Церковно государственная деятельность патриарха иоакима. Современные проблемы науки и образования

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Патриарх Иоаки́м (в миру Иван Петрович Савёлов-первый; 6 января 1621, Можайск — 17 марта 1690, Москва) — девятый и предпоследний в досинодальный период патриарх Московский (26 июля 1674— 17 марта 1690).

Патриарх Иоаким

Шилов В.В. Портретная галерея Патриархов Московских и всея Руси Патриарх Московский и всея Руси Иоаким. 1674-1690

Биография

Происходил из рода можайских дворян Савеловых; один из предков в конце XV был новгородским посадником. В 1655 году оставил военную службу и принял монашество, вступив в число иноков Киево-Межигорского монастыря. В сентябре 1657 года стал насельником, а вскоре «строителем» Валдайского Иверского монастыря. В 1661 года опальный Никон перевёл его на должность «строителя» в свой Новоиерусалимский монастырь. Вскоре Иоаким стал келарем Новоспасского монастыря. В 1664 году, по назначении чудовского архимандрита Павла на кафедру митрополитов Сарских и Подонских, поставлен архимандритом Чудова монастыря, вследствие чего стал в близкие сношения ко двору и к самому царю Алексею Михайловичу. Также сблизился с полковником Артамоном Матвеевым. В 1672 году поставлен в митрополиты новгородские. Ввёл в своей епархии определенную, единообразную для всех церковную дань, отменил обычай посылать из митрополичьего приказа для сбора этой дани светских чиновников, которые допускали злоупотребления, и повелел собирать эту дань поповским старостам.

26 июля 1674 года возведён на престол Московских патриархов. Титуловался «Милостию Божиею Патриарх царствующаго великаго града Москвы и всея Росии». Вскоре по восшествии на первосвятительскую кафедру бросил Алексею Михайловичу прямой вызов: в ноябре 1674 года арестовал и посадил на цепь царского духовника Андрея Савинова; царь был вынужден, ввиду предъявленных неоспоримых свидетельств против протопопа, просить Иоакима не передавать дело духовника на суд Освященного Собора. В начале царствования Феодора Алексеевича был в числе фактических правителей государства наряду с Иваном Милославским.

В конце апреля 1682 года был во главе совершивших дворцовый переворот, в результате которого царём был объявлен младший брат покойного Феодора Алексеевича — царевич Петр Алексеевич. 25 июня 1682 венчал Петра и его старшего сводного брата Иоанна Алексеевича на царство. В 1686 исходатайствовал царскую грамоту о неподсудности лиц духовного сана гражданским властям. В 1687 установил общую для всех епархий норму церковных даней и пошлин.

Решительно противодействовал планам коронации Царевны Софьи, что породило в среде её партии план низложения (и даже убийства) Иоакима и возведения на Патриарший престол Сильвестра Медведева. Во время событий августа 1689 фактически стал на сторону Петра в его противостоянии с Софьей, оставшись с ним в Троицком монастыре.

Борьба с расколом

Собор 1681 года признал необходимой совокупную борьбу духовной и светской властей с усиливавшимся «расколом», просил царя подтвердить постановления Большого Московского собора 1667 года об отсылке упорствующих раскольников к градскому суду, постановил отбирать старопечатные книги и взамен их выдавать исправленные, установил надзор за продажей тетрадей, которые, под видом выписок из священного Писания, содержали в себе хулы на книги церковные.

{rokbox title=|Спор о вере| thumb=|images/2-3.jpg| size=|fullscreen|}images/2-3.jpg{/rokbox}

Василий Перов. "Никита Пустосвят. Спор о вере". 1880-81. («прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи)

Патриарх Иоаким всемерно заботился о том, чтобы постановления против раскольников не оставались мёртвой буквой: в этих именно видах умножено было число архиерейских кафедр и отправлены в свои епархии те архиереи, которые до тех пор жили в Москве с целью исправления раскольников «молением и учением». Рассылал в более крупные центры раскола особых увещателей и издал ряд полемических противораскольничьих сочинений. Наряду с более мелкими сочинениями против раскола, каковы: «Извещение о чуде» (М., 1677), «О сложении трёх перстов» (М., 1677), «Поучение ко всем православным христианам» (М., 1682), слово благодарственное «Об избавлении церкви от отступников» (М., 1683), «Слово против Никиты Пустосвята» (М., 1684, 1721, 1753), Иоакиму приписывается ещё «Увет духовный» (М., 1682, 1753 и 1791) — обширный труд, который написан по поводу бунта 1682 года, в ответ на поданную тогда челобитную, и поныне признаётся одним из лучших сочинений против раскола. Едва ли, впрочем, он действительно принадлежит перу Иоакима, хотя и напечатан от его имени. Все сочинение написано было в 50 дней — срок, слишком короткий для патриарха, обремененного многосложными административными делами. В авторе «Увета» виден глубокий знаток раскола и хороший полемист, тогда как Иоаким не был ни тем, ни другим; во время прений раскольников с православными в Грановитой палате 5 июля 1682 главным действующим лицом со стороны православных был не он, а Афанасий, епископ Холмогорский и Важеский. «Увет» состоит из частей исторической и полемической. В первой излагается дело исправления церковно-богослужебных книг при Никоне и доказывается его законность. Вторая часть подробно отвечает на пункты раскольничьей челобитной, подтверждая свои мнения выписками из древних книг.

Состояние Русской Церкви

В патриаршество Иоакима были учреждены следующие новые епархии: Нижегородская, Устюжская, Холмогорская (Архангельская), Тамбовская и Воронежская.

Собор 1675 в Москве установил исключительную юрисдикцию церковного суда над духовенством. Собор постановил, чтобы епархиальные архиереи имели в своих приказах судей из лиц духовных, чтобы мирские судьи лиц духовного чина ни в чём не судили и ни в чём не управляли, чтобы церковные дани собирались протопопами, архимандритами или поповскими старостами, чтобы дворяне и дети боярские посылались из архиерейских приказов только «на непослушников и непокорников». Собор отменил обычай вызывать в Москву по челобитным московских людей тех лиц духовного сана, который не принадлежали к Патриаршей области; уничтожен был и тот источник архиерейских пререканий и своеволий, который состоял в том, что некоторые церковные вотчины были подвластны не тем архиереям, в епархиях которых они находились, а другим.

На соборе 1675 года рассмотрен был также чиновник (служебник) архиерейского служения; изданы строгие постановления против роскоши в одежде духовенства. В 1677 году был упразднён Монастырский приказ.

Собор 1682 года рассмотрел вопросы о мерах против раскольников, а также обсудил предложение царя о разделении Русской Церкви на 12-и митрополичьих округов и открытии 33 епархий, но с проектом не был принят епископатом, который видел в нём угрозу своим полномочиям и доходам. Осенью 1686 года киевская митрополия была подчинена Московскому Патриархату.

Были изданы, после предварительного просмотра и исправления: Шестоднев (1678), богослужебные книги: Требник (1680), Псалтирь (1680), Минея общая (1681), Октоих (1683), Часослов (1688) и Типикон (1682). Исправлен был и Апостол, но, по-видимому, не был напечатан.

В 1680-х в Москве распространилась пришедшая из Малороссии «латинская» практика совершения «боголепного поклонения» хлебу и вину во время литургии до момента их преложения в таинстве евхаристии. Ситуацией, видимо, воспользовались иезуиты, получившие в то время право открыть свою школу в Москве. Их сторонниками были Симеон Полоцкий и его ученик, «строитель» Заиконоспасского монастыря Сильвестр Медведев; к ним примыкали некоторые влиятельные бояре, входившие в партию Царевны Софьи. Иоаким предпринял опровержение учения «папежников», обратясь к Восточным Патриархам: Иерусалимский Патриарх прислал Православное исповедание Петра Могилы в греческом переводе. В споре на стороне Патриарха приняли участие и братья Лихуды, прибывшие в Москву для организации преподавания в Типографской школе (Славяно-греко-латинской академии).

После мятежа 1689 года и казни Феодора Щегловитого Патриарх настоял на высылке из Москвы иезуитов.

В январе 1690 года был созван Собор, который анафематствовал «хлебопоклонническую ересь», заслушал покаянные исповедания обвинённых в «хлебопоклонной ереси» Сильвестра Медведева и иерея Саввы Долгого, а также «учительное слово» от лица Патриарха. Собор осудил на сожжение сочинения Медведева и запретил читать многие произведения южнорусских учёных, «имеющих единоумие с папою и западным костелом».

В опровержение учения Иоаким также собирался издать сборник «Остень», содержащий опровержение латинского мнения о времени пресуществления св. Даров, составленный, по поручению патриарха Иоакима, Евфимием, монахом Чудова монастыря; но смерть Патриарха 17 марта 1690, помешала этому предприятию. В марте 1681 по указу Патриарха была основана сподвижником Иерусалимского Патриарха Досифея иеромонахом Тимофеем Типографская школа, ставшая основой для учреждённой в 1687 Славяно-греко-латинской академии — первого высшего учебного заведения в Московии.

24 октября 1688 года сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина получила исцеление от иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» из приходского храма Преображения на Ордынке (ныне известен как Скорбященский храм). В настоящее время это одна из немногих старинных чудотворных икон, сохранившихся в Москве в XX веке.

Литература

П. Смирнов. Иоаким, патриарх Московский. М., 1885. Г. Миркович. О времени пресуществления св. Даров. Вильно, 1886 Барсуков И. П. Всероссийский патриарх Иоаким Савелов. СПб., 1890 Булычев А. А. О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2009 г., № 4. С. 33-35

И остался там, составив основу городского гарнизона. 3 марта того же года был произведен в капитаны.

Таким образом, будущий первоиерарх быстро добился положения старшего офицера в полках "нового строя." Однако, он тяготился этой службой и общением с коллегами-иностранцами, не скрывавшими пренебрежения к русским. Поэтому, получив известие о скоропостижной кончине всех своих домочадцев - жены и четырех детей, видимо от чумы, он решил оставить мир и постричься в монахи в Киевском Спасо-Преображенском Межигорском монастыре , находившимся близ его расположения его воинской части. Постриг, вероятно, произошел зимой-весной года .

От инока до митрополита

В том же году, ввиду смертельной болезни патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления.

Патриаршество

Вопрос легитимности и отношения с патриархом Никоном

26 июля года был избран патриархом Московским и всея Руси . Положение патриарха Иоаким относительно низложенного с патриаршего престола и заточенного Никона было шатким, так как многие не признавали низложения последнего, а Иоакима считали незаконным патриархом. Сам Никон также не оставался безгласным и продолжал считать себя подлинным первосвятителем.

В ответ, Иоаким преследовал Никона с настойчивостью. После смерти царя Алексея Михайловича патриарх Иоаким поднял против Никона целое дело и в году без суда перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор. Позже, несмотря на многократное ходатайство царя Феодора Алексеевича , патриарх Иоаким упорно не соглашался перевести Никона в его любимый Воскресенский монастырь и уступил уже в то время, когда Никон был при смерти. Иоаким не согласился хоронить Никона как патриарха и не присутствовал на его погребении в году, хотя на них явилась вся царская фамилия. Вместо себя патриарх благословил митрополита Новгородского Корнилия совершить заупокойные богослужения как будет угодно государю. Патриарх отказался и от драгоценной митры покойного, которую прислал ему царь Феодор, и вместо патриарха митра досталась святителю Смоленскому Симеону , которого патриарх вскоре по кончине царя Феодора лишил белого клобука и сослал на покаяние в Троице-Сергиев монастырь.

Борьба с инославным влиянием

Основные усилия патриарха Иоакима были направлены на борьбу против инославного, особенно римо-католического , влияния на русское общество, которое шло в то время в основном через Польшу - либо напрямую через польских иезуитов , либо через выходцев из Южной России, которых стало в столице особенно много после воссоединения Украины с Россией в году. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии - одна латинствующая , во главе которой стоял ученый монах Сильвестр (Медведев) , другая - ревнителей Православия , возглавляемая патриархом. Их противостояние вскрылось в волнениях из-за вопроса о времени пресуществления Святых Даров в таинстве Евхаристии . Латинствующая партия, к которой примыкала царевна Софья и ее двор, князь В. В. Голицын и в особенности Ф. Л. Шакловитый , многие лица из духовенства включая некоторых иерархов, подняла этот вопрос. Патриарх Иоаким предпринял опровержение учения "папежников", обратясь к Восточным патриархам за отеческими сочинениями, на которые те ссылались. Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в году у Восточных патриархов двух ученых греков , монахов братьев Лихудов , посланных Иерусалимским патриархом Досифеем . Патриарх Иоаким поставил Лихудов во главе "греческого" училища (затем Славяно-греко-латинской академии), основанного при Заиконоспасском монастыре в году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Другим помощником патриарха в полемике против латинствующих, а также вообще во всех книжных делах, был известный справщик, монах Евфимий.

Дела государственные

В политической жизни своего времени патриарх Иоаким принимал довольно видное участие. Неоднократная смена царствующих особ после смерти царя Алексея Михайловича подняла значение патриарха, который выступал в качестве высшего лица в государстве, обеспечивавшего стабильность власти.

Он способствовал уничтожению местничества при царе Феодоре и энергично противостал проектированному около этого же времени разделению России на наместничества с учреждением наследственных наместников из знатных боярских фамилий, "всеконечно возбранив " это делать.

Литература

  • Барсуков, Всероссийский патриарх Иоаким Савелов , СПб., 1890.
  • Белокуров, С. А., "Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме," Христианское чтение , 1885, ч. II.
  • Белокуров, С. А., Христианское Чтение , 1886, № 7-8.
  • Боголюбский, М. С., прот., Московская иерархия. Патриархи , М., 1895, 31-45.
  • Воробьев, Г., О московском соборе 1681 - 1682 , СПб., 1885.
  • Горский, И., Патриарх всероссийский Иоаким в борьбе с расколом , СПб., 1864.
  • Едлинский, М., свящ., Подвижники и страдальцы за веру правосл. и землю свято-русскую , СПб, 1903, 116-135.
  • Миркович, Г., О времени пресуществления св. Даров , Вильно, 1886.
  • Писарев, Н. Н., Домашний быт русских патриархов , Казань, 1904, 192-198.
  • Сементовский, Н., Киев и его святыни (6-е изд. допол. и испр.), СПб. и Киев, 1881, 251.
  • Скворцов, Г. А., Патриарх Адриан, его жизнь и труды .
  • Сменцовский, М. Н., Братья Лихуды , СПб., 1899.
  • Смирнов, И., "Иоаким, патриарх Московский," Чтения общества любителей духовного просвещения , 1879, ч. I-II; 1880, ч. I; 1881, ч. I (отд. изд. М., 1885).
  • Соловьев, С. М., История России , кн. III, 468, 740-746, 775, 818-900, 905-928; 1046-1095; 1190.
  • Толстой, М., Рассказы из И. Р. Ц. , 558-568, 574-591.
  • Шляпкин, Св. Димитрий Ростовский и его время .
  • Булгаков, 1405, 1406.
  • Гаврилов, Странник , 1873, №№ 1-3, №№ 6-9.
  • Денисов, 95, 427, 501.
  • Ратшин, 99.
  • Строев, П., 7, 37, 163.
  • Н. Д., 12, 19.
  • Учреждение Арханг. еп. и ее архипастыри , Архангельск, 1889, 3.
  • Приб. к твор. св. отц. , т. 32 (Мансветов, И., "Как у нас привились книги" и др.).
  • Материалы для истории раскола , т. IV.
  • Житие и Завещание патр. Иоакима , изд. отдельно Императ. общ-м любителей древн. письм., 1880, № 47.
  • Обозрен. еп. преосвящ. Ионафаном, еп. Яросл. и Рост. , Ярославль, 1881, 6.
  • Летопись Е. А. , 576, 677, 671, 672.
  • М. Нкр. , т. I, 508.
  • Сборн. любит. дух. чтен. , М., 1888, 311.
  • Прав. собес. , 1866, январь, 38 и п/с; 1867, ноябрь, 193.
  • Истор. свед. о г. Арзамасе , 1911, 42.
  • Душеп. чтен. , 1897, ч. 2, 531.
  • Рус. палом. , 1889, № 34, 401, 402; № 35, 415-418.
  • Странник , 1872, февраль, 89.
  • Истор. вестн. , 1880, январь, 21; 1881, март, 548-549; ноябрь, 665-668; 1885, октябрь, 115; 1886, т. 25, 589; 1890, октябрь, 190; 1895, апрель, 544; 1896, июль, 82 п/с.
  • Прав. собес. , 1873, июль, 336.
  • Рус. архив , 1889, кн. 2-я, 304 (Казанский митр. Маркелл); 1893, кн. 3-я, 15-17 (Н. Скворцов, свящ., Московский Кремль); 1895, кн. 1-я, № 4, 530-531; 1910, кн. 1-я, № 3, 423, 425-427; кн. 3-я, № 9, 8.
  • ЖМП , 1944, № 9, 15; 1945, № 3, 68; № 4, 66; № 7, 50; 1948, № 3, 6.
  • БЭЛ , т. VI, 729-735.
  • БЭС , т. I, 1078-1079.
  • РБС , т. VIII, 174-177.
  • ПБЭ , т. 6, стб. 729-735.
  • Мануил (Лемешевский), митр., Русские православные иерархи периода с 992 по 1892 годы (включительно): ч. 1-5 , Куйбышев, 1971 (машинопись), ч. 2.Древняя Русь. Вопросы медиевистики , 2009, № 4, 33-35.

    Версия высказана в Белокуров, С. А., Христианское Чтение , 1886, № 7-8.

Патриарх Московский (1674-1690).

Патриарх Иоаким (в миру Иван Петрович Савелов) родился 6 (16) января 1621 года в . Он происходил из рода можайских дворян Савеловых, известного с конца XV века.

В молодости будущий первосвятитель находился на военной службе на южных границах Российского государства. Оводовев в 1655 году, он оставил военную службу и принял монашесткий постриг в Межигорском монастыре в Киеве (ныне на Украине).

В сентябре 1657 года Иоаким стал насельником, а затем «строителем» Валдайского Иверского монастыря. В 1661 году патриарх перевел его на должность «строителя» в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь.

Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Новоспасском. В 1664 году он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, благодаря чему стал близок к царскому двору и лично к царю Алексею Михайловичу.

В 1672 году Иоаким был назначен митрополитом Новгородским. Вскоре из-за болезни патриарха Питирима митрополит Иоаким был вызван в и привлечен к делам патриаршего управления.

Патриарх Иоаким отличался ревностью к строгому исполнению церковных канонов. Им были пересмотрены чины литургии, устранены некоторые несоответствия в богослужебной практике. В борьбе с расколом первосвятитель прибегал не только к административным мерам, но и к увещеваниям. Во внутреннем церковном управлении при нем было установлено, чтобы повсюду духовные дела подлежали ведению только духовных лиц. В период предстоятельства патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. Патриарх также способствовал подчинению Московскому патриарху Киевской митрополии.

По благословению патриарха Иоакима в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище положило начало Славяно-греко-латинской академии.

В области государственного управления патриарх Иоаким также проявил себя энергичным и последовательным политиком. В годы царствования предстоятель оказывал значительное влияние на государственные дела. После смерти царя в 1682 году, в условиях возникшей смуты в вопросе о престолонаследии, патриарх активно поддерживал партию Нарышкиных и царевича , выступал посредником между противоборствующими сторонами и применял меры для прекращения стрелецкого восстания.

Патриарх решительно противодействовал планам коронации царевны , что породило в среде ее сторонников план низложения и даже убийства Иоакима. Во время событий августа 1689 года первосвятитель фактически стал на сторону

Патриарх Иоаким родился в 1620 г., происходил из служилых дворян, носивших фамилию Савеловых. Долгое время сам был на военной службе в южных пограничных областях. Овдовев в 35 лет, он оставил военную службу и принял монашеский постриг в киевском Межигорском монастыре. В 1657 году по его прошению Патриарх Никон перевел его в свой новгородский Иверский монастырь, населяемый нарочито разноплеменным братством во образ монашества Святой Афонской горы. Вскоре Иоаким был переведен в Москву, где подвизался сначала в Андреевском монастыре, а затем в Новоспасском монастыре. В 1664 году он был поставлен архимандритом Московского Чудова монастыря, в 1672 году назначен митрополитом Новгородским. Из-за болезни Патриарха Питирима он был вызван в Москву и привлечен к делам патриаршего управления. 26 июля 1674 года возведен на первосвятительскую кафедру.

Патриарх Иоаким отличался ревностью к строгому следованию церковным канонам. Он пересмотрел чины литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, устранил некоторые несоответствия в богослужебной практике, исправил и издал Типикон, который поныне употребляется в Русской Православной Церкви почти в неизменном виде. Издаваемые книги он, как и Никон, предварительно подвергал своему личному и соборному рассмотрению, проверял даже те книги, которые издавались в Киеве. Он старался вводить всюду однообразие богослужебной практики и соборно разрешал некоторые относительно нее вопросы.

Естественно, что при таких условиях он должен был столкнуться с раскольниками и вступить с ними в борьбу, тем более, что в то время особенно усилилась их пропаганда. С целью ослабить раскольническое движение на Соборе 1682 г. было составлено несколько постановлений (например, о надзоре за продажей тетрадей в Москве, об увеличении числа епархий); когда поднялся в Москве раскольничий бунт во главе с Никитой Пустосвятом (1682 г.), Иоаким старался всячески остановить его, в 1683 г. соборно осудил Никиту, выписку об этом отпечатал и разослал для чтения по церквам, всенародно анафематствовал раскольников в Неделю Православия, а в 1685 г. по его мысли были составлены статьи о строгих наказаниях раскольников и их укрывателей. Наконец, он рассылал по разным местностям увещателей для обращения раскольников и издавал противораскольнические сочинения («Увет духовный», «О сложении трех перстов» и т. п.). Также горячо Иоаким боролся с иноверной пропагандой - католической и протестантской. Так, он запретил продавать и покупать иконы, написанные на бумажных листах, особенно «немецкие еретические».

В Москве представителями польско-латинской культуры были главным образом выходцы из Южной России, которых особенно много стало в столице после воссоединения Украины с Россией в 1654 году. Они хоть и оставались по сути православными, но в борьбе против католицизма усвоили внешние приемы латинской схоластики. Кроме того, малороссияне, часто сами того не замечая, под влиянием католицизма допускали некоторые отступления от учения и обрядности православия. Патриарх сумел добиться принятия; указа о строгом таможенном «допросе» иностранцев. По его просьбе в 1690 г. высланы из Москвы иезуиты, успевшие уже основать в столице свою школу, потому что «они чинили противность св. восточной Церкви, людей прельщали и римской вере научали»; перед смертью в своем духовном завещании он просил царя, чтобы «впредь запретил лютеранам и кальвинистам проповедовать свое учение под казнью накрепко», чтобы не дозволял католической пропаганды и латинских костелов.


Во внутреннем церковном управлении Патриарх Иоаким отстаивал соборное постановление о неподсудности духовенства светским властям, его стараниями в 1677 г. Был упразднен монастырский приказ, бывший наглядным выражением подчинения духовных лиц светскому управлению. По его ходатайству в 1681 году для всех храмов, не имевших земельного надела, велено было отмерить участки из помещичьих и вотчинных земель. Эти меры улучшили материальное положение духовенства. В 1678 году он расширил число имевшихся в Москве богаделен, содержавшихся на церковные средства.

Из государственных дел, в которых Патриарх Иоаким принимал участие, особенно важно уничтожение местничества. Царь Феодор Алексеевич действовал здесь по совету и благословению Патриарха. Когда для решения этого вопроса в январе 1682 г. I составился Собор, Патриарх выступил с речью, подробно указав вред местничества и I его несоответствие с христианской любовью; с новой речью он обратился к боярам, а когда состоялось сожжение разрядных книг: он побуждал их бросить местничество и даже грозил ослушникам церковным запрещением.

В период предстоятельства Патриарха Иоакима были учреждены Нижегородская, Устюжская, Холмогорская, Тамбовская и Воронежская епархии. По его благословению в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды основали в Москве духовное училище при Заиконоспасском монастыре. Это училище со временем превратилось в Славяно-греко-латинскую академию, которая в 1814 году была преобразована в Московскую духовную академию.

Широкая и энергичная деятельность Патриарха Иоакима создала ему, как раньше Филарету и Никону, немало врагов. Некоторые даже замышляли покушения на его жизнь (Никита Пустосвят, Медведев и стрельцы). Но Иоаким не боялся врагов и не отступал от своих планов. В глубокой старости, после 16-летнего патриаршества, он скончался 17 марта 1690 года и был погребен «в соборной великой церкви патриарша престола» - Успенском соборе Московского Кремля

Патриарх Иоаким (1674-1690 гг.)

Иоаким начинал свою биографию, как типичный представитель многочисленного класса московских служилых дворян. Род его носил фамилию Савеловых. Службу он отбывал в приграничной с Польшей полосе Чернигов-Курск. Никакой богословской школы и даже любительской церковной начитанности не имел. По недружественной характеристике вождя раскола, диакона Феодора, Иоаким в молодости был далек от церковности и был будто бы даже неграмотен. Смолоду долго жил в деревне, занимался охотой и редко бывал в церкви. Но к 35-ти годам, уже на службе, овдовел и решил изменить свою карьеру. Вступив на церковную дорогу, Иоаким там же на юге принял пострижение в Киеве, в Межигорском монастыре. При патр. Никоне он захотел устроиться в родной ему московской области. В 1657 г. патр. Никон взял его в свой Иверский монастырь. С момента ухода Никона из Москвы, практичный Иоаким сразу занял позицию в стане противников Никона. Из Иверского монастыря он в 1663 г. переведен был в Москву, в Чудов монастырь, уже в звании архимандрита. В 1672 г. Иоаким поставлен Новгородским митрополитом на смену Питириму, ставшему на один год (1672-1673 г.) патриархом. В виду болезни Питирима, Иоаким был вызван из Новгорода и привлечен к делам патриаршего управления, а по кончине Питирима признан был подходящим для занятия патриаршего места.

Не имея школьной подготовки к писанию, Иоаким в Москве приближаясь к аппарату управления, оперся в деловой технике на взятого в патриаршую канцелярию киевлянина, монаха Евфимия. Это был среди недавно приехавших киевлян наиболее строгий ортодоксал, не отрицавший латинской заразы у своих земляков. Из бояр того времени Иоаким был на стороне угодного царю энтузиаста создания школы, Федора Михайловича Ртищева, хотя последний и чужд был суеверного страха москвичей перед латинской заразой через школу.

Как консерватор и позитивист, Иоаким направил свою энергию на выполнение той архиерейской программы, которая была утверждена Большим Собором 1667 г. Она шла в разрез со стремлениями боярского и служилого класса, а потому для осуществления ее нужны были настойчивые усилия. к этому Иоаким был способен. Он начал проводить эту, в сущности никоновскую программу, уже с момента, когда он очутился на Новгородской кафедре. Уже в Новгороде Иоаким издал указ, чтобы церковную дань с духовенства собирали сами поповские старосты, а не светские епархиальные чиновники. Сделавшись патриархом, Иоаким принял систематические меры к действительному выполнению постановлений Великого Собора о том, чтобы ненавистный Никону, да и всему епископату, Монастырский Приказ был упразднен. Для всех задуманных реформ в духе сохранения прежних привилегий в управлении, суде и финансах, Иоаким немедленно, в 1675 г. собрал собор, на котором постановил, чтобы Монастырский Приказ не на словах и обещаниях, а на деле был закрыт. А чтобы администрация, суд и финансы - все перешли в руки духовенства. И чтобы все светские чиновники, хотя бы и принадлежащие к составу слуг архиерейских домов, и помещенные на землях церковных, не были все-таки, в порядке служебных и административных полномочий самостоятельными начальниками, а всегда были бы только подчиненными исполнителями указаний и распоряжений хозяйственных властей, состоящих в священно-монашествуюших чинах. Светским чиновникам отведена вспомогательная и исполнительная служба по ревизии и описи имущества церквей и монастырей, по производству судебных расследований и по полицейским функциям.

С самого вступления на патриаршество Иоаким, как любитель порядка и законности, сейчас же в 1675 г. собрал собор и на нем поставил вопрос о все еще невыполненном решении Собора 1667 года об упразднении Монастырского Приказа и ускорении реализации полной неподсудности духовенства светским властям. По инерции все еще тянулся ликвидационный период для Монастырского Приказа. Патр. Иоаким добился постановления собора об окончательном закрытии его, что и произошло в 1677 г. Если оглянуться назад, то патр. Иоаким явно выполнял программу Никона: боролся с засильем царской администрации. Так оно и было. Архиереи свергли Никона, но стояли за его программу, добивались того же, чего добивался и свергнутый Никон, но теперь в уверенности, что царская власть уже не будет этой борьбой принципиально обеспокоена. Все патриархи, кончая последним Адрианом, отстаивали принципиально исторически устарелый, «удельный» принцип неприкосновенности недвижимых церковных владений. По-прежнему хлопотали о возможных способах, прямых и обходных, их дальнейшего расширения. И в особенности, конечно, старались о максимальном очищении всего экономического ведомства церкви от какого бы то ни было участия в нем царских чиновников. Такое же устранение государственных чинов преследовалось и в аппарате управления приходским духовенством. Та же принципиальная независимость от светского элемента преследовалась и в процедуре суда, не только по делам духовного характера, но по возможности и по всем делам гражданского и уголовного характера, как над духовенством, так и над всеми людьми земельных владений церковных. Патриарх Иоаким на соборе 1675 г. провел ряд мер к подрыву роли и значения светских чиновников в епархиальном управлении. Впредь предписано ведать дела духовные и дела, касающиеся духовных лиц, судьям, состоящим только в духовном же или в монашеском чине, но никоим образом не чиновникам-мирянам, хотя бы и принадлежащим к ведомству архиерейскому. Всем бывшим чиновникам-мирянам предоставлена только роль канцеляристов и исполнителей духовных решений и приговоров.

Вопрос о росте церковного землевладения, несмотря на сопротивление ему программы государственников, не мог быть решаем огульно отрицательно. Это было бы противоестественной борьбой с ростом всей национальной жизни. Происходило расселение народа по новым землям, естественное размножение населения и вместе со всем этим размножение и приходских церквей и отчасти монастырей. Существовал и закон еще с момента ликвидации смуты при царе Михаиле Федоровиче о наделении новых церквей минимально обеспечивающими их земельными участками. Такие наделы, регистрируемые в общих писцовых книгах, и назывались «писцовыми землями». Эти церковные наделы саботировались светскими властями, а по боярскому приговору 1676 г. и вовсе прекратились. Патр. Иоаким поднял против этого беззакония резкую борьбу и добился его отмены. На 1680-й г. намечено было новое межевание земель. И вот патр. Иоаким тут провел уже закон, чтобы безземельных церквей впредь не было, а чтобы писцовые земли были отмежеваны для всех церквей.

Но царское правительство было неуступчиво в вопросе о налоговом бремени на все церковно-монастырские земли по принципам Уложения 1649 г. Повышенные сборы с церковных имений, по сравнению со сборами с других служилых классов, оставлены в полной силе. Грядущий петровский нажим все усиливался с самого начала действия Уложения. Уже теперь правительство рассылало по монастырям и архиерейским домам для прокорма своих инвалидов, т. е. раненых и просто старых служилых людей. Само правительство, уже приступившее к созданию филантропических учреждений, предложило в 1678 г. расширить патриаршие богадельни в Москве, чтобы содержать в них не менее 412 человек. Собор 1683 г. по предложению, внесенному царским правительством, постановил сделать разбор нищего и больного люда по городам и разместить его по церковным богадельням и больницам.

Рассказать друзьям