Чтение слов, предложений с буквами э, э. Урок " чтение слов с буквой э" VI

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Мавлютова Гузалия Самигулловна учитель начальных классов

Цель:

Познакомиться с заглавной буквой Э , с людьми искусства, с энциклопедиями.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление умения находить в словах звук [э], читать слова с заглавной буквой Э. Учить анализировать слова.
  2. Развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

Оборудование: цветные мелки , карточки с заглавными и строчными буквами гласных звуков , магниты, ватманы (2), ИКТ (презентация).

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний (мотивационный момент) .

- Рассмотрите «звуковички», что вы о них можете сказать? (гласные звуки)

Почему вы так считаете? (Держатся за руки, их 6, вчера изучали гласный звук [э]). Выходят два ученика закрашивают башмачки «звуковичков» в красный цвет.

Что вы знаете о гласных звуках? (Бывают ударные, безударные)

Какую работу выполняют? (образуют слог, указывают на мягкость и твёрдость согласных звуков)

Составляется схема (Приложение 1). Один ученик проговаривает, всё, что вспомнили о гласных звуках по схеме.

Учитель (ВЫВОД + ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ): - «ПОВТОРИЛИ …»

II. Постановка проблемы (Приложение 2) .

Заселите «звуковички» их буквами (мелом).

К доске ученица и ученик (работают сообща).

Теперь подумайте, чьи имена начинаются с этих звуков? (время на раздумье)

Встаньте и подойдите к своим «звуковичкам» (дети выходят к доске)

С какого звука начинаются ваши имена? (спросить у каждой группы ребят)

Какими буквами вы обозначите эти звуки на письме? Возьмите эти буквы (на столе учителя несколько строчных и заглавных букв. Берут, показывают и закрепляют на «звуковичках», а сидящие, проверяют и исправляют)

Возникает ПРОБЛЕМА: нет заглавной буквы Э! (только строчная). Почему?

Дети: - не изучали заглавную букву Э.

Так какова ЦЕЛЬ нашего урока?

То есть, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Дети: - о заглавной букве Э.

III. Работа над образом этой буквы (Приложение 3) .

Скажите, а вам приходилось видеть эту букву в жизни? Где? На что она похожа? Посмотрите, как ребята видят эту букву и с чем СРАВНИВАЮТ (ЩЕЛЧОК) . Дома попробуйте создать свой рисунок с этой буквой и я надеюсь, что вы запомните её и не станете путать с другими буквами алфавита.

IV. Чтение слов и предложений. «Работа» заглавной буквы Э (Приложение 4) .

(ЩЕЛЧОК)

Прочитайте (Эдвард Григ, Эдисон Денисов )

Дети читают сначала про себя, потом вслух.

Что это за слова?

Дети: - фамилии и имена людей

Может быть, вы слышали эти имена и фамилии людей? Кто они?

Дети делятся своими мнениями. При затруднении попросить прочитать предложения данные ниже столбиков в учебнике.

Что значит наш «соотечественник»? Посмотрите на 3 столбик слов. Что это за слова?

Дети: - однокоренные

От какого слова произошло это слово?

Дети: - Отечество

А наше с вами Отечество это ….. (Россия).

– Как называют наших соотечественников, если мы жители России?

Дети: - россияне.

Значит, Эдисон Денисов российский композитор (ЩЕЛЧОК - фото) . А как называются соотечественники Эдварда Грига?

Дети: - норвежцы (ЩЕЛЧОК - фото) .

Послушайте произведение Эдварда Грига (Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры").

Прочитайте следующие имена (ЩЕЛЧОК Эдуард Успенский, Эмма Мошковская )

Кто они? (известные детские писатели (ЩЕЛЧОК - фото) )

Может быть вспомните названия их произведений? ((ЩЕЛЧОК, обложки их книг )

– Прочитайте про себя второе предложение. О ком там говорится? (ЩЕЛЧОК, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По)

– Что вы узнали про этих людей?

– Что значит зарубежные ? (ЩЕЛЧОК – фото писателей)

– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?

– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!

– Прочитайте последние 2 слова с учебника (Эквадор, Эллада (ЩЕЛЧОК ). Слышали где-нибудь?

(Варианты ответов детей)

Узнайте, что названо этими словами, дома. Где будете искать информацию? (ЩЕЛЧОК)

Но несмотря на то, что вы не знаете и не слышали о них, что вы можете сказать наверняка (точно)?

Дети: - записаны с заглавной буквы.

– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! (ЩЕЛЧОК, все И.Ф известных людей)

– Что же у них общего? (Звук [э] .) Какой буквой обозначен этот звук? (заглавной буквой Э)

– В каких случаях необходима заглавная буква?

Дети (ВЫВОД): для записи имён собственных + 1 ученик снова повторяет этот вывод

- (имя ученика…..) скажи, пожалуйста, для тебя эта информация была новой? (ВСПОМНИЛИ)

А что было новым?

Дети: - информация об этих людях (УЗНАЛИ)

V. Работа с текстом (Приложение 5) .

А) до чтения (ЩЕЛЧОК)

Книга обо всём на свете.

Прочитайте. О какой книге идёт речь?

Дети: - об энциклопедии.

Как догадались? Попробуйте доказать, что она действительно «обо всём на свете».

(выслушиваются мнения детей)

А верны ли наши предположения, мы узнаем прочитав текст в учебнике (ЩЕЛЧОК) .

Б) чтение

Энциклопедия – это книга-справочник. (Понимаете значение? Следующее предложение прочитайте про себя.) Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке и животных, об истории человечества и нашего Отечества (то есть о каком государстве?) , о звёздах и планетах, машинах, великих учёных (люди, которые прославили своё имя великими открытиями) и их открытиях, о писателях и их книгах, об экологии (что это?) , этике (что это?) и о многом другом. (Дальше дети читают самостоятельно до конца абзаца.) В библиотеке можно найти разные энциклопедии, в том числе и для детей. Самая полная – «Детская энциклопедия» в 15 томах. Вот их названия: «Всемирная история», «Биология», «Астрономия», «История России»,

«История искусств» и другие. (А какие другие? Из скольких томов самая полная? А том – это книга.)

– 2-й абзац текста прочитайте про себя. Энциклопедии – это кладовые знаний. Недаром обширные знания получили название «энциклопедические». В старину человека с такими знаниями называли энциклопедистом.

В) после чтения

– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?

– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)

Наши догадки были верны?

ВЫВОД: мы УЗНАЛИ, что энциклопедию, действительно, можно считать книгой обо всём на свете.

А вы пользовались энциклопедией? Когда? Скажите, а вот сегодня на уроке мы могли бы воспользоваться материалами энциклопедии? Где (когда?)? В каких моментах?

(ЩЕЛЧОК , показ нескольких энциклопедий на слайде)

VI. Домашнее задание.

– Может ли человек владеть энциклопедическими знаниями?

– Как называют такого человека? (ЭРУДИТ)

– В нашем классе есть такие ребята?

А хотелось ли вам стать ЭРУДИРОВАННЫМИ?

Что для этого необходимо?

Дети: - «Лекарственные растения»

Откуда взята информация?

Дети: - из «Детской энциклопедии»

Прочитайте его дома, обсудите с родителями, или же можете почитать другую энциклопедическую информацию. Надеюсь, на следующих уроках вы поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями.

VII. Итог урока.

Какова была цель нашего урока?

Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.

Что мы для этого с вами делали?

Дети: - ПОВТОРИЛИ …(о гласных звуках)

СРАВНИВАЛИ … (заглавную букву Э с другими буквами и предметами)

ВСПОМНИЛИ … (что с заглавной буквы пишутся имена собственные и начало предложений)

УЗНАЛИ … (интересную информацию о писателях, композиторах, энциклопедии)

Эмиль, Элина, теперь вы сможете найти недостающую букву вашего имени?

Дети: - да! (выходят к доске и показывают заглавную букву Э)

VIII. Рефлексия.

Довольны ли вы тем, как работали на уроке?

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен

Муниципальное бюджетное нетиповое общеобразовательное учреждение «Гимназия № 70» города Новокузнецка Кемеровской области

Чтение слов, предложений и текстов с буквами Э, э

Воложанина И. М.,

учитель начальных классов

МБ НОУ «Гимназия № 70»

Цель урока : совершенствование навыков чтения.

Задачи :

    Развивать умения соотносить звуковой состав слова и его написание, производить слого-звуковой анализ слова (с составлением схемы).

    Развивать осознанность и выразительность чтения.

    Формировать УУД: личностные (эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции), регулятивные (учиться работать по предложенному учителем плану), познавательные (находить ответы на вопросы в тексте, анализировать, делать выводы), коммуникативные (оформлять свои мысли в устной форме).

Оборудование: учебник «Азбука» (2 часть), тетрадь для записи слов печатными буквами и работы со схемами, цветные карандаши, демонстрационные карточки красного, синего, зеленого цветов, обозначающие слоги слияния и отдельные звуки, магнитная азбука, толковый словарь.

Ход урока :

I . Организация класса на работу

II . Актуализация знаний

1. Расставить правильно и разделить на две группы буквы (на доске буквы магнитной азбуки расположены хаотично: вверх ногами, на боку): а, м, о, к, у, е, р, с, ю, я, э, л, т, ё, в, й.

Что объединяет буквы каждой группы?

А, о, у, е, ю, я, э, ё – обозначают гласные звуки, м, к, р, с, л, т, в, й - согласные звуки.

Разбейте каждую группу букв ещё на две части. Объясните свои действия.

К, с, т, в обозначают парные звуки по звонкости-глухости, м, р, л, й не имеют пары.

Назовите особенную букву среди согласных.

Й не имеет твёрдой пары, остальные согласные – парные по твёрдости-мягкости.

А, о, у, э обозначают один звук, е, ю, я, ё могут обозначать два звука одновременно (другой признак – одни буквы показывают твёрдость согласных звуков, другие – мягкость).

2. С какой буквой познакомились на прошлом уроке?

Что можете рассказать о ней?

Добавьте недостающие слоги, чтобы получились слова: эски…(мо, мос), эле…(ватор), эска…(латор), эс…(киз), ду…(эт), по…(эт), аэро…(порт, дром).

Анализируем слова: эскалатор, дуэт, эскиз (определяем количество слогов, делим на слоги, находим ударный слог, определяем количество букв и звуков, составляем схемы слов).

В тетрадях для печатания ребята работают цветными карандашами, у доски отвечающие пользуются карточками красного, зелёного, синего цветов, обозначающими слоги слияния и отдельные звуки.

В ходе аналитической работы уточняем лексическое значение каждого слова (используем толковый словарь), обращаем внимание учеников на расхождение произношения и написания слова эскиз . Называем орфограмму. Проверяем парную согласную.

Физкультминутка

III . Работа по теме урока

1. Стихотворение С.Я. Маршака « Где обедал воробей?» (стр. 60 «Азбуки»).

Кого называют поэтом? Каких детских поэтов вы знаете? Какие произведения С.Я. Маршака вы читали?

Читаем стихотворение, беседуем по его содержанию, работаем над пониманием его смысла.

Где обедал воробей?

У кого в гостях он побывал? Перечислите.

Чем угощали воробья? Найдите в тексте нужные для ответа предложения. Прочитайте.

Кто из животных не был рад гостю?

Жалко воробья? Почему?

Читаем стихотворение снова, соблюдаем интонацию, пытаемся передать слушателям страх, обиду главного героя.

2. Читаем текст нижней части страницы 60.

Из какой сказки эти слова? («Кот, петух и лиса»).

Что случилось с петухом?

Почему это произошло?

Чему учит сказка?

Физкультминутка

3. Работаем с произведением Л.Н.Толстого «Жучка». Читаем текст, анализируем его содержание.

Что несла Жучка?

Что она увидела в воде?

Как поступила Жучка? Почему?

Что можно сказать о Жучке?

О чем этот рассказ?

К чему может привести жадность и глупость?

Читаем текст снова (по предложениям), соблюдая знаки препинания, передавая с помощью интонации свое отношение к происходящему.

Кто сможет рассказать текст?

Слушаем рассказы детей.

IV . Итог урока

- Чем занимались на уроке?

Что нового узнали?

Чему научились?

Подумайте, со всеми заданиями справились? Оцените свою работу на уроке (используем смайлики для самооценки).

Цель урока: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей; бережному отношению к животным.

Оборудование: шаблоны птиц (воробьи), иллюстрации животных, книга стихов С. Я. Маршака, CD “Лучшие песни для детей”, магниты.

Ход урока

I. Оргмомент.

а) Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
(Повернулись, поздоровались друг с другом)

б) Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу повёдём.
Руку левую на стол
Сверху правую кладём.

Разминка.

в) – улыбнитесь друг другу
– надуйте щёчки и выпустите медленно воздух
– покатайте карамельку во рту
– высуньте язык лопаткой, трубочкой
– произнесём звуки звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]

– Какой звук произнесли последний? [э]

– Какой это звук?

Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

II. Повторение

пройденного материала.

– На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)

– Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, и, е, ё, ю )

– Какие из гласных особенные? Почему?

(я, е, ё, ю )

а) в начале слова обозначают 2 звука – юла, ёлка Юля
б) (после гласных – моё, даю, красивая )
в) (после мягкого знака – пьёт, льёт, вьют )

– Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

(а, о, у, ы, э )

– Назовите одну из этих букв в этих словах?

(на доске смотрят и читают )

– Составить схему слова эму.

– А теперь прочитайте “сладкое” слово.

– А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)

– А каких вы знаете поэтов? (К. Чуковский, А. Пушкин, А.Барто, С. Маршак, В. Маяковский)

– Составьте предложения с этими словами.

г) Разбор схемы слова – эму.

– Расскажи нам Артём , что ты составил?

(Эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)

– Расскажи стихотворение: Я про страуса

Про Эму
Написал бы вам поэму
Но никак я не пойму
Эму он или эму?

– Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)

– А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)

Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)

машина – шина
смех – мех
коса – оса
экран – кран
олень – лень

– И расскажем стихотворение:

За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
– Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: – Ты…

– Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ? (в начале и середине слова)

– Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).

– Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя

– На что указывает в них буква е ?

– Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?

– А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру: (Заяц – трусливый, медведь – неуклюжий, волк – злой, лиса – хитрая)

– Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?

хитрость
схитрить
перехитрить
бесхитростный

– Что заметили в словах? (общую часть, которую называют корнем)

– А как называется эта часть слова перед корнем? (приставка)

– Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный? (добрый, простой)

– А можно лису назвать бесхитростной ?

– Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .

– Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.

– А кто же это?

1. Он зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь) (4)

2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог) (5)

3) Соберите слово м о ж р (1)

4) Больше всех на свете он
Очень, очень, добрый. (слон) (6)

5) Я в зелёнку угодил!
Горько плачет!... (крокодил) (8)

6) Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу (кенгуру) (7)

7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это? (лев) (9)

8) Прочитай по “ленте” слово (указкой указываю буквы) (журавль) (2)

– Прочитай слово, которое будет обобщающим для всех этих зверей? (животные)

А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

III. Физминутка.

А сейчас мы разомнемся, физкультурою займемся

Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели, знают обезьяны
Кто весь век качается
Да – да – да!
Тот не обижается
Ни – ког – да!

IV.

Работа над новым материалом.

– Ребята, а где можно увидеть разных животных?

(В зоопарке, цирке)

– Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от нападения хищников и отлова браконьерами.

Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, а чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём ключевое слово.

в одица (на доску)
о труби
р ешётка
кро кодил
поб ывал
зубастей

– Что обозначает слово отруби? (Корм из остатков зерна, когда его переламывают)

– Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)

– Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедали и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали: “ Вора бей!” Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно).

– Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.

– Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.

(Родился более 100 лет назад. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка. Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.)

– Послушайте стихотворение, и скажите, где обедал воробей?

– Откройте учебники на странице 184 и прочитайте в полголоса стихотворение, запомните, где он побывал.

– Чем он угощался у зверей?

– Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?

– А кому обычно задают вопросы? (людям)

– А как называются такие предложения? (вопросительные)

– А кому задан вопрос в стихотворении?

– Что он ответил? (побывал в зоопарке)

– Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?

– Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он будет обедать? (грустное)

– А когда он стал припоминать, какое у него было настроение?

V. Инсценировка стихотворения (выходят четыре школьника и читают по 2 строчки “цепочкой”)

– Чему учит это стихотворение? (Не забывать о животных, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все они важны и нужны. И не все, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).

VI. Творческая работа .

Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, мы узнали, что они наелись, стали весёлыми. Перед вами шаблоны этих птиц.

Пожалуйста, разукрасьте их, показав, какие они сытые, довольные, весёлые (Под музыку песни “Не дразните собак” дети разукрашивают шаблоны воробушек).

VII. Итоги работы.

Поместите своего воробья к тому животному на кроссворде, которого вы считаете более добрым (вывешивают воробушек на кроссворд с/п магнитов к тому животному, который им симпатичен).

– Чему вас научил сегодняшний урок?

– Какие открытия вы сделали?

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.

Литература:

  1. Горецкий В.Г. Русская азбука, М. “Просвещение”. 2004.
  2. Маршак С.Я. Где обедал воробей? М.: Малыш, 1987.

Тема: Чтение слов, предложений с буквами Э, э.

Цель: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей ; бережному отношению к животным.

Ход урока

I. Оргмомент. а) Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

(повернулись поздоровались)

б) Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнём,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу повёдём.

Руку левую на стол

Сверху правую кладём.

Разминка. в) – улыбнитесь друг другу

Надуйте щёчки и выпустите медленно воздух

Покатайте карамельку во рту

Высуньте язык лопаткой, трубочкой

Произнесём звуки

звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]

Какой звук произнесли последний? [э]

Какой это звук?

Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

II. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)

Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, и, е, ё, ю )

Какие из гласных особенные? Почему?

(я, е, ё, ю )

а) в начале слова обозн. 2 звука – юла, ёлка Юля

б) (после гласных – моё, даю, красивая )

в) (после мягкого знака – пьёт, льёт, вьют )

Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

(а, о, у, ы, э )

Назовите одну из этих букв в этих словах?

(на доске смотрят и читают )

эму аэробус (на доску)

экран Эмма

Эдик экскаватор

эскимо поэт

Составить схему слова эму.

А теперь прочитайте сладкое слово.

А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)

А каких вы знаете поэтов? (Чуковский, Пушкин, Барто, Маршак, Маяковский)

Составьте предложения со словами.

Расскажи нам Артём , что ты составил?

(эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)

Расскажи стихотворение: Я про страуса

Про Эму

Написал бы вам поэму

Но никак я не пойму

Эму он или эму?

Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)

А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)

Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)

машина - шина

смех – мех

коса – оса

экран – кран

олень – лень

И расскажем стихотворение:

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

- Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: - Ты…

Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ?

(в начале и середине слова)

Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).

Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя

На что указывает в них буква е ?

Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?

А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру:

(заяц – трусливый, медведь – неуклюжий,

волк – злой, лиса – хитрая)

Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?

хитрость

схитрить

перехитрить

бесхитростный

Что заметили в словах?

(общую часть, которую называют корнем)

А как называется эта часть слова перед корнем?

(приставка)

Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный?

(добрый, простой)

А можно лису назвать бесхитростной ?

Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .

Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.

А кто же это?

1) Он зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь)

2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог)

3) Соберите слово м о ж р (1)

4) Больше всех на свете он

Очень, очень, добрый. (слон)

5) Я в зелёнку угодил!

Горько плачет!... (крокодил)

6) Шалунишек за проказы

Мама в сумку прячет сразу (кенгуру)

7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это?

(лев)

8) Прочитай по «ленте» слово (указкой указываю буквы)

(журавль)

Прочитай слово, как их всех называют? (животные)

А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

III . Физминутка. Лучшие качели

Гибкие лианы.

Это с колыбели, знают обезьяны

Кто весь век качается

Да –да – да!

Тот не обижается

Ни – ког – да!

IV . Работа над новым материалом.

Ребята, а где можно увидеть разных животных?

(в зоопарке, цирке)

Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от гибели некоторых других животных.

Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём его.

водица (на доску)

отруби

решётка

крокодил

побывал

зубастей

Что обозначает слово отруби?

(корм из остатков зерна, когда его переламывают)

Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)

Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедал и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали Вора бей! Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно.

Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.

Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.

(родился более 100 лет назад. Нынче будем отмечать 120 лет со дня рождения. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка . Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.

Послушайте стихотворение, и скажите Где обедал воробей?

- Откройте учебники на странице 184 и прочитайте про себя стихотворение, запомните, где он побывал.

Чем он угощался у зверей?

Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?

А кому обычно задают вопросы? (людям)

А как называются такие предложения? (вопросительные)

А кому задан вопрос в стихотворении?

Что он ответил? (побывал в зоопарке)

Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?

Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он пообедать. (грустное)

А потом стал припоминать и рассказывал весело и быстро.

Проинсценируем стихотворение (выходят четыре человека и читают по 2 строчки «цепочкой»)

Чему учит это стихотворение? (чтобы подкармливали животных мы, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все хотят жить, все они важны и нужны. И не всё, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).

Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, наелись, стали весёлыми.

V . Творческая работа. Перед вами шаблоны воробья.

Пожалуйста, разукрасьте его, показав, какой он сытый, довольный, весёлый (разукрашивают).

VI . Итоги работы. Повесьте своего воробья к тому животному, которого вы считаете более добрым (весят на кроссворд к животному, который им симпатичен).

Чему вас научил сегодняшний урок?

Какие открытия сделали?

VII . Домашнее задание. Почитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.

Рассказать друзьям