Оливер Кромвель – жизнь и казнь. От чего на самом деле умер оливер кромвель Казнь оливера кромвеля

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Оливер Кромвель – английский полководец и государственный деятель XVI-XVII веков. Он стал руководителем Английской революции, возглавлял движение индепендентов, отделившихся от пуритан, а в поздние годы своей политической карьеры занимал должность лорд-генерала и лорд-протектора Англии, Ирландии и Шотландии.

Биография Оливера Кромвеля началась 25 апреля 1599 года в городе Хантингдоне. Его родителями стали небогатые английские дворяне – Элизабет Стюард и Роберт Кромвель. Последний был младшим сыном в семье, идущей от Томаса Кромвеля (ближайшего соратника короля Генриха VIII и его главного помощника при реализации реформ). Во времена правления этого короля предки Оливера Кромвеля нажили состояние благодаря конфискации церковных и монастырских земель.

Начальное образование Оливер получил в приходской школе родного города. В период с 1616 по 1617 года он обучался в колледже Сидней Сассекс, относящемся к Кембриджскому университету. Этот колледж был известен пуританским духом. Кромвель-младший начал обучение на юридическом факультете, однако вскоре решил бросить учебу и женился на дочери соседского помещика.


На такой шаг Оливера натолкнула смерть отца: ему пришлось отказаться от получения образования, чтобы помогать матери и сестрам. В этот период свое жизни он вел хозяйство, как и должно сквайру: варил пиво, готовил сыр, продавал хлеб и шерсть.

Политика

В 1628 году Кромвель попытался начать политическую курьеру. Ему даже удалось избраться в парламент от родного района Хантингдон. Первое выступление Оливера в высшем органе законодательной власти Англии состоялось в феврале 1629 года. Оно было посвящено защите пуританских проповедников. Но уже в марте того же года король Карл I распустил парламент, и карьера Кромвеля завершилась, не успев толком начаться.


На протяжении одиннадцати последующих лет Кромвель снова вел жизнь обычного помещика. В период с 1636 по 1638 годы он поучаствовал в движении за защиту общинных прав крестьян. Через несколько лет Оливер Кромвель вновь появился на политической арене своей страны: в апреле и в ноябре 1640 года он был избран в Короткий и Долгий парламенты соответственно. Кромвель стал депутатом от Кембриджа. В своих выступлениях он, преимущественно, защищал интересы нового дворянства и буржуазии.

Английская революция

В августе 1642 года началась Английская революция (Английская гражданская война). Главными противоборствующими силами в ходе этой революции стали король Карл I и парламент. Оливер Кромвель сражался на стороне парламентской армии, в которую он заступил в чине капитана.

Он решил набирать солдат не по принуждению – вместо этого он хотел найти добровольцев-кавалеристов, для которых божественное правосудие и борьба с королем будут сродни убеждениям. Таких «идейных» подданных Оливер Кромвель нашел в лице крестьян-йоменов, проживавших в Восточной Англии.


Они были ярыми пуританами и выступали решительно против феодальных порядков. Полк Кромвеля, составленных из этих крестьян, был прозван «железнобоким» за свою исключительную дисциплину и стойкость.

Со своей армией полководец прошел немало боев, постепенно получая все более высокие звания. В 1644 году ему был пожалован титул лейтенант-генерала. Особенное значение его искусство военачальника имело в битве при Марстон-Муре, произошедшей 2 июля 1644 года, и в битве у Нейзби, имевшей место быть 14 июня 1645 года. Эти сражения стали решающими в истории Английской революции, и без полководческого гения Оливера Кромвеля они могли пройти иначе.


История Англии после победы парламента в Первой гражданской войне пошла по пути перехода к конституционной монархии от абсолютной. Диктатура короля, единолично определяющего, как будет развиваться политика страны, ушла в прошлое. При этом именно организаторские способности и неиссякаемая энергия Оливера Кромвеля, уверенного, что он сражается за правое дело, во многом обусловила успех парламента при противостоянии королю.

Вскоре после завершения Английской революции Кромвель потребовал преобразования государственной армии. В 1645 году он поспособствовал созданию армии нового образца, основанной на отрядах «железнобоких». Кромвель использовал опыт, полученный за несколько лет войны, для создания эффективной армии.

Гражданская война

Непосредственно во время Английской гражданской войны Оливер Кромвель представлял силы революционной демократии. Но после того, как парламент одолел войска короля, полководец решил перейти к более умеренной политической позиции и отказаться от радикальных демократических взглядов. Из-за этого у него возникла конфронтация с левеллерами, которые не были довольны результатом Английской революции и требовали продолжения сражений.

В 1647 году Оливер Кромвель и вовсе оказался зажат между тремя серьезными политическими силами: королем, армией и представителями пресвитерианства в парламенте, обладавшими большинством голосов. В такой ситуации из смелого и вдохновляющего военачальника Кромвель превратился в ловкого и изворотливого политика, опиравшегося на армию и жестоко каравшего бунтующих солдат в тайном союзе с королем.


В том же 1647 году армия взяла короля в плен. Оливер Кромвель попытался урегулировать ситуацию, проведя с королем переговоры об условиях, при которых может быть сохранена монархия. Левеллеры, по-прежнему требовавшие радикальных перемен, увидели в этом предательство. Как ни пытался политик объединить враждующие стороны, предотвратить Вторую гражданскую войну, начавшуюся в 1648 году, ему не удалось.

В ходе этой революции Оливер Кромвель выступал против роялистов и, чтобы укрепить свое войско, согласился на союз с левеллерами. В течение сентября и октября 1648 года он сражался с роялистами в Шотландии и на севере Англии. В начале октября его отряды вступили в Эдинбург, где был подписан победный мирный договор. В последующие месяцы полководец, придя в Лондон вместе со своей армией, добился очистки палаты общин от ярых сторонников роялистов.


В 1649 году Кромвель согласился на казнь короля, уничтожение монархии и провозглашение Англии республикой. У власти оказались «шелковые» индепенденты, которых и возглавлял Оливер Кромвель. Он показал себя жестким правителем: безжалостно подавлял любые попытки восстаний, инициировал кровопролитную военную экспедицию, в ходе которой о жестокости его солдат не понаслышке узнала Ирландия, продолжал беспощадно громить отряды роялистов.

Последние годы жизни

По мере того, как жизнь Оливера Кромвеля катилась к закату, его правление приобретало все более консервативные черты. Некогда защитник народа, он начал враждебно относиться к стремлению подданных установить демократию, к предъявляемым ими социальным требованиям. В 1650 году он стал лорд-генералом республики, то есть главнокомандующим всеми ее вооруженными силами, что намеревался использовать для установления личной диктатуры.


В 1653 году полководец принял новую Конституцию, которая получила название «Орудие управления». Этот документ дал ему статус «лорд протектор» в Англии, Ирландии и Шотландии. Ведение внутренней политики государства давалось ему с трудом: в стране назревал экономический кризис, острые социальные проблемы оставались нерешенными. При этом Кромвель был успешен во внешней политике, захватив Ямайку, подписав торговый договор со Швецией и заключив мир с Голландией на выгодных для Англии условиях.

Хотя при жизни Оливера Кромвеля республика не была упразднена, а его власть не подвергалась сомнениям, неумелая внутренняя политика полководца лишь приближала реставрацию монархии. После его смерти в 1658 году преемником лорд-протектора стал его сын Ричард, в скором времени лишившийся власти.

Личная жизнь

Единственной супругой Кромвеля была Элизабет Буршье, на которой он женился, бросив учебу в университете.


В этом браке родились восемь детей: сыновья Роберт, Оливер, Генри и Ричард, а также дочери Фрэнсис, Мария, Элизабет и Бриджит.

Смерть

Оливер Кромвель скончался 3 сентября 1658 года, причиной смерти стал брюшной тиф и малярия. Похороны государственного руководителя прошли пышно и помпезно, однако вскоре после этого в стране начались беспорядки, хаос и произвол, с которыми не смог справиться преемник Кромвеля – его старший сын Ричард.


В 1659 году депутаты, призвав на трон Карла II (сына Карла I, согласие на казнь которого когда-то дал Оливер Кромвель), эксгумировали тело полководца по обвинению в цареубийстве, дабы выполнить посмертную казнь. Тело несколько часов провисело на виселице, после чего его голова была помещена на шест рядом с Вестминстерским дворцом.

  • Существует легенда, что в детстве маленький Оливер Кромвель познакомился с ровесником Карлом I, которому было суждено стать королем Англии. Во время игры мальчики подрались, и Кромвель даже разбил своему приятелю нос.
  • В 1970 году был снят исторический фильм «Кромвель», исполнитель главной роли в котором – Ричард Харрис – получил похвалу от кинокритиков за прекрасное воплощение персонажа.
  • В раннем детстве у Оливера были два брата, однако они умерли в младенчестве. В результате мальчик рос в окружении шести сестер, с которыми у него были теплые отношения.
  • До 41-летнего возраста Кромвель не ощущал особой страсти к революционной деятельности. Лишь тогда, когда он за собственные деньги набрал отряд «железнобоких», в нем проснулась настоящая любовь к политике и стремление вершить историю своей страны.
  • 3 сентября оказалось роковой датой в судьбе Оливера Кромвеля. Именно в этот день он победил шотландские войска в Денбаре, армию Карла I при Вустере, именно 3 сентября начал работать его первый парламент, и впоследствии в этот день стал праздноваться как День благодарения. Скончался Оливер Кромвель тоже 3 сентября.

Оливер Кромвель пережил периоды безграничной народной любви и столь же безграничной ненависти, но никем ни разу не был побежден при жизни. И лишь после смерти столь ненавидимые им аристократы в бессильной ненависти надругались над его останками. Ничто в его биографии сельского сквайра вплоть до начала гражданской войны не свидетельствовало о скрывавшихся в нем талантах выдающегося полководца и искусного политика и даже после ее начала не предвещало, на какую высоту его вознесет волна революционных событий.

Впоследствии, когда жизнь Кромвеля уже клонилась к закату, а слава его достигла общеевропейского зенита, он сам объяснил случившееся - по обыкновению истых пуритан того времени - «волей Всевышнего», сравнив себя с человеком, ведомым «по темной тропе Провидением».

Кромвелю удалось стремительно взлететь на политическую вершину страны, в результате чего его личная судьба слилась воедино с судьбой Англии. Но вскоре из «штурмовавшего небо» революционера начала 40-х годов XVII века он превратился в консервативного и, более того, в контрреволюционного диктатора 1650-х годов; из организатора свержения монархии, суда и казни «коронованного тирана» Карла I - в лорда-протектора Англии, готового было возложить на себя английскую корону и основать новую династию взамен низложенной.

Современники, наблюдавшие за этими превращениями, чаще всего считали Кромвеля «бесстыдным лицемером» и «великим обманщиком», «учеником Макиавелли», будто бы изначально замыслившим то, чем он завершил свою карьеру, - установление своей диктатуры.

Когда в Англии началась революция, Оливер Кромвель вступил в армию парламента капитаном и пользовался все это время любовью и уважением солдат за отчаянную смелость и заботу о подчиненных. Всем очевидна была его решимость бороться против короля. Отряд Кромвеля не знал поражений, его солдат прозвали «железнобокими».

Он был одним из инициаторов смертного приговора королю и установления республики в Англии. Он завоевал для своей страны Ирландию, чего ирландцы до сих пор не могут ему простить. Увидев, что Англия не в состоянии выкарабкаться из экономического кризиса без крепкой власти, он взваливает на свои плечи титул (и полномочия) диктатора - лорда-протектора.

Первая и последняя в Англии республика держалась лишь на его железной воле. Протектор явно не смог ни экономически, ни политически закрепить свой успех. Народ побаивался его и не доверял. И потому, в общем-то, не сопротивлялся возвращению династии Стюартов.

Когда протектору исполнилось 58 лет, его здоровье сильно пошатнулось. Усилилась одутловатость лица, шаркающей стала походка, тряслись руки - он едва мог писать. Вне семьи он был почти одинок и в делах государства мог полагаться только на близких: младшего сына Генри - наместника Ирландии, своего зятя Флитвуда - фактически командовавшего армией, родственников, задававших тон в Государственном совете.

Летом 1658 года тяжело заболела его любимая дочь Элизабет, и Кромвель две недели не отходил от ее постели. Смерть ее была для него тяжелым ударом. В середине августа он сам заболел, и 3 сентября умер.

«Узурпатора» похоронили в древней усыпальнице английских королей - в Вестминстерском аббатстве. Однако уже спустя три года, вскоре после реставрации Стюартов, по постановлению верноподданнического парламента 30 января 1661 года, в день казни Карла I, прах Кромвеля был извлечен из могилы, и после варварской процедуры «повешения цареубийцы» от трупа отсекли голову, туловище было зарыто в яме, выкопанной под виселицей, а голову, насаженную на копье, выставили у Вестминстерского дворца «на обозрение».

Казнить мертвецов - дело бессмысленное для самих мертвецов. Но для живущих этот процесс в стародавние времена имел важное политическое и нравственное значение. Казнь после смерти лишний раз подчёркивала, что от карающего меча правосудия и народного гнева нельзя спастись даже на том свете. Поэтому, казалось бы, лишённое всякого смысла мероприятие время от времени практиковалось в Европе. Оно приносило людям моральное удовлетворение и лишний раз давало понять, что тяжкое преступление будет обязательно наказуемо, невзирая на неотвратимый ход времени.

В мае 896 года на папский престол взошёл папа Стефан VI. Руководил он католической церковью чуть более года, а в историю вошёл как организатор Трупного синода. В январе 897 года по его повелению был проведён церковный трибунал над трупом предшественника. Являлся им папа римский Формоз.

Тело усопшего эксгумировали, одели в официальные церковные одежды и доставили в собор Святого Иоанна Крестителя. Здесь труп усадили на трон, а за ним спрятался дьякон. Обвиняемому стали задавать вопросы, на которые тот, естественно, ответить не мог, так как уже 9 месяцев беседовал только с ангелами. Но укрывшийся от взоров коллег церковный служащий добросовестно давал ответы замогильным голосом.

Трупный синод вменил подсудимому нарушение запретов Никейского собора и совершение недопустимых религиозных таинств. Были и другие серьёзные обвинения, повлекшие суровое наказание. С мертвеца сняли одежды, отрубили пальцы на правой руке, которыми папа благословлял свою паству. Затем тело привязали к хвосту лошади и волоком доставили на площадь. Здесь его на глазах у огромной толпы изрубили на куски, и бросили их в Тибр.

Но Стефан VI не завоевал популярность у народных масс. Жуткая казнь беспомощного хладного тела отвратила от него людей. Уже в августе того же года папу арестовали, заключили в тюремную камеру и задушили.

Казнь после смерти испытал на себе богослов и философ Джон Уиклиф. Этот почтенный муж, проживший на земле 64 года, создал своё учение, отличное от того, которое проповедовала официальная церковь. Оно нашло отклик в сердце проповедника Яна Гуса. Беднягу этого сожгли на костре в 1415 году.

Казалось бы, можно поставить точку в столь неприятном деле. К тому же сам Джон Уиклиф умер ещё в 1384 году. Но праведно настроенные католики не удовлетворились лишь телом несчастного чеха. В 1428 году останки английского богослова, пролежавшие в земле 44 года, были извлечены из могилы и сожжены.

Не избежал казни после смерти и видный политический деятель Англии Оливер Кромвель. Этот человек сосредоточил в своих руках абсолютную власть и умер в зените могущества 3 сентября 1658 года. Подданные устроили Кромвелю роскошные похороны. Тело усопшего поместили в королевской усыпальнице, находящейся в Вестминстерском аббатстве.

Но очень скоро в стране была восстановлена королевская власть. Бывший грозный правитель из национального героя превратился во врага. Его тело забрали из склепа 30 января 1661 года, доставили в центр Лондона и повесили на площади при огромно скоплении народа. Затем труп сняли с виселицы, отрубили голову, и выставили её возле королевского дворца на всеобщее обозрение. Тело порубили на мелкие куски и бросили их в городские нечистоты. В начале XX века Кромвелю установили бронзовый памятник. Иногда очень трудно понять логику людей. Объяснение может быть только одно - у каждого времени свои герои.

В 1589 году свою лепту в казнь после смерти внесла Франция. Поводом для этого стало убийство короля Генриха III. Совершил это злодеяние совсем молодой монах Жак Клеман. Он прибыл в имение Сен Клу, где в это время находилась венценосная особа, и попросил аудиенцию, ссылаясь на то, что привёз с собой важные бумаги.

Монах был допущен к Генриху III. Но пока тот читал бумаги, Жак Клеман выхватил кинжал и вонзил его в живот короля. Стража тут же заколола убийцу, а его жертва испустила дух по прошествию нескольких часов. Перед смертью 37-летний король простил Жака Клемана, но французская судебная система посчитала милосердие излишним.

Уже на следующий день над трупом 22-летнего монаха свершился суд. Тело убийцы за ноги и за руки привязали к 4 лошадям. Их ожгли плетями, и животные рванулись в разные стороны. Разорванное тело сожгли, а пепел развеяли над речной гладью. Таким образом, даже мёртвый убийца не избежал возмездия.

На русской земле над трупами судебные процессы не устраивали. Подобный торжественный официоз был не в духе славян. Но отдельные личности своим поведением иногда так «доставали» людей, что над ними совершали самосуд. Примером тому может служить Гришка Отрепьев, вошедший в историю как Лжедмитрий I.

Московское царство в начале XVII века «переживало» все прелести Смутного времени, и доведённые до отчаяния люди убили самозванца, а труп предали посмертному поруганию. Его волоком вытащили из кремлёвских покоев на Красную площадь, полностью раздели и бросили на торговый прилавок, принесённый с рынка.

Труп вначале стегали плетьми, затем распороли ему живот, а рану закрыли карнавальной маской. В рот сунули дудку, тело измазали дёгтем и посыпали песком. Три дня убитый валялся на площади в таком виде. Затем его закопали на кладбище за Серпуховскими воротами. Хоронили на нём нищих и бродяг, которые замерзали по пьяному делу на улице. Прошло 2 недели, и люди вырыли истерзанное тело, сожгли его, а пеплом зарядили царь-пушку. Развернули её в сторону Польши, и огромное орудие выстрелило единственный раз за всю свою историю.

Не избежали насилия над трупами и прогрессивные времена. Так в начале XIX века в Англии свершилось возмездие над уже мёртвым преступником по имени Джек Уильямс. Это была полностью деградировавшая личность. Преступник зверски убил 2 семьи на окраине Лондона. Его поймали, судили и приговорили к публичной казни через повешение. Справедливое возмездие должно было свершиться на площади перед тюрьмой в середине апреля 1812 года. Но злодей обманул всех. В ночь перед казнью он удушил себя в камере.

Утром люди собрались на площади перед виселицей, а власти оказались в затруднительном положении. По их вине преступник ушёл из жизни раньше, и это могло вызвать резкое недовольство у жителей столицы. Поэтому решили осуществить казнь после смерти. Тело Уильямса вначале повесили, затем в сердце воткнули осиновый кол, а в завершении вынули из петли и сожгли. Лондонцы разошлись по домам удовлетворённые.

В наши дни «старая добрая традиция» сошла на нет. Трупы кровожадных злодеев не подвергают экзекуции. У кого-то это может быть вызывает чувство недовольства, но основная масса граждан относится к погребению останков без осквернения вполне спокойно. Видимо сказывается суматошное время стремительного XXI века. Людей больше интересуют собственные проблемы, чем бездыханные тела садистов и убийц, сумевших избежать сурового наказания на бренной земле.

Впрочем, на небесах тоже есть суд. Думается, что именно там все и получают по заслугам за те дела, которые совершают в мире живых. А казнь после смерти - это фикция, не имеющая ничего общего с подлинным и неотвратимым возмездием.

Расправы после смерти обычно удостаивались люди, которые при жизни были весьма могущественными. Так, римский папа Стефан VI, взошедший на папский престол в 896 году, «отличился» тем, что организовал суд над предыдущим понтификом Формозой.

Труп Формоза вырыли из могилы, обрядили в папские одежды и посадили на скамью подсудимых. По окончании судебного разбирательства по обвинению в нарушении церковного права мертвого Формоза подвергли наказанию.

С него сняли папские одежды, отрубили ему три пальца правой руки, которой он благословлял народ. Потом изувеченный труп Формоза бросили в Тибр.

Это кощунство не оставило равнодушными жителей Рима. Вскоре Стефана VI заключили в тюрьму и там задушили.

Самоубийц - на виселицу

Оксфордский ученый и философ Джон Уиклиф при жизни, видимо, так прогневил священнослужителей своими требованиями провести реформацию Римской католической церкви, что ему их припомнили аж 40 лет спустя после смерти. 4 мая 1415 года Констанцский собор постановил:

«Святой собор заявляет, определяет и выносит приговор Джону Уиклифу как отъявленному еретику, который умер утвержденным в своей ереси. Собор проклинает его и осуждает воспоминания о нем. Собор также постановляет и предписывает, чтобы его тело и кости, если они могут быть распознаны среди тел других верных людей, были извлечены из земли и выброшены подальше от церковных кладбищ согласно установленным канонам и законам».

Трудно даже представить, как выглядели останки Уиклифа, пролежавшие четыре десятка лет в земле, когда их предавали экзекуции, но на средневековой гравюре изображены лишь кости.

"Сжигание костей Джона Уиклифа", гравюра из книги Foxe"s Book of Martyrs (1563)


Пепел Уиклифа выбросили в воды реки

Отношение к самоубийцам в Средние века было крайне отрицательным. Общество и церковь однозначно высказывало свое отношение к осмелившимся лишить себя жизни. Мало того что их запрещали хоронить на общем кладбище, так еще и порой после смерти подвергали наказанию.

Так случилось, например, с жителем Эдинбурга Томасом Добби, который утопился в карьере недалеко от аббатства Холируд 20 февраля 1598 года. Когда его тело извлекли из воды, то хоронить сразу не стали, а поволокли в суд. Там мертвеца подвергли пыткам.

И, видимо, тот сознался, что не просто так утонул, а утопился по наущению дьявола. В средневековых застенках, похоже, даже мертвые сознавались. В результате судьи приговорили Томаса Добби к повешению. На следующий день его тело протащили по городу и вздернули на виселице.

Комбинированные расправы

Казни мертвецов были распространены во многих странах Европы. Классический пример - публичная казнь в Англии мертвого Оливера Кромвеля. Его тело, захороненное в часовне Генриха VII Вестминстерского аббатства, достали из могилы и публично обезглавили. Потом голову выставили на крыше Вестминстер-Холла, а тело повесили.

Любопытно, что когда Кромвель был в зените славы и триумфально въезжал в Лондон, он, следуя заветам римлян, «помнил о смерти». Офицер свиты восхитился тем, что протектора встречает так много людей. «Если бы меня везли на эшафот, - ответил Кромвель, - зевак было бы не меньше».

Так оно и случилось. Расправа над мертвым Кромвелем собрала огромную толпу. Вместе с ним посмертной казни предали и трех его усопших соратников: Генри Айртона, Томаса Прайда и Джона Брэдшоу. Их тоже вытащили из могил, судили, казнили, после чего вывесили останки на цепях в Тайберне.

Традиция расправ над мертвыми просуществовала в Англии довольно долго. Так, в начале XIX века главным злодеем в Англии считался некий Джон Уильямс. Вся страна обсуждала его жестокость и силу после того, как в декабре 1811 года он плотницкой киянкой забил до смерти две семьи в районе Рэтклиф Хайвей в Ист-Энде.

По этой киянке его вскоре и вычислили. Жители Лондона буквально считали дни до его публичной казни, чтобы полюбоваться на нее. Однако злодей Уильямс обманул народные чаяния и накануне своей казни повесился в тюремной камере.

Чтобы избежать народных волнений, власти решили не отменять экзекуцию. При большом стечении людей на площади перед тюрьмой New Gate мертвого Уильямса сначала повесили, затем опустили на эшафот, вынули из петли и вколотили ему в сердце осиновый кол. А для полной гарантии, что этот злодей уже никогда не воскреснет, его тело сожгли.

Нередко в Англии людей приговаривали к комбинированной казни. Сначала их вешали, а потом еще и издевались над их мертвыми телами. Например, в середине XV века священник Роджер Болинброк за участие в заговоре герцогини Глостерской был сначала повешен, потом обезглавлен, а затем еще и четвертован. Обезглавливать трупы повешенных в Англии продолжали и в XIX веке.

Например, в 1817 году таким образом казнили троицу мятежников, известную как Pentrich Martyers. Их сначала повесили, а потом палач по очереди отсекал трупам головы и воздевал вверх со словами: «Узрите голову предателя!» Это был последний случай использования для казни топора в Британии.

В отличие от Англии, во Франции мертвых правителей не казнили, зато там жестоко расправились с усопшим убийцей короля. 1 августа 1589 года 22 летний монах доминиканец Жак Клеман вонзил отравленный кинжал в живот королю Франции Генриху III в предместье Парижа Сен Клу.

Клемана убедили, что убийство короля останется для него безнаказанным, поскольку сразу после покушения он по воле Божьей станет невидимым, а значит, избежит наказания.

Понятно, что невидимым после этого преступления Клеман не стал, зато стал мертвым. Слуги короля тут же его закололи.

На следующий день, 2 августа 1589 года, состоялся судебный процесс... над трупом монаха. Ему был оглашен приговор: «Труп вышеупомянутого Клемана четырьмя лошадьми разорвать на четыре части, после чего сжечь их, а пепел высыпать в реку, дабы окончательно уничтожить всякую память о нем». В тот же день приговор привели в исполнение.

Смерть Лжедмитрия

В России официально мертвецов не казнили, но порой подвергали самосуду. Например, в начале XVII века народ подверг казни мертвое тело самозванца Гришки Отрепьева, который остался в истории как царь Лжедмитрий I.

Из торговых рядов принесли прилавок и водрузили на него труп Лжедмитрия. Затем из Кремля выехали дворяне и хлестали мертвое тело кнутами, после чего взяли маску, приготовленную для праздничного маскарада, и бросили на вспоротый живот Лжедмитрия, а в рот ему всунули дудку.

Но и на этом не успокоились. Спустя некоторое время после захоронения Лжедмитрия тело его вырыли из ямы, сожгли, а пепел зарядили в пушку и выстрелили.

Другой известной расправой над трупом стала посмертная казнь походного атамана донских казаков Кондратия Булавина. Он поднял восстание после того, как князь Юрий Долгорукий по царскому указу в восьми казацких станицах схватил и выслал на прежнее место жительства до 3 тысяч беглых крепостных.

Это вызвало возмущение среди казаков. И тогда это возмущение возглавил Степан Булавин. Ночью он напал на князя Долгорукого, убил его и всех бывших при нем офицеров и солдат числом около тысячи человек.

7 июля 1708 года верные царю казаки окружили дом, где укрылся Булавин со своими ближайшими соратниками, и решили его поджечь. Булавин, увидев, что дом обкладывают камышом, решил не ждать гибели в огне и застрелился из пистолета. Позже в Азове был предан казни его труп, которому отрубили голову, после чего повесили. Священники отказались хоронить тело бунтовщика на местном кладбище.

Ныне церковнослужители оберегают мертвых. Так, в нескольких километрах к югу от польского города Гданьска в склоне горы вырублен склеп, где покоится славный рыцарь Казимир Пицалуский, участвовавший в Первом крестовом походе.

У себя на родине он больше прославился тем, что огнем и мечом насаждал веру Христову среди языческих племен. Пан Казимир жесточайшим образом пытал пленных, пока они не начинали веровать в Иисуса. В одном из сражений с язычниками он пал на поле брани. Враги утащили его тело к себе в лагерь и там разрубили на куски и сожгли.

Позже соратники собрали его останки и замуровали в горном склепе. Археологи уже давно рвутся пробраться в последнее пристанище рыцаря и даже объявили награду в 25 тысяч долларов тому, кто поможет им в этом.

Узнав об их намерениях, римский папа Урбан II приехал в Польшу и объявил, что того, кто посмеет нарушить покой Казимира Пицалуского, ждут страшное наказание на земле и адские муки в загробной жизни. Пока папская угроза оберегает склеп рыцаря от непрошеных гостей.

Олег АЛЕКСАНДРОВ

Эдинбург – столица Шотландии, была захвачена Кромвелем, продвинувшимся со своей армией вглубь шотландской территории. Но королю вновь удалось собрать значительные силы, чему Кромвель не смог помешать. Не сумел он воспрепятствовать и коронации Карла II, состоявшейся 1 января 1651 года в Скуне в Шотландии.

С наступлением лета армия короля вторглась на территорию Англии. 22 августа 1651 года Карл II прибыл в Ворчестер, где его торжественно провозгласили королем. Карл II издал декларацию, обещавшую прощение всем английским подданным, за исключением Кромвеля, Бредшоу и Кука.

Однако король опоздал со своим заявлением, так как за это время парламент Лондона успел перейти на сторону противников. Поэтому члены парламента сделали все возможное для усиления армии Кромвеля, с тем чтобы по численности и снаряжению она смогла превзойти шотландскую и нанести врагу такой удар, от которого он уже никогда бы не оправился. Так вскоре и произошло.

А король жил изгнанником, с болью в сердце наблюдая, как его подданные передали бразды правления узурпатору.

В 22-м катрене 10-й центурии Нострадамуса мы находим:

«Вследствие нежелания дать согласие на развод между короной, венчающей его голову,
и государством, принадлежащим этой короне.
Несмотря на признанную затем всеми неправомочность этого требования,
Король будет силой выдворен со своих островов,
А на его место посажен другой, не имеющий никаких признаков королевского достоинства».

После убийства Карла I мятежники от имени парламента постановили, что отныне государство Великобритания, перестав быть королевством, становится республикой. Этот развод, о котором говорит Нострадамус, явившийся расторжением брачных уз между государством и короной, уже через несколько лет обнаружил свою несостоятельность. Согласию на подобный развод короны и государства Карл II, естественно, предпочел насильственное изгнание, наблюдая за тем, как его подданные отвернулись от него и Оливер Кромвель, простой английский дворянин, в жилах которого не было ни капли королевской крови, захватил трон и по своему усмотрению вершил государственные дела.

В трех катренах 8-й центурии Нострадамус весьма убедительно набросал портрет Оливера Кромвеля:

«Будет избран Лис, притворяющийся простофилей, святошей и схимником,
Который впоследствии обнаружит свою истинную сущность,
В одно мгновение он сделается тираном,
Поставив ногу на горло наиболее знатным». (8,41)

«Из простого солдата он станет правителем;
Сняв с себя доспехи, облечется в мантию,
Безбожник и герой одновременно,
Он выжмет епископов как губку». (8,57)

«Более мясник, чем английский король,
Худородный, он силой захватит власть,
Нечистый на руку, творящий беззаконие, он опустошит страну,
Время его правления не продлится долго, так что остается лишь пожалеть его за эту слепоту». (8,76)

Нострадамус живописует образ узурпатора весьма яркими красками. Вполне соответствуя типу человека сатурнического склада, Кромвель, действительно, был лицемером и хитрецом. Все его речи, письма, эдикты, прокламации были насквозь пронизаны проявлением заботы о вящей славе Божьей, подкрепленной многочисленными цитатами из Святого Писания. Считая совершенное им убийство Карла I и беззаконную узурпацию короны богоугодным делом, Кромвель причислял себя к великим хилиастам (Хилиазм – вера в наступление тысячелетнего Царства Божия на Земле после второго пришествия Иисуса Христа, прим. рецензента ), иначе говоря, поборникам установления пятой мировой монархии, готовым ради открытия врат Царю Небесному и наступления тысячелетнего Царства Божия на Земле (пятой мировой монархии) свергнуть с престола всех венценосных особ, очистив, таким образом, мир от скверны. Бедный мечтатель! На что ты замахнулся!
Следует, пожалуй, упомянуть один факт из жизни Кромвеля: однажды, уже будучи могущественным Протектором Англии, Кромвель вспомнил некоего мастера из Лондона, с которым некогда поддерживал дружеские отношения, и велел послать за ним. В те времена подобное приглашение не сулило приглашенному ничего хорошего. Испуганный человек явился в назначенный час. Кромвель радушно принял его, спросив, почему мастер, столь часто прежде посещавший своего друга, теперь обходит стороной его дом. Человек предусмотрительно сослался на слишком большую разницу в их социальном положении, на что Кромвель ответил: «Уверяю Вас, друг мой, я нисколько не изменился со времен нашей дружбы». «Да, но каким образом смирение и кротость, отличавшие Вас прежде, могут сочетаться с тем образом жизни, который Вы ведете в настоящий момент, проявляя властность и окружая себя роскошью?» – осторожно заметил ему собеседник. Тогда Кромвель воскликнул: «Я освободил трон лишь для того, чтобы сразу же уступить его нашему Господу Иисусу Христу после его пришествия, и теперь мне приходится, помимо моей воли, вести образ жизни, соответствующий моему положению, дабы не возмущать черни. Но я охотно бы отказался от этой роскоши, если бы все люди Англии мыслили аналогично Вам, мой благородный друг!»

Справедливости ради надо отметить, что Кромвель был весьма умерен в еде и, в полном соответствии с сатурническим складом, отличался не столько сладострастием, сколько честолюбием. Благодаря своей счастливой звезде он сумел стяжать славу талантливого полководца и героя войны. Хитростью и ловкостью ему удалось взойти на трон, и только из осторожности он удовольствовался титулом Лорда-протектора, отклонив в 1657 году предложение парламента о присвоении ему королевского титула. Впрочем, достаточно было и того, что он пользовался полнотой власти, которая и не снилась королю. Он сумел конфисковать все епископские земли и приходы, несмотря на очевидность беззакония подобного акта.
Кроме того, всюду были расставлены его проповедники, поддерживавшие в народе дисциплину. Был даже введен порядок обязательных воскресных служб, не соблюдавшийся прежде!

Следует обратить внимание на то, что первая победа Кромвеля над шотландцами, о которой упоминалось выше, была одержана 3 сентября
1650 года, в день Святого Людовика, а следующая, уже окончательная – 3 сентября 1651 года. И тоже, заметьте, в день Святого Людовика. Нострадамус говорит об этом в 58-катрене 8-центурии:

«Когда государство будет раздираемо распрей братьев,
Он возьмется за оружие и примет Британскую корону,
Однако время будет уже упущено,
И, потерпев поражение, он ночью сбежит во Францию».

Братья означают англичан и шотландцев, никогда не бывших ближе друг к другу, чем в тот период, когда англичане ввели у себя ритуал шотландской церкви. Однако убийство короля послужило сигналом к расправе и неприкрытой войне. Карл II мог бы извлечь из этого немало выгод для себя, если бы не упустил время из-за своих разногласий с шотландцами по религиозным вопросам. Когда же, убедившись в искренности их убеждений, он решился взяться за оружие, чтобы занять Британский престол, было уже слишком поздно, поскольку его враги успели укрепить свои позиции. В битве при Ворчестере Карл II потерпел столь сокрушительное поражение, что ему едва удалось под покровом ночи 3 сентября выбраться из города. Затем в течение нескольких недель он скрывался инкогнито и, наконец, 20 октября 1651 года, переплыв залив, высадился в Дьепе во Франции, откуда смог перебраться в Сен-Жермен к своей матери.
Тот факт, что королю удалось ускользнуть от преследователей, был истинным чудом. Впрочем, никому из них и в голову не пришло мысли, что дупло дуба, под сенью которого они неоднократно проносились в поисках, не одну ночь служило убежищем злополучному королю. Удар казался слишком серьезным, чтобы можно было надеяться вернуть утраченные позиции. И только Нострадамус, если бы вдруг оказался рядом, мог утешить несчастного, сказав, что ждать ему осталось всего каких-нибудь семь лет, по истечении которых произойдет кардинальная смена исторических декораций. Обратимся к 4-му катрену 10-й центурии:

«В полночь командующий армией
Ускользнет от преследователей,
А через семь лет никто уже не сможет затмить его славу,
На вопрос о его возвращении никто уже не сможет ответить отрицательно».

Вышеупомянутое сражение началось около трех часов ночи 3 сентября 1651 года, а ровно через семь лет после этого события, в три часа ночи 3 сентября 1658 года умер узурпатор Кромвель. Бразды правления перешли к его сыну Ричарду, подходившему на эту роль не более, чем осел для игры на флейте. Период узурпации тем временем подошел к концу и в 1660 году Карл II, объявившийся в Лондоне, был провозглашен королем. Тело Кромвеля было извлечено из могилы и перезахоронено под виселицей, а голова водружена на здание Вестминстер-холла.

Рассказать друзьям