Определенная гипотеза. Понятие и виды гипотез

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

от греч. hypothesis - основание, предположение) - предположение, имеющее под собой научную основу, выдвигаемое для объяснения экономических процессов и явлений и в целях их предвидения. В экономике Г. связаны прежде всего с разработкой прогнозов или с выдвижением новых теорий.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГИПОТЕЗА

см. Норма права. ГЛАВК – главное управление в составе министерства, образуемое для планирования и руководства определенной отраслью хозяйственного, административно-политического или социально-культурного управления, входящего в компетенцию соответствующего министерства. Чаще всего термин «главк» применяется к Г. промышленных и других хоз. министерств, ведающих какой-либо отраслью хозяйства и имеющих в своем непосредственном подчинении тресты и автономные предприятия этой.отрасли. В составе ряда министерств существуют территориальные Г., осуществляющие функции административно-правового характера лишь в отношении предприятий, находящихся на определенной территории. Значительно реже термин «главк» применяется к главным управлениям нехозяйственного типа, напр., главным управлениям учебных заведений (ГУУЗ) отдельных министерств и обычно не применяется к главным управлениям при Совете Министров СССР, образуемым на основании ст. 68 Конституции СССР, в том числе и к главным управлениям, ранее входившим в состав тех или иных министерств.

В отношении подчиненных трестов и автономных предприятий Г. осуществляют следующие основные функции планово-регулирующего характера: 1) техническое руководство, 2) планирование всех областей деятельности предприятий, 3) утверждение годового отчета и баланса, 4) назначение директоров и их заместителей и утверждение главных бухгалтеров трестов и предприятий. На основании постановления ЦИК и СНК СССР 15 июля 1936 г. (СЗ 1936 г. № 43, ст. 361) к этим функциям Г. промышленных наркоматов присоединились хозяйственно-оперативные функции по сбыту продукции и по снабжению подчиненных им предприятий; ранее существовавшие особые хозрасчетные конторы по сбыту и снабжению были реорганизованы в отделы Г. В связи с этим Г. были наделены хозрасчетными правами, т. е. правом заключать договоры по сбыту н снабжению, иметь собственные оборотные средства, "пользоваться банковским кредитом для своих сбыто-снабженческих операций и иметь расчетные и текущие счета в банках. Одновременно были расширены права Г. и в особенности самих наркомов по перераспределению оборотных средств между подчиненными Г. предприятиями. Затем закон 15 июля 1936 г. был распространен и на Г. ряда других хозяйственных наркоматов.

Незадолго до Великой Отечественной войны ряд Г. промышленных наркоматов был ликвидирован в целях создания наиболее тесной связи между наркоматом и крупнейшими предприятиями. Последние были подчинены непосредственно наркомату, в связи с чем некоторым наркоматам (напр., Наркомтяжмашу) были предоставлены те же хозрасчетные права, что и Г.

В наст, время в составе министерств имеются 3 вида Г.: 1) Г. прежнего типа, осуществляющие исключительно планово-регулирующие функции и финансируемые в сметном порядке; 2) хозрасчетные Г., осуществляющие указанные функции (и в этой своей части финансируемые по смете министерства) и обладающие хозрасчетными отделами снабжения (главки на «неполном хозрасчете»); 3) Г., переведенные на «полный хозрасчет» и содержащиеся исключительно за счет отчислений предприятий (в частности, глав-снабы и главсбыты). Г. второго и третьего типа, хотя и не имеют особых уставов и не проходят государственной регистрации в органах Министерства финансов, но являются тем не менее самостоятельными участниками гражданского оборота, заключают договоры от своего имени, предъявляют иски и отвечают по ним на суде и в арбитраже.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Экономический словарь терминов

(от греч. hypothesis - основание, предположение) гипотеза

предположение, имеющее под собой научную основу, выдвигаемое для объяснения экономических процессов и явлений и в целях их предвидения. В экономике гипотезы связаны прежде всего с разработкой прогнозов или с выдвижением новых теорий.

Словарь финансовых терминов

ГИПОТЕЗА

структурная часть нормы права.

Словарь медицинских терминов

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

гипотеза

ж. греч. ипотеза, предположение, догадка, умозрительное положение. Гипотетический, -тичный; гадательный, предполагаемый. Гипотека ж. или ипотека, гипотечный залог, ручательство, поручительство залогом, обеспеченье. Гипотенуза или ипотенуза, математ. сторона прямоугольного треугольника, противоположная прямому углу; долонь, косыня. Гипохондрия или ипохондрия ж. низшая степень меланхолии, расположение к задумчивости, к мрачным мыслям; хандра. Ипохондрический, к состоянию сему вообще относящийся. Ипохондрик об. человек подверженный этому недугу.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гипотеза

гипотезы, ж. (греч. hypothesis) (книжн.). Научное предположение, не доказанное, но обладающее нек-рой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых (науч.). Создать гипотезу. Прийти к гипотезе. Строить гипотезы. Рабочая гипотеза (см. рабочий 2).

Всякое предположение, допущение, домысел.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гипотеза

Ы, ж. (книжн.). Научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-н. явлений; вообще - предположение, требующее подтверждения. Выдвинуть плодотворную гипотезу, Г. подтвердилась.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гипотеза

    Научное предположение, выдвигаемое для объединения каких-л. явлений и требующее проверки, подтверждения опытным путем.

    разг. Любое предположение, догадка, допущение.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гипотеза

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis - основание, предположение) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.

Большой юридический словарь

гипотеза

в теории права структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Так, Г. нормы права, касающейся отказа судьи принять заявление по гражданскому делу, являются: несоблюдение истцом установленного законом порядка предварительного внесудебного разрешения спора; неподсудность дела данному суду; подача заявления недееспособным лицом и т. д.

Гипотеза

Индукция (греч. hypothesis ≈ основание, предположение, от hypó ≈ под, внизу и thésis ≈ положение), то, что лежит в основе, ≈ причина или сущность. Например, «атомы» Демокрита, «идеи» Платона, «перводвигатель» Аристотеля. В современном словоупотреблении Г. ≈ выраженное в форме суждения (или суждений) предположение или предугадывание чего-либо: например, «предугадывание природы» в формулировке естественнонаучных законов. При этом первоначальный смысл термина «Г.» вошёл в содержание понятия «научная Г.», выражающего предположительное суждение о закономерной (или причинной) связи явлений. По выражению И. Канта, Г. ≈ это не мечта, а мнение о действительном положении вещей, выработанное под строгим надзором разума. Являясь одним из способов объяснения фактов и наблюдений ≈ опытных данных, Г. чаще всего создаются по правилу: «то, что мы хотим объяснить, аналогично тому, что мы уже знаем». Любая научная Г. начинается с познавательного вопроса. Например, «Если небесные тела подчиняются закону свободного падения, то каким образом возможно движение планет?". Вопрос выражает потребность познания ≈ перейти от незнания к знанию, и возникает тогда, когда для ответа на него уже имеются некоторые данные ≈ факты, вспомогательные теории или Г. и др. В этом смысле научная Г. по своей гносеологической роли является связующим звеном между «знанием» и «незнанием» (отсюда роль Г. в процессах научного открытия), а по своей логической роли ≈ «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит...» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 555). Характеристика Г. как основной формы мысленного освоения мира отражает не только роль Г. в естествознании, но в равной мере и её роль в общественных науках. Примером может служить выдвинутая К. Марксом Г. материализма в социологии, которая, по словам Ленина, впервые возвела социологию на степень науки (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1, с. 136≈37, 139≈40).

Для того чтобы быть научной, Г. должна удовлетворять следующим требованиям. 1-е требование: научная Г. должна быть (хотя бы в принципе) проверяемой, т. е. следствия, выведенные из неё путём логической дедукции, должны поддаваться опытной проверке и соответствовать (или удовлетворять) результатам опытов, наблюдений, имеющемуся фактическому материалу и т.д. Отсюда ≈ тенденция науки придавать научной Г. точную логическую (математическую) формулировку, обеспечивающую включение Г. в качестве общего принципа в дедуктивную систему с последующим сравнением результатов дедукции с результатами наблюдений и экспериментов. Чисто логический «скелет» процедуры введения Г. в (дедуктивное) доказательство и их исключения даётся, например, правилами т. н. естественного логического вывода (см. Логика). Техника методов подтверждения Г., в частности её вероятности при данном уровне знания, исследуется в индуктивной и вероятностной логике (см. Индукция), в теории статистических решений, 2-е требование: Г. должна обладать достаточной общностью и предсказательной силой, т. е. объяснять не только те явления, из рассмотрения которых она возникла, но и все связанные с ними явления. Кроме того, она должна служить основой для вывода заключений о неизвестных ещё явлениях (свойство, характерное, в частности, для т. н. математических Г.). 3-е требование: Г. не должна быть логически противоречивой. Из противоречивой Г. по правилам логики можно вывести любые следствия, как проверяемые в смысле 1-го требования, так и их отрицания. Противоречивая Г. заведомо лишена познавательной ценности, 1-е и 2-е требования отличают научные Г. от т. н. рабочих Г., рассчитанных только на «условное объяснение» данного явления и не претендующих на отображение «действительного положения вещей». Рабочие Г. часто используются как промежуточные звенья в научных построениях благодаря их дидактической ценности.

Лит.: Навиль Э., Логика гипотезы, СПБ, 1882; Джевонс С., Основы науки, СПБ, 1881, гл. 23; Асмус В. Ф., Гипотеза, в кн.: Логика, М., 1956; Кузнецов И. В., О математической гипотезе, «Вопросы философии», 1962, ╧ 10; Пойа Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., М., 1957; Копнин П. В., Гипотеза и познание действительности, К., 1962; Новосёлов М. М., К вопросу о корректном применении вероятностных методов при анализе мыслительных задач, «Вопросы психологии», 1963, ╧ 2; Вилькеев Д. В., Роль гипотезы в обучении, «Советская педагогика», 1967, ╧ 6; Баженов Л. Б., Современная научная гипотеза, в кн.: Материалистическая диалектика н методы естественных наук, М., 1968.

Б. В. Бирюков, М. М. Новосёлов.

Википедия

Гипотеза

Гипо́теза (- предположение; от - снизу, под + - тезис) - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет научному методу, например, критерию Поппера, то есть потенциально может быть проверена критическим экспериментом.

Также она может определяться как форма развитий знаний, представляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают , превращая её в установленный факт (см. теорема , теория), или же опровергают (например, указывая контрпример), переводя в разряд ложных утверждений.

Недоказанная и неопровергнутая гипотеза называется открытой проблемой .

Гипотеза (математика)

гипотеза - это утверждение , которое на основе доступной информации представляется с высокой вероятностью верным, но для которого не удаётся получить математическое доказательство. Математическая гипотеза является открытой математической проблемой, и каждую нерешённую математическую проблему, которая является проблемой разрешимости, можно сформулировать в форме гипотезы. Однако в виде гипотезы может быть сформулирована не всякая математическая проблема. Например, конкретное решение некоторой системы уравнений или задачи оптимизации для 2208 неизвестных предугадать невозможно, но такое решение может быть не только практическим, но и собственно математическим результатом

Гипотеза Римана, Великая теорема Ферма, гипотеза Варинга и некоторые другие математические гипотезы сыграли значительную роль в математике, поскольку попытки их доказательства привели к созданию новых областей и методов исследования.

Примеры употребления слова гипотеза в литературе.

Непонятным образом Кант-Лапласовская гипотеза и признание возможности абиогенеза связались с диалектическим материализмом, и их отрицание считалось с диалектической точки зрения недопустимым.

Главными орудиями исследования были средства наблюдения фактов и логические средства - сравнение, отбор, обобщение, абстрагирование, классификация, определения понятий, умозаключения, гипотезы и т.

Значит, статья, которую ваш Матвей Белов принес вашему Леониду Серегину, не излагает гипотезу советского ученого Агреста о посещении Земли обитателями далеких миров?

Что ж, - сказал Сенцов, - принимаем предположение Азарова как рабочую гипотезу .

Все время, пока Матросов говорил о своей любимой гипотезе , Марина с тем же восхищением смотрела на него, как смотрел на нее он в Брестской крепости при ее рассказе об аккумулировании энергии в магнитном поле сверхпроводников.

Гипотеза о сложности элементов вполне согласуется и с явлениями аллотропии Различные вещества, условно рассматриваемые как простые, могут являться в нескольких видах, обладающих совершенно различными свойствами.

И судьба Солженицына, и судьба Галича, и судьбы тысяч других инакомыслящих, арестованных или высланных, как и судьба самого Амальрика, опровергают его гипотезу об отсутствии у режима полицейского задора.

Вот тут Вайнек и вспомнил гипотезу об анизотропии пространства: одни направления энергетически более выгодны, другие - менее, а тонкая структура пространства такова, что при движении по прямой, да и по другим обычным траекториям, энергетические затраты по всем направлениям усредняются, и анизотропия пространства становится незаметна.

Нам, в частности, хотелось найти аргументы в пользу гипотезы о том, что Антарктида -- материк, а не скрывшийся подо льдами архипелаг островов.

Опытные данные подтверждают фантастическую гипотезу космических пузырей, но он ничего не может с собой поделать: пузыри ему, как и Рорику Арутюняну, неприятны.

Сравнивая их с биолюминесценцией своих океанов, некоторые европеанцы выдвигали предположение, что это - живые существа, однако их чрезмерная яркость противоречила такой гипотезе .

Жоффруа Сент-Илер и де Бленвиль с разных точек зрения оспаривали гипотезу Кювье, и чрезвычайно интересный спор этот, опиравшийся на палеонтологию, возобновлен недавно в несколько измененной форме: профессор Гексли и Овэн являются один противником, другой защитником этой гипотезы.

Данная схема, разумеется, достаточно идеалистична, но, рассмотренная в качестве гипотезы , она имеет одно преимущество: в случае ее реализации государство сможет реально определить масштабы проблемы низшего класса и в то же время понять свои собственные возможности, которые могут быть использованы для ее решения.

Однако только Альфред Вегенер сформулировал эту гипотезу , сразу ставшую предметом ожесточенной дискуссии.

ХХ веков возникла даже гипотеза , что все основы ветхозаветного учения заимствованы из Вавилона.

Достоверному познанию в научной или практической области всегда предшествует рациональное осмысление и оценка доставляе­мого наблюдением фактического материала. Эта мыслительная дея­тельность сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений наблюдаемых явлений. Вначале объяснения носят проблематичный характер. Дальнейшее исследо­вание вносит поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и проти­воречия и достигают объективно истинных результатов.

Решающим звеном в познавательной цепочке, обеспечивающей становление нового знания, являетсягипотеза.

Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

Важнейшими среди отмеченных в определении будут следующие характерные черты гипотезы.

(1) Гипотеза - этовсеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний. Там, где есть поиск новых идей или фактов, закономерных связей или причинных зави­симостей, там всегда присутствует гипотеза. Она выступает связую­щим звеном между ранее достигнутым знанием и новыми истинами и одновременно познавательным средством, регулирующим логи­ческий переход от прежнего неполного и неточного знания к ново­му, более полному и более точному.

Таким образом, внутренне присущее процессу познания разви­тие предопределяет функционирование в мышлении гипотезы в ка­честве необходимой и всеобщей формы такого развития.

(2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений. Оно всегда


имеет ослабленную эпистемическую модальность: является пробле­матичным суждением, в котором выражено неточное знание.

Чтобы превратиться в достоверное знание, гипотеза подлежит научной и практической проверке. Протекающий с использованием различных логических приемов, операций и форм вывода процесс проверки гипотезы приводит в итоге к опровержению либопод" тверждению и дальнейшему ее доказательству.

Итак, гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же на ее основе положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

(3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результатеанализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя. Однако научная гипотеза - это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалырационально обоснованное, а не интуитивно и подсозна­тельно принятое предположение.


Отмеченные особенности дают возможность более четко опреде­лить существенные черты гипотезы. Любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат - предположение. Она включает также логическую обработку исходных данных и переход к предположению. Завершающий этап познания - провер­ка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез

В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объектуисследования.

1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

(1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

«Что представляет собою данный предмет?» или «Какими свойства­ми обладает данный предмет?»

Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

Так, например, возникшая в теории физики гипотеза о волновом распространении света была гипотезой о механизме светового дви­жения. Предположение химика о компонентах и атомных цепочках нового полимера относится к гипотезам о составе и структуре. Гипо­теза политолога или юриста, предсказывающая блажайший или от­даленный социальный эффект принятого нового пакета законопо­ложений, относится к функциональным предположениям.

Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, которые называютэкзистен­циальными гипотезами. Примером такой гипотезы может служить предположение о некогда совместном существовании материка за­падного (Америка) и восточного (Европа и Африка) полушарий. Такой же будет и гипотеза о существовании Атлантиды.

(2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований. Такие гипотезы обычно выяс­няют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?»

Примеры таких предположений: гипотеза о Тунгусском метеори­те; гипотеза о появлении ледниковых периодов на Земле; предполо­жения о причинах вымирания животных в различные геологические эпохи; гипотезы о побудительных причинах и мотивах совершения обвиняемым конкретного преступления и другие.

История науки показывает, что в процессе развития знаний вна­чале возникают экзистенциальные гипотезы, выясняющие факт су­ществования конкретных объектов. Затем возникают описательные гипотезы, выясняющие свойства этих объектов. Последняя сту­пень - построение объяснительных гипотез, раскрывающих меха­низм и причины возникновения исследуемых объектов. Последова­тельное усложнение гипотез в процессе познания - о существова­нии, о свойствах, о причинах - отражение присущей процессу по­знания диалектики: от простого - к сложному, от внешнего - к внутреннему, от явления - к сущности.

2. По объекту исследования различают гипотезы:общие и част­ные.

(1)Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях. Примера­ми общих гипотез могут служить: развитая в XVIII в. М.В. Ломоно­совым гипотеза об атомистическом строении вещества; современ­ные конкурирующие гипотезы академика О.Ю. Шмидта и академи­ка В.Г. Фесенкова о происхождении небесных тел; гипотезы об орга­ническом и неорганическом происхождении нефти и другие.


Общие гипотезы выполняют роль строительных лесов в развитии научных знаний. Будучи доказанными, они становятся научными теориями и являются ценным вкладом в развитие научных знаний.

(2)Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

Частные гипотезы выдвигаются как в естествознании, так и в общественно-исторических науках Археолог, например, выдвигает гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаружен­ных при раскопках предметов Историк строит гипотезу о взаимо­связи между конкретными историческими событиями или действия­ми отдельных лиц.

Частными гипотезами являются и предположения, которые вы­двигаются в судебно-следственной практике, ибо здесь приходится умозаключать о единичных событиях, поступках отдельных людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступным деянием.

Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

Специфика рабочей гипотезы - в условном и тем самым времен­ном ее принятии. Для исследователя чрезвычайно важно системати­зировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследо­вания, рационально обработать их и наметить пути дальнейших по­исков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследова­ния функциюпервого систематизатора фактов.

Дальнейшая судьба рабочей гипотезы двоякая. Не исключается, что из рабочей она может превратиться в устойчивую плодотворную гипотезу. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотеза­ми, если будет установлена ее несовместимость с новыми фактами.

В историческом, социологическом или политологическом иссле­довании, а также в судебно-следственной практике при объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы

называютверсиями (от латинского versio - «оборот», versare - «видоизменять»).

Версия в судопроизводстве - одна из возможных гипотез, объ­ясняющих происхождение или свойства отдельных юридически значимых обстоятельств или преступления в целом.

При расследовании преступлений и судебном разбирательстве строят различные по содержанию и охвату обстоятельств версии. Среди них различаютобщие и частные версии.

(1)Общая версия - это предположение, объясняющее все пре­ступления в целом как единую систему конкретных обстоя­тельств. Она отвечает не на один, а на множество взаимосвязанных вопросов, выясняя всю совокупность юридически значимых обстоя­тельств дела. Важнейшими среди этих вопросов будут следующие:

какое преступление совершено? кто его совершил? где, когда, при каких обстоятельствах и каким способом оно совершено? каковы цели, мотивы преступления, вина преступника?

Неизвестной реальной причиной, по поводу которой создается версия, выступает не принцип развития или объективная закономер­ность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступление. Освещая все подле­жащие выяснению в суде вопросы, такая версия носит черты общего суммирующего предположения, объясняющего все преступление в целом.

(2)Частная версия - это предположение, объясняющее от­дельные обстоятельства рассматриваемого преступления. Буду­чи неизвестным или малоизвестным, каждое из обстоятельств может быть предметом самостоятельного исследования, по поводу каждого из них также создаются версии, объясняющие особенности и проис­хождение этих обстоятельств.

Примерами частных версий могут быть следующие предположе­ния: о местонахождении похищенных вещей или о местонахождении преступника; о соучастниках деяния; о способе проникновения пре­ступника к месту совершения деяния; о мотивах совершения пре­ступления и многие другие.

Частные и общие версии тесно взаимосвязаны друг с другом в процессе расследования. Знания, полученные с помощью частных версий, служат основной для построения, конкретизации и уточне­ния общей версии, объясняющей преступное деяние в целом. В свою очередь, общая версия дает возможность наметить основные на­правления для выдвижения частных версий по поводу еще не выяв­ленных обстоятельств дела.

  • Правила деления
  • 1. Деление должно быть соразмерным.
  • 2. Деление должно производиться только по одному основанию.
  • 4. Деление должно быть непрерывным.
  • § 1. Суждение как форма мышления
  • § 2. Простые суждения
  • 3. В суждениях существования выражается сам факт существования или несуществования предмета суждения.
  • Классификация категорических суждений
  • § 4. Логические отношения между суждениями Простые суждения
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений I u о, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.
  • 1. Эквивалентные - это суждения, которые принимают одни и те значения, т.Е. Одновременно являются либо истинными, либо ложными.
  • 2. Частичная совместимость характерна для суждений, кото­рые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одно­временно ложными.
  • 3. Подчинение между суждениями имеет место в том случае, когда при истинности подчиняющего подчиненное всегда будет истинным.
  • § 2. Непосредственные умозаключения
  • 1. Превращение.
  • 2. Обращение.
  • 3. Противопоставление предикату.
  • § 4. Умозаключения из суждений с отношениями
  • §3. Простой категорический силлогизм Состав простого категорического силлогизма
  • § 5. Сложные и сложносокращенные силлогизмы
  • § 2. Разделительно-категорическое умозаключение
  • § 3. Условно-разделительное умозаключение
  • 1. Метод сходства
  • 2. Метод различия
  • 5. Метод остатков
  • § 2. Виды аналогии
  • § 3. Условия состоятельности выводов по аналогии
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы
  • § 4. Способы доказательства гипотез
  • 1. Вывод из двух частных посылок.
  • 2. Вывод по 1-й фигуре, в которой большая посылка - частное суждение.
  • § 1. Понятие и виды гипотез. Версия Понятие гипотезы

    Гипотеза - это закономерная форма развития знаний, пред­ставляющая собою обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения свойств и причин исследуемых явлений.

    характерные черты гипотезы:

    (1) Гипотеза - это всеобщая и необходимая для любого познава­тельного процесса форма развития знаний.

    (2) Построение гипотезы всегда сопровождается выдвижением предположения о природе исследуемых явлений, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдель­ного суждения или системы взаимосвязанных суждений.

    (3) Возникающее при построении гипотезы предположение рож­дается в результате анализа фактического материала, на базе обоб­щения многочисленных наблюдений. Важную роль в возникновении плодотворной гипотезы играет интуиция, творческие способности и фантазия исследователя.

    Виды гипотез

    В процессе развития знаний гипотезы различаются по своим познавательным функциям и по объекту исследования.

    1. По функциям в познавательном процессе различают гипоте­зы: (1)описательные и (2)объяснительные.

    (1)Описательная гипотеза - это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос:

    Описательные гипотезы могут выдвигаться с целью выявления состава илиструктуры объекта, раскрытиямеханизма илипроце­дурных особенностей его деятельности, определенияфункциональ­ных характеристик объекта.

    (2)Объяснительная гипотеза - это предположение о причинах возникновения объекта исследований.

    2. По объекту исследования различают гипотезы: общие и частные.

    (1) O бщей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.

    (2) Частная гипотеза - это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных собы­тий и явлений. Если единичное обстоятельство послужило причи­ной возникновения других фактов и если оно недоступно непосред­ственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства.

    Наряду с терминами «общая» и «частная гипотеза» в науке ис­пользуется термин«рабочая гипотеза».

    Рабочая гипотеза - это выдвигаемое на первых этапах иссле­дования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение.

    § 4. Способы доказательства гипотез

    Основными являются три способа:дедуктивное обоснование выражен­ного в гипотезе предположения; логическое доказательство гипо­тезы; непосредственное обнаружение предположенных в гипотезе предметов.

    (1) Непосредственное обнаружение искомых предметов. Наиболее убедительным способом превращения предполо­жения в достоверное знание является непосредственное обнаруже­ние в предположенное время или в предположенном месте искомых предметов либо непосредственное восприятие предположенных свойств.

    (2) Логическое доказывание версий. Версии, объясняющие суще­ственные обстоятельства расследуемых дел, превращаются в достоверное знание путем логического обоснования.

    Логическое доказывание гипотезы в зависимости от способа обо­снования может протекать в формекосвенного илипрямого доказывания.

    Косвенное доказывание протекает путем опровержения и ис­ключения всех ложных версии, на основании чего утверждают до­стоверность единственного оставшегося предположения.

    Вывод протекает в форме отрицающе-утверждающего модуса разделительно-категорического умозаключения.

    Прямое доказывание гипотезы протекает путем выведения из предположения разнообразных, но вытекающих только из данной гипотезы следствий и подтверждения их вновь обнаруженными фактами.

    В посылках простого категорического силлогизма средний тер­мин может занимать место субъекта или предиката. В зависимости от этого различают четыре разновидности силлогизма, которые на­зывают фигурами (рис. 52).

    Рис. 52

    В первой фигуре средний термин занимает место субъекта в боль­шей и место предиката в меньшей посылках.

    Во второй фигуре - место предиката в обеих посылках. В третьей фигуре - место субъекта в обеих посылках. В четвертой фигуре - место предиката в большей и место субъ­екта в меньшей посылке.

    Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Фигуры силлогизма - это его разновидности, различающиеся положением среднего термина в посылках.

    Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по каче­ству и количеству: общеутвердительные (А), общеотрицательные (Е), частноутвердительные (I) и частноотрицательные (О).

    Разновидности силлогизма, различающиеся количественными и качественными характеристиками посылок, называются моду­сами простого категорического силлогизма.

    Например, ббльшая и меньшая посылки - общеутвердительные суждения (АА), ббльшая посылка - общеутвердительное, меньшая - обшеотрицательное суждение (АЕ) и т.д. Так как каждая посылка может быть любым из четырех суждений, число возможных комбинаций посылок в каждой фигуре равно 2 4 , т.е. 16:

    АА ЕА IA ОА АЕ (ЕЕ) IE(ОЕ)AIEI(II) (01) АО (ЕО) (10) (00) Очевидно, в четырех фигурах число комбинаций равно 64. Однако не все модусы согласуются с общими правилами силлогизма. Например, модусы, заключенные в скобках, противоречат 1-му и 3-му правилам посылок,

    модус IA не проходит по первой и второй фигурам, так как противоречит 2-му прави­лу терминов, и т.д. Поэтому, отобрав только те модусы, которые согласуются с общи­ми правилами силлогизма, получим 19 модусов, которые называются правильными. Их принято записывать вместе с заключением:

    1-я фигура: ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ

    2-я фигура: ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО

    3-я фигура: AAI, IAI, All, EAO, ОАО, ЕЮ

    4-я фигура: AAI, АЕЕ, IAI, EAO, ЕЮ

    Особые правила и познавательное значение фигур силлогизма

    Каждая фигура имеет свои особые правила, которые выводятся из общих.

    Правила 1-й фигуры:

    1. Большая посылка - общее суждение.

    2. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    Докажем сначала 2-е правило. Если меньшая посылка будет отрицательным суж­дением, то согласно 2-му правилу посылок заключение также будет отрицательным, в котором Р распределен. Но тогда он будет распределен и в большей посылке, которая также должна быть отрицательным суждением (в утвердительном суждении Р не распределен), а это противоречит 1-му правилу посылок. Если же ббльшая посылка будет утвердительным суждением, то Р будет не распределен. Но тогда он не будет распределен и в заключении (согласно 3-му правилу терминов). Заключение с нераспределенным Р может быть только утвердительным суждением, так как в отри­цательном суждении Р распределен. А это значит, что и меньшая посылка - утвер­дительное суждение, так как в противном случае заключение будет отрицательным.

    Теперь докажем 1-е правило. Так как средний термин в этой фигуре занимает место субъекта в ббльшей и место предиката в меньшей посылке, то, согласно 2-му правилу терминов, он должен быть распределен хотя бы в одной из посылок. Но меньшая посылка - утвердительное суждение. Значит, средний термин в ней не распределен. Но в таком случае он должен быть распределен в большей посылке, а для этого она должна быть общим суждением (в частной посылке субъект не распре­делен).

    Исключим сочетания посылок IA, ОА, IE, которые противоречат 1-му правилу фигуры, и сочетания АЕ и АО, противоречащие 2-му правилу. Остаются четыре модуса ААА, ЕАЕ, All, ЕЮ, которые являются правильными. Эти модусы показыва­ют, что 1-я фигура дает любые заключения: общеутвердительные, общеотрицатель­ные, частноутвердительные и частноотрицательные, что и определяет ее познаватель­ное значение и широкое применение в рассуждениях.

    1-я фигура - наиболее типичная форма дедуктивного умозаклю­чения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судеб­ной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явле­ний, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и дру­гие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма.

    Например:

    Все лица, лишенные свободы (М), имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р) H.(S) лишен свободы (М)

    H.(S) имеет право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности (Р)

    Правила 2-й фигуры:

    1. Ббльшая посылка - общее суждение.

    2. Одна из посылок - отрицательное суждение.

    Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицатель­ным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом.

    Если одна из посылок - отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае преди­кат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, ббльшая посылка должна быть общим суждением.

    Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, ОА, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения.

    2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдель­ный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подве­ден под общее положение. Этот случай исключается из числа пред­метов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава пре­ступления в данном конкретном случае, для опровержения положе­ний, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение.

    Например:

    Подстрекателем (Р) признается лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления (М) H.(S) не признается лицом, склонившим другое лицо к совершению преступления (М)

    H.(S) не является подстрекателем (Р)

    Правила 3-й фигуры:

    1. Меньшая посылка - утвердительное суждение.

    2. Заключение - частное суждение.

    1-е правило доказывается так же, как 2-е правило 1-й фигуры. Но если меньшая посылка - утвердительное суждение, то его предикат (меньший термин силлогизма) не распределен. Термин, не распределенный в посылке, не может быть распределен в заключении. Значит, заключение должно быть частным суждением.

    Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется чаще всего для установления частичной совместимости признаков, отно­сящихся к одному предмету. Например:

    Осмотр места происшествия (М) имеет одной из своих задач

    обнаружение следов преступления (Р)

    Осмотр места происшествия (М) - следственное действие (S)

    Некоторые следственные действия (S) имеют одной из своих задач обнаружение следов преступления (Р)

    В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко.

    4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы. Од­нако выведение заключения из посылок по этой фигуре не характер­но для естественного процесса рассуждения. Например:

    Захват заложника (Р) - преступление против общественной безопасности (М)

    Преступление против общественной безопасности (М) - общественно опасное деяние, предусмотренное Особенной частью Уголовного кодекса (S)

    Некоторые общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (S), являются захватом заложника (Р)

    Такой ход рассуждения представляется в известной мере искус­ственным, на практике выводы в подобных случаях делаются обыч­но по 1-й фигуре:

    Преступления против общественной безопасности (М) - общественно опасные деяния, предусмотренные Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Захват заложника (S) - преступление против общественной безопасности (М) _____

    Захват заложника (S) - общественно опасное деяние, предусмотрен­ное Особенной частью Уголовного кодекса (Р)

    Так как ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика, прави­ла и модусы этой фигуры нами не рассматриваются.

    Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозаключений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым прави­лам фигур.

    Рассмотрим наиболее распространенные случаи.

    Многие знания являются первоначальными гипотезами, которые выдвигались учеными для их подтверждения или проверки. Если рассматривать понятие гипотезы, то можно понять, что она является предположением или догадкой человека, который рассматривает конкретное явление или характеристику предмета. Под гипотезой подразумевается некое утверждение, которое человек выдвигает в адрес неизученного явления. Поскольку изучать можно что угодно, существует несколько видов гипотез.

    Когда человек чего-то не знает, но постоянно сталкивается с определенным явлением или предметом, он желает его изучить. Это вполне нормально для человеческого ума, который чувствует себя спокойным только тогда, когда окружающие его явления ему понятны и имеют логические доказательства.

    Чтобы начать что-либо изучать, человек должен заметить то, что ему непонятно, после чего начать выдвигать предположения, почему случается то или иное явление, как оно развивается, как устраняется, на что направляется и т. д. Человек сначала выдвигает свои соображения на счет того, что пока не изучено. После чего происходит процесс доказывания или опровержения выдвинутой идеи. Теперь человек должен подтвердить, что его мнение оказалось правильным и всегда работает, либо опровергнуть, найти особые условия возникновения того или иного явления, его изменчивости и пр.

    Гипотеза – это первый шаг на пути к знаниям. Даже если гипотеза опровергается, она все равно остается в истории науки, поскольку ее возникновению существовали определенные предпосылки. Именно эти предпосылки могут потом стать доказательствами для другой гипотезы, которая возникнет в конкретной области.

    Интернет-журнал сайт обращается к мудрости ученых: ни одно знание не может быть сформировано без гипотезы, и не каждая гипотеза является абсолютно доказанной. Другими словами, человеку нужно сомневаться даже в тех знаниях, которыми он обладает, поскольку в мире можно найти опровержение уже доказанному явлению.

    Даже точные науки не полностью доказывают те или иные явления. Несомненно, знания, которые приобретаются детьми в школах, имеют свою доказанность. Но верить в их исключительную истинность и неизменность не следует. Любое знание может быть подвергнуто сомнениям и опровергнуто другими доказательствами.

    Не верьте знаниям безоговорочно. Сомневайтесь в тех знаниях, которые вы получаете из книг, журналов, научной литературы. Более того, проверяйте в действии те знания, которые вы получаете. Самым легким примером того, как людей «пичкают» ложными знаниями, являются учебники по истории вашей страны и других государств. Чем дольше вы живете, тем больше получаете новой информации и доказательств того, что то, что вы раньше знали из истории в школьные годы, является неправдой.

    Точно такой же подход используйте и с прочими знаниями. К примеру, все женщины не раз сталкивались с тем, что современные крема, шампуни и мази по уходу за телом и волосами не дают того эффекта, который пишется на баночках. Существует множество народных средств, которые якобы тоже должны помогать в поддержании своей молодости и красоты. Но и они зачастую являются неэффективными. Соответственно, вам дают ложную информацию, то есть обманывают.

    Следует с сомнениями и настороженностью относиться даже к тем знаниям, которые являются научными. Несомненно, хорошо знать все приемы манипуляции при общении с другими людьми. Некоторые из них действительно работают. Но не стоит забывать о том, что есть люди, которые не поддаются манипуляциям или видят манипуляции. Под «неподдаванием» к манипуляциям понимается то, что на самом деле эти манипуляции абсолютно не работают. К примеру, считается, что нельзя садиться напротив собеседника во время общения, поскольку это создает позицию конфронтации. Но если опросить многих людей, то выяснится, что они никогда не чувствовали, что на них нападают, только потому, что напротив них сели.

    Знания полезны и важны всем людям. Но если вы не хотите стать марионеткой в руках людей, которым выгодно вас на что-то запрограммировать, сомневайтесь в получаемой информации. Вам о чем-то говорят, принимайте во внимание, но проверяйте полученные знания. Ведь многое из того, что людям рассказывается, является неправдой, направленной на то, чтобы людей отвлечь, направить в ложном направлении, запугать или вызвать определенные реакции, которые на самом деле необоснованные. Сомневайтесь в том, что познаете, до тех пор, пока не проверите свои знания на практике. Проверяйте, чтобы понимать, какие знания правильные и какие ложные.

    Что такое гипотеза?

    Но вернемся к тому, с чего начинаются все знания – к гипотезе. Сначала ученые выдвигают гипотезу, чтобы потом сделать ее знанием или опровергнутой гипотезой. Что это такое? Гипотеза – утверждение в виде догадки или предположения, которое требует объяснения. Она возникает в любой сфере жизни человека, где человек пока не обладает знаниями и не может объяснить конкретные явления. Гипотеза выдвигается в адрес объекта, явления или конкретной характеристики, причины возникновения или устранения, что потом требует доказательств и изучения.

    Поначалу гипотеза не является истинной или ложной. Нужно провести эксперименты, посмотреть на явление в естественных условиях, проследить все изменения, найти все веские доказательства или опровержения, чтобы прийти к тому, что гипотеза превращается в истинное знание или ложное предположение.

    Если гипотеза была опровергнута, она не забывается, а остается в истории изучения конкретного явления. Причиной такого подхода становится то, что ложная гипотеза базируется на реальных и доказанных факторах, просто ее нужно изменить, скорректировать, дополнить, чтобы она стала истинным знанием. Просто так гипотезы не возникают у человека в голове, поэтому опровергнутое знание требует пересмотра, корректировки и доведение его до истинного.

    Процесс достаточно прост:

    1. Сначала у человека в голове появляется идея – гипотеза. Он предполагает или по-своему объясняет некоторое явление.
    2. Затем проводятся исследования и эксперименты, которые должны доказать или опровергнуть гипотезу.
    3. Делаются выводы на основе полученных результатов.

    Даже если гипотеза была опровергнута, она все равно становится подспорьем для выдвижения новой гипотезы. Ее просто корректируют, дополняют, видоизменяют.

    Если гипотеза была доказана, то она превращается в знание. Однако не каждое знание является абсолютным. Возможно нахождение опровержений, которые подвергают сомнениям истинное знание. Поэтому даже знания могут оказаться в некоторых (не во всех) ситуациях ложными.

    Гипотеза может быть:

    1. Общенаправленной или частной.
    2. Поверхностной или глубокой.
    3. Касаться конкретных характеристик или рассматривать предмет в целом.
    4. Относиться к одной области знаний или совмещать несколько наук.

    Гипотеза – научно-теоретическое знание, которое требует своего доказательства. Гипотеза выдвигается ученым, который сталкивается с определенными явлениями или предметами, за которыми замечает конкретные характеристики, пока еще не имеющие своего объяснения. Там, где у человека возникают вопросы, появляются и гипотезы. Только если у ученых гипотезы являются знанием, которое нужно доказать или опровергнуть путем исследований и экспериментов, то у простых людей идеи и мысли, которые на индивидуальном уровне возникли в голове, часто воспринимаются человеком как истинное знание, инсайт, познание истинного, поэтому он даже не опровергает свою идею, считая ее правильной во всех вариантах.

    Знание сначала является гипотетическим, то есть всего лишь предположением, которое объясняет причины, связи, характеристики и явления. Затем наступает период многочисленных исследований и экспериментов, наблюдений и прочих процессов, которые должны подтвердить или опровергнуть гипотезу. Если гипотеза оказалась неполной, тогда ее корректируют. Если она вообще не имеет под собой никаких оснований для возникновения, тогда от нее полностью отказываются.

    Виды гипотез

    Гипотеза бывает таких видов:

    1. Теоретическая – когда нужно устранить противоречия и отнести гипотезу к определенной теории.
    2. Эмпирическая – когда истинность гипотезы нужно доказать.
    3. Описательная – когда рассматриваются характеристики конкретного объекта. Также она включает экзистенциальную гипотезу – рассмотрение существования чего-либо, например, гипотеза о наличии Атлантиды.
    4. Объяснительная – когда рассматриваются связи и причины развития конкретных явлений.
    5. Общая – когда рассматриваются явления, затрагивающие жизнь в целом.
    6. Частная – рассматриваются характеристики конкретных предметов или даже одного объекта.
    7. Рабочая – когда гипотеза только выдвигается и находится на стадии опровержения или доказательства.
    8. Гипотеза, опирающаяся на реальность.
    9. Научно-экспериментальная.
    10. Экспериментальная.
    11. Статистическая – рассматриваются параметры, которые применяются для доказываний или исследований.

    Будьте в итоге сомневающимися?

    В современном мире самой лучшей стратегией выстраивания отношений является постоянное сомнение в правдивости собеседника. Особенно это касается людей, с которыми только что произошло знакомство. Лучше не доверять окружающим, чем поверить в их безграничную доброту и в результате попасть в неприятную ситуацию.

    Современный человек без усилий может обмануть собеседника. Этому люди обучаются с самого детства, когда понимают, что их родители определенным образом реагируют на те или иные слова. Ребенок привыкает говорить родителям то, что они хотят услышать, что перерастает в привычку аналогичным образом общаться с окружающими.

    Вы можете быть не исключением и заметить за собой привычку в определенных случаях прибегать ко лжи. По осознанным и неосознанным причинам человек начинает лгать, понимая, что делает. Даже в этом случае он не останавливается, поскольку ложь приносит ему больше выгоды, чем правда.

    Все лгут или просто ошибаются. Есть люди, которые обманывают и понимают, что делают плохо, из-за чего потом раскаиваются. А есть те, кто лжет и не испытывает сожаления о содеянном. Знайте, что практически каждый, с кем вы общаетесь, лжет, особенно если вы знакомы друг с другом недавно.

    Следует отметить одну значительную особенность того, когда человек все-таки говорит правду. Какой бы ни была истина, как бы ни ранила, она вызывает уважение у собеседника, которому говорится. Вы можете обижаться за услышанную правду, но вместе с тем у вас появится уважение к человеку за отсутствие страха раскрыть истину, какой бы горькой она ни была, и поставить в опасность ваши отношения. На правду все реагируют по-разному: одни люди благодарны за то, что им сказали, другие – обвиняют говорящего во всех грехах. Сказать правду порой становится опасным, особенно для взаимоотношений. Тот, кто не рискует и не говорит ее, не получает уважения. Удивительным образом горькая истина является средством подсознательного уважения к тому, кто ее рассказал.

    Рассказать друзьям