Господин из сан франциско смысл рассказа. Анализ рассказа «Господин из Сан-Франциско» (И

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Главный новеллист в русской литературе - Иван Бунин. Произведение "Господин из Сан-Франциско", смысл которого разбирают на уроке литературы старшеклассники, - блестящий образец малой прозы, наполненной символами, аллюзиями.

О чём этот рассказ? Об одном американце, который однажды умер во время путешествия по Старому Свету. Философский смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" довольно глубокий. При очередном прочтении обнаруживаются все новые и новые детали. В статье представлен наиболее полный анализ рассказа великого русского классика.

Когда создано произведение?

Новеллу Бунин написал в 1915 году. Это очень важно упомянуть при художественном анализе. В конце XIX века или в середине XX столетия рассказ не вызвал бы такого резонанса. Ведь смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" полностью отвечает духу времени. Уже нет той спокойной, мирной Европы. В мире царит атмосфера надвигающейся катастрофы.

Настроение первых лет войны можно прочувствовать, прочитав произведение "Господин из Сан-Франциско". Смысл произведения содержится где-то между строк. Но то, что Бунин написал рассказ на злободневную тему, отнюдь не умаляет его актуальности.

Из истории написания

Летом 1915 года Иван Бунин увидел в книжном магазине книгу Томаса Манна "Смерть в Венеции". Он не знал, о чём новелла немецкого писателя, но ее название его вдохновило. Примерно в это же время из газет Бунин узнал о внезапной кончине одного богатого американца в гостинице "Квисисана". Тогда и появилась у русского писателя идея создать короткую, но яркую историю о человеке, скончавшемся во время путешествия в Европу. Это произведение Бунин сперва хотел назвать "Смерть на Капри". Но передумал, лишь написав первых три слова - "господин из Сан-Франциско".

Смысл произведения Томаса Манна ничего общего не имеет с главной философской идеей новеллы Бунина. В рассказе "Смерть в Венеции" речь идёт о немолодом человека, приверженце однополой любви. Книгу Манна Бунин прочитал только в конце осени и назвал очень неприятной.

Смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" доступен для подростка. Не зря рассказ включен в школьную программу. При внимательном прочтении можно заметить, что он наполнен предчувствиями трагедии европейского масштаба. Произведение создано спустя год после начала Первой мировой войны и за два года до Февральской революции в России — события, которое оказало влияние на ход всемирной истории.

Безымянный герой

В чем смысл названия произведения "Господин из Сан-Франциско"? Главный герой - некий американец, имени которого ни на Капри, ни в Неаполе никто не запомнил. И в этом, пожалуй, вся характеристика персонажа, которую даёт Бунин. Миллиардер из Сан-Франциско никому не интересен. Его имя никто не запомнил, потому как этот человек ничем не примечателен. Интерес вызывают лишь его деньги и положение в обществе. Но категории эти призрачные. Лишь только американец умирает, о нем сразу же забывают.

Простота, наглядность - это и есть характерные особенности рассказ. И быть может, именно поэтому философский смысл произведения "Господин из Сан-Франциско" вызывает интерес у читателей на протяжении столетия. Рассказ вызвал восхищенные отзывы современников писателя. Его читают и сегодня. Суть произведения "Господин из Сан-Франциско" по-своему интерпретировали и советские критики. Ведь кто главный герой рассказа? Американский капиталист, который всю жизнь копил, грабил и эксплуатировал китайцев. За что и был наказан внезапной, нелепой смертью.

Ложь и притворство

Главный герой много работал и, наконец, накопил на путешествие в Европу. Он едет на шикарном лайнере с женой и дочерью, предназначенном для людей высшего света. В этом лайнере легко угадывается "Титаник". На пароходе всё дышит притворством. Стоит вспомнить, например, двух персонажей, на которых немногие читатели обращают внимание. На палубе танцует красивая пара. В их глазах - искреннее счастье. Никто не знает, что это всего-навсего нанятые актеры, играющие в любовь за большие деньги. Они уже давно плавают то на одном, то на другом лайнере.

"Титаник"

Разбирая философский смысл "Господина из Сан-Франциско" Бунина, стоит вспомнить о трагической судьбе знаменитого "Титаника". Следует обратить внимание и название парохода, на котором плывет главный герой. Атлантида - остров-государство, ушедшее под воду. Титаны - мифические существа, посмевшие противопоставить себя богам. Зевс жестоко наказал их за дерзость и самоуверенность.

Для Александра Блока лайнер, затонувший в 1914 году, символизировал мировую пошлость. В своем дневнике поэт упоминает о катастрофе даже с некоторым злорадством. Произведение Бунина наполнено недобрыми предчувствиями и повествует о трагедии не только отдельного человека, но и всей Европы. Однако злорадства в рассказе нет. Скорее, жалость по отношению и к главному герою, и к второстепенным персонажам.

Главный символ в рассказе

Пароход в произведении Ивана Бунина — символ наивной и глупой самоуверенности человека цивилизации. Главный герой, будучи человеком состоятельным, убеждён в том, что дальнейшие события в его жизни зависят только от него. Создатели огромного лайнера - образца высокого технического достижения начала XX века - уверены, что гигантская машина способна противостоять океанским бурям.

Свою ошибку господин из Сан-Франциско осознать не успевает. Создатели "Титаника" - осознали, но слишком поздно. Западная цивилизация в начале XX столетия находилась на краю пропасти - в этом, пожалуй, и заключается смысл рассказа русского писателя. Прошло более ста лет после выхода произведения в печать, но изменилось немногое. "Господин из Сан-франциско" актуален и сегодня.

Смерть на Капри

На фоне бушующего океана жалок блеск лайнера, билет на который стоит целое состояние. Корабль, тяжко одолевающий шторм и бурю, прибывает, наконец, в Европу. Там, в Италии, безымянный американец, перед которым раболепно преклонялась вся прислуга, внезапно умирает.

После смерти американец из уважаемого богача превращается в обременительное тело. Его как можно быстрее относят в самый дальний и дешёвый номер. Что же касается дочери и жены, то они теперь вызывают у окружающих раздражение, презрение - отнюдь не жалость и сочувствие. Постояльцы гостиницы заплатили немалые деньги за отдых, развлечения и внезапная смерть раздосадовала их.

На пароходе тем временем продолжается жизнь, полная фальши. Автор, казалось бы, должен был испытывать по отношению к своему герою только неприязнь. Бунин презирал богатство и не мог жалеть могущественного капиталиста. Но куда более неприятны ему люди, окружавшие господина из Сан-Франциско. Разве они лучше его? Они были и остаются рабами, пресмыкающимися перед богатством - и это самое ужасное. Бунин испытывает жалость по отношению к американцу, который только в том и виноват, что внезапно умер. Писатель жалеет лайнер, обреченный на гибель.

Вывод

Иван Бунин рассказал о событии, произошедшем в разгар Первой мировой войны. Но люди во все времена, независимо от национальности, имеют нечто общее. В рассказе, о котором идет речь в сегодняшней статье, описан определённый тип людей. Это своеобразный мини-роман о тех, кому доступны, казалось бы, все блага и радости мира. Однако жизнь общества, которое пользуется всеми благами цивилизации, по мнению писателя, полна ненастоящего, искусственного. В ней места нет проявлениям индивидуальности, так как каждый представитель этого фальшивого мира живёт по схеме, стремится соответствовать своему положению.

Герой рассказа Ивана Бунина так и не успел за свои 58 лет насладиться красотами итальянских пейзажей. Деньги уничтожили в нём способность видеть прекрасное. "Не копите богатств на Земле", - именно это цитата из Библии является главной философской идеей произведения.

Вопросы к уроку

2. Найдите символы в рассказе. Подумайте, какой конкретный и общий смысл они имеют в рассказе.

3. С какой целью Бунин дал своему пароходу название «Атлантида»?



С декабря 1913 года Бунин полгода провел на Капри. До этого он съездил во Францию и другие города Европы, побывал в Египте, в Алжире, на Цейлоне. Впечатления от этих путешествий отразились в рассказах и повестях, составивших сборники «Суходол» (1912), «Иоанн Рыдалец» (1913), «Чаша жизни» (1915), «Господин из Сан-Франциско» (1916).

Рассказ «Господин из Сан-Франциско» продолжал традицию Л.Н. Толстого, изображавшего болезнь и смерть как важнейшие события, выявляющие истинную цену личности. Наряду с философской линией в повести Бунина разрабатывалась социальная проблематика, связанная с критическим отношением к бездуховности, к возвышению технического прогресса в ущерб внутреннему совершенствованию.

Творческий импульс для написания этого произведения дало известие о смерти миллионера, приехавшего на Капри и остановившегося в местной гостинице. Поэтому первоначально рассказ назывался «Смерть на Капри». Смена заголовка подчеркивает, что в центре внимания автора оказывается фигура безымянного миллионера пятидесяти восьми лет, плывущего из Америки на отдых в благословенную Италию.

Всю жизнь он посвятил безудержному накоплению богатств, ни разу не позволив себе расслабления и отдыха. И только теперь пренебрегающий природой и презирающий людей человек, став «дряхлым», «сухим», нездоровым, решает провести время среди себе подобных в окружении моря и пиний.

Ему казалось, саркастически-язвительно замечает автор, что он «только что приступил к жизни». Богач не подозревает, что вся та суетная, бессмысленная пора его существования, которую он вынес за скобки жизни, должна неожиданно оборваться, завершиться ничем, так что самой жизни в ее подлинном смысле ему так и не дано узнать.

Вопрос

Какое значение имеет основное место действия рассказа?

Ответ

Основное действие повести разворачивается на огромном пароходе «Атлантида». Это своеобразная модель буржуазного общества, в котором есть верхние «этажи» и «подвалы». Наверху жизнь протекает, как в «отеле со всеми удобствами», размеренно, спокойно и праздно. «Пассажиров», живущих «благополучно», «много», но куда больше – «великое множество» – тех, кто работает на них.

Вопрос

Какой прием использует Бунин для изображения разделения общества?

Ответ

Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и работа, «непосильное напряжение»; «сияние… чертога» и мрачные и знойные недра преисподней»; «господа» во фраках и смокингах, дамы в «богатых» «прелестных» «туалетах» и облитые едким, грязным потом и по пояс голые люди, багровые от пламени». Постепенно выстраивается картина рая и ада.

Вопрос

Как соотносятся между собой «верхи» и «низы»?

Ответ

Они странным образом связаны друг с другом. Попасть наверх помогают «хорошие деньги», а тех, кто, как «господин из Сан-Франциско», был «довольно щедр» к людям из «преисподней», они «кормили и поили… с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой, таскали его вещи…».

Вопрос

Рисуя своеобразную модель буржуазного общества, Бунин оперирует рядом великолепных символов. Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

Ответ

Во-первых, символом общества воспринимается океанский пароход со значимым названием «Атлантида» , на котором плывет в Европу безымянный миллионер. Атлантида – затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. Возникают также ассоциации с погибшим в 1912 году «Титаником».

«Океан , ходивший за стенами» парохода, – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации.

Символическим является и образ капитана , «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромного идола и очень редко появлявшегося на люди из своих таинственных покоев».

Символичен образ заглавного героя (заглавный герой тот, чье имя вынесено в заглавие произведения, он может и не быть главным героем). Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

Он употребляет подводную «утробу» судна «девятому кругу», говорит о «раскаленных зевах» исполинских топок, заставляет появиться капитана, «рыжего червяка чудовищной величины», похожего «на огромного идола», а затем – Дьявола на скалах Гибралтара; автор воспроизводит «челночное», бессмысленное курсирование корабля, грозный океан и бури на нем. Художественно емок и эпиграф рассказа, данный в одной из редакций: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!»

Богатейшая символика, ритм повторов, система намеков, кольцевая композиция, сгущение тропов, сложнейший синтаксис с многочисленными периодами – все говорит о возможности, о приближении, наконец, неминуемой гибели. Даже привычное название Гибралтар обретает в этом контексте свой зловещий смысл.

Вопрос

Почему главный герой лишен имени?

Ответ

Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения» поехать «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемыми его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать оборванцам сквозь зубы: «Прочь!»

Вопрос

Ответ

Описывая внешность господина, Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства – осуществилась, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония.

В обрисовке своего героя автор мастерски пользуется умением подмечать детали (особенно запоминается эпизод с запонкой) и приемом контраста , противопоставляя внешнюю респектабельность и значительность господина его внутренней пустоте и убожеству. Писатель подчеркивает мертвенность героя, уподобленность вещи (его лысая голова блестела, как «старая слоновая кость»), механической кукле, роботу. Именно оттого он так долго, неловко и замедленно возится с пресловутой запонкой. Оттого он не произносит ни одного монолога, а две-три его краткие бездумные реплики скорее напоминают скрип и треск заводной игрушки.

Вопрос

Когда герой начинает меняться, теряет свою самоуверенность?

Ответ

«Господин» меняется только перед лицом смерти, в нем начинает проявляться человеческое: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, – его больше не было, а кто-то другой». Смерть делает его человеком: черты его стали утончаться, светлеть…». «Умерший», «покойный», «мертвый» – так теперь именует автор героя.

Резко меняется отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут – только ящик из-под содовой («содовая» тоже одна из примет цивилизации), прислуга, раболепствовавшая перед живым, издевательски смеется над мертвым. В конце рассказа упоминается «тело мертвого старика из Сан-Франциско», которое возвращается домой в могилу, на берега Нового Света», в черном трюме. Могущество «господина» оказалось призрачным.

Вопрос

Как описаны другие персонажи рассказ?

Ответ

Столь же безмолвны, безымянны, механизированы и те, кто окружает господина на пароходе. В их характеристиках Бунин также передает бездуховность: туристы заняты только едой, питьем коньяков и ликеров и плаванием «в волнах пряного дыма». Вновь прибегает автор к контрасту, сопоставляя их беспечное, размеренное, регламентированное, беззаботно-праздничное прожигание жизни с адски напряженным трудом вахтенных и рабочих. А чтобы раскрыть фальшь мнимо красивого отдыха, писатель изображает нанятую молодую пару, которая имитирует любовь и нежность для радостного созерцания ее праздной публикой. В этой паре была «грешно-скромная девушка» и «молодой человек с черными, как бы приклеенными волосами, бледный от пудры», «похожий на огромную пиявку».

Вопрос

Для чего в рассказ введены такие эпизодические персонажи как Лоренцо и абруццкие горцы?

Ответ

Эти герои появляются в конце рассказа и внешне никак не связаны с его действием. Лоренцо – «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью многим живописцам.

«С царственной повадкой» он поглядывает вокруг, ощущая себя поистине «царственным», радуясь жизни, «рисуясь своими лохмотьями, глиняной трубкой и красным шерстяным беретом, спущенным на одно ухо». Живописный бедняк, старик Лоренцо останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть.

Абруццкие горцы, как и Лоренцо, олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру. Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных мнимых ценностей «господ».

Вопрос

Какой образ обобщает ничтожность и тленность земного богатства и славы?

Ответ

Это тоже безымянный образ, в котором узнается некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри. Многие «съезжаются смотреть на остатки того каменного дома, где он жил». «Человечество навеки запомнило его», но это слава Герострата: «человек, несказанно мерзкий в удовлетворении своей похоти и почему-то имевший власть над миллионами людей, наделавший над ними жестокостей сверх всякой меры». В слове «почему-то» – разоблачение фиктивного могущества, гордыни; время все расставляет по местам: дает бессмертие истинному и ввергает в забвение ложное.

В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе, Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливает грозное предсказание. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.

Рассказ Бунина не вызывает чувства безнадежности. В противовес миру безобразного, чуждого красоте (неаполитанским музеям и песням, посвященным каприйской природе и самой жизни) писатель передает мир прекрасного. Авторский идеал воплощен в образах жизнерадостных абруццких горцев, в красоте горы Монте-Соляро, он отражен в Мадонне, украсившей грот, в самой солнечной, сказочно прекрасной Италии, отторгнувшей от себя господина из Сан-Франциско.

И вот она происходит, эта ожидавшаяся, неотвратимая смерть. На Капри господин из Сан-Франциско внезапно умирает. Оправдываются наше предчувствие и эпиграф рассказа. История с помещением господина в ящик из-под содовой, а затем в гроб показывает всю тщету и бессмысленность тех накоплений, вожделений, самообольщения, с которыми существовал до этого момента главный герой.

Возникает новая точка отсчета времени и событий. Смерть господина как бы рассекает повествование на две части, и этим определятся своеобразие композиции. Резко меняется отношение к умершему и его жене. На глазах становятся равнодушно-черствыми хозяин отеля и коридорный Луиджи. Обнаруживается жалкость и абсолютная ненужность того, кто считал себя центром вселенной.

Бунин ставит вопросы о смысле и сути бытия, о жизни и смерти, о ценности человеческого существования, о грехе и вине, о Божьем суде за преступность деяний. Оправдания и прощения герой рассказа от автора не получает, и океан гневно рокочет при обратном следовании парохода с гробом усопшего.

Заключительное слово учителя

Когда-то Пушкин в стихотворении периода южной ссылки романтически славил свободное море и, меняя наименование, величал его «океаном». Так же он рисовал две смерти на море, обращая свой взор к скале, «гробнице славы», а заканчивал стихи размышлением о благе и тиране. По существу, аналогичную структуру предложил и Бунин: океан – корабль, «прихотью хранимый», «пир во время чумы» – две смерти (миллионера и Тиберия), скала с развалинами дворца – размышление о благе и тиране. Но как все переосмыслено у писателя «железного» ХХ века!

С эпической обстоятельностью, доступной прозе, Бунин рисует море не как свободную, прекрасную и своенравную, а как грозную, свирепую и гибельную стихию. Пушкинский «пир во время чумы» утрачивает свою трагедийность и получает пародийно-гротескный характер. Смерть героя рассказа оказывается людьми не оплаканной. А скала на острове, пристанище императора, на этот раз становится не «гробницей славы», а пародийным памятником, объектом туризма: люди через океан тащились сюда, с горькой иронией пишет Бунин, взбирались на крутую скалу, на которой проживал мерзкий и развратный изверг, обрекавший людей на бесчисленные смерти. Такое переосмысление передает гибельность и катастрофичность мира, оказавшегося, как и пароход, на краю бездны.


Литература

Дмитрий Быков. Иван Алексеевич Бунин. // Энциклопедия для детей «Аванта+». Том 9. Русская литература. Часть вторая. XX век. М., 1999

Вера Муромцева-Бунина. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Вагриус, 2007

Галина Кузнецова. Грасский дневник. М.: Московский рабочий, 1995

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. СПб.: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века. СП.: Паритет, 2002

Смысл названия и проблематика рассказа И.А.Бунина
«Господин из Сан-Франциско»
(урок подготовки к сочинению)

1 этап. Анализ темы.

Осмысление каждого слова темы

смысл – значение, сущность, суть, внутреннее содержание, глубина.

название – заголовок, заглавие, наименование, тема, идея.

проблематика – совокупность проблем, круг вопросов.

произведение – рассказ, новелла, повествование.

Бунин – замечательный русский писатель начала ХХ века, автор, писатель.

Выделение ключевых слов

Смысл названия

проблематика

И.А.Бунин

«Господин из Сан-Франциско»

Формулирование темы другими словами

    Значение заглавия и круг вопросов рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    Глубина наименования и совокупность проблем рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

2 этап. Поиск задачи, заключенной в теме.

    В чем смысл названия и какова проблематика рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

    Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»?

    Поучителен ли рассказ И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

    Состоятельна ли человеческая претензия на господство?

3 этап. Формулирование тезиса.

В названии рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» полно обобщено его содержание . И «господин» , и члены его семьи остаются безымянными , в то время как второстепенные персонажи – Лоренцо, Луиджи – наделены собственными именами . Стихии живой жизни Бунин противопоставляет продажность буржуазии, враждебность к естественной жизни , отсутствие сострадания . В рассказе в непримиримом конфликте сталкиваются трудолюбие и праздность, порядочность и развращенность, искренность и лживость. Проблемы , к которым обращается автор в своем рассказе, - это «вечные темы» литературы.

4 этап. Структурирование сочинения.

    Выделение ключевых слов.

    Объединение ключевых понятий в смысловые «гнезда».

И.А.Бунин, «Господин из Сан-Франциско», конфликт.

Господин и его семья, безымянные, безликость; не жизнь, а существование, делячество, продажность, праздная жизнь, отношение к природе, естественной жизни, распад человеческих связей, отсутствие сострадания, враждебность к естественной жизни, праздность, развращенность, лживость.

Второстепенные персонажи: Лоренцо, Луиджи, собственные имена, стихия живой, естественной жизни, индивидуальность, неповторимость личности, трудолюбие, порядочность, искренность.

- «Вечные темы» литературы: пристальное внимание к природе, «внутреннему» ходу человеческой жизни.

    Установление внутренних связей между «гнездами» ключевых слов.

    Определение оптимального количества частей сочинения.

И.А.Бунин I

«Господин из Сан-Франциско»

Господин и его семья II

не имеют имени

причины в образе жизни

Трагедия

Собственные имена людей, живущих естественной жизнью

Проблемы

«Вечные темы» литературы

    Выстраивание структурных элементов сочинения в логическом порядке.

5 этап. Вступление к сочинению.

    • Определить ключевые слова темы.

Смысл – это субъективное значение, отношение человека (автора) к тому, о чем он говорит, рассуждает.

Название – главная мысль, вынесенная автором в заглавие.

Проблематика – это то, что волнует писателя, вопросы, над которыми заставляет задуматься.

Бунин – блистательный представитель прозы ХХ века.

    • Построить суждение, отражающее связи между ключевыми понятиями. И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина.

      Построить суждение о теме сочинения, включающее ее формулирование другими словами.

Значение заглавия и круг вопросов рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    • Сформулировать задачу, которую тема ставит перед пишущим.

Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою, как живут герои произведения, какими нравственными качествами писатель наделяет их?

    • Построить суждение, показывающее связь вступления с главной частью сочинения.

Ответ на этот вопрос попробуем найти, поняв, чем живут герои рассказа.

    • Соединить эти суждения.

И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина. Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою? Возможно, ответы на эти вопросы мы найдем, поняв, как и чем живут герои рассказа, какими нравственными качествами писатель наделяет их?

6 этап. Проектирование главной части.

    И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века.

    Проблематика и смысл названия рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».

    1. Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

      Отсутствие духовности.

      Неприятие Буниным враждебности высшего общества к природе, к естественной жизни.

      Мир естественных людей.

      Распад человеческих связей, отсутствие сострадания – самое страшное для Бунина.

    Обращение Бунина к «вечным темам» литературы.

7 этап. Написание сочинения.

И.А.Бунин - блистательный представитель прозы ХХ века. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни. В своем рассказе «Господин из Сан-Франциско» писатель рассуждает о месте человека в мире и считает, что человек – это не центр Вселенной, а песчинка в огромном мире, что мироздание не подвластно человеку. В основе повествования – история безымянного господина. Почему И.А.Бунин назвал свой рассказ «Господин из Сан-Франциско»? Почему не дал имени своему герою? Возможно, ответы на эти вопросы мы найдем, поняв, как и чем живут герои рассказа, какими нравственными качествами писатель наделяет их.

Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации. Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. Сам он считает себя господином и упивается своим положением. Он может позволить себе «единственно ради развлечения»» поехать с семьей «в Старый Свет на целых два года», может пользоваться всеми благами, гарантируемые его статусом, верит «в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание», может презрительно бросать «оборванцам» сквозь зубы: «Прочь!» Господин из Сан-Франциско ценен окружающим не как человек, а как господин. Пока он богат, полон сил, хозяин отеля «вежливо и изысканно» кланяется его семье, а метрдотель дает понять, что «нет и не может быть сомнения в правоте желаний господина».

Описывая внешность господина, И.А.Бунин использует эпитеты, подчеркивающие его богатство и его неестественность: «серебряные усы», «золотые пломбы» зубов, «крепкая лысая голова» сравнивается со «старой слоновой костью». В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого богатства: «…он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе за образец…» Желание осуществилось, но он не стал от этого счастливее. Описание господина из Сан-Франциско постоянно сопровождает авторская ирония. Человеческое начинает проявляться в господине только при смерти: «Это хрипел уже не господин из Сан-Франциско, - его больше не было, - а кто-то другой». Смерть делает его человеком: «черты его стали утончаться, светлеть…». А автор именует своего героя теперь «умерший», «покойный», «мертвый». Резко меняется и отношение к нему окружающих: труп должны убрать из отеля, чтобы не портить настроение другим постояльцам, гроб предоставить не могут – только ящик из-под содовой, прислуга, которая трепетала перед живым господином, издевательски смеется над мертвым, хозяин отеля говорит с его женой «уже без всякой любезности», а покойного помещает в самый дешевый номер, твердо заявив о необходимости срочного вывоза тела. Отношение господина к людям переносятся на него самого. В конце рассказа автор говорит, что тело «мертвого старика из Сан-Франциско возвращается «домой, в могилу, на берега Нового Света» в черном трюме: могущество «господина» оказывается призрачным.

Писатель не дает имени не только главному герою. Пассажиры корабля представляют безымянные «сливки» общества, членом которого так хотел стать господин из Сан-Франциско: «Был среди этой блестящей толпы некий великий богач,… был знаменитый испанский писатель, была всесветная красавица, была изящная влюбленная пара…» Их жизнь однообразна и пуста: «вставали рано,…пили кофе, шоколад, какао,…садились в ванны, делали гимнастику, возбуждая аппетит и хорошее самочувствие, совершали дневные туалеты и шли к первому завтраку…» В этом обезличенность, безындивидуальность тех, кто считает себя хозяевами жизни. Это искусственный рай, ведь даже «изящная влюбленная пара» лишь изображала влюбленность: она была «нанята Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги». Жизнь на пароходе иллюзорна. Он «громадный», но вокруг него – «водяная пустыня» океана и «облачное небо». А в «подводной утробе парохода», подобной «мрачным и знойным недрам преисподней», работали голые по пояс люди, «багровые по пламени», «облитые едким, грязным потом». Социальный разрыв между богатыми и бедными – ничто по сравнению с той пропастью, которая отделяет человека от природы и естественную жизнь от небытия. И, конечно, Бунин не принимает враждебность высшего общества к природе, к естественной жизни.

В противоположность «искусственной» жизни Бунин показывает мир естественных людей. Один из них – Лоренцо – «высокий старик лодочник, беззаботный гуляка и красавец», вероятно, ровесник господина из Сан-Франциско. Ему посвящено лишь несколько строк, однако дано звучное имя, в отличие от заглавного героя. И Лоренцо, и абруццкие горцы олицетворяют естественность и радость бытия. Они живут в согласии, в гармонии с миром, с природой: «Шли они – и целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем…» Волынка из козьего меха и деревянная цевница горцев противопоставлены» прекрасному оркестру» парохода. Горцы воздают своей живой, безыскусной музыкой хвалы солнцу, утру, «непорочной заступнице всех страждущих в этом злом и прекрасном мире, и рожденному от чрева ее в пещере Вифлеемской…» Это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».

Таким образом, в рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка, неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Писатель самым страшным считает распад человеческих связей, отсутствие сострадания. А именно это мы и видим в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Для Бунина важна природа, однако, по его мнению, высшим судьей человека является человеческая память. Живописный бедняк, старик Лоренцо, останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика из Сан-Франциско вычеркнули из жизни и забыли, не успел он умереть. И, следовательно, название рассказа выбрано не случайно. В нем – толчок к пониманию смысла, значения рассказа, который заставляет задуматься о вечных проблемах жизни, смерти, любви, красоте.

В названии рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» полно обобщено его содержание. И «господин», и члены его семьи остаются безымянными, в то время как второстепенные персонажи – Лоренцо, Луиджи – наделены собственными именами. Стихии живой жизни Бунин противопоставляет продажность буржуазии, враждебность к естественной жизни, отсутствие сострадания. В рассказе в непримиримом конфликте сталкиваются трудолюбие и праздность, порядочность и развращенность, искренность и лживость. Проблемы, к которым обращается автор в своем рассказе, - это «вечные темы» литературы.

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого объясняется в этой статье, одно из самых известных произведений Ивана Бунина. Это своеобразная притча, в которой рассказывается о бессмысленности богатства и славы перед неотвратимостью смерти. Ключевая идея произведения - осмысление человеком сущности своего бытия, осознание того, насколько хрупка жизнь, насколько она ничтожна, если в ней отсутствуют красота и подлинность.

Смысл названия

Рассказ "Господин из Сан-Франциско", смысл названия которого раскрыт в этой статье, впервые увидел свет в 1915 году.

Главная особенность этого произведения заключается в том, что автор не дал имени главному герою. Даже в заглавии он именуется просто господином из Сан-Франциско. Смысл названия произведения в этом и заключается.

Этот господин был представителем фальшивого, скучного и однообразного так называемого высшего общества. Автор презирал подобных людей, круг общения, к которому они себя относили, за бездушие и веру во вседозволенность за счет денег, ненастоящие отношения, любовь по расчету. Из-за всего этого Бунин даже не стал давать имя своему герою, подчеркнув это в заглавии. Таков смысл названия "Господина из Сан-Франциско".

Сюжет рассказа

Ни разу не назвав в рассказе главного героя по имени, автор подчеркивает свое отношение к нему, отмечая, что его имени никто не запомнил ни на Капри, ни в Неаполе, где он останавливался. Вместе со своей семьей (женой и дочерью) он отправляется в Старый Свет. Бунин в "Господине из Сан-Франциско" пишет, что герои целых два года намеревались лишь развлекаться и переезжать с места на место. Господин много работал последние несколько лет, теперь может себе позволить такой отдых.

Семейство плывет на огромном корабле - "Атлантиде". Он больше похож на фешенебельный отель, на котором есть все, что необходимо для комфортного путешествия.

Жизнь на пароходе в рассказе Бунина "Господин из Сан-Франциско" течет очень размеренно. Пассажиры с утра пьют шоколад, затем идут принимать ванны, делают гимнастику, степенно гуляют по палубам, заполненными такими же довольными жизнью людьми. Все это для того, чтобы нагулять аппетит. Только после моциона на свежем воздухе отправляются на первый завтрак.

После приема пищи читают свежую прессу в ожидании второго завтрака. Затем два часа посвящают отдыху. Для этого на палубах установлены удобные камышовые кресла, на которых можно удобно развалиться, укрывшись пледом. Здесь и проводят время до обеда путешественники, любуясь безоблачным небом.

Днем небольшой перекус - чай с печеньем. Вечером обед. Для отдыхающих на "Атлантиде" это, можно сказать, главная цель существования.

В огромном зале, в котором богачи проводят каждый вечер, играет оркестр. А за стенами в это время шумит океан. Но о нем эти мужчины в смокингах и женщины в декольтированных вечерних платьях даже не вспоминают. Каждый вечер после обеда в зале начинаются танцы.

Степенные мужчины отправляются к барной стойке, где пьют ликеры и коктейли. Прислуживают им негры в обязательных красных камзолах.

Старушка Европа

Первая большая остановка парохода происходит в Неаполе. В этом городе семья господина из Сан-Франциско размещается в фешенебельном отеле. Но их распорядок дня от этого практически не меняется. Ранним утром завтрак, днем культурная программа - посещение музеев и храмов. Потом второй завтрак, полуденный чай, а затем приготовление к вечернему обеду. Обильный обед - своеобразная вишенка на торте каждого дня.

Портит впечатление только погода в Неаполе. Герои "Господина из Сан-Франциско" приезжают в декабре. В это время года тут постоянные ненастья - сильный ветер, временами проливной дождь, под ногами грязь. Поэтому семейство решает переехать на остров Капри. Все вокруг их уверяют, что на нем они будут словно в раю. Семью будет окружать только солнце, тепло и цветущие лимоны.

Американцы на Капри

Герои "Господина из Сан-Франциско" перебираются на остров. Плывут они на небольшом пароходике. По дороге страдают от морской болезни, так как судно сильно болтает на волнах.

Но вот они на берегу. Фуникулер их доставляет в миниатюрный городок, расположенный на вершине горы. Они селятся в отеле, в котором их встречает радушный персонал. И сразу начинают готовиться к обеду.

Главный герой одевается раньше своих близких и в одиночестве идет в уютную читальню отеля, где знакомится со свежей прессой. Он начинает читать, но вдруг строчки начинают прыгать перед ним. Господин, извиваясь всем телом, сползает на пол. Оказавшийся поблизости постоялец зовет на помощь, все тревожатся. Владелец отеля стремится успокоить гостей, но все напрасно. Вечер уже испорчен.

Смерть

Господина из Сан-Франциско кладут в самый дешевый и маленький номер. Его жена и дочь в ужасе стоят рядом. Происходит то, чего они больше всего боялись - он умирает.

Супруга главного героя хочет перенести тело в свои апартаменты. Но хозяин против. Он слишком ценит эти номера и боится, что гости начнут избегать останавливаться у него, если узнают, что здесь был труп. Ведь Капри - небольшой остров, и об этом станет известно сразу всем. Достать гроб тоже проблематично, удается найти только длинный ящик, в котором раньше стояли бутылки с содовой водой.

Обратный путь

Семья господина из Сан-Франциско отправляется в обратный путь. На той же "Атлантиде", на которой они приплыли сюда, отправляются домой.

Но теперь мертвого везут в гробу, который скрыт от окружающих в трюме. А на палубах в это время продолжается обычная размеренная жизнь. Все завтракают, готовятся к ежевечернему обеду и все так же любуются океаном за окном.

Анализ рассказа

Анализ "Господина из Сан-Франциско" следует начать с того, чтобы определиться с замыслом рассказа. Он раскрывается, когда семейство оказывается на Капри. Тут-то и становится понятен философский план Бунина.

После смерти главного героя происходит парадоксальная вещь. Его относят в самый грязный и отвратительный номер, который только был в гостинице, а тело отправляют на пароход в ящике из-под бутылок, чтобы о трагедии узнало как можно меньше постояльцев.

В этом основная тема "Господина из Сан-Франциско". После смерти богатство, слава и почет становятся совершенно неважными. Так автор наглядно демонстрирует сущность человеческого бытия. Деньги и уважение, которые были так важны при жизни, становятся абсолютно бесполезными после смерти.

Бунин к тому же применяет символическую контрастность, описывая представителей буржуа и бедных людей. В анализе "Господина из Сан-Франциско" стоит отметить, что образы простых людей у автора живые, настоящие и привлекательные. А вот богачей он описывает с нескрываемым пренебрежением.

Проблема "Господина из Сан-Франциско" заключается еще и в том, что роскошь и деньги нисколько не защищают человека от реальной жизни. Люди, которые заботятся только о своем кошельке, по Бунину, обречены на нравственную низость.

Рассказ Бунина “Господин из Сан-Франциско” имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение “вечных” проблем человечества в развитии цивилизации.
В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.
В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.
В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах: “Умер человек”. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах: “Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену - ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра...”
Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля: “Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени; а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,
цедили коньяк и ликеры...” Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом “играть в любовь за хорошие деньги”.
На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, “кого некогда взял себе за образец”. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его: “золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью - крепкая лысина”.
Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Рассказать друзьям