Двойственная природа человека. Двойственный характер природы человека Поэтому, изучая материал по философии, вам нужно продумывать его и сопоставлять с собственными представлениями по тому или иному вопросу

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
znay_vce в Как преодолеть раскол личности и объединить СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ. ?

Состояние глубокого внутреннего беспокойства можно назвать расколом личности.
Это не шутка, это полный провал. Иначе мы давно пребывали бы в райском саду, не ведая болезней, страдания, не зная нужду и страха.
Немногие их нас являются психопатами, еще меньше душевнобольных, но кто может сказать о себе, что он абсолютно здоров? Кто из нас полностью свободен от
- боли и проблем,
- опасения и ссор,
- провокаций и лени,
- провалов в памяти,
- совершения ошибок,
- плохого настроения
и многих других недостатков, лишающих наши сердца покоя?
Причин для этого много, начиная от банальной зависти до наследственности, то есть записи раскола в генотипе. Большинство форм раскола провоцируется сознанием, на которое воздействуют газеты, журналы, фильмы излучающие насилие и убийства. или приобретены в раннем детстве. Некоторые приобретаются случайно, например вы потеряли деньги и воспринимаете это как тяжелый удар.
В вас существует два Я. Подсознательно вы делаете вещи, которые являются причинами ваших страдании и считаете подсознание виновником ваших проблем. При мысли, что вы не виноваты в плохих и хороших мыслях, чувствуете себя уравновешенным и рациональным. А ведь это возможно только тогда, когда ваше подсознание уравновешено и рационально! Сознание намного более иррационально и по детски глупо. Рассмотрим основные причины раскола двух Я.
Мания величия
Что касается величия, значения, работы, опыта, компетентности и сил, оценки подсознания и сознания совершенно разные. Ваше Я полностью игнорирует подсознание и приписывает себе роль вождя.
Доверие
Сознание ловко приписывает себе все заслуги по завоеванию доверия других. А это доверие нужно чувствовать, чего сознание не умеет. Это приоритет подсознания. Но оно отвергнуто и недовольно. Оно не право?
Критика
Все критические сигналы принимаются подсознанием, однако сознание находит отговорки легко, утверждая, что это не его вина.
Общение с внешним миром.
Это то чего не может сделать самостоятельно подсознание, оно закрыто для внешнего мира и не может быть никем услышано, кроме вас. У него нет языка, что ведет к следующей трещине в личности.
Речь
Сознание пользуется словами. Из которых слагаются решения. Если подсознание не принимало в этом участие, то постарается отменить или изменить эти решения.

Таким образом, двойственность нашей натуры является источником всех наших бед. Война в человеческой душе не имеет конца.
Е сли бы вы признали, что подсознание важнее, ибо владеет большими возможностями и способностями, оказали ему больше доверия и чести, не обвиняли бы в своих поражениях, старались выполнить его желания, то оно сделало бы для вас все, что вы хотите.
Волшебное единство в котором нет двух Я, а есть одно сверхсознание, освободит вас навсегда от разочарований, обид, и других неприятностей.

«Опасное дело - убедить человека, что он во всем подобен животному, не показав одновременно его величия, не менее опасно убедить в величии, умолчав о низменности. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ему и о той его стороне, и о другой».

Когда начались преследования и избиения евреев. Кстати. Если мы городские жители и люди умственного труда, половина наших знакомых из их числа. И в такие погромные полосы, когда начинаются эти ужасы и мерзости, помимо возмущения, стыда и жалости, нас преследует ощущение тягостной двойственности, что наше сочувствие наполовину головное, с неискренним неприятным осадком.

На пути к истине, естественно, исчезают гнев, эгоизм, ненависть и т. п. Иначе истина была бы недостижима. Человек, который руководствуется страстью, может иметь вполне благие намерения, может быть правдив на словах, но он никогда не познает истины. Истина означает полное освобождение от двойственности, как например, любовь и ненависть, счастье и несчастье.

Его растрепанные волосы зашуршали на подушке, когда он зашевелился, чтобы взглянуть на часы. Два часа утра. Уже два дня как он похоронил ее. Двумя глазами он смотрел на часы, двумя ушами слышал их тиканье, сжав губы - тоже две. Две руки его безвольно лежали на кровати.
Он пытался избавиться от этой навязчивой идеи - но все вокруг упорно распадалось на пары, утверждая всемирный, космический принцип двойственности, все вело на алтарь двоичности.

– То есть у всего, что ни случается на свете, всегда есть своя причина и свое следствие. Нет ничего изолированного, отдельного. Отсюда и двойственность мира: есть правда педагога, заставляющего днем и ночью зубрить заклятия, потому что они потом не раз и не два спасут тебе жизнь. И есть правда дисцития, у которого таких педагогов десяток, и каждый считает свой предмет единственно важным и нужным. И кто прав?
– Мм Оба.
– Вот именно. – Ристания устало прикрыла глаза и потерла виски, словно человек, у которого сильно болит голова. – Здесь и корень всех разногласий на земле. У каждого есть причина считать себя правым. И при столкновении двух правд побеждает
– Тот, чья правда вернее?
– Нет. Тот, кто готов ради этой правды идти на край света. И дальше.

Счастливая, принимала я твои ласки и видела, что твоя страсть не знает разницы между любимой и купленной женщиной, что ты предаешься своим желаниям со всей беспечной расточительностью твоей натуры. Ты был так нежен и чуток со мной, женщиной, приведенной из ночного ресторана, так дружески сердечен и рыцарски почтителен и в то же время так страстен в наслаждении, что я, пьянея от счастья, как десять лет назад, опять со всей силой почувствовала твою неповторимую двойственность высокую одухотворенность в любовной страсти, когда то покорившую меня, полуребенка.

Молчание
(Сонет)
Есть много близких меж собой явлений,
Двуликих свойств (о, где их только нет!).
Жизнь - двойственность таких соединены
Как вещь и тень, материя и свет.
Есть двойственное, цельное молчанье
Души и тела, суши и воды.
В местах, где поросли травой следы,
Оно гнездится, но воспоминанья
И опыт говорят: не жди беды -
Оно - молчанье жизни, нет в нем зла,
Невозвратимым мысль его назвала.
Но если тень молчанья вдруг предстала
И душу в те пределы увела,
Куда нога людская не ступала -
Доверься господу! Пора пришла.
Перевод В. Бетаки

ДВОЙСТВЕННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Существует мнение, что человек придумал бога для того, чтобы не сойти с ума от незнания самого себя.

Нам только кажется, что много знаем о себе и обществе, в котором живем. Конечно, трудно признаться в своем невежестве, но существует вполне объективная причина, не позволявшая вскрыть истинные мотивы и закономерности нашего поведения. Что эта за причина?

Она в двойственной природе человека. Выводы из этого открытия говорят о том, что определенные условия могут приводить людей к конфронтации, а другие тех же самых людей по тем же самым вопросам к согласию. В частности, обладая такими знаниями можно проектировать условия для согласия общества в решении всех наиболее важных проблем в социальной, экономической и политической областях деятельности.

Итак, в науке о мозге появилось открытие, сопоставимое по значению с расщеплением атомного ядра в физике. По странному совпадению, это тоже расщепление, но не ядра, а мозга. В нас, оказывается, находится не один, а два совершенно разных человека. Они действуют поочередно. Причина в строении нашего мозга. Он состоит из двух полушарий. Полушария соединены миллионами нервных волокон, которые передают информацию из одного полушария в другое и образуют так называемое мозолистое тело - белесоватую плотную массу, создающую как бы мост между двумя нашими полушариями.

В зависимости от того, какое из полушарий оказывается ведущим, а какое ведомым, в каждом из нас, без какого-либо исключения (в президенте или нищем, в выдающемся ученом или преступнике), проявляются два совершенно разных человека. Они обладают разными законами нашего поведения и восприятия мира, у них разные законы мышления. У них могут быть противоположные по своему содержанию желания. Что хочет одно наше «Я» может не хотеть другое.

В двойственной природе человека и заключается основная причина отсутствия у нас надежных знаний о человеке и обществе. До сих пор пытались безуспешно найти закономерности поведения одного человека в нас, а их оказалось два, причем совершенно разных.

«В середине 50-х годов нескольким американским исследователям и врачам пришла в голову идея необычного лечения безнадежных случаев эпилепсии. Речь шла о таких тяжелых эпилептических припадках с потерей сознания и судорогами, которые часто следовали один за другим, не поддавались лекарственному лечению и быстро приводили человека к полной инвалидности…

Американцам пришла в голову простая идея: разъединить правое и левое полушария головного мозга, рассечь нервные связи между ними, чтобы предотвратить систематическое распространение эпилептических разрядов на весь мозг. Такая операция была произведена на нескольких больных , она действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии.

Что же произошло после рассечения мозолистого тела с поведением и психикой человека? На первый взгляд, ничего особенного, и это уже было достаточно удивительно. Связи между двумя половинами мозга были разрушены, а человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции; один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение; в то время, как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача; в то время, как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Возникала ситуация, описанная в метафоре, когда левая рука не знает, что делает правая. Дело, однако, было не в руках: это одна половина мозга не знала, что делает другая половина. Правая рука управляется левым полушарием, а левая - правым.» (Вадим Ротенберг «Поведение и расщепленный мозг»).

Каждое из наших «Я» обслуживают и разные языки. Для каждого из них язык другого «Я» воспринимается как чуждый по своему содержанию, хотя внешне их трудно отличить друг от друга. Например, если сказать нам о совершаемых ошибках, то, в зависимости от того, какое из полушарий мозга в этот момент оказывается ведущим, мы отреагируем на это совершенно по-разному. В одном случае с восторгом и благодарностью, - где же ты раньше был, какой я был дурак . А в другом то же самое воспримем как большую обиду, - неужели ты считаешь меня дураком - особенно, если о наших ошибках было сказано при людях. Можно нажить себе непримиримого врага своими высказываниями. Российский физиолог И.Павлов сделал выдающееся открытие, которое до сих пор усиленно замалчивается. Суть этого открытия состоит в том, что наш язык, способен отрываться от реальной действительности и жить своей собственной жизнью, негативно воздействуя на нашу жизнь и жизнь всего общества.

Правое полушарие дает образ для мышления, левое мыслит, анализирует созданные образы. Правое полушарие создает образы нашего мира, а левое полушарие проверяет их на соответствие логике и реальному миру. Если ведущим оказывается правое полушарие, то образы нашего мира чаще всего носят мифологический характер. А когда левое, то наши образы проверяются на состоятельность, проверяются на соответствие логике и реальной действительности. В первом случае мы воспринимаем мир эмоционально, а во втором рационально. Правое полушарие можно назвать художественным, а левое - логическим. По этой причине и принято в России делить интеллигенцию на творческую и техническую, в зависимости от того, какое полушарие у этих людей оказывается более востребованным в их деятельности, какое из них чаще бывает ведущим, а какое ведомым.

Эти наши два «Я» совершенно необходимы, но предназначены для решения различных задач. Те задачи, которые мы решаем, когда ведущим является одно полушарие, не под силу, если ведущим оказывается другое, и наоборот.

Когда мы общаемся с кем-либо, то нужно знать, с каким из «Я» у них мы имеем дело. Что можно говорить одному из их «Я» нельзя другому, и наоборот. Что можно сказать человеку без посторонних, нельзя говорить при людях.

По существу, опираясь на двойственную природу человека, нужно изменить современные взгляды на нас самих и общество, в котором мы живем, нужно создавать общественные науки заново, практически с нуля. Несмотря на громадное множество научных работ, ученых и научных учреждений по уровню развития общественных наук мы находимся на уровне средневековья по сравнению с естественными науками. Недаром некоторые делят науки на естественные и противоестественные (общественные). По этой причине мы не можем успешно решать важнейшие социальные, экономические и политические проблемы.

Но встает вопрос, а хотим ли мы узнать себя и общество, в котором мы живем такими, какие мы есть на самом деле?

Вопрос не риторический. Например, влюбленный человек не хочет слышать о фактах, противоречащих созданному им образу любимой. Недаром говорят о слепой любви и ненависти. Позволить обнажить себя и общество не такая уж простая задача. Нужно сильно захотеть, чтобы увидеть себя и общество такими, какие мы есть на самом деле, а не такими как нам кажется.

Если оставить в стороне физиологию работы мозга, то двойственную природу человека можно выразить следующим образом:

В каждом из нас существуют и поочередно действуют два совершенно разных человека. Один - социальный (коллективный), другой - индивидуальный (эгоистичный). У них разные мотивы деятельности. У индивидуального человека мотивы деятельности находятся внутри нас. У социального человека мотивы деятельности находятся в социальной среде, в которой мы живем и работаем. Эти два разных человека постоянно взаимодействуют друг с другом, что и определяет личность каждого из нас.

Социальные и индивидуальные мотивы могут сближаться или расходиться.

Степень расхождения индивидуальных и социальных мотивов деятельности – главный фактор, который влияет на результаты деятельности людей и их психическое состояние.

Если расхождение высокое, то наступает депрессия. А при превышении определенного предельного уровня человек гибнет (самоубийство или распад личности).

Если социальные и индивидуальные мотивы деятельности у человека совпадают, то он находится в максимально комфортных условиях и добивается высочайших результатов.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД ИЗ ДВОЙСТВЕННОЙ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА

Одно из наших «Я» решает проблемы взаимоотношений с другими людьми и взаимоотношений между социальными группами (малыми и большими), но не способно решать конкретные задачи. А другое наше «Я» занимается решением конкретных задач, но не способно успешно решать проблемы взаимоотношений между людьми. Что может делать одно не под силу другому.

Язык, который обслуживает этих двух наших «Я», соответственно:

Либо предназначен для того,чтобы представлять такую информацию о том, что «было», «есть» и «будет», которая наиболее сильно воздействовала бы на людей,

Либо предназначена для того, чтобы представлять такую информацию, которая наиболее точно описывала бы то, что «было», «есть» и «будет» в реальной действительности.

По этой причине нужно, прежде чем что-то читать и слушать кого-то, спросить себя, а для чего это написано или сказано? Что хотят авторы - хотят ли они воздействовать на нас в нужном для них направлении или передать какаю-то ценную нам информацию о реальной действительности?

Чтобы выглядеть и что-то сделать необходимы разные наши «Я».

Вывод о возможности приходить к согласию в решении важнейших проблем в социальной, экономической и политической области деятельности изложен в статье

Диадический характер человека очевиден. Более, чем какое-либо другое существо, которое мы знаем или предполагаем существующим, человек вовлечен в две сферы: Факт и Ценность. Двузначность одинаково неизбежна, верим ли мы в естественное или сверхъестественное происхождение человека. Если человек всего лишь продукт материальной трансформации, осознание им Ценности необъяснимо. Если же он результат сверхъестественного творения, его подчинение материальным законам кажется не имеющим причин. Этой двойственности должно быть уделено должное внимание в любой приемлемой антропологии.

Мы можем вновь напомнить об этом в терминах различения между Сущностью и Существованием (глава 25 Второго тома). Есть два пути рассмотрения человека: первый - видеть его как то, из чего он состоит; второй - видеть его как то, что он есть. В первом случае, который мы называем его существованием (экзистенцией), он участвует в мировом процессе, в котором он имеет свое место и функцию для исполнения. Во втором - в том, что мы называем Сущностью (Эссенция) - человек является чем-то уникальным, что известно и непознаваемо, поскольку это не факт, и беспредельно, потому что это зеркало, в котором отражается бесконечность всего мира. В предыдущем томе мы подошли к утверждению: Существование беднее по своему содержанию, чем Сущность, - идентифицируя Существование с Фактом и Сущность - с Ценностью.

Теперь мы должны пойти дальше и заявить, что в нас имеет место противоположность конечного и бесконечного. Человек, как часть существования, есть актуальный факт, который не может быть другим, чем он есть. Человек, как Сущность, есть Бытие -и как таковое может расти или убывать. Он может быть в согласии со Вселенной или же быть поглощенным ею. Экзистенция ограничена пределами Жизни и Смерти. Сущность пребывает в других пределах - между Реальностью и Нереальностью.

Человек противоречив. Это хорошо известная дилемма. Наша связь с Существованием непрочна - и, однако, это все, что мы знаем. Наша Сущность надежна, но знать ее мы не можем. И все же мы глубоко сознаем разделенность собственной природы. Мы сознаем двумерное беспокойство, представляющее нашу главную заботу; и, однако, мы столь же не способны постичь нашу главную заботу, нашу разделенность и нашу противоречивость, что бессильны перед ними.

Человеческая природа разделяется на два исключающих друг друга поля. Первое сосредоточено вокруг неизбежных нужд нашего существования, оно может быть названо "ограниченным беспо койством", так как остается в пределах познаваемых миров и, сверх того, в областях, примыкающих к самому человеку. Второе -поле тотального беспокойства, устремленного к тайне Целого. Мы все испытываем это тотальное беспокойство. Мы можем повернуться от него к ограниченным задачам нашего повседневного существования, но беспокойство останется в качестве неразрешимого противоречия, ощущаемого всем нашим существом.



В некотором смысле ассоциирование Существования с Фактом, а Сущности - с Ценностью является правильным. Факт - это то, что мы можем узнать путем существования. Ценность - это то, о чем мы выносим суждение и с чем мы соглашаемся посредством нашего сущностного качества. Тем не менее мы должны быть осторожны и не рассматривать их как идентичные. Существование не ограничивается Фактом: Ценности входят в него и трансформируют его. Мы видели это при изучении нами Классов Сущности (глава 35), где обнаружили также, что Ценность реализуется благодаря своей связи о Фактом.

Две стороны человеческой природы неразделимы; подобно сиамским близнецам, ценой их разделения, вероятно, была бы смерть одной из них или даже обоих. Мы должны принять взаимодополнительность двух терминов человеческой диады и научиться жить с этим. Мы испытываем нашу двумерную природу как если бы на нас действовали две противоположные силы. Имеет место центробежное действие, которое устремляет нас как в сторону великих миров, так и внутрь, в недоступные глубины нашей собственной сущности. Есть и центростремительное действие, удерживающее нас в непосредственно осязаемом настоящем моменте, в котором мы живем. Каждое из этих действий нашей натуры предъявляет к нам бескомпромиссное требование. Существование ненадежно, Сущность еще не реализована. Ограниченный в своих действиях и безграничный в своей жажде познавания человек должен принять эту несовместимость двух натур не как слабость, но как основное условие своей реальности. Он должен выйти за диаду; но он окажется способным к этому, лишь согласившись с ней. Если он ищет пути игнорировать диаду, он теряет свой контакт с Реальностью.

Диада натур является проекцией в человеческую ситуацию дуализма универсального, который присущ самой природе существования. В свою очередь, этот дуализм проецируется в структуру человеческих существ: мужской и женский пол формируют диаду, которая репродуцирует фундаментальное деление людей. Говоря в общем, мужчина центробежен и стремится к творческой активности, уводящей его из непосредственного и актуального. Женщина, в основном, центростремительна - с тенденцией к консервативной, деятельности, коренящейся в актуальном. Эти различия затемняются сравнительной редкостью завершенных, законченных как мужчин, так и женщин. Большинство людей представляет смесь двух характеров. Это - не дефект, поскольку обе природы - одна в качестве активной, другая скрытая - присутствуют во всех человеческих существах.

Дополнительность полов - их полная взаимозависимость и в то же время полная противоречивость - также должна быть принята. Противоположный взгляд, которого сегодня многие придерживаются, утверждающий, что различие является только физиологическим, в корне ложен. Но столь же ошибочно и убеждение в том, что мужской пол превосходит женский и призван доминировать над ним. Принцип дополнительности включает в себя равенство, но не идентичность. Равенство мужчин и женщин состоит в их взаимной необходимости друг для друга. Ни мужчина, ни женщина, сами по себе, не могут быть завершенными существами. Эта истина, столь очевидная в физиологическом смысле - в акте воспроизводства, - не менее справедлива для всех других областей. Мужчина и женщина думают и чувствуют по-разному, понимают по-разному, судят по-разному; и кроме как в своей совокупности они не обладают ни объективным мышлением, ни чувствованием, ни пониманием или суждением. Парадокс состоит в том, что, будучи противоположны по природе, они должны не соглашаться, -однако именно их несогласие является условием их взаимопонимания.

Гармония диады состоит в принятии противоречия вместе с осознанием дополнительности. Это должно служить основанием союза между полами - только таким путем становится возможной завершенная человеческая структура. Сексуальная природа человека является следствием его двойственной природы. Она отлична от сексуальности животных, хотя и предвосхищается в моногамном спаривании определенных видов. Различие проистекает из глубокой потребности человека стать лицом к лицу с собственным противоречием и принять их. Он не может быть удовлетворен тем, что он есть, и он не может отказаться от этого. Он не может достичь того, к чему стремится, и в то же время не может перестать стремиться к этому.

Путем распределения противоречия между полами возникает сила, уникальная по своему качеству. Она может быть описана как свадьба Сущности и Существования, посредством которой преодолевается их разделение без разрушения их различия. Одно из следствий этого союза - преображенная ситуация, касающуюся времени и пространства.

Человеческая диада манифестируется в полах; в то же самое время она присутствует в непроявленном виде в каждой человеческой Самости. Это - воистину человеческая характеристика, поскольку Семейство Самостей человека колеблется между Сущностью и Существованием, с одинаковым притяжением к каждому из полюсов. Принятие этой рискованной и ненадежной ситуации является первым условием узнавания Себя как потенциальной Души, несущей внутри себя семя Индивидуальности.

Библейская антропология выделяет в человеке две (тело и душа) или три (тело, дух, душа) стороны . Сначала целесообразно будет рассмотреть духовную часть человеческой природы. В Ветхом Завете она состоит из трех компонентов: духа и души, однако к этим двум понятиям мы добавим ещё и сердце, поскольку в религии оно воспринимается не как орган, а скорее как некая духовная субстанция. Итак, нам необходимо понять, какое значение эти три компонента в библейском контексте и в чем их существенное отличие.

«В начале сотворения неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою» (Быт 1:1-2) - такими строчками начинается Ветхий Завет, и с этих строк мы начнем свой анализ. Обратим внимание на слово «дух», нам необходимо определить, что оно означает в данном контексте. В еврейском оригинале это слово звучит как «руах» (шез) и имеет два значения «дух» и «ветер». Здесь, скорее всего, имеется в виду «дух», неощутимое и невидимое присутствие Бога, поддерживающее существование всего сотворенного и определяющее все происходящее.

Венцом творения божьего стал человек. Процесс сотворения человека отличался от всех предыдущих. Если до этого в Библии говорилось «да будет свет», «да будут светила», то сотворение человека звучит как некое сомнение: «И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу нашему, по подобию нашему». <…> И сотворил Всесильный человека по образу своему» (Быт 1:26-27). «Множественное число слова «создадим» напоминает созыв совета и в тоже время указывает на сомнения и раздумья говорящего» .

Также и акцентируем внимание на словах «по образу» (бцмое) и «по подобию» (бгоеъе). Говорится, что человек сотворен по образу Бога. Другими словами, внешне человек является повторением Бога, обладает разумом, творческими способностями и в потенциале может обладать свойствами Творца. Таким образом, если человек сотворен по образу Бога, то можно сделать вывод, что в нем есть и дух Бога. «Всевышний сотворил человека бессмертным, чтобы тот, являясь подобием Творца, стал бы отражением его вечности и независимости от времени» (Книга Премудрости Соломона, 2:23). Эти строки ещё раз подтверждают, что в человеке есть нечто божественное, бессмертное, то, что возвышает его над остальным живым миром . Прежде всего, он, в отличие от животных, обладает разумом, то есть способен жить не только в материальном мире, но и в духовном. Духовные и нравственные качества Божественной сущности (любовь, прощение, милосердие, сострадание) как раз являются подобием Бога. Поэтому человек может обуздать свои природные инстинкты и поставить свои желания на службу религиозных и нравственных идеалов . То есть если человек был создан по образу Бога, то подобия с ним он должен достичь сам, ведя праведный образ жизни. Еще и этим объясняется множественное число во фразе «создадим человека» (агн ртщд), то есть не только Бог создает человека, но и он сам должен приложить усилия в сотворении себя по подобию Божию .

«И образовал Бог всесильный человека из праха земного и вдунул в ноздри его дыхание жизни, и стал человек существом живым» (Быт 2:7). Вчитываясь в эти строки, можно понять, что Господь наделил человека душой. «В иврите слово «душа» (рфщ) имеет более широкое, чем в русском языке, значение; часто этим словом обозначается какое-либо живое существо». . Благодаря душе человек становится «существом живым» или в буквальном переводе «живой душой». Эта душа возвысила его над всем живым и наделила способностью мыслить и говорить, Бог отличил человека от зверей и птиц разумом (Книга Иова 35:11). Так же следует отметить, что процесс создания человека в Библии описывается дважды. Первоначально человек представлял собой только духовную сущность, сочетающую в себе как мужское, так и женское начала - «мужчину и женщину сотворил их» (Быт 1:27). Только после второго сотворения человек обрел физическое тело (бщш) - «образовал Бог Всесильный человека из праха земного» (Быт 2:7).

«Устремился я сердцем к тому, чтобы изучить и разведать мудростью все дела под небом. Они -- тягостная работа, что дал людям Бог на мученье сердцем. <…> Я сказал своему сердцу: «Вот, я превзошел величием и мудростью всех, кто владел Иерусалимом раньше». Много мудрости и знаний обрело мое сердце. И устремился я сердцем к тому, чтобы познать, где мудрость, а где -- безумство и глупость» (Еккл. 1:13,16-17). Какого значение слова «сердце» в данном контексте? В текстах Ветхого Завета «сердце» (на иврите «лев» (мб)) очень часто переводится просто как местоимение «я», однако это очень упрощенный перевод. Так же можно перевести и понятие «душа», что в еврейском оригинале звучит как «руах». Однако все же «душа» (рщод) и «сердце» (мб) - разные понятия, поэтому такой перевод нас не устроит - он не дает возможности определить различие. Конечно, в библейском контексте сердце не имеется в виду как орган. Здесь оно представлено скорее как часть психики человека, наподобие мозга. Оно хранит в себе разум и мудрость, мотивы, определяющие человеческое поведение. Можно даже сказать, что сердцем человек придерживается того или иного образа жизни. Кроме того, сердце является источником чувств, которые по своей природе тоже определяют поведение человека . Это подтверждает следующие цитаты: «И увидел Бог что велико зло человека на земле и что весь образ мыслей сердца его зол во всякое время» (Быт 6:5); «Люби Бога, Всесильного твоего, всем сердцем твоим <…>» (Втор 6:5); «Не питай в сердце твоем ненависти к брату твоему» (Лев 17:19). То есть в Ветхом Завете понятие «сердце» (мб) используется как своеобразное вместилище не только разума и интеллекта, но и эмоций. И то и другое является определяющим в устремлениях человека. Все его действия идут от сердца. Оно принимает решение, как человек будет жить в праведности или в грехе. Оно является источниками добра или зла, как своеобразная внутренняя личность, которая принимает решения и делает нравственный выбор.

Таким образом, структурные компоненты человека существенно отличаются друг от друга функциями и предназначением. «Дух» (шез) - это то, что досталось человеку непосредственно от Бога, то, что делает человека подобием Творца. «Душа» (рфщ) - это то, что наделяет человека жизнью и роднит его с другими живыми существами на земле. Что касается «сердца», оно, как уже говорилось выше, является разумной частью человека, хранилищем его мудрости. Все эти элементы в совокупности составляют внутренний духовный мир человека.

Рассказать друзьям