Тема любви в рассказе антоновские яблоки. Сочинение на тему: «Антоновские яблоки» Бунина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Великий писатель Иван Алексеевича Бунин свое произведение «Антоновские яблоки» написал быстро, всего лишь за несколько месяцев. Но работа над рассказом не была им закончена, потому что он снова и снова обращался к своему рассказу, изменяя текст. Каждое издание этого рассказа было уже с измененным и редактированным текстом. И это легко моно было объяснить тем, что впечатления писателя были настолько живы и глубоки, что он хотел все это показать и своему читателю.

Но такой рассказ, как «Антоновские яблоки », где нет развития сюжета, а основу содержания составляют впечатления и воспоминания Бунина, для анализа является сложным. Сложно поймать эмоции человека, который живет прошлым. Но Ивану Алексеевичу удается точно передавать звуки и краски, показывая свое необычное литературное мастерство. Читая рассказ «Антоновские яблоки» можно понять, какие чувства и эмоции испытывал писатель. Это и боль, и печаль о том, что все это осталось позади, а также радость и нежность к укладам старины глубокой.

Бунин использует яркие краски описание цветов, например, черно-лиловая, сиво-железное. Настолько глубоки описания Бунина, что он даже замечает, как падает тень от многих предметов. Например, от пламени в саду вечером он видит черные силуэты, которые сравнивает с гигантами. Кстати, метафор в тексте огромное количество. Стоит обратить внимание на сарафаны, которые девушки надевают на ярмарки: «сарафаны, пахнущие краской». Даже запах краски Бунина не вызывает раздражение, а это еще одно воспоминание. А какие слова он подбирает, когда передает свои ощущения от воды! Она у писателя непросто холодная или прозрачная, но Иван Алексеевич использует такое ее описание: ледяная, тяжелая.

То, что происходит в душе рассказчика, насколько сильны и глубоки его переживания, можно понять, если проанализировать те детали в произведении «Антоновские яблоки», где он дает подробное их описание. Есть в рассказе и главный герой – барчук, но его история для читателя так и не раскрывается.

В самом начале своего произведения писатель использует одно из средств художественной выразительности речи. Градация заключается в том, что автор очень часто повторяет слово «помню», что позволяет создать ощущение того, как бережно относится писатель к своим воспоминаниям и боится что-то забыть.

Вторая глава несет в себе не только описание чудесной осени, которая обычно в деревнях загадочная и даже сказочная. Но в произведении повествуется о старухах, которые доживали свой век и готовились к тому, чтобы принять смерть. Для этого они надевали саван, который был чудесно расписан и накрахмален так, что точно камнем стоял на теле старух. Вспоминал писатель и то, что, приготовившись к смерти, такие старухи затаскивали во двор и могильные камни, которые теперь стояли в ожидании кончины своей хозяйки.

Переносят воспоминания писателя читателя во второй части и в другое имение, которое принадлежало двоюродной тетке Ивана Алексеевича. Анна Герасимовна жила сама, поэтому всегда была рада посещением ее старинной усадьбы. Дорога в это имение до сих пор всплывает перед глазами рассказчика: сочное и просторное небо голубого цвета, укатанная и наезженная дорога кажется писателю самой дорогой и такой родной. Описание и дороги, и самого имения у Бунина вызывает огромное чувство сожаления о том, что все это ушло в далекое прошлое.

Грустно и печально читается описание телеграфных столбов, которые встречались рассказчику на пути к тетке. Они были словно серебряные струны, а птицы, сидящие на них, казались писателю нотными знаками. Но и здесь, в имении тетки, рассказчику опять запоминается запах антоновских яблок.

Третья часть переносит читателя уже в глубокую осень, когда после дождей, холодных и продолжительных, наконец-то начинает выглядывать солнышко. И опять усадьба другого помещика – Арсения Семеновича, который был большим любителем охоты. И опять прослеживается грусть и сожаление автора о том, что теперь уже угас дух помещика, который чтил и свои корни, и всю русскую культуру. Но теперь тот, прежний быт утерян, и нельзя теперь вернуть прежний дворянский быт на Руси.

В четвертой главе рассказа «Антоновские яблоки» Бунин подводит итог, говоря, что не больше того запаха детства, который был связан с жизнью и бытом поместного дворянства, исчез запах антоновских яблок. И невозможно больше увидеть ни тех стариков, ни славных помещиков, ни те славные времена. И последние строки рассказа «Белым снегом путь-дорогу заметал» подводят читателя к тому, что не уже невозможно вернуть прежнюю Россию, ее прежнюю жизнь.

Рассказ «Антоновские яблоки» - это своего рода ода, восторженная, но грустная и печальная, проникнутая любовью, которая посвящена русской природе, жизни в деревни и тому патриархальному укладу жизни, который был на Руси. Рассказ по объему небольшой, но зато в нем передается довольно многое. Бунину приятны воспоминания того времени, они наполнены духовностью и поэтичностью.

«Антоновские яблоки» - это гимн Бунина своей Родине, которая хоть и осталась в прошлом, вдалеке от него, но все-таки навсегда осталось в памяти Ивана Алексеевича, и было для него как самое лучшее и чистое время, время его духовного развития.

В своём произведении «Антоновские яблоки» Бунин раскрыл одну из основных вечных тем человечества - тему природы. В рассказе нет захватывающего сюжета, а просто прекрасное и нежное описание природы в осеннюю пору и времяпрепровождения дворян. Но именно эти описания заслуживают пристального внимания читателя.
Внимательно вчитываясь в рассказ, можно заметить, что автор показывает нам каждую деталь, каждую мелочь окружающей обстановки, вплоть до звуков и запахов. Говоря о запахах, стоит отметить их особую красоту и неповторимость: «тонкий аромат опавшей листы и - запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести», «крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою». В ходе рассказа меняются настроения, меняются запахи, меняется жизнь.
Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он заметно изменяется на протяжении рассказа. В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” - здесь мы видим даже не сами цвета, но их оттенки, благодаря чему автор раскрывает нам свой внутренний мир. Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”.
Это произведение, пропитанное тонким ароматом антоновских яблок, переносит нас в переломную пору - расцвета дворянства и его стремительного упадка. Постепенно проходит «золотой век» дворянства: «Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч...” Угасающий дух помещиков поддерживает только охота. Автор вспоминает обряд охоты в доме Арсения Семеновиҹа, особенно приятный отдых, когда случалось проспать охоту, тишина в доме, чтение старых книг в толстых кожаных переплетах, воспоминания о девушках в Дворянских усадьбах… Но всё это в прошлом, и герой понимает, что его не вернуть.
В рассказе можно проследить лёгкое чувство грусти и ностальгии по ушедшему времени. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах. Она выражена через описание осени и через картины упадка крупнопоместного хозяйства. Умирает не просто прежний уклад жизни, но целая эпоха русской истории, дворянская эпоха. Но для героя "…хороша и эта нищенская мелкопоместная жизнь!", открывающая перед автором новые чувства, воспоминания и ощущения.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие оттенки чувств.

«Тот уголок земли, где ты увидел мир, где сделал первый шаг, всегда должен быть для тебя самым лучшим на свете», - говорил литовский поэт Эдуардас Межелайтис. Действительно, места, с которыми связаны первые воспоминания, радости, победы, поражения, занимают значимое место в сердце каждого из нас. И где бы ни был человек, в какую бы трудную жизненную ситуацию ни попал, воспоминания о родном доме будут лечить его душевные раны.

Глубокое отражение проблема значения малой родины в жизни человека получила в рассказе И. Бунина «Антоновские яблоки», ставшем его гимном своей Родине.

С самого начала мы погружаемся в атмосферу произведения: словно видим своими глазами и «подсохший и поредевший сад», и «кленовые аллеи», чувствует запах антоновских яблок. Автор смог не только описать быт того времени, но и передать всю картину в мельчайших подробностях, давая возможность читателю окунуться в описываемую им жизнь.

Бунин изображает природу и местность в своих рассказах красочным, выбирая для этого максимально правильные слова, используя различные средства выразительности: «проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба». Автор говорит о жизни, которая осталась в прошлом, но в памяти писателя это самое лучшее время.

Авторская позиция, таким образом, заключается в следующем: малая родина играет очень важную роль в жизни каждого человека, а воспоминания о ней на всю жизнь остаются в сердце человека согревающим душу светом.

Трудно не согласиться с писателем: места, где мы выросли, навсегда останутся для нас самым лучшим местом на всей планете, потому что это наша малая родина, наш дом.

Данная проблема является одной из ключевых в творчестве И. Бунина. «Наш общий дом была - Россия», - с трепетной любовью к Родине пишет автор в своем рассказе «Косцы». Писатель создал это произведение находясь в эмиграции, из-за чего его воспоминания о Родине идеализируются. Читатель понимает, что расставаться с Родиной в любом случае тяжело. Но еще сложнее осознавать, что ее невозможно вернуть.

Центральное место занимает образ малой родины в стихотворении известного поэта С. Есенина «Я усталым таким еще не был». В нем автор с горечью говорит о местах, милых его сердцу: «приснилось рязанское небо», «к тем полям, что когда-то любил», чем выражает глубокую любовь к своей малой родине.

Малая родина- это тихая гавань каждого человека, которая всегда приветливо встретит нас из любого плаванья. Именно поэтому надо ценить и любить ту землю, где ты вырос и приобрел воспоминания, согревающие душу даже в самое темное время.

>Сочинения по произведению Антоновские яблоки

Любовь к родине

Одной из главных тем, которые поднимаются в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки», является тема любви к родине. Эти чувства автор выражает особенным образом. Для него они проявляются, прежде всего, в привязанности к русскому быту (как дворянскому, так и крестьянскому), а также в восхищении красотами дорого сердцу края.

Главный герой произведения с любовью описывает наступление осени в родных Выселках. Ее приход в деревню всегда сопровождался сочным запахом спелых антоновских яблок. Больше всего этот запах чувствовался у летнего шалаша, в котором жили два брата-мещанина.

Герой подробно рассказывает об убранстве их жилища: «В шалаше устроены постели, стоит одноствольное ружье, позеленевший самовар, в уголке - посуда». Он часто любил бывать летом в этом доме и по-прежнему приходит сюда в сентябре, чтобы поговорить с хозяевами, полюбоваться звездным небом и выстрелить в ночной тишине из ружья, слушая, как по всему поселку раздается гулкое эхо.

Восторг у рассказчика вызывает и быт простых русских мужиков, он даже немного завидует им. Герой-дворянин и сам хотел бы целый день косить, молотить, а потом отдыхать прямо на гумне. Нравятся ему и русские праздники. В такие дни жители деревни отправляются на ярмарку или в гости к своим родственникам, чтобы отобедать у них бараниной с медом и брагой.

Особенно дороги главному рассказчику русские старопомещичьи усадьбы, в которых до сих пор ощущается дух крепостничества, в хорошем смысле этого слова. Ему нравятся эти крепкие и приземистые постройки, запущенный сад, окружающий дом тетки Анны Герасимовны, темные уютные комнаты этого жилища все с тем же неизменным запахом антоновки.

Всей душой герой тяготеет к русской охоте. Прежде, во времена его детства, это занятие было единственным, что «поддерживало угасающий дух помещиков». Охотиться было принято в начале октября, когда отшумел сезон дождей и, вновь, установилась ясная, теперь уже по-настоящему прохладная погода.

С каким восторгом вспоминает рассказчик о том, как он вместе с друзьями своего красавца-шурина Арсения Семеновича отправлялся в такие дни загонять зверя. Как было приятно с компанией бравых охотников прокатиться по осеннему лесу под лай собак и шум выстрелов, а затем уже поздно вечером прийти в дом совершенно незнакомого холостяка-помещика, чтобы поужинать и заночевать у него.

Именно такой видит, помнит и любит герой свою родину, и сердце его не может желать ничего иного. Вот только эти времена давно уже прошли. Многие знакомые рассказчика умерли, их дворянские гнезда разорились, а некогда богатые Выселки обнищали, и теперь в деревне наступило «царство мелкопоместных».

Герою грустно оттого, что невозможно вернуть светлые дни его юности, но он настолько сильно любит родной край, что и в новой «нищенской мелкопоместной жизни» находит свои прелести. Это все та же охота, но уже в одиночестве, простые песни деревенских жителей, работающих в поле или на кухне в хозяйском доме, приятный шум идущей полным ходом молотьбы и широкие бескрайние поля, которые вот-вот уже засыплет первым снегом. Одного только не хватает рассказчику - это запаха антоновских яблок, который теперь уже почти исчез из усадеб.

Бунин в рассказе "Антоновские яблоки" воссоздает мир русской усадьбы. Именно в нем, по мысли писателя, объединяется прошлое и настоящее, история культуры золотого века и ее судьба на рубеже столетий, семейные традиции дворянского рода и индивидуальная человеческая жизнь. Грусть об уходящих в прошлое дворянских гнездах – лейтмотив не только этого рассказа, но и многочисленных стихотворений, таких как «Высокий белый зал, где черная рояль…» , «В гостиную сквозь сад и пыльные гардины…» , «Тихой ночью поздний месяц вышел…» . Однако лейтмотив упадка и разрушения преодолевается в них «не темой освобождения от прошлого, а на против, поэтизацией этого прошлого, живущего в памяти культуры… Стихотворение Бунина об усадьбе свойственны живописность и в то же время вдохновенная эмоциональность, возвышенность и поэтичность чувства. Усадьба становится для лирического героя неотъемлемой частью его индивидуальной жизни и в то же время символом родины, корней рода» (Л. Ершов) .

Первое, на что обращаешь внимание при чтении рассказа, - это на отсутствие сюжета в привычном понимании, т. е. отсутствии событийной динамики. Первые же слова произведения «…Вспоминается мне ранняя погожая осень» погружают нас в мир воспоминаний героя, и сюжет начинает развиваться как цепь ощущений, связанных с ними. Запахом антоновских яблок, который будит в душе рассказчика самые различные ассоциации. Меняются запахи – меняется сама жизнь, но смена ее уклада передана писателем как смена личных ощущений героя, смена его мировосприятия.
Обратим внимание на картины осени, данные в разных главах. В первой главе: «В темноте, в глубине сада – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает шалаша багровое пламя. окруженное мраком, и чьи – то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням» . Во второй главе: «Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжелая… Когда, бывало, едешь солнечным утром по деревне, все думаешь о том, что хорошо косить, молотить, спать на гумне в ометах, а в праздник встать вместе с солнцем…» . В третьей: «Ветер по целым дням рвал и трепал деревья, дожди поливали их с утра до ночи… ветер не унимался. Он волновал сад, рвал непрерывно бегущую из трубу людскую струю дыма и снова нагонял зловещие космы пепельных облаков. Они бежали низко и быстро – и скоро, точно дым, затуманивали солнце. Погасал его блеск, закрывалось окошечко в голубое небо, а в саду становилось пустынно и скучно, и все чаще начинал сеять дождь…» . И в четвертой же главе: «Дни синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам…» .
Описание осени передано рассказчиком через цветковое и звуковое ее восприятие. Осенний пейзаж от главы к главе меняется: меркнут краски, меньше становится солнечного света. По существу, в рассказе описана осень не одного года, а нескольких, и это постоянно подчеркивается в тексте: «Вспоминается мне урожайный год» ; «Эти были так недавно, а меж тем кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие» .
Картинки – воспоминания возникают в сознании рассказчика и создают иллюзию действия. Однако и сам рассказчик пребывает как будто в разных возрастных ипостасях: от главы к главе он словно становится старше и смотрит на мир то глазами ребенка, подростка и юноши, а то и глазами человека, перешагнувшего зрелый возраст. Но время как будто не властно над ним, да и течет оно в рассказе как-то очень странно. С одной стороны, оно вроде бы идет вперед, но в воспоминаниях рассказчик все время обращается назад. Все события, происходящие в прошлом, воспринимаются и переживаются им как сиюминутные, развивающиеся на его глазах. Такая относительность времени является одной из черт бунинской черт.

Рассказать друзьям