Материал о собирателе сказок лев толстой. Собиратели русских народных сказок презентация к уроку (класс) на тему

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Собиратели русских народных сказок

Алекса́ндр Никола́евич Афана́сьев А. Н. Афанасьев (11 июля 1826 - 23 сентября1871) - выдающийся русский собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов, историк и литературовед. Родился в городе Богучаре Воронежской губернии, где отец его, человек очень умный и высоко ценивший образование, служил уездным стряпчим. Образование получил в Воронежской гимназии и Московском университете, где учился на юридическом факультете, в котором проникся интересом к изучению старины, и прежде всего древнерусского быта. Заинтересовавшись народным бытом, молодой ученый не мог пройти и мимо устного творчества, в том числе сказок.

Афанасьев А.Н. провел огромную работу по сбору и систематизации русских сказок, которые были объединены в сборник «Народные русские сказки» и в течение 1855-1863 гг. изданы в восьми выпусках. Тексты сказок ученый извлек из архива Русского географического общества и вместе с этими текстами опубликовал записи сказок другого выдающегося деятеля русской культуры - В. И. Даля. В своём сборнике Афанасьев систематизировал объёмный материал русских сказочных сюжетов первой половины XIX века, снабдив их обширным научным комментарием. Система, принятая Афанасьевым, является первой попыткой классификации сказок вообще.

В сборник включены более 600 сказок со всех уголков России. До сих пор это самый большой сборник сказок. Всего данная книга выдержала более двадцати пяти изданий. Среди прочих сказок, включенных в сборник, особое место занимают всеми любимые «Колобок», «Репка», «Теремок», «Морозко», «Гуси – лебеди», «По щучьему велению» и т.д., которые стали известны благодаря усилиям А.Н. Афанасьева, и которые по праву можно назвать бесчисленными сказочными богатствами.

В.И. Даль ─ известный лексиограф. Родился 10 ноября 1801г. в Екатеринославской губернии в городе Луганске (отсюда псевдоним Даля: Казак Луганский). Отец был датчанин, многосторонне образованный, лингвист (знал даже древнегреческий язык), богослов и медик; мать немка, дочь Фрейтаг, переводившей на русский язык Геснера и Ифланда. Отец Даля принял русское подданство и вообще был горячим русским патриотом. Даль был многогранной личностью. Он был выдающимся лексикографом, фольклористом и этнографом. Он разбирался в земледелии, в торговле, морском и инженерном деле, гомеопатии, коневодстве, рыболовстве, строительстве кораблей, домов и мостов. Он прекрасно пел и играл на многих музыкальных инструментах, был хорошим хирургом, высокопоставленным чиновником и академиком, одним из учредителей и деятельных членов Русского географического общества. Даль Владимир Иванович

Владимир Иванович Даль – создатель знаменитого Толкового словаря живого великорусского языка и автор замечательных сказок для детей. Он был также ценителем и собирателем русского народного творчества. Именно он собрал и записал известные всем пословицы «Без труда не вынешь рыбку из пруда», «Волка бояться – в лес не ходить». Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый», опубликованные в 1832 году.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) является осно­воположником русской педагогики, в частности дошкольной педаго­гики. В основу своей педагогической системы он положил идею народности воспитания, считая, что дети с самого раннего возрас­та должны усваивать элементы народной культуры, овладевать родным языком, знакомиться с произведениями устного народного творчества. По словам К.Д. Ушинского, сказки - «первые и блестящие попытки русской народной педагогики», и никто не может состязаться с «педаго­гическим гением народа». Поэтому, он считал, что дети большему научатся читая интересные, но в то же время поучительные сказки и рассказы.

Толстой Лев Николаевич - (1828-1910) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Сказки Льва Толстого рассчитаны на то, чтобы облегчить детям запоминание научного материала. Этому принципу подчинены многие произведения «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения». В 1872 г. он написал любимую всеми детьми сказку «Три медведя» для «Новой азбуки». Повествование ее предельно приближено к ре­алистическому рассказу: в ней нет традиционных для народных сказок зачина и концовки. События развертываются с первых фраз: «Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику».

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января (29 декабря) 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии. Удивительный и талантливый писатель, который написал много произведений разного направления, но нам он известен как писатель подаривший прекрасные сказки для детей. Создавая свои сказочные шедевры, Толстой не смог обойти стороной русские народные сказки. Удивительный народный фольклор подсказывал автору как лучше всего донести до слушателя идею и глубокий смысл каждой детской сказки. Толстой от своего имени обработал и переписал некоторые волшебные народные сказки и сказки о животных.

Процесс переделки народных сказок был очень тяжёлым и трудоёмким, требовавший определённого писательского таланта. Алексей Толстой отбирал самые интересные и популярные сказки, которые были изложены в очень красивой народной форме и написанные великолепным народным языком и разбавлял их некоторой классической литературностью. В его обработке нам известны такие сказки, как «Иван Царевич и серый волк», «Волк и козлята», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и много других сказок.

При написании работы использованы материалы следующих интернет ресурсов: http://narodstory.net www.hobbitaniya.ru http://ru.wikipedia.org images.yandex.ru


Толстой Лев Николаевич

Великий знаток народной крестьянской жизни и человеческой души Лев Николаевич Толстой в разные периоды обращался к писанию сказок, прежде всего для "Азбуки" и "Русских книг для чтения", коих у него вышло четыре. Книги предназначались для школ.
Аудио книга Льва Николаевича Толстого "Вторая русская книга для чтения" (1875) содержит следующие...

Русские народные аудио сказки для младшего школьного возраста из серии "Читаем сами" в пересказе Л. Толстого "Как мужик гусей делил", А. Афанасьева "Добрый поп", "Мудрая дева", "Горшеня", А. Смирнова "Петухан Куриханыч", Д. Садовникова "Про нужду" - шесть сказок о народном уме.
Сказки, которые мы так любим дошли до нас с незапамятных времён....

В аудио сборник "Как ходят деревья" вошли аудио рассказы великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, для детей младшего школьного возраста, которым более 100 лет, которые читали наши прабабушки и прадедушки и по ним узнавали о мире, о природе, о жизни животных и растений: "Какая бывает роса на траве", "О муравьях", "Как волки учат...

Аудио книжка для детей великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "Лев и собачка" из серии "Мои первые книжки", для дошкольного возраста.
В аудио книгу входят рассказы для маленьких детей: "Котёнок", "Птичка", "Лев и собачка", "Булька", которые озвучила Надежда Прокма.

"Новая азбука" и особенно "Русские книги для чтения" были одобрены и рекомендованы для школ. Особо отмечался прекрасный язык рассказов для детей, написанных Толстым: "...он так сжат и прост и изящен, как будто бы для автора не существовало никаких стеснений"(цит. по кн. Н. Н. Гусева о Л. Н. Толстом). "Русские книги для чтения" в 1876 году вышли...

Аудио книга для детей младшего школьного возраста великого русского писателя Льва Николаевича Толстого "Рассказ аэронавта" из учебных книг Толстого. В 1859 году Лев Толстой в своём имении в Ясной Поляне открыл школу для крестьянских детей. Толстой считал необходимым уже в начальной школе давать детям широкие знания. В его школе дети изучали 12...

"Новая азбука" вышла в 1875 году, была одобрена и рекомендована для школ Ученым комитетом Министерства народного просвещения. Среди деятелей народного образования "Новая азбука" вызвала полное одобрение.
В 1872 году "Азбука" вышла в четырех книгах, не имела успеха и не оправдала надежд автора. В ноябре 1872 года Лев Толстой взялся за...

В аудио книге коротких детских рассказов собраны наиболее интересные рассказы для мальчиков и девочек великих классиков русской литературы: Л. Н. Толстого "Кавказский пленник", И. С. Тургенева "Перепёлка", К. М. Станюковича "Максимка", В. М. Гаршина "Сигнал", В. Г. Короленко "Мороз", А. П. Чехова "Мальчики", Л. Н. Андреева "Петька на даче", А....

Информационная справка:

Чудесные милые сказки Льва Толстого производят на детей неизгладимое впечатление. Маленькие читатели и слушатели делают необычные для себя открытия о живой природе, которые даются им в сказочной форме. При этом их интересно читать и просто понимать. Для лучшего восприятия некоторые написанные ранее авторские сказки позднее были выпущены в обработке.

Кто такой Лев Толстой?

Это был известный писатель своего времени и остаётся таким поныне. Имел прекрасное образование, знал иностранные языки, увлекался классической музыкой. Много путешествовал по Европе, служил на Кавказе.

Его авторские книги всегда выходили большими тиражами. Большие романы и повести, рассказы и басни – список изданного поражает богатством литературного дарования автора. Он писал о любви, войне, героизме и патриотизме. Лично участвовал в военных сражениях. Видел много горя и полного самоотречения солдат и офицеров. Часто с горечью говорил не только о материальной, но и о духовной нищете крестьянства. И совсем неожиданными на фоне его эпических и социальных произведений стали прекрасные творения для детского возраста.

Почему стал писать для детей?

Граф Толстой много занимался благотворительностью. В своём имении бесплатно открыл школу для крестьян. Желание писать для детей возникло когда на учёбу пришли первые несколько бедных ребятишек. Чтобы открыть им окружающий мир, простым языком научить тому, что сейчас называется природоведение, Толстой и начал писать сказки.

За что любят писателя в наши дни?

Это получилось настолько хорошо, что и сейчас, дети уже совсем другого поколения, с удовольствием воспринимают произведения графа XIX века, учатся любви и доброте к окружающему миру и животным. Как и во всей литературе, в сказках Лев Толстой оказался также талантлив, и любим своими читателями.

Биография Льва Николаевича Толстого

1828, 28 августа (9 сентября) — Рождение Льва Николаевича Толстого в имении Ясная Поляна Крапивенского уезда Тульской губернии.

1830 — смерть матери Толстого Марии Николаевны (урожденной Волконской).

1837 — Переезд семьи Толстых из Ясной Поляны в Москву. Смерть отца Толстого Николая Ильича.

1840 — Первое литературное произведение Толстого — поздравительные стихи Т.А. Ергольской: «Милой тетеньке».

1841 — Смерть в Оптиной пустыни опекунши детей Толстых А.И. Остен-Сакен. Толстые переезжают из Москвы в Казань, к новой опекунше — П.И. Юшковой.

1844 — Толстой принят в Казанский университет на восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности, выдержав экзамены по математике, русской словесности, французскому, немецкому, английскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

1845 — Толстой переходит на юридический факультет.

1847 — Толстой оставляет университет и уезжает из Казани в Ясную Поляну.

1848, октябрь — 1849, январь — живет в Москве, «очень безалаберно, без службы, без занятий, без цели».

1849 — Экзамены на степень кандидата в Петербургском университете. (Прекращены после удачной сдачи по двум предметам). Толстой начинает вести дневник.

1850 — Замысел «Повести из цыганского быта».

1851 — Написан рассказ «История вчерашнего дня». Начата повесть «Детство» (окончена в июле 1852 года). Отъезд на Кавказ.

1852 — Экзамен на звание юнкера, приказ о зачислении на военную службу фейерверкером 4-ого класса. Написан рассказ «Набег«. В №9 «Современника» напечатано «Детство» — первое опубликованное произведение Толстого . Начат «Роман русского помещика» (работа продолжалась до 1856 года, оставшись незавершенной. Фрагмент романа, отеленный для печати, опубликован в 1856 году под названием «Утро помещика»).

1853 — Участие в походе против чеченцев. Начало работы над «Казаками» (завершена в 1862 году). Написан рассказ «Записки маркера».

1854 — Толстой произведен в прапорщики. Отъезд с Кавказа. Рапорт о переводе в Крымскую армию. Проект журнала «Солдатский вестник» («Военный листок»). Для солдатского журнала написаны рассказы «Дяденька Жданов и кавалер Чернов» и «Как умирают русские солдаты». Приезд в Севастополь.

1855 — Начата работа над «Юностью» (окончена в сентябре 1856 года). Написаны рассказы «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 г.». Приезд в Петербург. Знакомство с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым, Фетом, Тютчевым, Чернышевским, Салтыковым-Щедриным, Островским и другими литераторами.

1856 — Написаны рассказы «Метель», «Разжалованный», повесть «Два гусара». Толстой произведен в поручики. Отставка. В Ясной Поляне попытка освободить крестьян от крепостной зависимости. Начата повесть «Отъезжее поле» (работа продолжалась до 1865 года, оставшись незаконченной). В журнале «Современник» напечатана статья Чернышевского о «Детстве» и «Отрочестве» и «Военных рассказах» Толстого.

1857 — Начат рассказ «Альберт» (закончен в марте 1858 года). Первое заграничное путешествие во Франции, Швейцарии, Германии. Рассказ «Люцерн».

1858 — Написан рассказ «Три смерти».

1859 — Работа над повестью «Семейное счастье».

1859 — 1862 — Занятия в яснополянской школе с крестьянскими детьми («прелестное, поэтическое ело»). Свои педагогические идеи Толстой излагал в статьях созданного им в 1862 г. журнала «Ясная Поляна».

1860 — Работа над рассказами из крестьянского быта — «Идиллия», «Тихон и Маланья» (остались неоконченными).

1860 — 1861 — Второе заграничное путешествие — по Германии, Швейцарии, Франции, Англии, Бельгии. Знакомство с Герценом в Лондоне. Слушание лекций по истории искусства в Сорбонне. Присутствие при смертной казни в Париже. Начало романа «Декабристы» (остался незавершенным) и повести «Поликушка» (закончена в декабре 1862 года). Ссора с Тургеневым.

1860 — 1863 — Работа над повестью «Холстомер» (завершена в 1885).

1861 — 1862 — Деятельность Толстого мировым посредником 4-ого участка Крапивенского уезда. Издание педагогического журнала «Ясная Поляна».

1862 — Жандармский обыск в ЯП. Женитьба на Софье Андреевне Берс, дочери врача придворного ведомства.

1863 — Начат работа над «Войной и миром» (закончена в 1869 году).

1864 — 1865 — Выходит из печати первое Собрание сочинений Л.Н. Толстого в двух томах (из. Ф. Стелловского, Спб.).

1865 — 1866 — В «Русском вестнике» напечатаны две первые части будущей «Войны и мира» под названием «1805».

1866 — Знакомство с художником М.С. Башиловым, которому Толстой поручает иллюстрирование «Войны и мира».

1867 — Поездка в Бородино в связи с работой над «Войной и миром».

1867 — 1869 — Выход из печати двух отдельных изданий «Войны и мира».

1868 — В журнале «Русский архив» напечатана статья Толстого «Несколько слов по поводу книги «Война и мир».

1870 — Замысел «Анны Карениной».

1870 — 1872 — Работа над романом о времени Петра I (остался незавершенным).

1871 — 1872 — Издание «Азбуки».

1873 — Начат роман «Анна Каренина» (завершен в 1877 году). Письмо в «Московские ведомости» о самарском голоде. И.Н. Крамской пишет в Ясной Поляне портрет Толстого .

1874 — Педагогическая деятельность, статья «О народном образовании», составление «Новой азбуки» и «Русских книг для чтения» (вышли в 1875 году).

1875 — Начало печатания «Анны Карениной» в журнале «Русский вестник». Во французском журнале Le temps» напечатан перевод повести «Два гусара» с предисловием Тургенева. Тургенев писал, что по выходе «Войны и мира» Толстой «решительно занимает первое место в расположении публики».

1876 — Знакомство с П.И. Чайковским.

1877 — Отдельное издание последней, 8-ой части «Анны Карениной» — ввиду разногласий, возникших с издателем «Русского вестника» М.Н. Катковым о вопросу о сербской войне.

1878 — Отдельное издание романа «Анна Каренина».

1878 — 1879 -Работа над историческим романом о времени Николая I и декабристах

1878 — Знакомство с декабристами П.Н. Свистуновым, М.И. Муравьевым Апостолом, А.П. Беляевым. Написаны «Первые воспоминания».

1879 — Толстой собирает исторические материалы и пытается писать роман из эпохи конца XVII — начала XIX века. Посетивший Толстого Н.И. Страхов нашел его в «новом фазисе» — антигосударственном и антицерковном. В Ясной Поляне гость сказитель В.П. Щеголенок. Толстой записывает с его слов народные легенды.

1879 — 1880 — Работа над «Исповедью» и «Исследованием догматического богословия». Знакомство с В.М. Гаршиным и И.Е. Репиным.

1881 — Написан рассказ «Чем люди живы». Письмо к Александру III с увещанием не казнить революционеров, убивших Александра II. Переезд семьи Толстых в Москву.

1882 — Участие в трехдневной московской переписи. Начата статья «Так что же нам делать?» (закончена в 1886). Покупка дома в Долго-Хамовническом переулке в Москве (ныне Дом-музей Л.Н. Толстого ). Начата повесть «Смерть Ивана Ильича» (завершена в 1886 году).

1883 — Знакомство с В.Г. Чертковым.

1883 — 1884 — Толстой пишет трактат «В чем моя вера?».

1884 — Портрет Толстого работы Н.Н. Ге. Начаты «Записки сумасшедшего» (остались незаконченными). Первая попытка уйти из Ясной Поляны. Основано издательство книг для народного чтения — «Посредник».

1885 — 1886 — Для «Посредника» написаны народные рассказы: «Два брата и золото», «Ильяс», «Где любовь, там и бог«, Упустишь огонь — не потушишь», «Свечка», «Два старика», «Сказка об Иване-дураке», «Много ли человеку земли нужно» и др.

1886 — Знакомство с В.Г. Королнко. Начата драма для народного театра — «Власть тьмы» (запрещена к постановке). Начата комедия «Плоды просвещения» (закончена в 1890 году).

1887 — Знакомство с Н.С. Лесковым. Начата «Крейцерова соната» (закончена в 1889).

1888 — Начата повесть «Фальшивый купон» (работа прекращена в 1904 году).

1889 — Работа над повестью «Дьявол» (второй вариант окончания повести относится к 1890 году). Начата «Коневская повесть» (по рассказу судебного деятеля А.Ф. Кони) — будущее «Воскресение» (закончено в 1899 году).

1890 — Цензурное запрещение «Крейцеровой сонаты» (в 1891 году Александр III разрешил печатание только в Собрании сочинений). В письме к В.Г. Черткову первый вариант повести «Отец Сергий» (закончена в 1898 году).

1891 — Письмо в редакцию «Русских ведомостей» и «Нового времени» с отказом от авторских прав на сочинения, написанные после 1881 года.

1891 — 1893 — Организация помощи голодающим крестьянам Рязанской губернии. Статьи о голоде.

1892 — Постановка в Малом театре «Плодов просвещения».

1893 — Написано предисловие к сочинениям Ги де Мопассана. Знакомство с К.С. Станиславским.

1894 — 1895 — Написан рассказ «Хозяин и работник».

1895 — Знакомство с А.П. Чеховым. Представление «Власти тьмы» в Малом театре. Написана статья «Стыдно» — протест против телесных наказаний крестьян.

1896 — Начата повесть «Хаджи-Мурат» (работа продолжалась до 1904 года; при жизни Толстого повесть не публиковалась).

1897 — 1898 — Организация помощи голодающим крестьянам Тульской губернии. Статья «Голод или не голод?». Решение напечатать «Отца Сергия» и «Воскресение» в пользу духоборов, переселяющихся в Канаду. В Ясной Поляне Л.О. Пастернак, иллюстрирующий «Воскресение».

1898 — 1899 — Осмотр тюрем, беседы с тюремными надзирателями в связи с работой над «Воскресением».

1899 — В журнале «Нива» печатается роман «Воскресение».

1899 — 1900 — Написана статья «Рабство нашего времени».

1900 — знакомство с А.М. Горьким. Работа над драмой «Живой труп» (после просмотра спектакля «Дядя Ваня» в Художественном театре).

1901 — «Определение святейшего Синод от 20 — 22 февраля 1901 года … о графе Льве Толстом » публикуется в газетах «Церковные ведомости», «Русский вестник» и др. В определении говорилось об «отпадении» писателя от православия. В «Ответе Синоду» Толстой утверждал: «Я начал с того, что полюбил свою православную веру более своего спокойствия, потом полюбил христианство более своей церкви, теперь же люблю истину более всего на свете. И до сих пор истина совпадает для меня с христианством, как я его понимаю». В связи с болезнью отъезд в Крым, в Гаспру.

1901 — 1902 — Письмо Николаю II с призывом ликвидировать частную собственность на землю и уничтожить «тот гнет, который мешает народу высказать свои желания и нужды».

1902 — возвращение в Ясную Поляну.

1903 — Начаты «Воспоминания» (работа продолжалась до 1906 года). Написан рассказ «После бала».

1903 — 1904 — Работа над статьей «О Шекспире и о даме».

1904 — Статья о русско-японской войне «Одумайтесь!».

1905 — Написаны послесловие к рассказу Чехова «Душечка», статьи «Об общественном движении в России» и Зеленая палочка», рассказы «Корней Васильев», «Алеша Горшок», «Ягоды», повесть «Посмертные записки старца Федора Кузмича». Чтение записок декабристов и сочинений Герцена. Запись о манифесте 17 октября: «В нем ничего нет для народа».

1906 — Написаны рассказ «За что?», статья «Значение русской революции», закончен начатый в 1903 году рассказ «Божеское и человеческое».

1907 — Письмо П.А. Столыпину о положении русского народа и о необходимости уничтожить частную собственность на землю. В Ясной Поляне М.В. Нетеров пишет портрет Толстого .

1908 — Статья Толстого против смертных казней — «Не могу молчать!». В №35 газеты «Пролетарий» напечатана статья В.И. Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции».

1908 — 1910 — Работа над повестью «Нет в мире виноватых».

1909 — Толстой пишет рассказ «Кто убийцы? Павел Кудряш», резко критическую статью о кадетском сборнике «Вехи», очерки «Разговор с прохожим» и «Песни на деревне».

1900 — 1910 — Работа над очерками «Три дня в деревне».

1910 — Написан рассказ «Ходынка».

В письме к В.Г. Короленко восторженный отзыв о его статье против смертных казней — «Бытовок явление».

Толстой готовит доклад для конгресса мира в Стокгольме.

Работа над последней статьей — «Действительное средство» (против смертных казней).

Авторские сказки Толстого как нельзя лучше подходят для семейного чтения. В перечень включены произведения, которые интересны дошкольникам, требовательным подросткам и совсем взрослым читателям. Сказки светлы, добры, поистине гениальны, как и все творчество этого выдающегося литературного деятеля.

Лев Толстой: сказки и другие произведения для детей

Перу писателя принадлежит огромное количество произведений. Из того разнообразия жанров, в которых работал великий мастер слова, в особую группу можно выделить авторские сказки Толстого.

Их появление нельзя назвать случайным. Писателя очень серьезно интересовало народное творчество. Он общался со сказателями, крестьянами, другими простыми людьми, являвшимися знатоками С их слов он записывал пословицы, поговорки, народные приметы и другие произведения фольклора. Так появились в рукописях, а позднее были изданы сказки Толстого в обработке. Список таких произведений достаточно большой - "Три медведя", "Волк и коза", "Водяной и жемчужина", "Белка и волк", "Баба и курица" и еще несколько десятков коротких поучительных историй входят в наследие писателя. Язык сказок Толстого отличают выразительность, предельная ясность изложения, что очень важно для сознания маленького читателя. Нравоучения, которые обязательно присутствуют в сказках, очень коротки и точны. Это помогает ребенку в полной мере понять и запомнить идею произведения.

Педагогическая деятельность писателя

В богатой событиями биографии Льва Николаевича Толстого выделяется период, когда он активно трудился на поприще обучения и воспитания детей. Это относится к 1871 году, когда создаются школы для крестьянских детей, начинается работа над созданием книг для обучения школьников чтению. Издается его "Азбука" в 1872 году. Вместе с другими произведениями в содержание книг входят и авторские сказки Толстого.

В 1874 году печатается статья "О народном образовании", а через год издается "Новая азбука" и четыре тома "Русских книг для чтения". В оглавлениях этих сборников снова присутствует список сказок Толстого. Авторские и обработанные народные сказки, рассказы, были, притчи знакомят читателей с жизнью крестьян и простых людей. Список произведений, вошедших в сборники, очень большой. Наиболее известными являются следующие: "Лебеди", "Котенок", "Зайцы", "Царь и рубашка", "Праведный судья", "Девочка и разбойники", "Награда", "Лев и собачка", и другие. Вместе с книгами Константина Дмитриевича Ушинского сборники Льва Николаевича Толстого продолжительное время являлись единственными книгами, по которым обучали детей чтению. Их популярность была так высока, что они выдержали свыше тридцати изданий. Учебники разошлись миллионными тиражами по всем губерниям России.

Издательство "Посредник"

В 1884 году Лев Толстой, одержимый идеей просвещения простого народа, задумал открытие специального издательства, где бы печатались произведения для народного чтения. Новаторская задумка была воплощена в жизнь. Издательство начало работать и получило название "Посредник".

Специально для этого проекта были написаны авторские сказки Толстого Льва Николаевича - "Два брата и золото", "Много ли человеку земли нужно", "Ильяс", "Сказка об Иване-дураке", "Где любовь, там и бог", "Упустишь огонь - не потушишь", "Два старика", "Свечка" и многие другие. Как можно заметить, перечень не ограничивается сказками, сюда входят басни, были, рассказы, притчи.

Отношение писателя к детской литературе

Авторские сказки Толстого Льва Николаевича по сей день являются образцом художественной литературы не только в России, но и во всем мире. Прежде всего, это стало возможным благодаря уникальному таланту писателя.

Но не стоит упускать из виду то обстоятельство, как Толстой относился к сочинительству произведений он писал, обдумывая каждое слово. Нередко ему приходилось переписывать их по несколько раз. Ведь любое его повествование, кроме описания каких-то событий или фактов из жизни, содержало еще и мораль, носило воспитательный характер. Результатом кропотливого труда писателя стало появление целой библиотеки произведений для детей, посредством чтения которых воспитываются трудолюбие, доброта, смелость, честность и другие положительные маленького человека.

Лев Толстой - знаток человеческой души

Анализируя содержание и список сказок Толстого (авторские и пересказанные им народные произведения), нетрудно сделать вывод, что писатель создавал их с учетом знаний особенностей Ненавязчиво, корректно он моделирует поведение маленького гражданина, а взрослому дает грамотный совет по воспитанию ребенка. Немудреные простые истории, описанные в его произведениях, всегда заканчиваются так, чтобы человек захотел высказать собственное отношение к героям, их поступкам. Автору нетрудно самому сделать вывод, но он намеренно к этой работе привлекает читателя, который в какой-то мере становится соавтором великого мастера русского слова.

Рассказать друзьям