Презентация на тему многообразие и значение паукообразных. Презентация на тему "многообразие паукообразных"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Главная дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации.

Задачи:

  • Образовательные: повторить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, как первых наземных животных, и черты усложнения организации в связи с выходом на сушу, сформировать знания о многообразии и значении паукообразных в природе и жизни человека;
  • Воспитательные: продолжать формировать экологическую культуру учащихся и навыки личной гигиены; формировать познавательный интерес учащихся; желание самостоятельного поиска знаний; развивать творческое мышление; воспитывать толерантное отношение к паукообразным, как к представителям жизни на Земле;
  • Развивающие : развивать внимание учащихся и наблюдательность; логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с дополнительными источниками информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Базовые технологии: личностно-деятельностное обучение; технология развития критического мышления; методы проблемно-диалогического обучения (подводящий или побуждающий диалог); технология формирования коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность; ИКТ.

Результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • ценностное отношение к умению узнавать паукообразных в природе,
  • осознание значимости данного умения для формирования экологического мировоззрения;
  • ценностное отношение к совместной познавательной деятельности
Познавательные и регулятивные универсальные учебные действия:
  • целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи;
  • моделирование понятия;
  • умение структурировать знание (построение алгоритма)
  • ученик научится работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;
  • биологическими словарями и справочниками для поиска определений биологических терминов;
  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • умение управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • ученик получит возможность научиться разрабатывать план сообщения и презентацию темы, используя разные источники информации;
  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников
Базовый уровень по стандарту и программе учащиеся должны знать:
  • основные понятия, относящиеся к строению членистоногих животных;
  • строение и основы жизнедеятельности представителей паукообразных;
  • общую характеристику паукообразных;
  • основные отряды паукообразных;
  • распространенность и роль паукообразных в природе и жизни человека.
  • По стандарту и программе учащиеся должны уметь:
  • давать общую характеристику паукообразных· объяснять строение паукообразных;
  • приводить примеры распространенности паукообразных;
  • объяснять роль паукообразных в природе и жизни человека.

Повышенный уровень :

  • составлять систематику паукообразных;
  • характеризовать роль паукообразных в биоценозах.

Оборудование: медиапроектор, компьютер, интерактивная доска, презентация к уроку, коллекции паукообразных.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие, сообщение темы и задач урока.

II. Проверка знаний, умений и навыков.

III. Изучение нового материала

1. Сообщение учащегося. Что изучает наука Арахнология?

Латинское название паукообразных происходит от греческого?????? «паук» (существует легенда об Арахне, которую богиня Афина превратила в паука).

Греческая легенда

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмина. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу (слайд №2)

Эй, Паллада, ...
Я предрекаю, и реченное скоро свершится,
Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,
И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,
Равных мне нет, ни на грешной Земле, ни в безоблачных высях,
Только одна в этом мире есть мастерица, и, это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказанье за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,
Будь безобразной Арахной, которую люди
Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки
Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.
А мастерство твое, коим ты столько гордилась,
Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:
Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Поэтому наука о пауках – Арахнология. Сегодня на уроке выступают специалисты, хорошо разбирающиеся в многообразии этих животных.
Класс «Паукообразные» включает свыше 70 тысяч видов животных, обитающих в районах с влажным климатом. В засушливых районах они живут в основном в почве или подстилке, где высокая влажность воздуха. Паукообразные – первые наземные членистоногие, покорившие сушу. Класс Паукообразные включает в себя несколько отрядов, среди которых наиболее известны Скорпионы, Пауки, Клещи и Сенокосцы (Слайд №3)
Ребята подготовили сообщения с презентациями о классах паукообразных.

План выступления докладчиков:

1. Особености строения и жизнедеятельности.
2. Многообразие.
3. Наличие представителей в Кемеровской области.
4. Роль животных в природе.
4.Значение для человека.

По тому же плану, остальные обучающиеся заносят краткую информацию в тетрадь.
Последовательность выступлений определяет сам учитель. Важно следить за временем, чтобы не выйти за пределы урока и ограничить выступления ребят.

2. Выступления групп учащихся с презентацией (Приложение 2 )

Отряд Пауки. Информацию об особенностях представителей отряда рассказывает первый ученик. (Слайд №4)

Следующий ученик объясняет для чего и как пауки строят паутинную сеть. (Слайд №5) Затем идут сообщения о многообразии представителей отряда. (Слайды №№6,7) Сенокосцы – второй отряд паукообразных изучаемый на уроке. (Слайд №8)

Отряд Скорпионы. (Слайды №№9, 10)

Отряд Клещи. (Слайды №№11,12)

Особое внимание необходимо уделить профилактике клещевого энцефалита и методах удаления клещей (Слайды №№13,14)

IV. Закрепление

Каждому обучающемуся предлагается назвать одну из особенностей строения, жизнедеятельности или многообразия паукообразных. Ребята отвечают «по цепочке». Основное правило такого закрепления – не прервать цепочку.

Целесообразно на стадии закрепления провести викторину. На этом этапе могут проявить себя ребята, которые не готовили презентацию. (Приложение 3 )

Для закрепления материала можно использовать проблемные вопросы:

1) Паукообразные – это животные, освоившие в ходе эволюции сушу, благодаря каким приспособлениям они занимают разные среды жизни;
2) Какие существуют разнообразные группы этих животных?
3) Почему на территории Сибири, где мы живем, количество видов паукообразных невелико?

V. Рефлексия

– Какие трудности возникли при изучении материала?
– Как вы с ними справились?

Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Домашнее задание. (Слайд №19)

Повторить особенности внешнего и внутреннего строения паукообразных.
Изучить текст учебника «Многообразие и роль паукообразных природе и жизни человека»

Используемая литература:

  1. Дудкина О.П. Биология. Развернутое тематическое планирование по программе Н.И. Сонина, А.А. Плешакова, В.Б. Захарова 6–11 классы. – Волгоград. «Учитель», 2011.
  2. Пальдяева Г.М. Биология. Рабочие программы. 5- 9 классы. – М.: «Дрофа», 2013.
  3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков.7 класс. Методическое пособие – Санкт-Петербург «Паритет», 2003.
  4. Сонин Н.И., В.Б. Захаров Учебник-навигатор Биология. Многообразие живых организмов. Часть 1 Прокариоты. Грибы. Растения. Вирусы 7 класс. – М.: «Дрофа», 2009.
  5. www.protema.ru/didactics/forms-of-learning/item/121-urok-ekskursiya

«Класс паукообразные по биологии» - Внутреннее строение паука. Примитивными паукообразными были трилобиты – морские членистоногие. Задачи урока: Разнообразие пауков. Паукообразные – самые древние наземные членистоногие. Разнообразие клещей. Скорпионы - самые древние из ныне живущих паукообразных. Общая характеристика и внешнее строение членистоногих:

«Биология Членистоногие» - Строение рака. Строение тела ракообразных. Конечности членистоногих состоят из подвижно соединенных члеников. Сегменты тела окружены четырьмя хитиновыми пластинками. Дафния. Среда обитания- водная, воздушная, наземная, почвенная. Тело делится на головогрудь и брюшко или голову, грудь и брюшко.

«Класс Ракообразные» - Класс паукообразных включает так же клещей, скорпионов, сенокосцев. Многообразие ракообразных. Класс Ракообразные - Crustacea. Размеры от 2 до 5 мм. Перемещаются колониями вдоль п-ова Камчатка по 5-6 км в день. На наших дальневосточных судах за год плавания нарастает до 10-12 кг на 1кв. м днища. Но многие пауки вообще не строят сетей и просто охотятся на добычу из засады.

«Тип членистоногие» - Морские жёлуди. Мокрица. На нижнем конце брюшка расположены 3 пары паутинных бородавок. Каролинский паук. Класс Насекомые. Отряд Сенокосцы. Паукообразные. Внешнее строение речного рака. Отряд жесткокрылые. Тип Членистоногие насчитывает свыше 1,5 млн. видов. Пауки "черные вдовы". Внешнее строение насекомого.

«Ракообразные» - Выделительная система представлена парой зеленых желез (почек), видоизмененных целомодуктов. Развитие как прямое, так и с метаморфозом, полным или неполным. Членистоногие - двусторонне-симметричные первичноротые животные. Какие отделы тела сформировались у членистоногих? На трех остальных - пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей.

«Пауки» - Выводы: Известно около 20 тыс. видов, распространены широко. Распространены преимущественно в пустынях, полупустынях, степях. Большинство обитает на суше, некоторые - водные. На спине находится четыре глаза. г. Ростов, 2008 г. Распространены повсеместно. Южнорусский тарантул встречается на юге европейской части России; длина самки до 3,5 см.

Всего в теме 13 презентаций

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Класс Паукообразные Паукообра́зные (лат. Arachnida) - класс членистоногих из подтипа хелицеровых (Chelicerata). Наиболее известные представители: пауки, скорпионы, клещи́. Автор презентации – Архипова Т.С.

Паукообразные, как и насекомые, живут повсюду. Они распространены до 80° с. ш., до высотной границы жизни в горах и встречаются даже в воздухе, в тысячах метрах над землей, куда их заносит ветром вместе с кусочками паутины. Наука о паукообразных называется арахнологией.

Головогрудь несет 6 пар придатков: 4 пары ног; пару педипальп, которые большинство паукообразных используют как щупальца или клешни; и пару хелицер, играющих роль хватательных челюстей (жевательных структур нет). Антенны отсутствуют. Глаза всегда простые. У представителей некоторых групп, например скорпионов, брюшко вытянуто в длинный хвост Отличительные признаки строения.

Внутреннее строение паука

По своим характеристикам паутина является уникальным материалом. Она в пять раз прочнее и в семь раз легче стали. Паутину можно растянуть на 15%, и она снова примет исходную форму. Такими свойствами не может похвастаться ни один искусственный полимер Паутина

Все паукообразные, за исключением некоторых клещей, плотоядные, обычно поедающие насекомых и других мелких животных, которых они в большинстве случаев ловят живьем. Высасываются только жидкие ткани добычи (наружное пищеварение), никакие твердые частицы не заглатываются. Большинство паукообразных вооружены ядовитыми железами, хотя лишь немногие опасны для человека.

Большинство паукообразных уничтожает мух, чем приносит большую пользу человеку. Многие виды почвенных клещей участвуют в почвообразовании. Пауками питаются многие виды птиц. Значение паукообразных

Большой вред причиняют чесоточные зудни. Они могут попасть в кожу животных и человека, прогрызая в ней ходы. У человека они поселяются обычно между пальцами рук. Самая опасная болезнь, распространяемая кровососущими клещами, - таежный энцефалит. Переносчик ее возбудителей – таежный клещ.

Немало паукообразных, которые наносят большой ущерб здоровью человека, численности промысловых домашних животных. Из пауков особенно опасен каракурт, живущий в Средней Азии, на Кавказе и в Крыму. От его яда часто гибнут лошади и верблюды. Опасен для человека и яд скорпиона. Место укуса краснеет и опухает, появляются тошнота и судороги. Оказать необходимую помощь пострадавшему может только врач.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4410/83045565.26/0_67565_84e092e2_XL http://img142.imageshack.us/img239/4205/ascorp8qq.jpg http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=295438985-15-72&n=21 http://friends.kz/2008/01/23/biologicheskaja-stal.html http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/3999/ ПАУКООБРАЗНЫЕ http:// www.fauna-dv.ru/refer/klass%20paukoobraznye.htm http:// im0-tub-ru.yandex.net/i?id=504443661-55-72&n=21 http:// im4-tub-ru.yandex.net/i?id=303127048-53-72&n=21 http://www.peremeny.ru/books/osminog/239

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Класс Паукообразные

Класс Паукообразные Отряд скорпионы Отряд пауки Отряд клещи Отряд сольпуги Отряд сенокосцы

Отряд Скорпионы Тело скорпиона состоит из небольшой головогруди и длинного брюшка Всё тело скорпиона покрыто хитиновым панцирем На верхней стороне головогруди помещаются 3-6 пар глаз

Отряд Скорпионы

Отряд Сольпуги Тело и конечности покрыты длинными волосками При нападении фаланги издают пронзительный писк или стрекотание трением хелицер друг о друга.

Отряд Сольпуги

Отряд Сенокосцы Имеют сегментированное брюшко, соединённое с головогрудью широким основанием Брюшко короткое, состоит из 9-10 плотно сомкнутых сегментов Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, чашечка, голень, предлапка и лапка

Отряд Сенокосцы

Отряд Пауки Тело состоит из двух отделов: головогруди и в основном нерасчлененного брюшка Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, чашечка, голень, предлапка и лапка Глаза: 8, 6 редко 2

Отряд Пауки

Отряд Клещи Туловище цельное или разделено на 2 части Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, колено, голень и лапка. Имеют 4 простых глазка

Отряд Клещи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Задания разработаны для групповой работы по теме "Класс Ракообразные, Класс Паукообразные". Могут использоваться как вопросы для проведения викторины, закрепления знаний или самостоятельного изучения...

Конспект урока по биологии "Класс паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Многообразие паукообразных и их значение в природе и жизни человека"

Урок разработан к учебнику В.М.Константинова "Биология. Животные. 7 класс". Изучение нового материала сопровождается применением ИКТ (просмотра анимаций, видеофрагментов), самостоятельной работой в па...

Cлайд 1

Cлайд 2

Cлайд 3

Общие признаки паукообразных: 1-отсутствие усиков, 2-четыре пары ходильных ног, 3-трахейное или легочное дыхание, 4-постоянные околоротовые придатки - верхние щупальца и ногощупальца. 5-На головогруди расположены от 12-6 пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи.

Cлайд 4

Cлайд 5

Тело паука делится на две части: головогрудь состоящая из прочного материала - хитина, и брюшко. Соединяет эти два отдела стебелёк (маленькая трубочка, перетяжка) Анатомия паука: (1) четыре пары ног (2) головогрудь (3) опистосома (брюшко)

Cлайд 6

ПАУТИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ Паутинные бородавки - органы пауков, располагающиеся на брюшке. Представляют собой подвижные парные выросты (от одной до четырёх пар), зачастую обладающие членистым строением. Основная функция паутинных бородавок - формирование паутинного волокна: как правило, на их вершинах открываются протоки паутинных желёз По химической природе представляет собой белок, близкий по составу к шёлку насекомых. Паутину способны выделять представители ряда групп паукообразных (пауки, скорпионы, некоторые клещи) . Варианты использования паутины: создание яйцевых коконов, сперматофоров, ловчих сетей и укрытий на время или неблагоприятных условий

Cлайд 7

Cлайд 8

СКОРПИОНЫ Тело скорпиона состоит из небольшой головогруди или длинного брюшка. Всё тело скорпиона покрыто хитиновым панцирем. Размеры от 13мм до20см. Существует 750 видов, 50 из всех ядовитые. На брюшной стороне тела к головогруди прикрепляются пять пар конечностей, из которых две передние пары играют роль челюстных органов, тогда как три остальные пары служат для передвижения. Первая пара конечностей - хелицеры - расположена над ротовым отверстием и по своему положению соответствует первой паре антенн. Хелицеры имеют вид маленьких 3-членистых пар клешней и служат для измельчения пищи. Конечности второй пары - педипальпы - состоят из шести члеников. Два последних образуют крупные клешни, при помощи которых скорпион захватывает добычу.

Cлайд 9

КЛЕЩИ Длина клещей обычно составляет 0,2-0,4 мм, очень редко может достигать 3ММ. Туловище цельное или разделено на две части, которые не соответствуют головогруди и брюшку пауков, . Обычно имеется 6 пар придатков, из которых 4 задних пары у большинства взрослых особей - ноги (личинки, как правило, шестиногие). Членики ног: тазик, вертлуг, бедро, колено, голень и лапка. Лапка (концевой членик) обычно вооружена коготками и стебельчатыми присосками.
Рассказать друзьям