Античная культура. Художественная культура античности Колизей, амфитеатр Флавиев

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



Историю Древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: Эгейским или критомекенский (III–II тыс.до н.э.), Гомеровский (XI-IXвв.до н.э.); Архаический (VIII-VIвв. До н.э.); Классический (V-IVвв. До н.э.); Эллинистический (вторая половина IV-середина Iвв. До н.э.).


Период Гомеровской Греции Примерно вVIII-VII вв. до н.э. слепой певец-сказитель создал две великие поэмы под названием «Иллиада» и «Одиссея» (записаны поэмы несколько столетий спустя) Сочинения Гомера открыли важнейшую страницу в истории античной художественной культуры. Неслучайно философ Платон назвал поэта «воспитателем Греции».


В этот период греки строят храмы своим богам, но до нас они не дошли, сохранились лишь остатки фундаментов и изображения на вазах. На VIIIв. до н.э. приходится расцвет керамики. С помощью гончарного круга и обжига создавалось множество произведений, как бытовых, так и ритуальных. До наших дней сохранились керамические изделия того времени, расписанные в так называемом «геометрическом стиле» - орнаментом из кругов, ромбов, треугольников и т.д. Амфора. 750 г. до н.э.


Греческая мифология Много в природе дивных сил, Но сильнее человека нет. Софокл «Антигона» В этот период складывается греческая мифология, в рамках которой человек создает целостную картину мира, основной чертой которой стала сказочно- религиозная условность. Боги Олимпа стали источником сюжетов и образов художественного творчества.


Сын Зевса и нимфы Майи, покровитель торговли. Муж Афродиты, хромой бог- кузнец, покровитель огня. Богиня мудрости и справедливо й войны Супруга царя богов. Покровительница семьи и брака, помогала женщинам при родах Богиня охоты. Сестра- близнец Аполлона. Бог подземного мира, супруг Персефоны. Владыка морей проявляет буйный и независимый нрав. Бог вина и веселья. Богиня любви и красоты. Верховный олимпийский бог, владыка богов и людей Проверь себя:


Период Архаики Искусство греческой архаики – новое по стилю и духу – возникло в эпоху становления республиканского правления, возникновения полисов – греческих городов-государств. Искусство греческой архаики обладает особой гармонией и поэтическим Чувством, оно обращено к человеку, отражает радость жизни. Греческая архитектура, как и скульптура, складывается в эпоху архаики.






Храм Аполлона в Дельфах В эпоху архаики строили греческие святилища. Святилища являлись сосредоточием древнейших ритуалов и постепенно крупными центрами искусств. Храм Афины Афайи на о. Эгина гг. до н.э. Храм стал прообразом Парфенона.


Большое место в искусстве архаики занимала скульптура, которая украшала не только храмы, но и была составной частью религиозного культа. Новый идеал красоты – здоровое человеческое тело – воплощен в дошедших до нас статуях Коры Куросы Обнаженных юношей - атлетов Девушек всегда в одеждах (драпировка).




Классический период античного искусства, продолжал традиции архаики во всех видах искусств: архитектуре, живописи, пластики. Классический период Величайшие произведения греческого искусства были созданы В V в. До н. э. Начало этого периода ознаменовано победоносной борьбой Свободолюбивых греков с персами. В передовых полисах складывается демократический республиканский образ правления. Идеалы демократических полисов, проникнутые пафосом героической борьбы с врагами, нашли выражение и в искусстве, и в литературе, и в архитектуре.














Планировка Эрейхтейона очень сложна и ассиметрична, храм был построен на разных уровнях и разделен на две части. К храму примыкают три портика, в том числе и портик кариатид (скульптурное изображение женских фигур, несущих перекрытие). Напротив Парфенона возвели Эрехтейон, посвященный Афине Палладе (матери) и ее супругу Посейдону Эрехтею.








Многочисленные скульпторы работали в Греции в V в. до н. э. Среди них выделяются три наиболее значительные: Мирон, Поликлет и Фидий. Мирон в своем творчестве окончательно преодолел последние пережитки архаического искусства с его застылостью и неподвижностью форм. В середине V в. до н. э. он создал статую Дискобола юноши, бросающего диск. Сложную позу напрягшегося для броска атлета он передал живо и убедительно. И в других своих произведениях Мирон стремился раскрыть все богатство и разнообразие движений человека. Дискобол Афина Марсий


В отличие от Мирона его младший современник Поликлет обычно изображал спокойно стоящего человека. Особенной славой пользовалась его статуя Дорифора (копьеносца), атлета-воина, воплощающего идеал прекрасного и доблестного гражданина свободного полиса (ок. 440 до н. э). Поза юноши, слегка согнувшего одну ногу и опирающегося на другую, проста и естественна, мускулатура его сильного тела передана живо и убедительно. Поликлет строил свои скульптуры по разработанной им системе математически точного соотношения частей человеческого тела. Древние греки называли статую Дорифора каноном, т. е. правилом; многие поколения скульпторов следовали ее пропорциям в своих произведениях. Амазонка ДиадуменДорифор


В конце V в. до н. э. начинается период кризиса рабовладельческих полисов Греции. Война Афин со Спартой ослабила Грецию. Изменяется мировоззрение греков, их отношение к искусству. Величаво-возвышенное искусство V в., прославляющее героя- гражданина, уступает место произведениям, отражающим индивидуальные чувства, личные переживания. Скульптор первой половины IV в до н. э. Скопас изображает раненых воинов с лицами, искаженными страданием. Славилась его статуя Менады, спутницы бога вина Диониса, несущейся в неистовой, хмельной пляске (уменьшенная мраморная копия находится в Дрездене, в Альбертинуме). Потос Менада


По-новому стали изображать и богов. В статуях прославленного скульптора IV в. до н. э. Праксителя боги, утратив величие и мощь, приобретали черты земной, человеческой красоты. Бога Гермеса он изобразил отдыхающим после долгого пути (Музей, Олимпия). На руках у бога младенец Дионис, которого он забавляет виноградной кистью. Гермес с младенцем Дионисом Торс Афродиты Венера Медичи Венера Аполлон Сауроктон


Апоксиомен Геракл Скульптор второй половины IV в. до н. э. Лисипп создал новый образ юноши-атлета. В его статуе Апоксиомена (юноши, очищающего тело от песка) подчеркнута не гордость победителя, а его усталость и взволнованность после состязаний (Музей Ватикана, Рим). Гермес, надевающий сандалии




Помимо храмов к высшим достижениям греческой архитектуры относятся театры. Эти открытые сооружения с поднимающимися ступенями сиденьями для зрителей отличались прекрасной акустикой. Знаменит был театр в Эпидавре, построенный архитектором Поликлетом Младшим в IV в. до н. э.


Эпоха Эллинизма Новый этап в истории Греции, наступивший после завоеваний Александра Македонского. В это время искусство призвано было прославлять победы царей- новых владык Греции и завоеванных Александром Македонским стран востока. Это искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного На громадном пространстве эллинской культуры. Охота на льва Битва Александра Македонского с персами


12. Название скульптуры и эпоха Название скульптуры и автора.


























1 из 25

Презентация на тему: Античная культура

№ слайда 1

Описание слайда:

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Античностью называется полуторатысячный период от возникновения в 1 тыс до н.э. Древней Греции до гибели Римской империи в V в. н.э. Античной культурой называют культуру Древней Греции Древнего Рима в соответствующий исторический период. Эгейская (крито-микенская культура) – III-II тыс. до н. э. Культура Древней Греции – XI-I вв до н.э. - гомеровский период – XI-VII вв до н.э. - архаический период – VII-VI вв до н.э. - классический период –V-IVвв до н.э. - эллинистический период – IV- I вв до н. э. 3. Культура этрусков - VIII-VI вв до н.э. 4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в. н.э. - период республики V – I вв. до н.э. - период империи I в. до н.э. – V в. н.э.

№ слайда 2

Описание слайда:

Эгейская культура. Крит. Микены. Эгейское искусство, которое иногда называют крито-микенским, - плод культуры, возникшей в бронзовый век в бассейне Эгейского моря: на островах этого моря, в материковой Греции (на полуострове Пелопоннес) и на западном побережье Малой Азии. Главным центром его был Крит, а затем - Микены.

№ слайда 3

Описание слайда:

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя 1. Вам наверняка знакома фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Кто и по какому поводу её произнёс? 2. В каких греческих легендах и мифах упоминается остров Крит?

№ слайда 4

Описание слайда:

Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э., значит, процветали и после крушения Крита, где, по-видимому, возникло эгейское искусство. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и потому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейского культурного мира. Этот человек -немец Генрих Шлиман (1822- 1890). Увлеченность его принесла успех делу, в которое, кроме него, долго никто не верил. Еще ребенком Генрих Шлиман объявил отцу: - Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Я найду ее. И нашел... Но до этого он еще совершил много дел. Сын скромного пастора, оставшегося под конец жизни без всяких средств, Генрих Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Затем он мало-помалу преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком и, наконец, наживает значительное состояние. Другим его достижением в это время было знание языков. По своей собственной системе он изучает язык за языком. Знание языков помогло Шлиману в его торговых операциях, а нажитые им миллионы позволили ему приступить к осуществлению заветной мечты: из-под пластов земли, нагроможденных тысячелетиями, открыть развалины великого города вместе с сокровищами его царя. Он приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Он нашел золотой клад, решил, что это сокровища царя Приама, и объявил, что нашёл Трою.

№ слайда 5

Описание слайда:

Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: град Приама лежал выше того, который он принял за Трою. Но подлинную Трою, хоть и сильно попортив ее, он все же откопал. Найденный же Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. А затем Шлиман отправился на Пелопоннес, опять-таки следуя указаниям Гомера, чтобы открыть Микены, где царствовал некогда победитель троян, вождь ахейцев и предводитель союзного войска, «владыка мужей» Агамемнон. Шлиман откопал Микены и нашел там в царских могилах сокровищницу с грудой бесценных золотых украшений. Быть может, не самого Агамемнона, но Шлиман мог объявить с полным правом: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал». Славы Шлиман достиг беспримерной, можно сказать, что он был одним из самых знаменитых людей своего времени. А на Крите английский археолог Артур Эванс продолжил и завершил его дело.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Кносский дворец В начале II тыс. до н. э. на Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя и центром управления всей области. Он был одновременно и городом, и крепостью. Дворцы были в нескольких критских городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро. Для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света - их внутренний двор вытянут с севера на юг. Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него.

№ слайда 8

Описание слайда:

Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. Этажи соединяются множеством лестниц. Путешествие посетителя по дворцу - с его контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных красок, беспрестанных подъемов и спусков - напоминает саму жизнь с ее непредсказуемостью и безостановочным движением.

№ слайда 9

Описание слайда:

Перед западным фасадом Кносского дворца располагалась театральная площадка для ритуальных сценических действ, там же устраивались многолюдные праздники. По всей вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

№ слайда 10

Описание слайда:

В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были весьма популярны в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар - критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти - двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца - Лабиринт (Дворец Лабрисов).

№ слайда 11

Описание слайда:

МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической». Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских - их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон - вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему благородны (маска Агамемнона).

№ слайда 14

Описание слайда:

Образы критян на фресках во дворцах соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться. Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый. ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Описание слайда:

Богиня появлялась из подводного мира, где переживала временную смерть, о чем свидетельствуют изображенные в простенках срезанные лилии. Сама богиня изображена как бы в «переходном» состоянии - в простенке у двери, соединяющей комнаты. Жрица торжественно шествовала в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь, украшенный в критском стиле дельфинами, ныряющими среди коралловых рифов. Сюда же, к алтарю, юноши-жрецы несли связки рыб. соответствующий исторический период.

№ слайда 19

Описание слайда:

№ слайда 20

Описание слайда:

На фреске, изображающей «Таврокатапсию» - ритуальный бой с быком - с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. Богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике - чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность - т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц.

№ слайда 21

Описание слайда:

ЭГЕЙСКАЯ КИКЛАДСКАЯ СКУЛЬПТУРА В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство островов Эгейского моря и побережья Малой Азии. Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы («Арфист»). Это мраморные статуэтки, найденные в погребениях Киклад, а также на Крите и в Балканской Греции. Идолы - иногда миниатюрные, а порой достигавшие полутораметровой высоты - представляют собой фигуры обнаженных людей, стоящих в скованных позах («Великая богиня»). Эти боги должны были помочь умершим обрести новую жизнь. Статуэтки с соединенными ногами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным изображением головы, на которой выделяется только нос. Исследователи предполагают, что остальные черты лица наносили красками, однако их следы не сохранились.

Описание слайда:

ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС» Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично.

№ слайда 24

Описание слайда:

Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы - лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название - вазы «камарес».

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем Идеальная реконструкция Римского форума существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия. Театр Древней Греции Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы.

Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Но главным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы, сохранившиеся до нашего времени в афинском Акрополе - храмы Парфенон и Эрехтейон. Стили в древнегреческой архитектуре сменялись последовательно: дорический, ионический коринфский. Отличительной особенностью этих стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений. Главный храм Древних Афин - Парфенон

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. В ней передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп. Мирон. «Дискобол» Скульптура ранней классики

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы. Древнегреческая живопись. Чернофигурные вазы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины, впитав культурные традиции древней Греции, попав под влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой для культуры романо-германских народов Европы. Колизей или Амфитеатр Флавиев

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. В представлении римлянина каждый предмет, каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов.

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Римский форум Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей. Арка на площади Рима

Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка драгоценных металлов и бронзы.

Античная культура - уникальное явление, оказавшее огромное влияние на развитие всей европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.


Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Именно эти государства оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие

Слайд 3: Хронология

Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов: Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.). Второй период с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.). Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы поглотившей и Грецию.

Слайд 4: 1 Духовная культура

Слайд 5: 1.1 Мифология

Мир - «космос» - понимался древними греками как одушевлённое, прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. Основу мировосприятия составляла мифология, которая прошла длительный путь развития.

Слайд 6

У римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах. Они считали, что в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Существовала неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина".

Слайд 7: 1.2 Религия

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов

Слайд 8

Иначе развивалась религия в Древнем Риме. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма.

Слайд 9: 1.3 Философия

Греки стали создателями философии, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке.

10

Слайд 10

Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой. Среди философских направлений наибольшее распространение получили стоицизм (Сенека, Эпиктет), скептицизм (Секст), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). Тит Лукреций Кар был последователем и продолжателем атомистического учения Демокрита и Эпикура. В поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей» рассматриваются вопросы космогонии, сущности мира

11

Слайд 11: 2.Социальная культура

12

Слайд 12: 2.1 Нравственность

Предпосылки античной этики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка, меры.

13

Слайд 13

Характерными чертами античного мировоззрения являются: 1. Преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей (по их мнению, добродетельный человек должен быть счастлив). 2. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны. Она не стремится радикальным путем избавиться от иллюзорной материальной оболочки для слияния с Абсолютом. Наоборот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела. 3. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.

14

Слайд 14

4. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, с трансцендентным, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное об­щество: он осуществлял это при помощи разума. Трансцендентный мир для античности умопостигаем, носит название «умного» места. Человек в состоянии достигнуть этого места самостоятельно, что утверждает ценность человека как такового в античной эти­ке, его нравственную самодостаточность и автономность. Отсюда представление о добродетельном человеке, как человеке знающем, а о нравственном поведении - как поведении разумном. Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием. 5. Античность подарила мировой культуре такую форму общественного знания, как наука. Эмпирические знания о природе, обществе и человеке существовали и в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае и т.д. Однако только в Древней Греции благодаря общей рационалистической установке эти знания были отделены от мифологии, систематизированы, обобщены в форме теории. Теоретическое обоснование получила и нравственность, именно в Греции возникает наука о морали - этика.

15

Слайд 15: 2.2 Право

В Греции обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием гражданско-правовых отношений. Однако основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.

16

Слайд 16

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием права. Древний Рим - родина юриспруденции.

17

Слайд 17: 2.3 Политика

18

Слайд 18

На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Греция дала миру многие формы государственного правления: рабовладельческую демократию; тиранию - единоличное правление; олигархию и др.

19

Слайд 19: 3.Техническая культура

20

Слайд 20: Экономика

Экономическая деятельность Древней Греции основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли "говорящими орудиями".

21

Слайд 21

В отличие от греков, римляне считали труд унизительным, предпочитая труду производительному - труд военный. Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень потребления.

22

Слайд 22: Наука

Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. Первые естественнонаучные сведения дали греческие философы. Так, например, Фалес был основоположником математики, астрономии и ряда конкретных наук.

23

Слайд 23

Рим имел своих учёных, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер. Хотя римская наука не достигла уровня греческой науки, но у неё имеется немало крупных достижений.

24

Слайд 24: Техника

При господстве ручных орудий труда и накопленных в процессе практики ремесленных приемов в технике древнего ремесла отмечаются и изменения. В Греции и Риме вводятся новые орудия труда: токарный станок для обработки дерева, коловорот. У римских авторов встречается первое определение машины, еще очень далекое от нынешнего.

25

Слайд 25: 4.Художественная культура

26

Слайд 26: 4.1 Архитектура

Архаическая эпоха - время становления греческой архитектуры. В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм.

27

Слайд 27

Развитие же римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием.

28

Слайд 28: 4.2 Литература

В классическую эпоху греческая литература переживала расцвет. С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.

29

Слайд 29

У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

30

Слайд 30: 4.3 Искусство

V век до н. э. - время расцвета греческого искусства. Из всех жанров бурный рост переживала трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству.

31

Слайд 31

Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом исторических событий, условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений

32

Слайд 32: Вывод

Основой древнегреческой культуры, как и античной культуры в целом, был полис. Благодаря своим небольшим масштабам, полис, бывший в общем-то полноценным государством, интенсифицировал развитие античной культуры. В период «золотого века» Афин наметились два основных решения проблемы человека. К ним относятся философско-личностное решение, связанное с именем Сократа, повлиявшее на возникновение различных философских направлений, а также научно-рациональное, представлявшее собой мировоззрение, соответствовавшее демократизации полисной жизни.

33

Слайд 33

К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством. В праве заложила основы общего и частного права всех европейских государств. В науке античность оставила множество базовых знаний, оснастила языком науку, дала терминологию. Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.

34

Слайд 34

Периоды Духовная культура Социальная культура Техническая культура Художественная культура Мифология Религия Фило-софия Нрав-ствен-ность Право Поли- тика Эко-но-мика Наука Тех-ника Архи-тек-тура Лите-ратура Искус-ство II тыс. – 5 в. до н.э. 5 -4 вв. до н.э. 4 в. до н. э. -1 в н.э. Хаос и Кос мос Пан теон Богов Тоте мизм фети шизм ани мизм Христианство Появ ление фило софии Протагор и т.д. Софизм, стое цизм, Этика Культура тела Труд Формирование ДраконтСо он Право Ри ма Демократия Тирания Олигархия Ремесло Торговля Фермерство Матема тика Астрономия Психология Ору дия труда и воен. орудия Усовершенствование ору дий труда Сталева рение Хаос ная заст ройка горо да Дорийское зодчество Акро поль Эпос Лири ка Драма Театр скульптура живо пись Разви тие скульптуры и живо писи Скульптура

35

Слайд 35

ХАОС и КОСМОС Духовная Художест венная Социальная Техническая Философия Религия Мифология Нравственность Право Политика Архитектура Литература Искусство Экономика Наука Техника Софизм Стоецизм Скептицизм Космос Пантеон Богов Христианство Титаны Ремесло Торговля Фермерство Э тика Культура тела Т руд Тирания О лигархия Демократия Римское Солонское Драконтово Математика Астрономия Психология Сталеварение Стекловарение Орудия труда Ионический ордер Коринфский ордер Дорический ордер Живопись Скульптура Театр Драма Эпос Лирика Анимизм Тотемизм


Периодизация античной художественной культуры

  • I – гомеровский (XI-IX вв. до н.э)
  • II – архаический (VIII-VI вв. до н.э.)
  • III – классический (V-IV вв. до н.э.)
  • IV – эллинистический

(конец IV-I вв. до н.э.)

Республиканский Древний Рим V-I вв.до н.э.

Императорский Древний Рим I-V вв.до н.э.

  • (конец IV-I вв. до н.э.) Республиканский Древний Рим V-I вв.до н.э. Императорский Древний Рим I-V вв.до н.э.

Гомеровский период Крито-Микенская культура III-II тыс.до н.э.

  • Эгейская культура расцвела на островах и побережье Эгейского моря(остров Крит, г.Микены, г.Тиринф, г. Троя)
  • Артур Джон Эванс в марте 1900г. Начал раскопки на острове Крит – Кносский дворец(Легенда о Минотавре,Ариадне и Тесее).

Фрески Кносского двореца

Фреска «Парижанка», жрица божества, XV век до н. э.

Царь-жрец, фреска в кносском дворце


Архаика VII-VI вв.до н.э. Ордерная система

  • ОРДЕР - определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка.
  • Ордер включает несущие части (колонна с капителью , базой , иногда с пьедесталом) и несомые (архитрав, фриз и карниз , в совокупности составляющие антаблемент ).

Скульптура периода архаики Человек – носитель природной красоты

  • Курос из Аттики. Мрамор. Около 520 г. до н.э. Национальный археологический музей. Афины.
  • Кора в пеплосе. Мрамор. Около 530 г. до н.э. Музей Акрополя. Афины.

Классика V-IV вв. до н.э.

  • Сократ
  • Я знаю, что ничего не знаю.
  • Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • Существует лишь одно добро - знание. Существует лишь одно зло - невежество

Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре


Древнегреческая драматургия

Оказала огромное влияние

На развитие мирового театра.

«Отец трагедии»

АРИСТОФАН

ЭСХИЛ

СОФОКЛ

Древнегреческий бюст

Слепок древнегреческой скульптуры


Храм Зевса в Олимпии (реконструкция)


Фидий в своих скульптурных образах сумел передать сверхчеловеческое величие. Статуя Зевса .

Золотом были покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров.


Классический стиль в скульптуре

  • Гармония
  • Легкость
  • Простота
  • Соразмерность человеку
  • Практичность
  • Торжественность

Скульптура периода классики

  • М ѝрон. Дискобол. Около 450 г. до н.э. Мраморная римская копия греческого бронзового оригинала.

Музей терм. Рим.


Скульптура периода классики

  • Поликлет. Дорифор. V в. до н.э. Реконструкция в бронзе с мраморной римской копии. Национальный археологический музей. Неаполь.
  • Равновесие фигуры достигнуто тем, что приподнявшемуся правому бедру соответствует опущенное правое плечо и, наоборот, опустившемуся левому бедру – приподнятое левое плечо. Такая система построения человеческой фигуры (так называемый «хиазм») придает статуе мерный, ритмический строй.

Скульптура периода высокой классики

Фидий

(490 г. до н. э. - 430 г. до н. э.) - древнегреческий скульптор,

один из величайших художников периода высокой классики

  • Ника Самофракийская. Мрамор.

Около 190 г. до н.э. Лувр. Париж.


  • Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон с сыновьями. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана.Рим.
  • Агесандр, Полидор, Афанодор. Лаокоон с сыновьями. Мрамор. Около 40 г. до н.э. Римская копия. Музеи Ватикана.Рим.

  • Агесандр (?)
  • Венера Милосская, ок. 130-100 до н. э.
  • Мрамор. Высота: 2,02 м
  • Лувр, Париж

Древний Рим I-V вв.

  • Капитолийская волчица , ок. 500-480 до н. э. бронза. Высота: 75 см Капитолийские музеи, Рим
  • Этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V веком до н.э. и ещё с античности хранившаяся в Риме. Изображает волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема

Форум Цезаря - первый из императорских форумов Рима.


Триумфальная

арка Тита - однопролётная арка, расположенная на древней Священной дороге к юго-востоку от Римского форума. Построена Домицианом вскоре после смерти Тита в 81 году н. э. в память о взятии Иерусалима в 70 году н. э. Послужила моделью для многих триумфальных арок Нового времени.


Колизей, амфитеатр Флавиев

памятник архитектуры Древнего Рима

Строительство самого большого амфитеатра всего античного мира велось на протяжении восьми лет, как коллективное сооружение императоров династии Флавиев: начали строить в 72 году н.э. при императоре Веспасиане, а в 80 году н.э. амфитеатр был освящен императором Титом.


Пантео́н - «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры

В Пантеоне нет окон. Единственный источник света - 9-ти-метровое круглое отверстие на вершине купола, символизирующее небесное всевидящее око


Римский скульптурный портрет

Император Август

Римский национальном музее (палаццо Массимо).


Античность - мир высокой культуры, для многих поколений эллинов и римлян была духовной основой.

Античная максима «Человек-мера всех вещей» стала истоком развития европейской цивилизации.

С конца V в. Начинается новый период европейской истории, озаренный ценностями христианства.

Рассказать друзьям