Образы помещиков: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Урок по русской литературе на тему "образы собакевича и плюшкина" Отношение к крестьянам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Меню статьи:

Когда мы говорим об аристократах, то в нашем воображении зачастую возникает подтянутый, стройный, красивый молодой человек. Когда же речь заходит о помещиках, мы всегда теряемся, ибо в литературе мы зачастую видим два типа таких героев. Первые стараются подражать аристократам и используются в основном в комических ситуациях, так как подражание больше похоже на карикатурное изображение аристократической жизни. Вторые, на вид мужиковатые, грубые и мало чем отличаются от крестьян.
В повести Н.В.Гоголя «Мертвые души» у читателя есть уникальная возможность проанализировать разные типы помещиков. Одним из самых колоритных из них является Собакевич.

Внешний вид Собакевича

Михайло Семенович Собакевич – это один из помещиков, к которому Чичиков обращается с просьбой продать мертвые души. Возраст Собакевича варьируется в пределах 40-50 лет.

«Медведь! совершенный медведь! Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» – вот первое впечатление от этого человека.

Его лицо круглое и довольно непривлекательное на вид, похожее на тыкву. «Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке».

Черты лица его были неприятные, как будто вытесаны топором – грубые. Лицо его никогда не выражало никаких эмоций – казалось, что у него нет души.

Походка у него тоже была медвежья – он то и дело наступал кому-нибудь на ноги. Что правда, порой все же его движения не были лишены ловкости.

Михайло Семеныч обладает уникальным здоровьем – за всю жизнь он ни разу еще не болел, даже чирей никогда не выскакивал. Сам Собакевич думает, что это не к добру – когда то ему придется поплатиться за это.

Семья Собакевича

У Собакевича семья небольшая и ограничивается его женой Феодулией Ивановной. Она такая же простая и женщина, как и ее муж. Ей чужды аристократические повадки. О взаимоотношениях между супругами автор напрямую ничего не говорит, но тот факт, что они обращаются друг к другу «душенька», указывает на семейную идиллию в их личной жизни.

В повести также есть упоминания о покойном отце Собакевича. По воспоминаниям других героев, он был еще крупнее и сильнее сына и мог в одиночку ходить на медведя.

Образ и характеристика Собакевича

Михайло Семенович на вид человек неприятный. В общении с ним это впечатление частично подтверждается. Это грубый человек, ему чуждо чувство такта.

Образ Собакевича лишен романтизма и нежности. Он очень прямолинейный – типичный предприниматель. Его редко чем можно удивить. Он спокойно обсуждает с Чичиковым возможность покупки мертвых душ так, как будто бы это было приобретение хлеба.

«Вам понадобились души, я и продаю вам» – спокойно говорит он.

С образом Собакевича прочно прикреплены образы денег и хозяйственности – он стремиться к материальной выгоде. Напротив же, ему совсем чужды понятия культурного развития. Он не стремиться получить образование. Считает, что прекрасно разбирается в людях и может с ходу рассказать все о человеке.

Собакевич не любит церемониться с людьми и крайне неодобрительно отзывается обо всех его знакомых. Он с легкостью находит изъяны в каждом. Всех помещиков уезда он называет «жуликами». Говорит, что среди всех знатных людей уезда достойный только один – прокурор, но при этом добавляет, что если хорошо разобраться, то и тот «свинья».

Предлагаем познакомиться с в поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души”

Мерилом хорошей жизни для Собакевича является качество обедов. Он любит хорошо поесть. Предпочтительна для него русская кухня, он не воспринимает кулинарные новшества, считает их глупостями и ерундой. Михайло Семенович уверен, что только у него еда хорошего качества – повара всех остальных помещиков, да что их, и самого губернатора готовят еду из продуктов плохого качества. А некоторые их них готовят из такого, что его повар выбрасывает на помойку.

Отношение Собакевича к крестьянам

Собакевич любит принимать участие во всех работах, наравне с крестьянами. Он их заботиться о них. Так как считает, что работники, к которым хорошо относятся, работают лучше и прилежней.

При продаже своих «мертвых душ» Собакевич вовсю расхваливает своих крепостных. Рассказывает об их талантах, искренне жалеет, что он лишился таких хороших работников.



Собакевич не хочет остаться в дураках, поэтому просит у Чичикова задаток за своих крестьян. Сколько именно было продано «душ» сказать сложно. Наверняка известно, что их было больше двадцати (Собакевич просит задаток в 50 рублей, оговорив цену за каждого в 2.5 рубля).

Поместье и дом Собакевича

Собакевич не любит изысканности и украшений. В постройках он ценит надежность и прочность. Колодец в его дворе был сложен из толстых бревен, из «которых обычно строят мельницы». Постройки всех крестьян похожи на барских дом: аккуратно сложены и без единого украшения.

Убранство внутри дома мало чем отличается от внешнего вида. В доме Собакевича только самые нужные вещи да и те, по внешнему виду, напоминают медведя – они такие же неуклюжие.



У Михаила Семеновича живет дрозд, но Чичикову он тоже по своему внешнему виду напоминает Собакевича. Из всевозможных вариантов украшения интерьера в доме Собакевича есть только картины – в основном это греческие полководцы – тоже похожие по комплекции на хозяина дома.

Из этого следует, что образ Михаила Семеновича Собакевича лишен какой-либо привлекательности – он грубый и неприятный человек. Однако не лишен положительных качеств – он усердно заботится о своих крестьянах, старается быть хорошим хозяином.

Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель. Его талант сатирика и обличителя крепостного права достиг вершины в поэме “Мертвые души”. Писателю удалось создать незабываемую галерею образов крепостников: безответственных и лживых, жадных и беспринципных, неспособных организовать даже свою жизнь, но наделенных властью над крестьянами.
Белинский назвал поэму “истинно национальным произведением”. Гоголь сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, делая из них бессловесных рабов, но и помещиков,

Превращая их в тунеядцев, живущих за чужой счет. Рассмотрим двух героев поэмы – Манилова и Собакевича, полярно противоположных образа, но объединенных одной общей чертой – они помещики-крепостники.
Манилов – бесплодный мечтатель, рисующий воздушные замки и бесполезные прожекты. “Глядя с крыльца на двор и пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян.” Будто бы видимая забота о собственных крестьянах. Но на самом деле он совершенно не интересуется состоянием дел, никогда не ездит на поля и не вникает в доклады приказчика, просьбы крестьян. Это бесплодный мечтатель, живущий в довольстве и тепле, потому что пользуется природным правом: присваивать труд крепостных. Внешне он даже приятный человек, но, разобравшись в его сущности, понимаешь, что он едва ли не отвратительнее других.
Собакевич – прямая противоположность Манилову, он крепкий хозяин, прекрасно знающий свое имение, ценящий крестьян за их мастеровитость и трудолюбие. Именно Собакевич рассказывает Чичикову о прекрасных мастерах-крестьянах, умеющих печь сложить и экипаж рессорный соорудить не хуже иностранного. Но хвалит своих крестьян Собакевич не из человеколюбия, а набивая на них цену. Помещика совершенно не смущает тот факт, что торгует он мертвыми. Зная цену крестьянам, Собакевич печется о них не ради человеколюбия, он понял свою выгоду: если не разорять крестьян, они приносят большую пользу помещику, и свято соблюдает это правило.
Манилов же только создает видимость культурного человека. Своих сыновей он назвал Фемистоклюсом, в честь греческого полководца, и Алкидом, в честь Геракла. Но это скорее рисовка, чем истинная культура. В его кабинете уже три года лежит книга, раскрытая на одной и той же странице. На предложение Чичикова продать ему мертвые души Манилов любезно соглашается. Более того, он дарит их, переписывая их собственноручно на красивой бумаге, перевязывая все шелковой лентой. Что это? Глупость? Желание отгородиться от жизни, ее проблем? Скорее всего, и то и другое. Манилов – пустозвон, порхающий по жизни, старающийся не замечать ее трудностей.
Собакевич же, напротив, прекрасно чувствует наступление “нового времени”, когда будут властвовать деньги, большие капиталы, и готовится к этому заранее, чтобы не быть застигнутым врасплох.
При кажущейся разности характеров оба помещика отвратительны автору своей иждивенческой психологией.
Образы, созданные Гоголем, перешагнули то время, для которого писались. Огромная сила сатирического обличения уродства собственнического мира, заключенная в творениях писателя, не потеряла своей актуальности и в наши дни.

  1. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” открывается обширной экспозицией, в которой представлена картина места действия – город NN. Он по-разному выглядит в глазах Чичикова и автора. Итак, Чичикову город вполне...
  2. Кто из героев повести Гоголя “Тарас Бульба” понравился мне больше? Повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о героических подвигах запорожских козаков, защищающих русскую землю от врагов. Эта повесть мне очень понравилась....
  3. Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев “мертвых душ” открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность...
  4. Истоки творчества Николая Гоголя – в украинской культуре. Украинец по происхождению, он с детства хорошо знал украинские сказки, песни, былины. Именно они насыщали его воображение, которое создало прекрасные “Вечера на...
  5. Детализация – это особый художественный прием, который необходим для создания максимально полного образа. Через деталь можно показать какую-либо комическую ситуацию, обозначить что-то типическое в героях или, напротив, подчеркнуть индивидуальные черты....
  6. Манилов- персонаж поэмы Н. В.Гоголя “Мертвые души”. Имя Манилов (от глагола “манить”, “заманивать”) иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. (Историческим прототипом, по мнению Лихачева Д., мог...
  7. В период Отечественной войны 1812 года в Полтавской и Черниговской губерниях было сформировано пятнадцать казачьих полков. По ревизии 1819 года, там насчитывалось “казаков мужеска пола 450 365 душ”. Украинские казаки...
  8. В содержание комедии автор предваряет “Замечаниями для господ актеров”, чего все не встречали в других драматических произведениях. Гоголь назвал эти “Замечания” “Характеры и костюмы”, но говорит он здесь не только...
  9. Н. В. Гоголь задумывал первую часть поэмы “Мертвые души” как произведение, раскрывающее социальные пороки общества. В связи с этим он искал для сюжета не простой жизненный факт, а такой, который...
  10. Сюжет комедии Ревизор, так же как и сюжет бессмертной поэмы Мертвые души, был подарен Гоголю А. С.Пушкиным. Гоголь давно мечтал написать комедию о России, высмеять недостатки бюрократической системы, которые так...
  11. Читая повести Гоголя мы еще не раз вспоминаем, как останавливался перед витриной незадачливый чиновник в картузе неопределенной формы и в синий ваточной шинели, со старым воротником, чтобы поглядеть сквозь цельные...
  12. Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии “Ревизор” – это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну меру...
  13. По замыслу Н. В. Гоголя, темой поэмы должна была стать вся современная ему Россия. Конфликтом первого тома “Мертвых душ” писатель взял два типа противоречий, присущих русскому обществу первой половины XIX...
  14. Критическая оценка “Ревизора” ведет свое начало от первого же представления комедии, на котором присутствовала петербургская знать во главе с самим царем. Зрители ожидали увидеть на сцене новый водевиль, надеялись весело...
  15. В знаменитом обращении к “птице-тройке” Гоголь не забыл и мастера, которому тройка обязана своим существованием: “Не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро, живьем, с одним топором...
  16. Николай Васильевич Гоголь много занимался изучением истории. Особенно большое внимание писателя привлекала Запорожская Сечь – первое в Европе демократическое “государство”. Изображению сложного и противоречивого периода украинской истории и посвящена повесть...
  17. Каждый художник стремится создать такую жемчужину, которая бы нашла достойное место в его творчестве. Венцом творчества Николая Васильевича Гоголя считается поэма “Мертвые души”. Темой произведения стало изображение действительности крепостнической России,...
  18. Создавая свои повести, Гоголь искусно и широко использовал народное творчество, почерпнув оттуда не только сюжеты, но и многие образы (смешного черта, злой бабы, мужика-простака, цыгана-пройдохи), характер и приемы народного юмора,...
  19. Обращение Гоголя к театру было вполне закономерным. Его интерес к театральному искусству проявился еще в Нежине. Одно время он даже предполагал стать профессиональным актером. По глубокому убеждению Гоголя, театр –...
  20. Н. В. Гоголь – непревзойденный мастер слова, при помощи сатиры раскрывающий в своих произведениях пороки и недостатки человеческого общества. Его комедия “Ревизор”, появившаяся в 1836 году, привлекла внимание всех слоев...

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы.
Н. В. Гоголь.
Богатство не уменьшает жадности.
Саллюстий.
“Мертвые души” – это одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы, вершина художественного мастерства Николая Васильевича Гоголя. Одной из основных тем в творчестве писателя является тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве, как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В их образах отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией. Смех писателя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл. Поэма построена, как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего “мертвые души”. Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создает пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развертывается все более страшная картина разложения крепостнического общества.
Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Для создания его образа Гоголь использует различные художественные средства, в том числе пейзаж поместья героя, интерьер его жилища. Вещи, окружающие его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение. Гоголь пишет: “У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было”. Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая “немногих могла заманить своим местоположением”. С иронией описывает автор господский двор, с “аглицким садом с заросшим прудом”, жиденькими кустиками и бледной надписью “Храм уединенного размышления”. Главная черта Манилова – неопределенность. Говоря о нем, автор восклицает: “Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова”. Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но все это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реальность подменяется у него пустой фантазией. Он любит поразмышлять и помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает. Манилов живет в мире, полном иллюзий, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие. Он является сентиментальным фантазером, не способным к практическому действию. Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же четырнадцатой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными прожектами, вроде постройки подземного хода, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства – у Манилова “приятная улыбка”, вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности – пустые мечты. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться. Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим офицером. Иронично автор высказывается об обстановке дома героя, в котором “вечно что-нибудь недоставало”, о его слащавых отношениях с женой. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещенным, но это лишь одна видимость.
Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее “хорошенькая деревенька”, двор полон всякой птицы. Но Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа, все “новое и небывалое” пугает ее. Ее поведением руководит страсть к наживе, корысть. Этим она напоминает Собакевича. Гоголь относит Коробочку к числу тех “небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода”. Манилов с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фразами, за рассуждениями о благе Родины, а у Настасьи Петровны духовная скудность предстает в своем естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всем ее облике заметна весьма незатейливая простота. Это подчеркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на ее затрепанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель ее жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит на всем поместье следы умелого хозяйствования, которые обнаруживает внутреннее ничтожество Настасьи Петровны. У нее, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Подтверждением является ситуация с “мертвыми душами”. Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продает другие предметы своего хозяйства. Для нее нет разницы между одушевленным и неодушевленным существом. В предложении Чичикова ее пугает только одно: возможность что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за “мертвые души”. Коробочка не собирается уступать их Чичикову за малую цену. Только после долгих уговоров Настасья Петровна понимает выгоду сделки и соглашается продать такой необычный товар, как “мертвые души”.
Собакевич сильно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, “чертов кулак”. Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твердо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При характеристике его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нем и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. “Он был похож на средней величины медведя”, – пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Собакевич отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: “Просвещение – вредная выдумка”. В отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку и время, в которое живет, знает людей. От остальных помещиков он отличается тем, что сразу понял сущность Чичикова. Собакевич – это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Все окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Собакевич прямолинеен, достаточно груб. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди – разбойники и негодяи. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: “И я тоже Собакевич”.
Гоголь в своей поэме “Мертвые души” создал целую галерею характеров и типов, все они многообразны, но их объединяет одно – ни у кого из них нет души. Сравнив трех помещиков, я сделал вывод, что будущее есть только у Собакевича. Манилов и Коробочка живут за счет доставшегося по наследству имения. Сами они никак не способствуют развитию хозяйства. Манилов передал свое имение управляющему, а у Коробочки мы видим отсталый барщинный тип хозяйствования. Собакевич – владелец крупного имения, который занимается хозяйством. Я думаю, что после отмены крепостного права этот помещик перешел бы к наемному труду, и его имение продолжило приносить доход. Этого нельзя сказать о Коробочке и Манилове, которые, скорее всего, заложили бы свои поместья в ломбард, а через некоторое время разорились. Поэма “Мертвые души” является гениальным обличением крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства. Николая Васильевича Гоголя всерьез тревожит, что большинство помещиков того времени вело праздную жизнь, не заботилось о своем хозяйстве. От этого страдали крестьяне, да и все государство в целом. Изобразив в сатирической форме быт помещиков, показав их недостатки, Гоголь хочет помочь людям избавиться от их пороков.

Сочинение по литературе на тему: Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки

Другие сочинения:

  1. Николай Васильевич Гоголь – замечательный русский писатель. Его талант сатирика и обличителя крепостного права достиг вершины в поэме “Мертвые души”. Писателю удалось создать незабываемую галерею образов крепостников: безответственных и лживых, жадных и беспринципных, неспособных организовать даже свою жизнь, но наделенных Read More ......
  2. Многие писатели первой половины XIX века особое место в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят Read More ......
  3. Многие писатели первой половины 19-го века огромную роль в своем творчестве отводили теме России. Как никто иной, они видели всю тяжесть положения крепостных крестьян и безжалостную тиранию чиновников и помещиков. Нравственные ценности отходят на второй план, а на первый выходят Read More ......
  4. Одним из высших достижений индивидуализации гоголевских героев является речевая характеристика. Каждый герой говорит своим, присущим лишь ему языком, являющимся блестящим! показателем его характера, уровня культуры, интересов и пр. Речь прекраснодушного Манилова, “исключительно любезного и учтивого человека”, отличается теми же качествами. Read More ......
  5. Николай Васильевич Гоголь отмечал, что основной темой “Мертвых душ” стала современная ему Россия. Автор считал, что “нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости”. Именно поэтому в поэме представлена сатира Read More ......
  6. Поэма Николая Васильевича Гоголя “Мертвые души” прежде всего примечательно тем, что в нем раскрыто множество характеров, типичных для России XIX века: помещиков, чиновников, крестьян. Одним из таких представителей эпохи является Манилов. Чтобы раскрыть его образ, показать характер, Гоголь использует различные Read More ......
  7. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” была впервые опубликована в 1842 году, почти за двадцать лет до отмены в России крепостного права, в годы, когда в стране стали появляться первые ростки новой, капиталистической формации. Главной темой в поэме является изображение Read More ......
Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки

Сравнительная характеристика Манилова и Собакевича, Манилова и Коробочки

Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни сё, ни в городе Богдан ни в селе Селифан, по словам пословицы.

Н. В. Гоголь.

Богатство не уменьшает жадности.

Саллюстий.

«Мёртвые души» – это одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы, вершина художественного мастерства Николая Васильевича Гоголя. Одной из основных тем в творчестве писателя является тема о русском помещичьем классе, о русском дворянстве, как господствующем сословии, о его судьбе и роли в общественной жизни. Характерно, что основным способом изображения помещиков у Гоголя является сатира. В их образах отражается процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляются все его пороки и недостатки. Сатира Гоголя окрашена иронией. Смех писателя кажется добродушным, но он никого не щадит, каждая фраза имеет глубокий, скрытый смысл. Поэма построена, как история похождения Чичикова, чиновника, скупающего «мёртвые души». Композиция поэмы позволила автору рассказать о разных помещиках и их деревнях. Гоголь создаёт пять характеров, пять портретов, которые так непохожи друг на друга, и в то же время в каждом из них выступают типичные черты русского помещика. Наше знакомство начинается с Манилова и заканчивается Плюшкиным. В такой последовательности есть своя логика: от одного помещика к другому углубляется процесс оскудения человеческой личности, развёртывается всё более страшная картина разложения крепостнического общества.

Открывает портретную галерею помещиков Манилов. Для создания его образа Гоголь использует различные художественные средства, в том числе пейзаж поместья героя, интерьер его жилища. Вещи, окружающие его, характеризуют Манилова не в меньшей степени, чем портрет и поведение. Гоголь пишет: «У всякого есть свой задор, но у Манилова ничего не было». Описание начинается с картины деревни Маниловки, которая «немногих могла заманить своим местоположением». С иронией описывает автор господский двор, с «аглицким садом с заросшим прудом», жиденькими кустиками и бледной надписью «Храм уединённого размышления». Главная черта Манилова – неопределенность. Говоря о нём, автор восклицает: «Один бог разве мог сказать, какой был характер Манилова». Он добр по натуре, вежлив, обходителен, но всё это приняло у него уродливые формы. Манилов прекраснодушен и сентиментален до приторности. Отношения между людьми представляются ему идиллическими и праздничными. Манилов совершенно не знает жизни, реальность подменяется у него пустой фантазией. Он любит поразмышлять и помечтать, при этом иногда даже о вещах, полезных для крестьян. Но его прожектерство далеко от запросов жизни. О действительных нуждах крестьян он не знает и никогда не думает. Манилов живет в мире, полном иллюзий, и сам процесс фантазирования доставляет ему огромное удовольствие. Он является сентиментальным фантазёром, не способным к практическому действию. Свою жизнь Манилов проводит в праздности. Он отошел от всякого труда, даже не читает ничего: два года в его кабинете лежит книга, заложенная все на той же четырнадцатой странице. Свое безделье Манилов скрашивает беспочвенными мечтами и бессмысленными прожектами, вроде постройки подземного хода, каменного моста через пруд. Вместо настоящего чувства – у Манилова «приятная улыбка», вместо мысли – какие-то бессвязные, глупые рассуждения, вместо деятельности – пустые мечты. Пока этот помещик благоденствует и мечтает, его имение разрушается, крестьяне разучились трудиться. Манилов мнит себя носителем духовной культуры. Когда-то в армии он считался образованнейшим офицером. Иронично автор высказывается об обстановке дома героя, в котором «вечно что-нибудь недоставало», о его слащавых отношениях с женой. В сравнении с другими помещиками Манилов и в самом деле кажется человеком просвещённым, но это лишь одна видимость.

Совсем другое отношение к хозяйству у Коробочки. У нее «хорошенькая деревенька», двор полон всякой птицы. Но Настасья Петровна не видит ничего дальше своего носа, все «новое и небывалое» пугает ее. Её поведением руководит страсть к наживе, корысть. Этим она напоминает Собакевича. Гоголь относит Коробочку к числу тех «небольших помещиц, которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонки в пестрядевые мешочки, размещённые по ящикам комода». Манилов с Коробочкой являются в некотором роде антиподами: маниловская пошлость скрывается за высокими фразами, за рассуждениями о благе Родины, а у Настасьи Петровны духовная скудность предстаёт в своём естественном виде. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике заметна весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни – упрочнение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков неслучайно видит на всём поместье следы умелого хозяйствования, которые обнаруживает внутреннее ничтожество Настасьи Петровны. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Подтверждением является ситуация с «мёртвыми душами». Коробочка торгует крестьянами с такой деловитостью, с какой продаёт другие предметы своего хозяйства. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевленным существом. В предложении Чичикова её пугает только одно: возможность что-то пропустить, не взять того, что можно выручить за «мёртвые души». Коробочка не собирается уступать их Чичикову за малую цену. Только после долгих уговоров Настасья Петровна понимает выгоду сделки и соглашается продать такой необычный товар, как «мёртвые души».

Собакевич сильно отличается от Коробочки. Он, по выражению Гоголя, «чертов кулак». Страсть к обогащению толкает его на хитрость, заставляет изыскивать разные средства наживы. Поэтому, в отличие от других помещиков, он применяет новшество – денежный оброк. Его нисколько не удивляет купля-продажа мертвых душ, а волнует лишь то, сколько он за них получит. В отличие от Ноздрева Собакевича нельзя причислить людям, витающим в облаках. Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. При характеристике его быта Гоголь во всем отмечает основательность и фундаментальность. Это естественные черты жизни Собакевича. На нём и на обстановке его дома лежит печать неуклюжести, уродливости. Физическая крепость и неуклюжесть выступает в облике самого героя. «Он был похож на средней величины медведя»,– пишет о нем Гоголь. В Собакевиче преобладает животное начало. Он лишен каких бы то ни было духовных запросов, далек от мечтательности, философствования и благородных порывов души. Смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Собакевич отрицательно относится ко всему, что связано с культурой и просвещением: «Просвещение – вредная выдумка». В отличие от Коробочки, он хорошо понимает окружающую обстановку и время, в которое живет, знает людей. От остальных помещиков он отличается тем, что сразу понял сущность Чичикова. Собакевич – это хитрый пройдоха, наглый делец, которого трудно провести. Всё окружающее он оценивает лишь с точки зрения своей выгоды. В его разговоре с Чичиковым раскрывается психология кулака, умеющего заставить крестьян трудиться на себя и извлечь из этого максимальную выгоду. Собакевич прямолинеен, достаточно груб. В отличие от Манилова, в его восприятии все люди – разбойники и негодяи. В доме Собакевича все удивительно напоминало его самого. Каждая вещь как бы говорила: «И я тоже Собакевич».

Гоголь в своей поэме «Мёртвые души» создал целую галерею характеров и типов, все они многообразны, но их объединяет одно – ни у кого из них нет души. Сравнив трёх помещиков, я сделал вывод, что будущее есть только у Собакевича. Манилов и Коробочка живут за счёт доставшегося по наследству имения. Сами они никак не способствуют развитию хозяйства. Манилов передал своё имение управляющему, а у Коробочки мы видим отсталый барщинный тип хозяйствования. Собакевич – владелец крупного имения, который занимается хозяйством. Я думаю, что после отмены крепостного права этот помещик перешёл бы к наёмному труду, и его имение продолжило приносить доход. Этого нельзя сказать о Коробочке и Манилове, которые, скорее всего, заложили бы свои поместья в ломбард, а через некоторое время разорились. Поэма «Мёртвые души» является гениальным обличением крепостничества, того класса, который является вершителем судеб государства. Николая Васильевича Гоголя всерьёз тревожит, что большинство помещиков того времени вело праздную жизнь, не заботилось о своём хозяйстве. От этого страдали крестьяне, да и всё государство в целом. Изобразив в сатирической форме быт помещиков, показав их недостатки, Гоголь хочет помочь людям избавиться от их пороков.

Хотя Собакевич, как и Коробочка, относится к числу рачительных хозяев-помещиков, вне триады «Коробочка – Собакевич – Плюшкин» Михайла Семенович в отличие от Настасьи Петровны с несчастным скупцом имеет очень мало общего. Помимо предвзято недоброжелательного (впрочем, в случае Плюшкина скорее настороженного, подозрительного) отношения к окружающим сходна одна портретная черта.

Собакевич словно вытесан из одного большого куска дерева, из чурбана, причем, трудясь над лицом его, «натура» «большим сверлом ковырнула глаза» (V; 119). Лицо же Плюшкина именуется «деревянным», причем этот эпитет является устойчивым (V; 160).

Итак, в образе Плюшкина обнаруживаются черты, по отдельности характеризующие образы всех остальных помещиков. Но, действительно, как замечают Ю. В. Манн и В. Н. Топоров, Плюшкин представлен в поэме всё же иначе, чем остальные персонажи-помещики. Вернемся к их аргументам. Во-первых, у этого помещика есть предыстория: он был когда-то всего лишь скуповатым хозяином, но жизненные неурядицы и собственная вина привели к тому, что он стал «прорехой на человечестве». Во-вторых, повествуется о пробуждении в нем некоего бескорыстного чувства: при воспоминании о бывшем однокласснике и после прощания с гостем, когда Плюшкин подумывает, чем одарить уехавшего Чичикова.

Но предыстория Плюшкина, свидетельствующая о стадиях деградации, душевного омертвения, не обязательно призвана свидетельствовать о возможностях возрождения: не в меньшей мере она может быть призвана говорить о глубине, бездне падения, обозначать не верхнюю, а нижнюю точку его. Намерение же одарить приятного посетителя двусмысленно, ибо не исполнено и, кажется, не предполагалось быть исполненным. Остается фрагмент, в котором описывается Плюшкин, вспомнивший о былом товарище детства: «И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то теплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сестры кидают с берега веревку и ждут, не мелькнет ли вновь спина или утомленные бореньем руки, - появление было последнее. Глухо все, и еще страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нем чувством стало еще бесчувственней и еще пошлее».

Истолкование этого фрагмента зависит от расстановки смысловых акцентов. И Ю. В. Манн, и В. Н. Топоров акцентируют начало отрывка («теплый луч», «бледное отражение чувства»). Однако завершается он страшным сравнением с утопающим, из которого следует, что не только появление утопающего над гладью воды, но и выражение «скользнувшего чувства» на лице Плюшкина «было последнее». Авторский акцент все-таки падает на конец фрагмента, на разъясняющее его смысл сравнение. О глубокой неслучайности, об особенной значимости этого сравнения говорит его повторение в заметке «Размышления о героях «Мертвых душ»»>: «А как попробуешь добраться до души, ее уж и нет. Окременевший кусок и весь [уже] превратившийся человек в страшного Плюшкина, у которого если и выпорхнет иногда что похожее на чувство, то это похоже на последнее усилие утопающего человека».

Символические детали, окружающие образ Плюшкина в поэме, обладают двойственным, потенциально амбивалентным смыслом: они могут свидетельствовать как о возможном возрождении его души, так и о состоявшейся духовной и душевной смерти.

Вот интерьер комнаты: Чичиков «вступил в темные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба. Из сеней он попал в комнату, тоже темную, чуть-чуть озаренную светом, выходившим из-под широкой щели, находившейся внизу двери» (V; 145). Этот слабый свет, пробивающийся из-под двери, может быть и закатным, и рассветным для «темной» души героя.

«Мраморный позеленевший пресс с яичком наверху» и кулич, который некогда привезла Плюшкину старшая дочь Александра Степановна и которым он хочет угостить Чичикова («сухарь из кулича», «сухарь-то сверху, чай, поиспортился, так пусть соскоблит его ножом …>»), вероятно, должны ассоциироваться с пасхальной едой – с яйцом и с куличом, которыми разговляются в праздник Христова Воскресения. (Впрочем, о том, что кулич был привезен именно к Пасхе, не упомянуто.) Но яичко, как и весь пресс, очевидно, «позеленевшее»: зеленый цвет (очевидно, пресс изготовлен из бронзы, покрывшейся патиной) напоминает о плесени. А кулич превратился в сухарь. Итак, детали, связанные с символикой Воскресения, поставлены в смысловой ряд ‘гниение, умирание’. В этой связи существенно, что фамилия гоголевского персонажа может быть понята как производная от лексемы «плюшка»; соответственно, сам Плюшкин подчеркнуто представлен как подобие засохшего кулича, как «сухарь», омертвевший душой.

Еще один символический образ – люстра Плюшкина: «С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шелковый кокон, в котором сидит червяк».

Отнесение образа «червяка/червя» к Плюшкину можно истолковать как знак его возможного духовного воскрешения, превращения души в прекрасную бабочку. Люстра, похожая на «червяка» в коконе, напоминает именно бабочку. Для бабочек, или чешуекрылых (отряд Lepidoptera), как и для некоторых других насекомых, характерно так называемое развитие с полным метаморфозом, или превращением, причем только у бабочек личинки – гусеницы червеобразной формы делают кокон, в котором окукливаются (Кузнецов Б. А., Чернов А. З. Курс зоологии. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1978. С. 31-32, 159, 173).

Широко распространены народные поверья о бабочках как материализованных душах умерших, к которым могут быть приведены многочисленные мифологические параллели: мифологическая «фантазия» воспользовалась «наглядным сравнением»: «раз рожденный червяк, умирая, вновь воскреснет в виде легкой крылатой бабочки (мотылька)». «И бабочка, и птица дали свои образы для олицетворения души человеческой. В Ярославской губернии мотылек называется душичка. В Херсонской губернии простолюдины верят, что душа умершего является к родным, если они не подают милостыни, в виде мотылька и вьется вокруг свечки; почему родственники на другой же день кормят нищих для успокоения души умершего. …> Греки представляли смерть с погасшим факелом и венком, на котором сидела бабочка: факел означал угасшую жизнь, а бабочка - душу, покинувшую тело. В древние времена на гробницах изображалась бабочка как эмблема воскресения в новую жизнь» (Афанасьев А. Н. Заметки о загробной жизни по славянским представлениям // Афанасьев А. Происхождение мифа: Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. М., 1996. С. 298).

Любопытно, что Владимир Набоков, очевидно, применяет именно этот образ из «плюшкинской» главы к другому помещику из первого тома - Собакевичу, «из широкой флегматичной физиономии» которого, «как из громадного безобразного кокона, вылетает яркий нежный мотылек» (Набоков В. Николай Гоголь. С. 94, пер. с англ. Е. Голышевой под ред. В. Голышева.

Рассказать друзьям