образования и о круге его “потребностей”, и главное – о методе приспособления образования к природе человека, к разным этапам его развития. Пытаясь применить свои идеи на практике, он натолкнулся на консерватизм коллег. В их глазах все новшества ставили под угрозу реноме школы и подрывали ее авторитет среди учеников и городского общества, т.к. отвергали прежнюю методическую основу школьной системы. Та предусматривала беспрекословную дисциплину и подчинение учителю, покорное зазубривание всего, что полагалось “принимать на веру”. А Коменский выступал против отрыва теории от практики, механической зубрежки, самоцельного обучения, не связанного с воспитанием. Разве не революционным было предложение украшать стены школьных классов картинами, водить учеников в поле и лес, “играть в ремесла” при изучении латыни, разрешить школярам задавать вопросы и спорить...

По мнению Яна Амоса начинать обучение надо с первых самостоятельных шагов по земле маленького человека, с детства. “Самый передовой пост человеческого рода – у колыбели. Потому что от начала зависит все, и доброе и злое: куда и как направить человека, туда он и пойдет – за головой тело. И легче всего начинать с самого начала, иначе дело пойдет тяжко”. Уже в предшкольный период можно заложить основы познания, на которых потом будет строиться школьное и нравственное воспитание. В дошкольном возрасте закладываются предпосылки, от которых зависит, чтоб ребенок хорошо учился, старательно использовал свой разум в познавании мира, создал достаточный запас представлений, в который слово и понятие всегда будут связаны с конкретным образом конкретных предметов, чтобы ребенок научился понимать простейшие зависимости.

Подобное воспитание и обучение возможно только в семье. Только в семье и в особенности у матери, есть возможность вводить ребенка в простейшее и в то же время в самое важное – в понимание мира. “Материнская школа” – название этого периода воспитания возникает само собой.

ОТРЫВКИ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Я.А. КОМЕНСКОГО

О развитии природных дарований

Человеку прирождены четыре части, или качества, или способности. Первая называется ум – зеркало всех вещей, с суждением – живыми весами и рычагом всех вещей и, наконец, с памятью – кладовою для вещей. На втором месте – воля – судья, все решающий и повелевающий. Третья – способность движения, исполнительница всех решений. Наконец, речь – истолковательница всего для всех. Для этих четырех деятелей в теле нашем имеется столько же главнейших вместилищ и органов: мозг, сердце, рука и язык. В мозгу мы носим как бы мастерскую ума; в сердце, как царица в своем дворце, обитает воля; рука, орган человеческой деятельности, является достойным удивления исполнителем; язык, наконец, - мастер речи, посредник между различными умами, заключенными в различных, друг от друга разделенных телах, связывает многих людей в одно общество для совещания и действования.

Законы хорошо организованной школы

Учить только умению говорить и не учить вместе с тем понимать (т.е. учить языкам без понимания вещей) – это значит не усовершенствовать человеческую природу, а только придать ей наружное, поверхностное украшение. Учить же понимать вещи, но не учить вместе с тем действовать, есть вид фарисейства: говорить, но не делать. Наконец, понимать и делать вещи, не отдавая себе, однако, отчета в пользе знания и действия, - это полуневежество. Чтобы образовать людей, знающих вещи, опытных в деятельности и мудрых в использовании знания и действия, наша мастерская гуманности, школа, должна вести умы через вещи таким образом, чтобы везде соблюдалась польза и предупреждалось злоупотребление. Это принесет значительную пользу во всей жизни...

Законы для учителей

1. Учителями должны быть люди честный, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим. (Ничто притворное не может быть продолжительным).

2. Чтобы быть в состоянии бодро выполнять обязанности своей профессии и предохранить себя от скуки и отвращения они должны...остерегаться слишком низко ценить себя и относиться к самим себе с презрением...Но наши полагают, что они поставлены на высоко почетном месте, что им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем, именно, чтобы маленькое подобие Бога доводить до сходства с Богом или, как говорит Бог у пророка, насождать небо и основывать землю, т.е. полагать основание церкви и государства...

Введение

Библиография трудов Я.А. Коменского

Заключение

Список источников

ВВЕДЕНИЕ

Литературное наследие Я.А. Коменского многогранно - около 250 работ. Все его труды проникнуты идеями гуманизма, заботой о воспитании человека, глубокими педагогическими идеями, которые открыли новую эпоху в образовании и школьном деле, за что Я.А. Коменский был назван современниками «учителем народов». Я.А. Коменский писал на латинском и чешском языках, труды великого педагога еще при его жизни переводились в разных странах.

Литературное наследие Я.А. Коменского условно можно разделить на две части: литературные произведения и научные труды.

Объект работы - Я.А. Коменский.

Предмет работы - труды Я.А. Коменского.

Цель работы - составить библиографию трудов Я.А. Коменского, выделить основные идеи.

Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка источников.

Библиография трудов Я.А. Коменского

Трактат «Лабиринт мира и рай сердца» (1623)

Я.А. Коменский охватывает мысленным взором окружающий мир, задумывается над его судьбой, над жизнью людей, над настоящим и будущим человечества. Основной замысел книги раскрывается в первом параграфе первой главы: «Когда я был в том возрасте, в котором человеческому разуму начинает появляться различие добра и зла, и замечал разные сословия, разряды, звания, работы и дела, которыми люди заняты, я осознал потребность обдумать, к которому разряду людей мне пристать и в чем проводить свою жизнь».

«Физика» (1634)

Размышления о природных основах, на которых должно основываться школьное обучение. Ввело Коменского в область философии, т.е. философии природы в библейском (1-х глав Бытия) освещении.

«Великая дидактика» (1633-1638)

Центральный труд педагогической теории Я.А. Коменского. Полное название книги: «Великая дидактика, содержащая универсальное искусство, как всех учить всему, или верный и тщательно продуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждого христианского государства такие школы, в которых бы все юношество того или иного пола, без всякого исключения могло бы обучаться наукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия, и таким образом в годы юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни».

Книга начинается введением, состоящим из нескольких частей. Первая из них посвящена пользе дидактики в целом, вторая адресована всем читателям, а третья - «ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств, пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей». Понятие «дидактика» как теория обучения было введено ученым Вольфгангом Ратке в XVI в. Однако содержание и смысл этому понятию дал именно Я.А. Коменский. Он определил дидактику как универсальное искусство всех учить всему. «Руководящей основой дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащиеся меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха…».

«Обучение всех всему» основывается на принципе природосообразности. Человек как часть природы подчиняется ее универсальным законам, а образование должно определяться естественной природой вещей и позволять учить легко, быстро и прочно, должно начинаться в раннем возрасте и продолжаться в течение юности.

Для реализации этой идеи Я.А. Коменский впервые в истории педагогики разработал научно обоснованную целостную систему школ в соответствии с возрастной периодизацией и наметил содержание обучения на каждой ступени образования. Педагог выступал за всеобщее обучение и считал, что во всяком благоустроенном обществе должны действовать школы для обучения детей обоих полов.

Так первой ступенью, по мнению Я.А. Коменского, должна стать материнская школа (от рождения до 6 лет), когда ребенок узнает сведения об окружающем мире, получает начальные знания по географии, астрономии, главными направлениями воспитания этого периода педагог считал трудовое и нравственное.

На этапе начального образования (от 6 до 12 лет) следует школа родного языка, в которой детей на родном языке знакомят с довольно широким кругом знаний, выходящим за традиционные рамки современного педагогу образования. Я.А. Коменский предлагал включить в программу этой школы родной язык, арифметику, начала геометрии, географии, «начала космографии», начала общественно-политических знаний, ремесла, псалмы, катехизис, другие священные тексты. Школа родного языка предназначалась для совместного обучения всех детей.

Средняя школа в системе Я.А. Коменского - это гимназия, или латинская школа (от 12 до 18 лет), которая должна открываться в каждом городе для обучения юношей, достигших успехов в обучении. В программу гимназии педагог включал «семь свободных искусств», физику, географию, историю, начала медицинских знаний и др.

Высшая ступень образования (от 18 до 24 лет) представлена в системе педагога академией, которая должна открываться в каждом государстве. В структуре академии были выделены традиционные университетские факультеты, а целью ее создания было сообщение пансофических знаний. «Пансофия - всеобщая мудрость, в его представлении,- истинное знание всеми людьми всего самого важного о мире, знание, приведенное в логическую систему и изложенное в единой энциклопедической книге».

До сегодняшнего дня классно-урочная система, введенная Коменским, остается основой школьного обучения.

Вопросы воспитания и обучения Я.А. Коменский рассматривал в неразрывном единстве, отдавая приоритет процессу обучения. Цель воспитания, по его мнению, - подготовка человека к вечной жизни. Он выделял следующие составные части воспитания: научное образование, нравственное и религиозное воспитание. Ведущая роль отводилась именно нравственному воспитанию. Большую роль в этом воспитании играли родители и семья в целом. Цель воспитания педагог видел не только в приобретении знаний, но и в системе моральных качеств, из которых наиболее важными считал справедливость, мужество и умеренность. В процессе воспитания Я.А. Коменский отводил решающую роль личному примеру учителя, а в школе огромное значение придавал дисциплине, вместе с тем стараясь поддерживать в своих учениках живость, свойственную детскому возрасту. Он считал, что следует поддерживать дисциплину хорошими примерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровенным расположением к ученикам. «Пусть поддержание дисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно, чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть».

Коменский впервые в истории дидактики не только указал на необходимость руководствоваться принципами в обучении, но раскрыл сущность этих принципов:

Принцип сознательности и активности; главным условием успешного обучения является понимание сущности предметов и явлений: «Правильно обучать юношество - это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит - раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки (знания)».

Принцип наглядности: этот принцип предполагает усвоение учащимися знаний путем непосредственных наблюдений над предметами и явлениями. Наглядность Коменский считает золотым правилом обучения. Для осуществления наглядности Коменский считал необходимым использовать:

-реальные предметы и непосредственное наблюдение над ними;

-когда это невозможно, модели и копию предмета;

-картинки как изображение предмета или явления.

Принцип постепенности и систематичности знаний.

Должен быть установлен точный порядок обучения во времени, поскольку «порядок - душа всего».

Обучение должно соответствовать уровню знаний учащихся и чтобы «вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно разделена на классы».

Материал должен изучаться «последовательно с начала и до завершения».

«Подкреплять все основания разума - это значит всему учить, указывая на причины, т.е. не только показывать, каким образом что-либо происходит, но также показывать, почему оно не может быть иначе. Ведь знать что-нибудь - это значит называть вещь в причинной связи».

Принцип упражнений и прочного овладения знания и навыками связан с памятью. А также изучаемый материал должен быть хорошо понят, а не просто механически заучен.

«Основательно внедряется в ум только то, что хорошо понятно и тщательно закреплено памятью».

Есть три причины трудности в обучении:

Рабский способ постановки занятий;

Порочный способ изучения вещей - когда учащихся не обучают вещам, а лишь рассказывают им о вещах;

Несовершенство метода.

Единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.

"Руководящей основой нашей дидактики пусть будет:

Исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; в школах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей и основательного успеха, и в христианском государстве было бы меньше мрака, смятения, раздоров, а больше света, порядка, мира и спокойствия».

"...Если понятия не соответствуют вещам, которые они должны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными".

"Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применения на деле".

"Книги - это инструмент насаждения мудрости".

"Образование должно быть истинным, полным, ясным и прочным".

"Изучение мудрости возвышает и делает нас сильными и великодушными".

«Открытая дверь к языкам» (1631)

Коменский, подобрав в соответствии с высказанными им дидактическими принципами ряд постепенно грамматически усложняющихся предложений (фраз), одновременно дает и учебник языка, и книгу, знакомящую ребенка с доступными ему знаниями из разных областей. Эта маленькая энциклопедия на латинском языке произвела переворот в системе преподавания важнейшего по тем временам предмета. В учебнике отвергнут догматико-грамматический путь изучения языка, который на протяжении столетий приносил страдания и мучения миллионам детей.

Вместо сухих, непонятных и непреодолимых грамматико-синтаксических правил в «Открытой двери языков» представлены 100 маленьких рассказов из различных областей знания, которые не только изменили направление схоластических учебников того времени, но и сделали более эффективным и плодотворным изучение самого латинского языка, являвшегося официальным языком в государственном управлении, науке и школе. «Открытая дверь языков» поистине представляла практическую иллюстрацию основных положений дидактики Коменского, подтверждала правильность этих положений, в чем и сам Коменский видел одно из назначений книги. Красноречивым подтверждением блестящей победы «Открытой двери языков», и, следовательно, дидактики Коменского, является то, что история не знает другого случая, когда какой-либо учебник получил бы такое широкое распространение. Эта книга была переведена почти на все европейские и на некоторые восточные языки. Несмотря на такой успех, Коменский все же не был доволен книгой и считал ее трудной для начинающих. Поэтому в 1633 г. он дополнительно составил «Преддверие к открытой двери к языкам» в качестве учебника латинского языка для начинающих.

«Материнская школа» (1632)

Первое руководство для семейного воспитания

Материнская школа оплачивалась семьей, школа родного языка - местной общиной, гимназия - центральным органом власти, академия - государством. Таким образом, каждая ступень образования, по Коменскому, в той или иной степени являлась заботой всех и каждого. Для каждой ступени педагог разработал и особое содержание обучения. В материнской школе ребенок должен был получить образные представления об окружающем мире.


Много внимания уделяется вопросам просвещения и образования. В этом произведении Коменский выступает как великий демократ, социальный реформатор, мечтающий о переустройстве человеческого общества на основе свободы, справедливости и гуманизма.

педагогический дидактика классный урочный воспитательный

«Панпедия» - составляющая часть одного из главных трудов Я. Коменского «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (с 1645 г. и до смерти)

Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить свое дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. В труде Коменский описывает, как путём овладения знаниями человек может понять и прийти к подлинной сущности своей жизни. Этот трактат всецело отвечает духу эпохи Нового времени. Предложенная автором система с её взглядами на процесс обучения и более широко - самосовершенствования на протяжении всей жизни, полностью переписывала не только каноны образования Средневековья, но и глобально критиковала существующий порядок вещей. И это делает изучение панпедии интересной с двух точек зрения: как исторического факта в его взаимосвязи со временем, и как нового подхода к образованию, переосмыслению его роли для человека.

«Новейший метод языков» (1648)

Философское учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической привязанности к латыни. Коменский применил к конкретной методике свои общепедагогические принципы и попытался обосновать три важнейших положения: параллельное изучение вещей и слов, соблюдение строгой последовательности и постепенности в обучении, переход от легкого к трудному.

«Школа-игра» (1656)

Стремясь сделать учение для школьников более интересным, составил учебную книгу «Школа - игра», которая представляла собой драматизацию "Открытой двери языков" и предназначалась для постановки на сцене школьного театра.

«Мир чувственных вещей в картинках» (1658)

Представляет собой своего рода иллюстрированную детскую энциклопедию первоначальных знаний. Рисунки являются органической частью учебных текстов. В 150 кратких статьях, каждая их которых снабжена рисунком, даются сведения о природе (вселенная, сведения по географии, о растениях, животных, человеческом теле), о деятельности человека (ремесла, сельское хозяйство, транспорт, культура и пр.), об общественной жизни (государственное управление, суд). В то же время с большим педагогическим мастерством обогащается речь учащихся: учебник давал знания по родному и латинскому языкам. Книга эта была переведена на многие языки и в течение более 150 лет служила хорошим учебником для первоначального обучения. Во второй половине XVIII века она с некоторыми переделками была несколько раз под разными заглавиями («Видимый свет», «Зрелище вселенные») издана в России. Яна Амоса Коменского принято считать родоначальником всех иллюстрированных букварей. Коменский в своем мире чувственных вещей в картинках дал как бы "живописную азбуку", т.е. изображение различных животных, крик которых сходен с членораздельными звуками человеческой речи. В предисловии к "Миру в картинках" Коменский пишет, что при обучении родному языку книга эта даст детям более легкий способ научиться читать, чем это было до сих пор. Благодаря этому, изучающий азбуку ребенок "при одном взгляде на животное легко вспомнит, как произноситься соответствующая буква, и, в конце концов, его воображение, укрепленное упражнением, приведет его к быстрому запоминанию всех букв.

«Единственно необходимое» (1668)

Итог всем трудам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания. Его творчество оказало огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Труды Коменского содержат ряд продуктивных идей: единство общего и особенного, целого и частного, развития и воспитания, общественной системы образования и естественного постепенного свободного развития целостной личности, индивидуального и социального развития и т.д. Его стремление выработать интегрированную систему познания, наметить основную линию эволюции человека и общества определило важное направление в развитии европейской культуры.

Коменский положил начало материалистическому обоснованию педагогики как науки. Именно изучение законов природы дало Коменскому твердую возможность для построения «науки о преподавании». В развитии педагогики Коменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт в развитии философии, как Коперник в развитии астрономии. При этом то новое, что дал он в области педагогики (идея всеобщего обучения, единой школы, шестилетнего обучения в начальной школе, некоторые дидактические принципы и правила и др.), пробивало себе путь медленно. Многое, о чем мечтал, что возвещал великий педагог, опережая свое время, вошло в практику школы (да и то в ограниченном виде) только два с половиной столетия спустя.

Коменский высказал ряд ценных теоретических мыслей о том, каким должен быть учебник, свои теоретические положения осуществил на практике, составив несколько образцовых для своего времени учебников. Он требовал, чтобы учебник содержал достаточно полный учебный материал и в то же время был кратким, не имел бы ничего лишнего, отвлекающего ненужными деталями от главного. Материал в учебнике должен быть расположен систематически и изложен доступным детям, ясным, простым языком.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Коменский Я.А. Великая дидактика, 1633-38

2.Коменский Я.А. Великая дидактика. М.: Просвещение 1983.

.Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих, 1643-1670

.Коменский Я.А. Лабиринт мира и рай сердца, 1632

.Коменский Я.А. Материнская школа, 1633

.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, 1658

.Коменский Я.А. О воспитании: Золотой фонд педагогики / Сост. Н.М. Матвеева. М.: Школьная пресса, 2003.

.Коменский Я.А. Открытая дверь языков, 1631

.Коменский Я.А. Пансофическая школа, 1651

.Коменский Я.А. Преддверие латинского языка, Новейший метод языков, 1649

.Коменский Я.А. Школа - игра, 1656

.Коменский, Я.А. Великая дидактика. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский. - М.: Уч.пед.издат, 1955.- 638 с.

.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А. Коменский.- В 2-х т. Т.1.- М.: Педагогика, 1982.- 656 с. 3.

.Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения Я.А. Коменский.- В 2-х т. Т.2. - М.: Педагогика, 1982.- 576 с. 4

(1592-1670) жил в переходный период от средневековья к новому времени, что определило некоторую двойственность его мировоззрения. Цель воспитания Коменский выводил из религии, утверждая, что ею является подготовка человека к загробной жизни.

Он противоречиво намечает задачи воспитания:

Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), которое строится на чувственном опыте, реалистически;

Управление собой (нравственное воспитание);

Стремление к богу (религиозное воспитание).

Оценивая роль воспитания, Коменский говорил, что человек делается человеком только благодаря воспитанию, которое должно даваться в наиболее подходящем возрасте - в детстве.

Через все творчество Коменского проходит мысль о том, что правильное воспитание во всем должно сообразоваться с природой. Поэтому его педагогику часто называют природосообразной. Требование строить воспитание природосообразно заключается в том, что человек является частью природы и подчиняется ее универсальным законам. «Природа все собирает вместе, - говорил Коменский, - рыбы собраны в водах, деревья - в лесах, травы - в полях, следовательно и дети для обучения должны быть собраны в школах».

Давая возрастную периодизацию и намечая соответствующую каждому возрасту школьную ступень, Коменский устанавливает четыре последовательных возраста по аналогии с четырьмя временами года и таким же количеством стадий в развитии растений.

Коменский предложил интересную возрастную периодизацию, выделяя четыре периода в жизни молодого поколения: детство, отрочество, юность и возмужалость.

Для каждого из возрастов Коменский определил особую ступень образования:

Для детства (до 6 лет) - «материнскую школу» в каждой семье, т.е. дошкольное семейное воспитание.

Для отрочества (6-12 лет) - школу родного языка в каждой общине, селении, области.

Для юности (12-18 лет) - школу латинскую или гимназию в каждом городе.

Для возмужалости (18-24 года) - академию в каждом государстве.

Ян Амос Коменский подробно разработал содержание образования для каждого периода:

- «материнская школа» - развитие запаса представлений ребенка из окружающей жизни, религиозное воспитание, развитие органов внешних чувств, приучение к хозяйству.

- школа родного языка - чтение и письмо на родном языке, арифметика с элементами геометрии, элементы естествознания и географии, закон божий, ручной труд, пение.

- латинская школа - древние языки, грамматика, риторика, диалектика, математика, астрономия, музыка, физика, история, география, этика и богословие.

- академия - предусматривает обычные факультеты университетов того времени (богословский, юридический, медицинский).


Анализируя школьную систему Коменского, следует отметить то новое, что разработал великий педагог в этой области:

1. Идею всеобщего начального обучения.

2. Теорию дошкольного воспитания.

3. Теорию начального обучения.

4. Идею начальной школы на родном языке.

Коменский подробно разработал организацию школьной работы, а именно: установил понятие школьного года с его делением на четверти, организацию учебного дня, классно- урочную систему и т.д.

Коменский требовал, чтобы прием учащихся в школу происходил один раз в год - осенью. В конце года, по его мнению, должны проводиться переводные экзамены из класса в класс.

Учебный день должен начинаться утром и продолжаться в школе родного языка 4 часа, а в гимназии - 6. Коменский рекомендовал в классах собирать детей примерно одного возраста и уровня развития и проводить занятия уроками (определенное время для изучения отдельной темы). Он давал ряд методических указаний, как вести урок: часть урока уделять опросу учащихся, часть - изложению нового материала и упражнениям. Учитель на уроках должен проверять знания учащихся, добиваясь прочного, основательного усвоения знаний всеми учениками.

Разрабатывая дидактику, Коменский поставил своей целью дать на новых началах теорию обучения, или «всеобщее искусство учить всех всему скоро, легко и основательно».

Коменский подробно и обоснованно разработал дидактическое требование наглядности. Начало познания всегда вытекает из ощущений; он говорил: «ведь нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях». Поэтому следует начинать обучение не со словесного толкования о вещах, а с реального наблюдения за ними. Коменский требует, чтобы обучение начиналось с вещей, явлений, так как «вещь - тело, слово - одеяние». Надо учиться так, «чтобы исследовались вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о вещах, чтобы при изучении слух соединялся со зрением и слово - с деятельностью руки». Этим он положил начало важнейшему дидактическому правилу, которое гласит: восприятие становится сильнее, если в нем одновременно участвуют несколько органов чувств.

Коменский требует, чтобы учитель, сообщая что-либо ученикам, не только рассказывал, но и показывал: « чтобы все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы или правила, или образы и эмблемы из преподаваемого предмета, изображались наглядно на стенах аудитории».

Ученики должны заучивать только то, что они поняли. Выступая против догматического обучения, он писал: « Не следует ни чему учить на основании одного только авторитета, но всему учить на основании доказательства, посредством внешних чувств и разума». При изучении явлений следует доводить учащихся до осознания причин этих явлений и до понимания связи между ними. После обозрения объекта или явления в общих чертах нужно обратиться к подробному изучению частей. Надо приучать учеников «оттенять различия вещей, чтобы знание всех вещей было точное».

Коменский сформулировал также требования систематичности, последовательности и посильности обучения. Понимание изученного будет достигнуто правильно лишь в том случае, если учебный материал будет излагаться учителем систематически и последовательно, чтобы предыдущее пролагало путь последующему и «ничто не было пропущено, ни извращено». Говоря о последовательности обучения, он советует сначала развивать чувства учащихся (так как без правильного умения наблюдать не может быть правильного обучения), затем - память, дальше - мышление, наконец - язык и руку, так как ученик должен уметь правильно выразить усвоенное и применить его на деле.

В тесной связи со своими дидактическими правилами Коменский рассматривал требование прочности знаний. «Необходимо, - писал он, - закладывать прочные основания, идти вперед не спеша, останавливаться, постоянно повторять, изучая что-либо до тех пор, пока учащиеся не усвоят материал вполне прочно». Поэтому, он придает большое значение повторению и упражнению.

В небольшом сочинении «Законы хорошо организованной школы» великий педагог дал много правил, касающихся школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, порядка обучения, поведения учеников.

Важным условием хорошо организованной школы является школьная дисциплина. «Школа без дисциплины, что мельница без воды». Но в то же время Коменский требует, чтобы из школы были изгнаны телесные наказания. Следует поддерживать дисциплину преимущественно «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Необходимо предрасполагать детей к занятиям, делая для них обучение привлекательным и легким.

Коменский придавал большое значение учителю, считая его должность очень почетной, «настолько превосходной, как ни какая другая под солнцем». Ближайшая забота учителя состоит в том, чтобы увлекать учеников благим примером, в совершенстве владеть искусством обучения, быть настоящим мастером своего дела.

Учителю следует быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцом добродетели, человеком образованным и трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по отечески, учитывать и будить интерес к учению, а так же постоянно работать над собой.

Учитель должен заботиться о развитии и воспитании детей. «Ты не можешь, - писал он, - действовать как учитель, если не станешь поступать как отец».

МГУ им. М.В.Ломоносова

Факультет философии

Педагогические идеи

Яна Амоса Коменского

Студентки 3 курса с/о

Москва 2004

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского……………… 2

Принцип природосообразности……………………………………….. 4

Гуманизм в трудах Яна Коменского…………………………………… 7

Дидактические принципы Яна Коменского…………………………… 11

Семейное воспитание в педагогике Яна Коменского…………………. 19

Использованная литература……………………………………………… 22

Введение. Краткая биография Яна Амоса Коменского.

Ян Амос Коменский (1592 - 1670) родился в Южной Моравии (Чехословакия) в семье члена общины Чешских братьев. Учился в Гернборнском и Гейдельбергском универсистетах в Германии. После Коменский был проповедником, а потом и главой своей религиозной общины, занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы - в Чехии, Польше, Венгрии, писал учебники для Швеции. Благодаря своим учебникам Коменский стал знаменит еще при жизни, по ним учились во многих странах мира.

Коменский был основоположником педагогики нового времени. В его теоретических трудах по вопросам обучения и воспитания детей рассмотрены все важнейшие педагогические проблемы.

Отличительной чертой педагогических воззрений Коменского было то, что он рассматривал воспитание в качестве одной из важнейших предпосылок установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами. Также во всем учении Коменского прослеживается его гуманистический подход к человеку, к образованию. Его религиозные образование и уклад жизни повлиял на всю систему образования, созданной этим выдающимся педагогом.

Основные положения его учения, такие как принцип природосооборазности, дидактические принципы, семейная педагогика, рассматриваются в данной работе.

Принцип природосообразности

Одним из важнейших положений Коменского, на котором стоят многие утверждения его педагогики, является принцип природосообразности.

Это общенаучный принцип рационального знания, который оформлялся в научном сознании в ходе исследования природного мира. В трактовке Коменского принцип природосообразного воспитания многозначен, ибо требует учитывать и универсальные законы природы, и законы природы человека, и законы природы самого воспитания.

Возникает обширное смысловое поле на базе знаний из многих наук (в «Великой дидактике» – это философские, психологические, педагогические знания), интегрируемых идеей рационального научного обоснования педагогического процесса. К пониманию природы этого процесса теоретик подходил от научных представлений его времени. Общее свойство природы – целесообразность, самопроизвольное движение каждой «вещи» к своему предназначению, потенциальная возможность стать такой, какой она должна быть.

В искусстве воспитания это означает – развивать то, что имеет человек «заложенным в зародыше», развивать изнутри, ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда она не стремится, следовать общему правилу: «Пусть все течет свободно, прочь насилие в делах». Исходя из тезиса о том, что семена ума, нравственности и благочестия и стремление их к развитию природы присущи всем людям, Коменский определял роль воспитания «как самое легкое побуждение и некоторое разумное руководство» естественным процессом саморазвития воспитанника.

При этом имелись в виду не просто имманентность этого процесса, а сознательное саморазвитие: педагогический процесс обращен к личности ученика и утверждению в нем чувства собственного достоинства, самоуважения, серьезного отношения к своим обязанностям, к учебному труду. И вместе с тем природосообразное воспитание, как уже отмечено – это «ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития природных сил и способностей.

На основании принципа природосообразности, Ян Коменский создает грандиозный и по современным масштабам проект воспитания человека о рождения до двадцати четырех лет. Его универсальность (научную обоснованность) Коменский обьяснял тем, что обеспечивалось соответствие педагогического процесса человеческой природе и «земному предназначению» человека. Проект был ориентирован на идею «учить всех всему» - на рациональную организацию «массовой школы».

Опираясь на принцип природосообразности, Коменский представил время взросления человека как четыре этапа по шесть лет каждый и определил для каждого этапа задачи.

Исходя из природы человека, он выделяет следующие этапы:

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство характеризуется усиленным физическим ростом и развитием органов чувств; отрочество - развитием памяти и воображения с их исполнительными органами - языком и рукой; юность, помимо указанных качеств, характеризуется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость - развитием воли и способностью сохранять гармонию.

Для каждого из этих возрастных периодов, следуя характерным возрастным особенностям (природе ребенка), Коменский намечает особую ступень образования.

Для детей до 6 лет он предлагает материнскую школу, под которой он подразумевает дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе латинская школа , или гимназия . Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области - академия .

В плане содержания образования этот принцип последовательного изучения наук был облечен в идею «пансофии» (всеобщей мудрости). Каждый возраст способен обьять пансофические знания на своем уровне возможного, и исходя из этого, Коменский определяет примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка», «латинской школы», и на основе этого создает учебники.

Конечно, говорит Коменский, не каждый склонен и способен одолеть весь путь к пансофиии, тем более, что академия предполагает специализацию в том роде занятий, к которому «предназначила природа». Однако первые две ступени – тот минимум, который необходим любому, чтобы в детстве были заложены основания для разумной, нравственной и благочестивой жизни.

Обосновывая идею школы родного языка, Коменский постоянно имеет в виду природосообразность развития ребенка. Естественными стремлениями и условиями жизни человека аргументирует Коменский необходимость в школе родного языка начал родиноведения, граждановедения.

Столь же естественно и необходимо, считает Коменский, в латинской школе является наличие «класса этики», в котором рассматривается «сам человек с действиями его свободной воли как владыка вещей», а также изучение «стрежневого предмета истории», знание которой «как бы освещает всю жизнь», история естествознания, история изобретений, история морали, история религиозных обрядов у разных народов, всеобщая история (но все-таки преимущественно история своего отечества).

«Семь свободных искусств», эти традиционные учебные предметы средневековой школы, Коменский дополняет основами наук нового времени. Все содержания общего образования обращаются к человеку – его целостному мировосприятию, гармонии его стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Процессуальная сторона обучения у Коменского выражается в поиске «естественного (природосообразного) метода», который ориентирован на целостную личность ученика, на мотивационную сферу, на разностороннюю работу интеллекта, на «живое знание», а не традиционную «книжную ученость», которую ученик брал памятью и напряжением воли.

Гуманизм и нравственное воспитание в трудах Яна Коменского

Духовный мир Коменского, человека энциклопедически образованного, - сложнейший оригинальный «сплав» воззрений античности и Возрождения, католической теологии и протестантизма, современного ему гуманитарного и естественнонаучного знания.

Задачей каждого христианского государства, утверждал Коменский, должна стать «всеобщее образование юношества». Главное для него - избежать «соблазна» исторических условий того времени: низведения человека до его сословного облика, до орудия национально-государственных и религиозных интересов и целей, а его воспитания - до подготовки человека к выполнению его сословных ролей, социальных функций.

Коменский обосновал демократическую и гуманистическую идею всеобщего, общечеловеческого воспитания, которая на протяжении не одного века была и остается «путеводной» в отстаивании всеобщего образования как неотъемлемого права каждого человека.

В концепции Коменского человек помещен в «микромир», наделен властью над вещами и ответственностью за свою деятельность в «микромире». Трудовая практическая деятельность человека в той или иной сфере жизни общества – это «искусство», а путь к искусству - «научное образование», дающее знание об окружающем мире природы, общества, о делах и трудах общества человека.

Человек сам является сложным миром, «микрокосмом». Его внутренняя жизнь – борьба добрых и злых начал, благонравия и пороков, в которой проявляют себя желания и страсти, управляющие волей. Направить природный дар - свободу воли - к истинно человеческому: разуму, нравственности, добродетелям – цели и задачи нравственного воспитания.

Духовная опора человека находится в его внутреннем самостроительстве и в его деятельности в мире – в стремлении «жить точно перед очами Бога», «ходить перед Богом», «осуществлять свое предназначение в земной жизни и готовиться к жизни вечной».

Христианско-антропологическая концепция человека, как базовая в педагогической системе Коменского, обусловила гуманистический характер всей системы. Цель воспитания определена на основе признания самоценности человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует духовно-нравственная направленность развития личности.

Рассказать друзьям