Религия. Особенности религиозной веры

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отметим, что вопросами религиозной веры занимались многие авторы, мы же, в рамках данного реферата, обратимся к И.А. Ильину, который анализирует особенности религиозной веры, религиозности человека в своей работе «Путь к очевидности». Религиозность, по Ильину, «…не есть нечто частичное, но целостное. Она имеет удивительную способность внутренне объединять человека, придавать ему духовную цельность или «тотальность»…». По его мнению – «…целокупность инстинкта, души и духа, разрозненных влечений и главного, основного жизненного потока достигается различно в разных религиях. Но она всюду имеется налицо, где религия сохраняет свое духовное достоинство…». Религиозный человек подобен «монолиту». Человека, по мнению И.А. Ильина, только тогда следует называть религиозным, «…если и поскольку ему удается стать духовным единством…».

Часто говорят так: «религиозен тот, кто способен молиться». Но ведь достаточно часто молиться не означает становиться в молитвенную позу и произносить определенные слова. Молитва совсем не означает и просьбу. «…Есть молитва бессловесного созерцания, молчаливой благодарности, самоутраты в небесной благости. Можно молиться в форме вопрошания; можно молиться волевым решением; взывая о помощи, внимая новой, благодатно-молящейся музыке; простыми поступками; неутомимым исследованием. И такое молитвенное свершение всегда сохраняет свой религиозный характер: это есть подъем человеческого огня к Божьему Огнилищу и озарение человеческих сумерек божественным Светом…».

Согласно Ильина, сущность религии состоит вообще в том, что человеку дается и человеком овладевает некое «Откровение ». Существует высшее озарение, окончательное и истинное «узрение» - очевидность. Но это не то «озарение», которое касается «…одного взора, еле затрагивает холодный взгляд и бесплодно соскальзывает с него…». Откровение не дается любопытному глазу воображения; оно не касается мертвой поверхности душевной, но вступает глубоко во внутренний мир, чтобы захватить сокровеннейшее чувствилище. «…Оно подобно не касательной линии, а секущей. Оно проникает до самой глубины сердца, до источника воли и освещает подобно молнии сумрачные пространства инстинкта. Его луч пронизывает душу до ее инстинктивной духовности…».

Образно говоря, это можно было бы описать так. С неба падает молния - и дуб загорается мощным огнем; чем выше дерево, тем ближе к нему молния, тем дальше светит охватившее его пламя. Или еще: молния падает в заснувший вулкан, и вулкан отвечает извержением, которому теперь не будет конца. После восприятия откровения начинается новая жизнь: и эта новая жизнь есть религиозная жизнь. Пронизанный лучом Благодати, человек становится единым и цельным. И молитва есть не что иное, как стремление к этой встрече, или - отверзание духовного ока навстречу лучу, или - зов, направленный к божественному пламени.



Религиозность – это не какая-то человеческая «точка зрения», или «миросозерцание», или «догматически-послушное мышление и познание». Нет, религиозность есть жизнь, целостная жизнь и притом творческая жизнь. Она есть новая реальность, состоявшаяся в человеческом мире для того, чтобы творчески вложиться в остальной мир. Она есть соприкосновение мира с Богом и притом в этой новой, лично-человеческой точке. И более того: она есть новое вступление Божьей «энергии» в человеческий мир, новое «облечение» божественного Света, божественной Благости и Силы в новое человеческое сердце. В общем - Событие мировой истории в процессе возникновения и укрепления Царства Божия.

Религиозного человека нетрудно узнать по тем лучам света, которые исходят из него в мир. Один светит добротою; другой - своим художественным искусством; третий - своей очевидностью, или умиряющим покоем, или дивным пением, или простыми, но благородными деяниями.

Внутренняя жизнь религиозного человека должна обнаруживаться и стремиться выйти во внешний мир. «…Из родникового ключа естественно и верно пить воду…».

По этим свойствам, и склонностям, и проявлениям узнается религиозный человек. В нем есть дуновение духа; в нем есть пение души; из него излучается свет. И всегда он больше, чем он сам; и всегда он внутренне богат, настолько, что он сам далеко не всегда знает меру своего богатства. Ибо то, что он в себе носит и что он излучает, есть Царство Божие, которого он является тайным участником.

Вера в сфере науки

Уже в самом определении науки прослеживается ее религиозный аспект, а именно:

Вера в объективное существование законов природы (принцип казуальности ).

Вера в единство этих законов во всем пространственно-временном континууме, проявляемое как в натурных условиях, так и в лаборатории; как при наблюдениях, так и в экспериментах (принцип универсальности ).

Вера в разумный характер этих законов, дающий возможность их постижения рациональным путем (принцип рациональности ).

Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней. Безусловно факты - наиболее ценный продукт эмпирического исследования, общепринятым признаком которого является соответствие требованиям наблюдаемости, повторяемости и фальсифицируемости (то есть принципиальной опровергаемости).

Научный факт двойственен. С одной стороны, он воспринимается как часть мироустройства, элемент бытия мира, вычленяемый и постигаемый наукой; с другой стороны – факт это описание человеком того, что он видит. Факты не лгут, потому что природа нас не обманывает. Но факт может обмануть, вернее смыслы, вкладываемые учёным в слова, которыми он описывает этот факт, поскольку людям свойственно обманываться. Наука ориентирована на постоянную ревизию фактов – изгнание из них одних описаний, чтобы подставить на их место другие. Предполагается, что тем самым осуществляется преодоление посторонних смыслов, привнесённых с языком в информацию, которую мы получаем от мира.

Благодушие верующего человека по отношению к научной деятельности основывается на разделении сфер. С точки зрения верующего наука занимается природой, чья внутренняя гармония свидетельствует о Боге. Поэтому истинная наука должна прийти к такому свидетельству. С точки зрения учёного вера выдвигает абсолютно не фальсифицируемые положения (они проверяются только личным опытом, на Бога нельзя указать как на какую-то вещь или процесс), поэтому вера не мешает учёному заниматься наукой.

Однако такая демаркация есть историческое соглашение и не отвечает внутреннему содержанию науки. Смирение может быть свойственно учёному как христианину, но сама наука не воспитывает смирения. В потенции наука претенциозна. Она хочет объять своим методом всю познавательную способность человека. Научный метод – строгий, однозначно проверяемый, как кажется науке, – по её мнению единственно достоин называться познанием в полном смысле этого слова. С этих позиций выправляется история – в донаучном мышлении обнаруживаются зачатки научного метода; именно это проявление науки из одного из возможных путей познания в господствующий вариант осознаётся как сердцевина познавательной деятельности. Всё, до чего дотрагивается человеческий ум, должно осмысливаться по канонам науки. Наука содержит скрытое требование фальсификации и верификации любых взглядов, исповедуемых человечеством. В подкорке науки сидит требование согласования истин веры с научными знаниями. Учёному, если он верующий человек, комфортно, когда он может воспоследовать Писанию научными данными, и наоборот – он испытывает дискомфорт, когда данные с Писанием не сходятся.

Наука концентрирует в себе энергию скепсиса. Принцип сомнения для науки – святая святых. Неписаный кодекс учёного перво-наперво декларирует свободу сомнения. Право учёного сомневаться – единственное в науке, что не подлежит сомнению. Историю научной мысли можно представить как последовательность сомнений, нашедших себе подтверждение.

Отметим, что если в науке будет господствовать только разум и опыт, то нам будет все безразлично. Деятельность утратит цель, стремиться будет не к чему, сама жизнь потеряет цену, если отвлеченная философия или наука будет иметь право суждения над верой и основанной на вере религией. «Специфическое различие между религиозной верой... философским разумом и опытной наукой... состоит в том... что эти последние дают только факты, а именно: опыт дает факты эмпирические или случайные, а разум – факты всеобщие и необходимые, или законы; религиозная же вера дает вовсе не факты, а начала. ...вера и основанная на ней религия дают нам начала цельные или положительные, которые выражают не то, что бывает, может быть... а то, что есть безусловно и должно быть». Очевидно, что разнородность данных областей обусловливает их единство в «целости духовного организма». Иначе говоря, возможность адекватного познания реальности присутствует при наличии всех вышеозначенных сфер познапвательной активности человека.

На данном уроке мы рассмотрим одну из самых интересных тем в рамках всего курса «Обществознание»: познакомимся с понятиями «религия», «религиозный культ», «вера». Постараемся определиться с тем, что такое Бог в понимании людей. Обсудим вопрос, почему, несмотря на достижения науки и техники, огромное количество людей верит в Бога. Выясним, какое место занимает религия в жизни человечества.

Тема: Сфера духовной культуры

Возможно, вы не верите в Бога и даже не понимаете азов религиозного мировоззрения, но всё равно вы имеете какое-то суждение о Боге. В конце концов, каждый из нас хоть раз в жизни наверняка что-то просил у Высших сил в той или иной форме. Наверняка, если вы попадали в какую-либо сложную ситуацию, оставшись без помощи посторонних людей, вы искали этой помощи у Высших сил.

Рис. 2. В сложной ситуации многие люди просят о помощи Высшие силы ()

Именно в этом, по сути, и заключается основной смысл религии и религиозного мировоззрения: верующий человек предполагает существование неразрывной связи между собой и Высшими силами . Название для этих Высших сил можно дать разное, в зависимости от той конкретной религии, к которой человек обращается, но сам факт такой взаимосвязи для верующих людей непреложен.

Однако остаётся не вполне понятным, почему человек вообще верит в возможность существования этой связи. Это, пожалуй, самый сложный из всех вопросов, касающихся религии. Ведь если мы попытаемся представить с научной или логической точки зрения те сюжеты, которые фигурировали в Святых Писаниях самых разных религий, то мы обнаружим, что с рациональной позиции они не выдерживают никакой критики. Действительно, очень сложно себе представить воскрешение человека после смерти. Рационалисты недоумевают, почему во сне к какому-то конкретному человеку приходит архангел и именно ему сообщает некие сакральные вещи, а остальные должны следовать этим священным предписаниям. Вызывает сомнения и история о том, как какому-то конкретному человеку Господь передаёт скрижали с заповедями, которые должны стать руководством к действию для всех людей на Земле. Большинство чудес, описания которых приведены в разных Святых Писаниях, можно опровергнуть, но, тем не менее, люди в них верят.

Можно найти тому несколько объяснений. Самое простое из них: люди боятся явлений природы, катастроф и страшных напастей. Людей страшат землетрясения, ураганы, нечто необъяснимое. Сталкиваясь с непознанным, но очевидно существующим, человек пытается это для себя каким-то образом обозначить. Тогда он приходит к выводу, что это творение Божье, это Его вмешательство в нашу жизнь, которое служит для нас неким предостерегающим или же, наоборот, ободряющим знаком. На самом деле это крайне примитивное объяснение. Если бы это объяснение было единственным, то религии в наше время уже не существовало бы. Но она существует, и, по официальным данным, более половины жителей нашей планеты являются приверженцами той или иной религии.

Рис. 3. Карл Лёве. Воскрешение Лазаря ()

Следует также отметить, что термин «вера» имеет двойственное значение. С одной стороны вера - это личностное, эмоциональное отношение человека к религиозным принципам. С другой стороны вера - это соблюдение культа, обрядовой стороны религии. Когда мы говорим о том, что на Земле более половины жителей верит, мы подразумеваем, что они соблюдают соответствующие культы, причём соблюдают активно. Например, на Земле примерно миллиард христиан-католиков и около 300 миллионов православных, около миллиарда мусульман, около миллиарда индуистов. Разумеется, не все эти люди являются активными верующими, то есть людьми, которые чётко соблюдают все культы, твёрдо понимают смысл различных религиозных праздников и действий. Но многие из этих людей по-настоящему верят в существование Господа. Любопытно, что же сподвигает их на это. Очень многие философы и учёные пытались выявить Бытие Божие, самое интересное обоснование того, что Бог действительно существует, можно свести всего лишь к одной реплике: «Для того чтобы нечто возникло, необходимо, чтобы уже нечто существовало». Иными словами, для того чтобы возник первоначальный толчок к существованию всего, необходимо, чтобы уже что-то было изначально; возможно эта изначально и есть Бог. Но всё же это лишь предположение, потому что с научной точки зрения обстоятельно доказать существование Бога невозможно.

Рис. 5. Существование Бога - лишь предположение ()

Для верующего человека научное обоснование Бога не требуется, ведь он верит в Его существование, и этой веры вполне достаточно. Верить - означает беспрекословно полагаться на существование Высших Сил, на их Разум. «Я верю, потому что это невозможно, потому что так не бывает», - любят говорить верующие. Именно в этом и кроется смысл религии. Высшие Силы творят невозможное; если бы это было возможно, речь шла бы о силах человеческих. Если какое-то действие совершается сверх наших возможностей, значит, это Бог, и на этом базируются все мировые религии.

Конечно, мировые религии структурируются. Существуют обрядовая сторона любой религии и специальные служители культов, также существуют специальные религиозные организации.

Роль религии в жизни человечества очень сложно переоценить. На протяжении всей истории человечества человек шел с религиозным мировоззрением бок о бок. Мы так или иначе интерпретировали идею о существовании Бога. В итоге религия выработала очень действенные морально-этические нормы поведения человека. Следуя этим нормам, человек формировался как культурное существо, рос в своём мировоззрении и миропонимании. И сейчас, дойдя до достаточно высокого уровня интеллектуального развития, накопив огромный объём знаний в области техники и информатики, довольно глубоко познав окружающий мир, мы не отказываемся от идеи Бога. Это происходит потому, что те нравственные мерила, которые заложены в религиозном мировоззрении, невозможно заменить чем-то искусственным. Они помогают человечеству оставаться людьми в полном смысле этого слова.

Можно выделить основные 4 функции религии :

1. интегративная. Интегративная функция религии была достаточно полно раскрыта Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные религии аборигенов Австралии, обратил внимание на то, что религиозные символы, ценности, обряды и обычаи способствуют сплоченности, обеспечивают устойчивость и стабильность первобытных обществ.

2. регулятивная. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный - через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.

3. психотерапевтическая. Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т. п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.

4. коммуникативная. Коммуникативная функция проявляется, прежде всего, по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и, соответственно, общение с ближними приобретает второстепенный характер.

В мире существует довольно большое количество религиозных организаций; мы имеем возможность выбирать между религиями. Помимо пяти мировых религий существует огромное количество ответвлений, различные секты. По сути неважно, приверженцем какой религии является человек. Главное, чтобы он понимал: мы все очень разные, но хотим добра для себя и своих ближних.

На следующем уроке мы узнаем о том, какие существуют религиозные организации и мировые религии на Земле.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Студенческая электронная онлайн библиотека ().

Домашнее задание

1. Объясните, в чём отличие религии от религиозного культа.

2. В чём заключается двойственность понятия «вера»?

3. * Как вы считаете, будет ли уменьшаться роль религии в обществе в будущем, по мере дальнейшего развития науки и техники? Свой ответ аргументируйте.

в широком обиходе слово «верующий» отождествляется с понятием «религиозный человек». Действительно, в любой религии вера занимает важное место. Однако можно ли считать, что наличие у человека веры позволяет характеризовать его как религиозного человека?
Ведь вера, как особое эмоционально-психологическое состояние человека и одновременно его отношение к определенным явлениям окружающего мира, присуща всем людям. Это естественное свойство человеческого сознания: каждый человек во что-то верит, хотя не все люди верят в одно и то же. Так означает ли это, что все люди религиозны? Вероятно, нет. По-видимому, помимо религиозной веры бывает вера и нерелигиозная. Необходимо разобраться, что.общего у этих; двух разновидностей веры, иначе говоря, что представляет собой вера вообще и в чем сострит особенность религиозной веры.
Всякая вера имеет свой предмет. Человек не просто верит, а верит во что-то. Это «что-то» не может выступать предметом веры в виде независящей от сознания объективной действительности.
Нельзя верить в объект как таковой, а можно верить только в те или иные наши представления об этом объекте. Например, верить, что этот объект существует, что он наделен теми или иными характеристиками. Таким образом, вера - это элемент человеческого сознания.;
и она непосредственно направлена на те или иные образования со- и знания: понятия, представления, образы, теории и т. д. ; :
Какие же из образований сознания являются предметом веры? Вероятно те, которые не являются предметом знания, то есть те, . которые не получили в сознании человека статуса объективных истин: представлений, образов, понятий, теорий, истинность которых;
доказана логически и проверена практикой. Ученые отмечают, что предметом веры являются гипотетические представления, образы;;:;
понятия и теории. Однако не все гипотезы становятся предметом веры. Как отмечают исследователи этого феномена, вера возникает у человека лишь в том случае, когда он личностно заинтересован в предмете веры, когда этот предмет вызывает у человека эмоциональную и оценочную реакцию. При этом данная оценка чаще всего;
бывает позитивной. Человек прежде всего верит в то, что соответствует его психологическим установкам, убеждениям, идеалам. Хотя не исключены и случаи, когда вера предполагает резко отрицательную оценку какого-либо образа, понятия. Например, вера в дьявола как антипода Бога.
Важно также отметить, что вера как активное эмоциональное";
и оценочное личностное отношение к своему предмету неизбежно;
захватывает и волевой процесс и проявляется в том или ином поведении личности. Вера как составной момент акта волевого выбора, выражаетутвердительную силу духа. Она необходима человеку для мобилизации его духовных и физических сил в определенных про-» блематичных ситуациях: при недостатке информации, отсутствии достаточных логических доказательств, при наличии сомнения и т. д, В этом смысле вера включена в общую систему человеческого познания, общения, деятельности.
Мы дали краткую характеристику веры вообще. Сейчас необходимо разобраться в том, чем отличаются друг от друга религиозная и безрелигиозная вера. По мнению религиоведов, безрелигиозная и религиозная вера различаютсясвоим предметом. Предмет безрелигиозной веры, также как и религиозной - гипотетические, требующие дальнейшей проверки Понятия, образы, суждения или понятия, суждения, относящиеся к будущему. Однако они воспринимаются как нечто естественное, то есть включенное в систему закономерностей материального мира, имеют свои реальные причины, которые могут быть выявлены и изучены.Предметом же религиозной веры является сверхъественное. Сверхъестественное, по убеждению верующих, не подчиняется законам окружающего мира, находится по ту сторону и нарушает их естественный ход. Религиозный человек верит в исключительный характер сверхъестественных существ или сил, и, в частности, не применяет к ним обычные критерии эмпирической достоверности.
Таким образом,значительное число религиоведов называют веру в существование сверхъестественного «минимумом», существенной характеристикой всякой религии. Для представителей богословско-теологической мысли монотеистических религий - религия - это вера в единого Бога. Распространенная в ранних формах религии вера в духов, богов, дьяволов и иные потусторонние силы, по их мнению, - это лишь подготовительная стадия к истинной вере в Бога. Онасодержит эту веру в Бога, в сверхъестественное, в потенции, в зарождение.
Такая позиция в определении «минимума» религии присуща не только представителям богословско-теологической мысли. Веру в существование сверхъестественного и в возможность установления с ним определенных связей, отношений в качестве всеобщей, существенной характеристики религии признают и Многие светские религиоведы. Такой подход к исследованию религии называется преформизмом.Преформизм - это учение, утверждающее, что все высшие формы, которые достигает явление в процессе своего развития уже содержит потенции, в зародыше в низших формах. Процесс развития явлений направлен на раскрытие этих потенций, заложенных в самом явлении, форм. .
Основанное на методологии преформизма утверждение о всеобщем характере веры в существование сверхъестественного находится в противоречии с накопленными в религиоведении фактами. Изучение этнографами ранних форм религии, а также близкое знакомство с такими современными религиями, как индуизм, буддизм, показало, что в них отсутствует четкое деление мира на естественный и сверхъестественный. Представление о существовании сверхъестественного- это результат длительного развития человеческой культуры. Для того, чтобы выработать представления о сверхъестественном надо иметь представление о естественном, а это предполагает возможность мыслить позитивно и научно. Следовательно, придавать вере в существование сверхъестественного всеобщий характер означает ничто иное, как переносить на ранние религиозные представления и религиозные представления восточных религий стереотипы, формы мышления человека воспитанного в условиях западной христианской культуры.
На основе таких фактов и рассуждений немецкий религиовед Р. Отто (1869-19737"предложил при определении «минимума» религии заменить понятия «сверхъестественного» понятием«священного», «нуминозного». Религия, по Р. Отто, - это переживание священного. Переживание священного задано человеку изначально. Оно реализуется в двух основных направлениях. С одной стороны, поскольку человек воспринимает священное как нечто принципиально противоположное ему, оно вызывает у него страх, трепет, ужас. С другой стороны, человек относится к священному как чему-то близкому, родственному, оно вызывает восхищение.
Признание священного как особой характеристики религии мы уже встречали и у других религиоведов: Э. Дюркгейма, М. Вебера и т. д. Такое истолкование «минимума» религии, по сути дела, не приводит к преодолению дихотомии естественного и сверхъестественного в качестве всеобщего определяющего признака религии, присутствует и в трактовке религии, которой привержены многие современные ученые. «Религия это вера в Существо или существа, которые не воспринимаются обычными эмпирическими методами».
Имеется еще один аспект при выявлении специфики религии. Среди религиоведов, признающих религиозное сознание в качестве ведущего, определяющего элемента религии, отчетливо выявляются две тенденции. Одни истолковываютрелигиозную веру по преимуществу как интеллектуальный феномен. Они делают акцент на содержательном характере религиозных представлений.Религия, с позиций такого подхода, предстает по преимуществу как мифологическая система.



4) Религиозный культ: содержание и функции

Религиозный культ

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ. Его содержание определяется соответствующими религиозными представлениями, идеями, догматами. Религиозное сознание предстает в культе, прежде всего в виде культового текста, к которому относятся тексты Священного Писания, Священного Предания, молитв, псалмов, песнопений. Воспроизведение этих текстов во время отправления культа актуализирует в сознании участников религиозные образы и мифы.

Культ как вид социальной деятельности отличается от других ее видов по содержанию, предмету, субъекту, средствам, способам и результатам. Содержание культовой деятельности определяется соответствующими религиозными идеями. В христианстве, например, смысл культу придают такие догматы, как догмат о троице, о греховности человека, о Боговоплощении, об искуплении, о спасении, о вознесении Христа на небо, о воскресении мертвых, о бессмертии души. В буддистском культе реализуются такие элементы вероучения, как учение о Будде, о реинкарнации, о карме, о нирване, о «четырех благородных истинах», о «восьмисоставном пути спасения».

Предметом культовой деятельности становятся различные объекты и силы, осознаваемые в форме религиозных образов. В качестве предметов культа в религиях разных типов, в разных религиозных направлениях и конфессиях выступали материальные вещи, животные, растения, леса, горы, реки, Солнце, Луна с полагаемыми религиозным сознанием атрибутизированными свойствами и связями. Многообразные процессы и явления могут представать в качестве предмета культа и в виде духовных существ-духов, богов, единого всемогущего Бога. Разновидностями культа являются ритуальные пляски, заклинания духов, богослужение, религиозные обряды, проповедь, молитва, религиозные праздники, паломничество.

Субъектом культа может быть религиозная группа или верующий индивид.

К средствам культа причисляют молитвенный дом, религиозное искусство (архитектура, живопись, скульптура, музыка), различные культовые предметы (крест, свечи, жезл, церковная утварь, священнические облачения). Важнейшим средством является культовое здание. Попадая в культовое здание, человек входит в специфическую зону социального пространства, оказывается в ситуации, отличной от иных жизненных ситуаций. Благодаря этому внимание посетителей сосредотачивается на предметах действиях, образах, символах, имеющих религиозный смысл и значение.

Способы культовой деятельности определяется содержанием религиозных верований, а также зависят от средств культа. На основе религиозных взглядов складываются определенные нормы, предписания о том, что и как нужно делать.

Результатом культовой деятельности является, прежде всего, удовлетворение религиозных потребностей, оживление религиозного сознания. В культовой деятельности происходит реальное общение верующих друг с другом, она является средством сплочения религиозной группы. Во время отправления культа удовлетворяются и эстетические потребности. Икона, обладающая художественными достоинствами, архитектура и убранство храма, чтение молитв и псалмов – все это может доставлять эстетическое наслаждение.

Культовая деятельность является тем «движущим» элементом, посредствам которого, прежде всего и осуществляется религиозная ориентация сознания и поведения верующих.

Функции религиозного культа

Роль культа в любой религии исключительно велика. Он является средством идеологического воздействия на верующих. С помощью обрядов, таинств, проповедей религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме внедряют -религиозные идеи в сознание масс. Регулярное посещение служб или молитвенных собраний, неукоснительное соблюдение многочисленных предписаний и запретов призвано не только приобщить человека к религии , но и постоянно возобновлять и укреплять в нем религиозное мироощущение.

За время своего существования религия накопила огромный опыт воздействия на психику людей. Она использовала в культовой практике многие естественные потребности индивида, в частности его потребность в общении, сострадании, утешении. Торжественность, необычайность обстановки, в которой протекает служба или молитвенное собрание, оказывает на психику верующих интенсивное воздействие. Умело управляя реальными психологически -ми механизмами внушения, подражания, психологического заражения, священнослужители вызывают сильные эмоциональные переживания, которые субъективно воспринимаются верующими как ощущения подъема, радости или, напротив, покоя и умиротворения. Используя человеческие страдания и искусственно создавая иллюзию их облегчения, религиозные идеологи превратили культ в средство духовного закабаления трудящихся .

Культ способствует укреплению вероисповедного единства данной религии. В процессе общения и совместных культовых действий между верующими возникают специфические связи, растет чувство неприязни к инаковерующим и неверующим.

Может, однако, возникнуть следующий вопрос: если наличие веры связано с процессом труда, как указывалось выше, и объектами веры являются идеи и представления, жизненно важные для человека, то каким образом идеи и представления о сверхъестественном, о всемогущем и непознаваемом боге, т. е. идеи, выходящие за пределы повседневных интересов человека, могут превратиться в объект глубокой религиозной веры? Богословы часто ставят этот вопрос, считая, что ответить на него можно только на основе признания божественной природы самой веры.

Современная психология дает вполне материалистическое объяснение подобному факту. Одна из особенностей психического отражения действительности человеком состоит в том, что действительность открывается человеку независимо от отношения к ней человека.

В этом и состоит процесс самого сознания, превращения неосознанного психического отношения в сознаваемое восприятие. В зависимости от конкретных целей и условий действия человеку присуща в каждый данный момент определенная установка на восприятие. Он осознает не все внешние воздейстия на его органы чувств, а лишь некоторые. Приведем пример. Человек, увлеченный беседой со спутником, идет по улице и как бы не замечает окружающей его обстановки, хотя его поведение находится в полном соответствии с происходящим вокруг. Но сознательного образа улицы у него нет. Однако, достигнув нужного дома, он останавливается, осознает, что это и есть нужный ему дом. Теперь и окружающая обстановка отчетливо сознается им.

В сфере мышления можно говорить об аналогичном процессе - человек может иметь, воспринимать многие идеи, но некоторые из них оказываются ему безразличными, другие же приобретают для него личный смысл.

Чтобы привить человеку идею бога, видимо, необходимо, чтобы эта идея была тесно связана с повседневными жизненными потребностями человека. Установить такую связь можно только тогда, когда, с одной стороны, сам человек опытом своей жизни подготовлен к восприятию подобной идеи. Как отмечал К. Маркс, верующий - это человек или не нашедший себя, или уже потерявший, т. е. человек, пришедший, в силу определенных социальных причин, к осознанию своей слабости в борьбе с окружающими его и чуждыми ему силами. Тем самым человек уже предрасположен к восприятию такой идеи. С другой стороны, сама идея бога должна быть представлена в такой форме, чтобы она имела личное значение для человека, затрагивала его насущные интересы и тем самым вызывала определенные эмоции. Каждая религия располагает соответствующей системой аргументации, которая обеспечивает "привитие" идеи бога сознанию человека. Идея бога связывается с успехом производственной деятельности человека, с его нравственным чувством, с эстетическими переживаниями. Но главным звеном, позволяющим связать идею бога с повседневными интересами человека, является, по крайней мере в христианстве, идея личного спасения. Мысль о своей судьбе, о том, что ожидает его после смерти, не может не волновать человека. Но условием такого спасения, загробной награды за тяготы и страдания жизни богословы выдвигают веру в бога, веру нерассуждающую, которую следует сохранять, несмотря на то что разум восстает против нее.

Стремясь веру в бога сделать основой жизни верующего, богословы тем не менее вынуждены отмечать, что такая вера присуща не всем. Они различают чаще всего три ступени религиозной веры, веру внешнюю, или ее иногда называют "верой от слышания", веру равнодушную и веру живую, горячую и страстную. Это разделение ступеней веры проведено в зависимости от того, какую роль идея бога играет в повседневном поведении человека. Вера внешняя, или "от слышания", характерна для той группы верующих, которые слышали о боге, и идея бога признается ими, однако эта идея не стала объектом постоянно действующих эмоций, не мотивирует их поведения. Они относятся к идее бога как к возможной гипотезе, кажущейся им весьма правдоподобной, но сама идея не "присуща" их сознанию, и в связи с этим эмоции, вызываемые ею, настолько слабы, что не заставляют их должным образом выполнять религиозные предписания. Такие верующие почти не посещают церквей, не соблюдают постов и праздников и вспоминают о церкви в тех случаях, когда возникает необходимость в соблюдении устойчивого ритуала - в связи с рождением ребенка и его крещением, в связи со смертью родственников и их похоронами. Другая группа верующих, имеющих веру равнодушную, соблюдает основные предписания церкви, касающиеся собственно культа, т. е. посещает более или менее регулярно церковь, выполняет другие церковные обряды. Но их повседневное поведение, как и представителей первой группы, определяется не религиозными идеями, а другими мотивами. Они верят в бога, располагают знаниями о религиозном учении, но считают, что их обязанность перед богом исчерпывается выполнением ряда формальных предписаний. Что же касается повседневного поведения, то оно определяется реальными условиями жизни, и самими верующими эти условия их жизни воспринимаются в непосредственной данности и почти не связываются с богом.

Подобные верующие в нашей стране составляют значительное большинство Не случайно один из современных православных богословов признал, что идея бога в умах верующих переместилась из центра к периферии сознания.

Третья группа верующих, имеющих живую веру, тесно связывает религиозные идеи со своим повседневным поведением. Эти люди восприняли идею личного спасения как главную цель своей жизни, и во имя обеспечения спасения они стремятся претворять религиозные предписания в своем поведении, подчиняют этой цели и усилия разума, апеллируя к нему только в тех случаях, когда он помогает им оправдать свою веру.

Говоря о специфике религиозной веры и о ее эмоционально-психологическом аспекте, нельзя не остановиться на эмоциональном значении веры для самого верующего. Когда человек, измученный горем, личными невзгодами, уставший от жизни, обращается к религии, начинает приобщаться к жизни религиозной общины и к религиозным идеям, он получает утешение. Многие верующие говорят о том, что религиозная вера дает им успокоение, приносит чувство удовлетворения. Вера действительно может дать эмоциональную разрядку, успокоение, но происходит это совсем не оттого, что человек якобы обрел бога, нашел истину, голос, который звучал в его душе, как объясняют это явление богословы. Дело обстоит иначе. Если согласно упоминавшейся выше концепции эмоций последние призваны восполнять недостаток информации, то, следовательно, при получении информации о явлениях ослабляется и сила эмоционального напряжения. Если на человека одно за другим обрушиваются несчастья, то ему бывает трудно объяснить себе такое стечение обстоятельств, и, не имея твердых мировоззренческих принципов, он ищет облегчения в том, что может дать какое-то спокойствие. Некоторые обращаются к религии, которая претендует на то, что она на все дает ответ. Этот ответ религии прост и не требует особых знаний: "Такова воля бога. Бог посылает испытание, но он же может и наградить". За неимением другого объяснения, люди принимают его.

Для такого человека большое значение имеет и общение с другими верующими, психологический тон, существующий в общине и созвучный настроениям личной беспомощности. В общине это чувство уже не является только личным, дух человеческой беспомощности перед сверхъестественной силой пронизывает всю общину, и это снимает с человека ощущение собственного одиночества.

Попадая в религиозную общину, верующий помимо психологического воздействия самой общности испытывает также и влияние выработанных данной религиозной организацией средств эмоционального воздействия. Переживания, вызванные воздействием этих средств, воспринимаются самими верующими не в их непосредственности, а связываются с религиозной идеей. Но кроме этих средств массового воздействия религиозные организации выработали много приемов, предназначенных для индивидуального, так сказать, самоукрепления веры.

Среди таких средств в первую очередь следует отметить ежедневную молитву.

В молитве происходит как бы самовнушение, человек вновь и вновь убеждает себя в существовании бога. Излагая богу свои невзгоды, просьбы, человек невольно и сам продумывает свои заботы, заново осознает их, и уже от одного этого они перестают в ряде случаев казаться ему столь тягостными. Кроме того, надежда, что часть забот переложена на бога, в какой-то мере ослабляет эмоциональную напряженность человека, доставляя ему облегчение. Сам этот факт воспринимается верующими как новое доказательство реальности бога и истинности религии.

Сходное воздействие на психику верующих оказывает и такой обряд, как таинство покаяния в православии и католицизме. Этим обрядом человеку предписывается заново продумать свои поступки, свое поведение в свете религиозных предписаний. Многократное повторение этого обряда приводит к тому, что у человека вырабатывается устойчивый религиозный принцип анализа всех явлений, формируется специфически религиозная структура мышления.

На примере этих некоторых средств укрепления религиозной веры напрашивается вывод, что иррациональная идея бога, недоступная, по признанию самих богословов, логическому обоснованию, в практике религиозных организаций закрепляется тщательно отобранными средствами эмоционального воздействия. Идея бога, получающая эмоциональную окраску, становится объектом религиозной веры.

Таким образом, веру, представляющую один из элементов познавательного процесса, играющую вспомогательную роль, религия превратила в самодовлеющее средство постижения бога, противопоставляя веру подлинно научному познанию как высший дар бога, которым обладает человек. И как бы ни пытались богословы примирить методы научного познания с религией, бесспорным остается положение о том, что для религии процесс реального познания и преобразования мира представляется второстепенной, малосущественной проблемой. Религиозной вере атеизм противопоставляет не безверие, а глубокую убежденность в творческих способностях человечества, веру в возможность построения прекрасного общества на земле. Эта вера имеет в качестве своего основания весь опыт борьбы человечества за свое счастье, она опирается на подтвержденные практикой знания о закономерных путях развития человеческого общества.

по дисциплине: Духовная культура

на тему: Религия и религиозная вера

Выполнил: студент

Проверил:


Введение...................................................................................................................3

1. Религия.................................................................................................................4

2. Особенности религиозной веры.........................................................................5

3. Многообразие религий........................................................................................7

4. Роль религии в современном мире..................................................................10

Заключение.............................................................................................................14

Список используемой литературы.......................................................................16


Введение

Одной из древнейших форм духовной культуры является религия. Религиозные представления людей зародились в глубокой древности. Как и религиозные обряды, культы, они отличались большим разнообразием. Важной вехой в истории человечества стало появление мировых религий: буддизма, христианства, мусульманства. На определённой стадии развития религии возникает церковь, в лоне которой складывается духовная иерархия, появляются священники.

Религия издревле была носительницей культурных ценностей, она сама является одной из форм культуры. Величественные храмы, мастерски выполненные фрески и иконы, прекрасные литературные и религиозно-философские произведения, церковные обряды, нравственные заповеди чрезвычайно обогатили культурный фонд человечества. Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком.

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла век, ведь ожесточенность, упадок морали, рост преступности и насилия – все это последствия на почве бездуховности. Нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека.


1. Религия

Происхождение слова «религия» связывается с латинским глаголом relegere – «относиться с уважением»; по другой версии, оно обязано своим возникновением глаголу religare – «связывать» (небо и землю, божество и человека). Гораздо сложнее дать определение понятию «религия». Таких дефиниций существует великое множество, зависят они от принадлежности авторов к той или иной философской школе, традиции. Так, марксистская методология определяла религию как специфическую форму общественного сознания, извращенное, фантастическое отражение в сознании людей господствующих над ними внешних сил. Верующий человек, скорее всего, определит религию как взаимоотношение между Богом и человеком. Существуют и более нейтральные определения: религия – это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в одну общность. Религия – это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятий), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т.е. обряды, молитвы, проповеди и т.п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию – церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.

Проблема происхождения религии является спорной. Церковь учит, что религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Материалистические учения же рассматривают религию как продукт развития человеческого сознания. Убедившись в собственном бессилии, в неспособности преодолеть власть слепой необходимости в определенных сферах жизнедеятельности, первобытный человек приписал естественным природным силам сверхъестественные свойства. Раскопки древнейших стоянок свидетельствуют о наличии примитивных религиозных верований уже у неандертальцев. К тому же первобытный человек ощущал себя частью природы, не противостоял ей, хотя и пытался определить свое место в окружающем мире, приспособиться к нему.

Одной из первых форм религии был тотемизм – поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Тотемизм сменился анимизмом, т.е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную форм религиозных представлений, но и основу для возникновения современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных – богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний вид, хотя и утверждается, что это именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от слов поли – много, теос – бог) религии. Позже, на более высокой стадии появляются и монотеистические религии (от греческого монос – один, единый, теос – бог). Классическим примером политеизма является древнегреческие и древнеримские религии, славянское язычество. К монотеизму относят христианство, ислам и другие, хотя в каждой из них сохраняются следы политеизма.

2. Особенности религиозной веры

Основа любой религии – вера в сверхъестественное, т.е. в необъяснимое с помощью известных науке законов, противоречащее им. Вера, по словам Евангелия, - есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией».

В чем особенности религиозной веры? Первым её элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помыслами людей. Значит, за все поступки человека отвечают управляющие им высшие силы? Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Но на основании чего возможна эта вера? На основании знания содержания религиозных мифов и Священных книг (Библии, Корана и др.) и доверия к содержащимся в них свидетельствам тех, кому довелось убедиться в фактах существования Бога (явление народу, откровения и т.п.); на основании непосредственных доказательств бытия Бога (чудеса, непосредственные явления и откровения и т.п.)

История показывает, что случаев непосредственных явлений высших сил, не описанных ранее в мифах и Священных книгах, практически не существует: церкви крайне осторожно относятся к любому проявлению чуда, справедливо полагая, что ошибочность или, хуже того, недобросовестность в описании его вызовет у людей неверие и может подорвать авторитет церквей и вероучений. Наконец вера в Бога основывается на некоторых доводах логического и теоретического порядка. В течение многих веков богословы всех религий стремились доказать существование Бога. Однако немецкий философ И.Кант убедительно показал в своих рассуждениях, что логическим путем доказать ни существование Бога, ни его отсутствие невозможно, остается только верить.

Идея существования Бога – центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает её. Так, религиозная вера включает в себя:

Нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;

Определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей;

Веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т.п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви – папа римский – является наместником (представителем) Бога на земле;

Веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т.п.);

Веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

3. Многообразие религий

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций.

Все ныне существующие религии можно условно разделить на три большие группы:

1) примитивные родоплеменные верования, сохранившиеся по сей день;

2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций, например, конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль);

3) мировые религии. Их всего три: буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

К числу признаков мировых религий относят:

А) огромное число последователей во всем мире;

Б) они космополитичны, носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

В) они эгалитарные (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

Г) их отличает необычайная пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого вероисповедания).

Буддизм – самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще и т.д. Одна из важнейших заповедей буддизма – любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Рассказать друзьям