Манифест коммунистической партии 1848. Равнение на «Манифест Коммунистической партии»! Отказ от капитализма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Отказ от катехизиса

В 1847 году Карл Марк и Фридрих Энгельс вступили в "Союз справедливых" - ответвление тайной революционной организации "Союз отверженных". Написанный ими "Манифест" был программным произведением, созданным на заказ. Интересно, что изначально манифест должен был называться "Проект коммунистического символа веры". Энгельс писал Марксу: "Подумай над «Символом веры". Я считаю, что лучше всего было бы отбросить форму катехизиса и назвать эту вещь "Коммунистическим манифестом". Ведь в нем придется в той или иной мере осветить историю вопроса, для чего теперешняя форма совершенно не подходит". Надо сказать, что изменение названия - одна из немногих заслуг Энгельса.

Женский вопрос

Одно из интереснейших и остроумных мест в "Манифесте"- рассуждение Маркса о страхах буржуа по поводу того, что с приходом коммунизма будет происходить обобществление жен. По мнению Маркса, такие страхи можно объяснить только тем, что женщины признаются буржуа орудиями производства, тогда как коммунизм, напротив, хочет освободить женщин от такого восприятия. Маркс пишет: "Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга". Примечательно, что у самого Маркса будет незаконнорожденная дочь от служанки, на которой, чтобы утаить связь друга, придется жениться Энгельсу.

Пролетарии, объединяйтесь!

Сентенция «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!» оказалась невероятно живучей. Под этим лозунгом проходила революция в России. Интересно, тем не менее, само понятие пролетариата. Оно достаточно двусмысленное. С одной стороны, в Древнем Риме так называли неимущих граждан, деклассированные элементы, полезные обществу только своим потомством. В словаре Даля же «пролетарий» обозначает бобыля, то есть напротив – бездетного человека. В этом значении «пролетарии всех стран, объединяйтесь!» звучит, по меньшей мере, странно.

Призрак коммунизма

В изначальном варианте «Манифеста коммунистической партии» не было «призрачного» вступления Карла Маркса. Оно появилось только после окончательной редактуры, выполненной Марксом осенью 1847 года. Эффектное начало «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» был придумкой Карла Маркса. Очевидно, что эта формулировка была следствием увлечения Маркса мистицизмом. Карл родился в Трире, городе, где античные руины чередуются с готическими соборами. Не удивительно поэтому, что в юности он пережил увлечение романтизмом. В то время в Европе был невероятно популярен Эдгар По, поэтому зримый и пугающий образ «призрака коммунизма» воздействовал на людей самым прямым образом

Переводы

"Манифест коммунистической партии" до сих пор является одним из самых популярных и переводимых произведений. Ещё до Октябрьской революции было издано множество его переводов. Из самых экзотических - три японских перевода и один китайский. Большую часть составляли публикации на русском языке (70) и языках Российской империи (35): 11 на польском, 7 на идише, 6 на финском, 5 на украинском, 4 на грузинском, 2 на армянском. 55 изданий «Манифеста» было выпущено в Германии, а в им­перии Габсбургов - 9 на венгерском и 8 на чешском языке (из них 3 в Хорватии и по одному в Словении и Словакии), 34 на английском (в том числе в США, где первый перевод по­явился в 1871 году), 26 на французском и 11 на итальянском. Кроме того, было издано 7 изданий на болгарском, 4 на сербском, 4 на румынском и одно, напе­чатанное в Салониках, - на сефардском языке. Северная Ев­ропа была представлена умеренно: 6 публикаций на датском, 5 на шведском и 2 на норвежском языке.

Неожиданная слава

Почти 25 лет манифест не получал широкой известности. Ничто не предвещало его успеха и будущего влияния на мировую историю. Ситуацию кардинально изменил судебный процесс над лидерами Социал-де­мократической партии Германии, обвиняемыми в государ­ственной измене - Вильгельмом Либкнехтом, Августом Бебе­лем и Адольфом Хепнером. В марте 1872 года обвинение зачитало текст манифе­ста в зале суда, что дало социал-демократам возможность опубликовать его легально, большим тиражом - как часть судопроизводства. Именно издание 1872 года (до этого времени в документ при публикациях вносились изменения) стало основой для всех последующих версий манифеста.

Религиозный вопрос

Вопросов религиозных в «Манифесте коммунистической партии» Маркс сознательно избегает, уделяя им самое незначительное место. Маркс, убежденный атеист и богоборец, в религиозных дискуссиях мог перейти эмоциональную грань. Его отношения с Богом были не просто «натянутыми», он был закоренелым безбожником и писал богохульные стихи. В партийном манифесте эти «страсти» были бы чрезмерными. Вот одно из его стихотворений, в котором он сравнивает себя с самим Люцифером.

"Заклинания впавшего в отчаяние"

Мне не осталось ничего, кроме мести,
Я высоко воздвигну мой престол,
Холодной и ужасной будет его вершина,
Основание его - суеверная дрожь.
Церемониймейстер! Самая чёрная агония!
Кто посмотрит здравым взором -
Отвернётся, смертельно побледнев и онемев,
Охваченный слепой и холодной смертью.

1. Формально документ, ставший «священным писанием» коммунистов всего мира, был создан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом не по их собственной инициативе, а по поручению леворадикального «Союза справедливых», членами которого оба политика стали в 1847 году. Интересно, что после вступления Маркса и Энгельса «Союз справедливых» был переименован в «Союз коммунистов».

2. Конгресс «Союза справедливых» поручил своему новому члену Фридриху Энгельсу создать текст программного документа, получившего название «Проект Коммунистического символа веры». Но, видимо, атеистические убеждения Маркса и Энгельса заставили поменять название окончательного документа на «Манифест Коммунистической партии».

Картина «Карл Маркс и Фридрих Энгельс». Художник Г. Гордон. Холст, масло. Репродукция. Фото: РИА Новости

3. Официально авторство «Манифеста Коммунистической партии» принадлежит Карлу Марксу и Фридриху Энгельсу, однако на деле он был написан в Брюсселе, в январе 1848 года, только Марксом. Энгельс высказал лишь несколько замечаний, однако Маркс настоял на том, чтобы на издании были указаны две фамилии авторов.

4. Исследователи отмечают, что, в отличие от многих других программных политических документов, «Манифест Коммунистической партии» читается так же легко, как художественное произведение. Карл Маркс обладал недюжинным журналистским талантом, что проявилось и при написании данного документа - «Манифест», определивший историю развития человечества на целое столетие, уместился всего в 12000 слов.

5. Впервые «Манифест Коммунистической партии» был издан на немецком языке в Лондоне в 1848 году. С датой его выхода в свет существуют разночтения - в разных источниках указывается 15 февраля, 21 февраля, 26 февраля, а также 4 июля. Не исключено, что путаница связана с тем, что «Манифест» издавался на разных языках - кроме немецкого, на шведском, а несколько позднее и на английском.

6. «Манифест Коммунистической партии» был написан в 1848 году, когда в странах Европы произошел целый ряд революций. Однако на идеи Маркса и Энгельса практически никто не обратил внимания - число их сторонников не превышало нескольких десятков человек. Подлинную популярность идеи, изложенные в «Манифесте», обретут лишь несколько десятилетий спустя.

7. Первое издание «Манифеста Коммунистической партии» на русском языке было выпущено в 1869 году в Женеве. Авторство перевода приписывается видному анархисту Михаилу Бакунину . Второе издание появилось в 1882 году в переводе Георгия Плеханова . Любопытно, что политические взгляды и Бакунина, и Плеханова резко критиковал главный продолжатель идей «Манифеста» в России - Владимир Ильич Ленин .

8. Нет точных сведений о количестве изданий «Манифеста Коммунистической партии». Только в СССР, по данным на 1 января 1973 года, было выпущено 447 изданий «Манифеста» общим тиражом 24341000 экземпляров на 74 языках. Общее же количество изданий в мире превышает 1000 на более чем 100 языках мира.

Титульный лист русского издания «Манифеста коммунистической партии», 1885 год. Репродукция. Оригинал хранится в музее Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Фото: РИА Новости

9. Спустя 100 лет, в 1948 году в СССР вышел еще один «Манифест Коммунистической партии» - так называлось стихотворение известного советского поэта Сергей Наровчатова. В нем, в частности, были такие строки:

Сто лет подряд твердите вы о нем,

И, давний, он опять встает как новость

Повсюду, где не сыщешь днем с огнем

В потемках затерявшуюся совесть…

И перед ним бессилен Белый дом,

Тот Белый дом, что перестал быть белым

С тех самых пор, как квартиранты в нем

Наш белый свет марают черным делом.

Страх сотен перед гневной мощью масс

Ввело в закон двадцатое столетье,

Хотел бы я, чтоб видел старый Маркс,

Как мы сейчас бушуем на планете!

10. Создатель «Манифеста Коммунистической партии» Карл Маркс, как уже отмечалось, был талантливым журналистом, умевшим привлечь внимание читателей яркими и сочными фразами в начале и в конце произведения. Именно поэтому даже те, кто никогда не читал «Манифест», хоть раз в жизни слышали их - «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма» и «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Price Realized: $127 115

MARX, Karl (1818-1893) & ENGELS, Friedrich (1820-1895). Manifest der kommunistischen Partei. Veröffentlicht im Februar 1848. Londres: imprimé par la "Bildungs=Gesellschaft für Arbeiter" de J.E. Burghard, 1848. PMM 326.

Уход: €97,000. Аукцион Christie"s. Collection Jean Lignel Dessins et manuscrits, Livres anciens et livres d"artistes. 11 декабря 2008 года. Париж. Лот № 12.

Французское описание лота: Plaquette in-8 (214x137 мм.). 23 pages (titre inclus dans la pagination). Couverture originale, imprimée sur papier vert, titre dans un encadrement typographique formé de 26 (sens vertical) et 13 (sens horizontal) éléments (demi-cercles avec une couronne radiale), aux angles trois demi-cercles composés de 3 pièces typographiques avec une couronne radiale (agrafes enlevées et remplacées par une couture, insérés dans une couverture protectrice de papier japon et papier peigne), étui moderne en cartonnage vert.

Provenance : Экземпляр уже 2 раза продавался на аукционах - bibliothèque Schocken - Hauswedell & Nolte (vendu en 1976) - Vente à Paris en 1979.


Карл Маркс и Фридрих Энгельс. «Манифест коммунистической партии» (нем. Das Manifest der Kommunistischen Partei) - легендарная работа, в которой они декларируют и обосновывают цели, задачи и методы борьбы зарождавшихся коммунистических организаций и партий. Авторы провозглашают неотвратимость гибели капитализма от рук пролетариата. Манифест начинается словами: «Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма» , а заканчивается знаменитым историческим лозунгом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Впервые издан 21 февраля 1848 года в Лондоне. Кстати, в Советском Союзе находилось приличное количество экземпляров первого "Манифеста". Складывалось впечатление, что это была целенаправленная политика партийного руководства страны по скупке их на международных аукционах. Возможно, привозили работники Коминтерна, или поступления в качестве подарка при визите официальных лиц. Короче, осталось за кадром.

I. Буржуа и пролетарии

II. Пролетарии и коммунисты

III. Социалистическая и коммунистическая литература

1. Реакционный социализм

a. Феодальный социализм

b. Мелкобуржуазный социализм

c. Немецкий, или «истинный», социализм

2. Консервативный, или буржуазный, социализм

3. Критически-утопический социализм и коммунизм

IV. Отношение коммунистов к различным оппозиционным партиям


Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам? Два вывода вытекают из этого факта. Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами. Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии. С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий "Манифест", который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках. История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

Второй конгресс "Союза коммунистов" проходил с 29 ноября по 8 декабря 1847 г. в Лондоне. К. Марксу и Ф. Энгельсу было поручено написать программный документ Союза. Основой послужили наработки, сделанные раньше Ф. Энгельсом (Проект коммунистического символа веры и Принципы коммунизма). В середине декабря Ф. Энгельс был вынужден уехать из Лондона в Париж и работу продолжал К. Маркс. А Ф. Шаппер подгонял. Текст Манифеста коммунистической партии был выслан руководителям "Союза коммунистов" в начале февраля из Брюсселя (т.е. К. Марксом), Ассоциации немецких рабочих пришлось занять 25 фунтов стерлингов, купить готический шрифт и тиражом 1 000 экземпляров "Манифест коммунистической партии" был отпечатан 21 февраля 1848 года. Печатник (член "Союза коммунистов") Дж. Бурхардт отпечатал брошюру зеленого цвета (с типографскими ошибками) объемом 23 страницы и размерами размеры 21,5 на 13,4 см в собственном книжном магазине. После начала в феврале 1848 года революции во Франции "Манифест..." стали тайно рассылать в другие страны и община "Союза коммунистов" в Амстердаме получила 100 экземпляров - а во время разгона одной из рабочих демонстраций были произведены аресты и экземпляр "Манифеста..." 24 марта 1848 года попал в руки полиции. В том же году были переиздания "Манифеста..." во Франции, Италии, Дании с предисловиями на соответствующих языках и в декабре 1848 года был сделан первый перевод самого "Манифеста..." на шведский язык. Первый перевод "Манифеста... " на русский язык был сделан М. Бакуниным. С тех пор количество переводов и изданий этого документа не поддается исчислению. В Германии было сделано издание шрифтом Брайля - для слепых.


Workers of the world, unite!!! Эта роковая парадигма захватила всецело многие умы в России почти на 100 лет! «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира»,- писал В.И. Ленин о «Манифесте». Это первый программный документ научного коммунизма, в котором изложены основные идеи марксизма; написан К. Марксом и Ф. Энгельсом по поручению 2-го конгресса (1847) Союза коммунистов в качестве программы этого союза. «В этом произведении с гениальной ясностью и яркостью обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества». В «М. К. п.» Маркс и Энгельс впервые в общественной науке определили место капиталистической формации в истории человечества, показали её прогрессивность по сравнению с предшествовавшими формациями и неизбежность её гибели. Основоположники научного коммунизма показали, что вся история общества, за исключением первобытнообщинного строя (как добавлял Энгельс в предисловии к нему, изданию «Манифеста», 1883), была историей борьбы классов. В буржуазном обществе непримиримую борьбу между собой ведут два враждебных друг другу основных класса - буржуазия и пролетариат. Став экономически господствующим классом, буржуазия захватила в свои руки государственную власть и использует её как орудие защиты своих корыстных классовых интересов, для подавления трудящихся. Маркс и Энгельс раскрыли в «М. К. п.» непримиримые внутренние противоречия буржуазного общества. При капиталистическом способе производства отношения, содействовавшие огромному росту производительных сил, на определенном этапе превращаются в препятствие дальнейшему развитию производства.

Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения - основное противоречие капитализма - порождает экономические кризисы, во время которых постоянно уничтожается часть готовых продуктов и производительных сил. В «М. К. п.» открыта и всесторонне обоснована всемирно-историческая роль пролетариата как могильщика капиталистического общества и строителя коммунизма, единственного до конца последовательного революционного класса, выступающего в интересах всех трудящихся. Именно рабочий класс и его профсоюзы принесут обществу избавление от гнёта капитализма, уничтожив капиталистическую форму собственности и заменив её собственностью общественной. Но выполнить эту задачу,- указывают авторы «М. К. п.»,- рабочий класс может только путём применения революционного насилия против буржуазии, путём пролетарской социалистической революции. Маркс и Энгельс обосновали необходимость создания политической партии пролетариата, раскрыли её историческую роль, определили её задачи, разъяснили отношения между партией и рабочим классом. На практике коммунисты,- писали авторы «М. К. п.»,- «...являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперед частью рабочих партий всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения».

Хотя Маркс и Энгельс в «М. К. п.» ещё не пользовались термином «диктатура пролетариата», однако идея пролетарской диктатуры в этом произведении ими уже была высказана и обоснована. «...Первым шагом в рабочей революции,- писали Маркс и Энгельс,- является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии. Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил». В «М. К. п.» подчёркивается, что уничтожение капиталистического строя, ликвидация эксплуатации человека человеком положат конец национальному угнетению и межнациональной вражде. Одним из основных принципов революционной деятельности коммунистов различных стран,- отмечали Маркс и Энгельс,- является их взаимная помощь и поддержка в борьбе против социального гнёта и эксплуатации, обусловленные общностью целей. Обоснованием этого принципа - принципа пролетарского интернационализма - проникнуто всё содержание «М. К. п.». Разъясняя великие и гуманные цели коммунистов, Маркс и Энгельс показали в «М. К. п.» полную несостоятельность нападок на коммунистов со стороны буржуазных идеологов, выявили классовую ограниченность и своекорыстный характер представлений буржуазии о браке, морали, собственности, отечестве и т. д. В «М. К. п.» Маркс и Энгельс подвергли научной критике социалистическую и коммунистическую литературу тех лет; они выявили классовую сущность концепций, положенных в основу феодального социализма, мелкобуржуазного социализма, т. н. немецкого, или «истинного», социализма, а также консервативного, или буржуазного, социализма. Основоположники научного коммунизма выразили своё отношение и к системам критическо-утопического социализма, показали нереальность этих систем и в то же время вскрыли рациональные элементы во взглядах социалистов-утопистов - А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. Важные положения Маркс и Энгельс выдвинули в «М. К. п.» по вопросам тактики пролетарской партии. Коммунисты, разъяснялось в «Манифесте», являются членами последовательно революционной партии. Они «...борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время в движении сегодняшнего дня они отстаивают и будущность движения». «М. К. п.» открыл пути к новой эпохе в истории человечества, положил начало великому революционному движению за социалистическое преобразование мира. В 1869 в Женеве вышло 1-е русское издание «М. К. п.» в переводе М.А. Бакунина, в котором были искажены важнейшие положения этого произведения. Отпечатано оно было в бывшей типографии А.И. Герцена (в 1866 году она перешла к польскому революционеру-эмигранту, сотруднику Герцена Л. Чернецкому) без указания имен авторов и переводчика. Перевод приписывается М.А. Бакунину, однако в последние годы эта версия поставлена под сомнение: многие считают переводчиком Н.Н. Любавина. Из письма Л. Чернецкого к Н.П. Огареву от 27 сентября 1869 года известно, что рукопись перевода передал в типографию Огарев и просил напечатать 1000 экземпляров. Уже 8 ноября 1869 года экземпляры «Манифеста» были обнаружены русской почтовой цензурой. В 1882 в Женеве было отпечатано новое русское, так называемое марксистское издание «М. К. п.» в переводе Г.В. Плеханова, со специальным предисловием Маркса и Энгельса. В своем предисловии Г.В. Плеханов, в частности, говорит, что сделанный М.А. Бакуниным первый русский перевод «Манифеста» содержит ряд искажений, которые он исправляет.

К 168-й годовщине со дня издания

«Манифест Коммунистической партии» - первый и величайший программный документ научного коммунизма. Написанный К.Марксом и Ф.Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Впоследствии «Манифест» издавался и в других странах. «Манифест» получил широкое распространение в коммунистическом и рабочем движении. Ф.Энгельс в 1890 г. писал, что «история «Манифеста» до известной степени отражает историю современного рабочего движения с 1848 года » (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.22, с.62 ).

«Манифест Коммунистической партии» - вершина творчества основоположников коммунизма до революции 1848 г. В нём впервые марксизм был изложен в стройном и систематизированном виде.

«Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма » - такими словами начинается «Манифест». «Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии».

В «Манифесте» Маркс с гениальным мастерством рисует картину зарождения, развития и неизбежной гибели капитализма и даёт развёрнутое обоснование всемирно-исторической миссии пролетариата .

Маркс пишет, что классовая борьба - движущая сила исторического развития в классовых антагонистических обществах .

«История всех до сих пор существовавших обществ, - пишет Маркс, - была историей борьбы классов» (впоследствии Энгельс уточнит: за исключением первобытного общества) «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетённый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общества или общей гибелью борющихся классов ».

Из недр погибшего феодального общества, пишет Маркс, вышло современное буржуазное общество. Но оно не уничтожило классовых противоречий. «Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается тем, что она упростила классовые противоречия: общество всё более и более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса - буржуазию и пролетариат ».

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки, проникновение на индийский и китайский рынки, колонизация Америки - всё это дало толчок развитию торговли, мореплавания, промышленности. На место цехового ремесла пришла мануфактура, на место мануфактуры - пар и машина, которые произвели революцию в промышленности, создали крупную индустрию и всемирный рынок. Наряду с развитием промышленности и торговли развивались новые революционные элементы в недрах феодализма - класс буржуазии, который увеличивал свои капиталы и оттеснял на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Но буржуазия не только завоевала себе экономическое господство, создав крупную промышленность и всемирный рынок, но и добилась политического господства в современном государстве. Маркс пишет: «Современная государственная власть - это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии ».

Маркс обнажает сущность современного представительного государства как органа диктатуры буржуазии , защищающего интересы класса эксплуататоров и направленного на подавление сопротивления угнетённых классов.

«Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль», - продолжает Маркс. Буржуазия разрушила все феодальные, патриархальные отношения между людьми и не оставила между ними ничего другого, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана» . Врача, юриста, священника, поэта, человека науки - всех она превратила в своих платных наёмных работников. Семейные отношения буржуазия свела к чисто денежным отношениям. Путём эксплуатации всемирного рынка она сделала производство и потребление всех стран космополитическим. «Словом, - пишет Маркс, - она сделала себе мир по своему образу и подобию ».

Менее чем за сто лет своего классового господства буржуазия создала гигантские производительные силы. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения - всё это как бы по волшебству создала буржуазия.

«Итак, - пишет Маркс, - мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии» (Ленин впоследствии покажет, как капитализм перерастает в монополистический капитализм, империализм ).

Маркс на основе открытого им объективного закона развития человеческого общества - закона соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил - показывает гибель феодального общества и рождение нового, буржуазного способа производства.

Но, продолжает Маркс, подобное же движение совершается и на наших глазах. Буржуазное общество более не может уже обеспечить дальнейшее поступательное развитие созданных им производительных сил. Это противоречие между буржуазными производственными отношениями и возросшими производительными силами выражается в сокрушительных экономических кризисах, сотрясающих мировую экономику капитализма .

Маркс пишет о буржуазном обществе:

«Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений; буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство всё буржуазное общество, ставят под угрозу существования буржуазные отношения собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.

Оружие, которым буржуазия ниспровергала феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против неё это оружие, - современных рабочих, пролетариев».

В этих словах Маркса сформулировано основное положение научного коммунизма о неизбежной гибели капитализма и всемирно-исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазии .

В этих условиях рабочему не остаётся ничего, кроме как подниматься на борьбу против буржуазии . Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, рабочие одной фабрики против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных отношений, но и против орудий труда, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить отношения средневекового рабочего.

На этой ступени борьбы рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную массу. Но с развитием промышленности пролетариат возрастает численно, и растёт его сила. Столкновения между рабочими и капиталистами всё более принимают характер столкновения между двумя классами. Происходит организация и сплочение рабочих. Местные очаги борьбы постепенно сливаются в одну, национальную, классовую борьбу .

«…Всякая классовая борьба есть борьба политическая ».

Маркс пишет, что пролетариат является единственно до конца революционным классом . «У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить всё, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность». Мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин - все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти своё существование от гибели, как средних сословий. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата .

В дальнейшем Ленин, основываясь на данном положении Маркса, обоснует своё гениальное учение о союзе пролетариата и крестьянства . Ленин покажет, что мелкобуржуазные слои населения необходимо вовлечь в строительство социализма под руководством пролетариата на основе социалистической кооперации мелкого производства.

В современных условиях союзником пролетариата выступает не только трудящееся крестьянство, но и трудовая интеллигенция - врачи, учителя, среди которых велика доля женского труда .

Классовая борьба пролетариата, пишет Маркс, в конце концов доходит вплоть «до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает своё господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии ».

Маркс резюмирует: всемирно-историческая миссия пролетариата заключается в том, что он - могильщик буржуазии. Её гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны .

В «Манифесте» Маркс формулирует основы марксистского учения о пролетарской партии и диктатуре пролетариата .

Маркс пишет, что коммунисты являются самой решительной, всегда побуждающей к движению вперёд частью рабочего класса всех стран, а в теоретическом отношении у них перед остальной массой пролетариата преимущество в понимании условий, хода и общих результатов пролетарского движения.

Маркс определяет ближайшие задачи коммунистов: «формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти ».

Коммунисты ставят перед собой цель уничтожить буржуазную частную собственность, покоящуюся на классовых антагонизмах, на эксплуатации большинства меньшинством.

«В этом смысле коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности ».

Буржуазия обвинила коммунистов в том, что они хотят уничтожить собственность, упразднить свободу и личность, уничтожить семью, отменить отечество.

Маркс отвечает им:

«Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых ее членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственность, предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.

Одним словом, вы упрекаете нас в том, что мы хотим уничтожить ВАШУ собственность. Да, мы действительно хотим это сделать ».

Упразднить личность и свободу? Но буржуазия понимает под свободой свободу эксплуатации чужого труда, под личностью - личность самого буржуа .

Уничтожить семью? Но разве буржуазный брак не является общностью жён? «Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жёны и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жён друг у друга ».

Отменить отечество? Маркс пишет:

«Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса» (в английском издании 1888 г. вместо слов «подняться до положения национального класса» напечатано: «подняться до положения ведущего класса нации », К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., 2 изд., т.4, с.444 ), конституироваться как нация, он сам пока ещё национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия».

В дальнейшем Ленин предостерегал коммунистов от одностороннего понимания положения Маркса о том, что рабочие не имеют отечества. Ленин писал :

«В «Коммунистическом манифесте » сказано, что рабочие не имеют отечества.

Справедливо. Но там сказано не только это. Там сказано ещё, что при образовании национальных государств роль пролетариата несколько особая. Если брать первое положение (рабочие не имеют отечества) и забывать его связь со вторым (рабочие конституируются как класс национально, но не в том смысле, как буржуазия), то это будет архинеправильно.

В чём же состоит эта связь? По-моему, именно в том, что в демократическом движении (в такой момент, в такой конкретной обстановке) пролетариат не может отказаться от поддержки его (следовательно, и от защиты отечества в войне национальной).

Маркс и Энгельс сказали в «Коммунистическом манифесте», что рабочие не имеют отечества. Но тот же Маркс звал к национальной войне не раз: Маркс в 1848 г., Энгельс в 1859 г. (конец его брошюры «По и Рейн», где прямо разжигается национальное чувство немцев, прямо зовут их к войне национальной). Энгельс в 1891 г. ввиду грозившей и надвигавшейся тогда войны Франции (Буланже) + Александр III против Германии прямо признавал «защиту отечества».

Были ли Маркс и Энгельс путаниками, сегодня говорившими одно, завтра другое? Нет. По-моему, признание «защиты отечества» в национальной войне вполне отвечает марксизму» (В.И.Ленин, Соч., 4 изд., т.35, с.200-201 ).

Маркс оставляет возражения буржуазии против коммунистов и продолжает: «первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии ».

По существу в этих словах Маркс формулирует положение о диктатуре пролетариата . Он пишет:

«Пролетариат использует своё политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т.е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил ».

В будущем же коммунистическом обществе вместе с исчезновением классовых различий и сосредоточением всего производства в руках общества исчезнет и политическая власть. Государство - это организованное насилие одного класса для подавления другого.

«На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех ».

«Манифест» заканчивается боевым призывом к пролетариям всех стран объединяться в борьбе за свершение коммунистической революции:

«Коммунисты считают презренным делом скрывать свои взгляды и намерения. Они открыто заявляют, что их цели могут быть достигнуты лишь путём насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя. Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

Создание этой первой в истории программы международного коммунистического движения явилось величайшим творением Маркса и Энгельса. «Манифест» на столетия стал программным знаменем борющегося пролетариата. «Манифест» при его чтении производит неизгладимое впечатление. Невероятно ярко и доступно Маркс изложил основные свои выводы и идеи, к которым он пришёл до революции 1848 г. Изложенные в «Манифесте» программные положения коммунизма, несмотря на то, что со времени его издания прошло более полутораста лет, сегодня так же живы и востребованы, являются руководящим документом для всех коммунистов. «Манифест» - настольная книга каждого борца, посвятившего свою жизнь борьбе за освобождение рабочего класса .

Григорий Павельев

Текущая страница: 1 (всего у книги 3 страниц)

Шрифт:

100% +

Карл Маркс, Фридрих Энгельс
Манифест Коммунистической партии1
«Манифест Коммунистической партии» – величайший программный документ научного коммунизма. «Эта небольшая книжечка стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (Ленин). Написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом в качестве программы Союза коммунистов, «Манифест Коммунистической партии» был впервые опубликован в Лондоне в феврале 1848 г. отдельным изданием на 23-х страницах. В марте – июле 1848 г. «Манифест Коммунистической партии» печатался в демократическом органе немецких эмигрантов «Deutsche Londoner Zeitung» («Немецкая лондонская газета»). Немецкий текст в том же 1848 г. был перепечатан в Лондоне в виде отдельной брошюры в 30 страниц, в которой были исправлены некоторые опечатки первого выпуска и улучшена пунктуация. Этот текст был в дальнейшем положен Марксом и Энгельсом в основу последующих авторизованных изданий. В 1848 г. были сделаны также переводы «Манифеста» на ряд европейских языков (французский, польский, итальянский, датский, фламандский и шведский). Имена авторов «Манифеста» в изданиях 1848 г. не упоминались; впервые они были указаны в печати в 1850 г. при публикации первого английского перевода в чартистском органе «Red Republican») («Красный республиканец») в предисловии, написанном редактором этого журнала Дж. Гарни.
В 1872 г. было выпущено новое немецкое издание «Манифеста» с небольшими авторскими поправками и с предисловием Маркса и Энгельса. Это издание, как и последующие немецкие издания 1883 и 1890 гг., вышло под заглавием «Коммунистический манифест».
Первое русское издание «Манифеста Коммунистической партии» вышло в 1869 г. в Женеве в переводе Бакунина, который в ряде мест исказил содержание «Манифеста». Недостатки первого издания были устранены в издании, вышедшем в Женеве в 1882 г. в переводе Плеханова. Плехановский перевод положил начало широкому распространению идей «Манифеста» в России. Придавая огромное значение пропаганде, марксизма в России, Маркс и Энгельс написали к этому изданию специальное предисловие.
После смерти Маркса вышел ряд изданий «Манифеста», просмотренных Энгельсом: в 1883 г. немецкое издание с предисловием Энгельса; в 1888 г. английское издание в переводе С. Мура, отредактированное Энгельсом и снабженное им предисловием и примечаниями; в 1890 г. немецкое издание с новым предисловием Энгельса. К последнему изданию Энгельс также написал несколько примечаний. В 1885 г. в газете «Socialiste» («Социалист») был опубликован французский перевод «Манифеста», сделанный дочерью Маркса Лаурой Лафарг и просмотренный Энгельсом. Энгельс написал предисловие к польскому изданию «Манифеста» 1892 г. и к итальянскому изданию 1893 года. – 419.

Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

Где та оппозиционная партия, которую ее противники, стоящие у власти, не ославили бы коммунистической? Где та оппозиционная партия, которая в свою очередь не бросала бы клеймящего обвинения в коммунизме как более передовым представителям оппозиции, так и своим реакционным противникам?

Два вывода вытекают из этого факта.

Коммунизм признается уже силой всеми европейскими силами.

Пора уже коммунистам перед всем миром открыто изложить свои взгляды, свои цели, свои стремления и сказкам о призраке коммунизма противопоставить манифест самой партии.

С этой целью в Лондоне собрались коммунисты самых различных национальностей и составили следующий «Манифест», который публикуется на английском, французском, немецком, итальянском, фламандском и датском языках.

I
БУРЖУА И ПРОЛЕТАРИИ2
Под буржуазией понимается класс современных капиталистов, собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд. Под пролетариатом понимается класс современных наемных рабочих, которые, будучи лишены своих собственных средств производства, вынуждены, для того чтобы жить, продавать свою рабочую силу. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)

История всех до сих пор существовавших обществ3
То есть вся история, дошедшая до нас в письменных источниках. В 1847 г. предистория общества, общественная организация, предшествовавшая всей писаной истории, почти совсем еще не была известна. За истекшее с тех пор время Гакстгаузен открыл общинную собственность на землю в России, Маурер доказал, что она была общественной основой, послужившей исходным пунктом исторического развития всех германских племен, и постепенно выяснилось, что сельская община с общим владением землей является или являлась в прошлом повсюду первобытной формой общества, от Индии до Ирландии. Внутренняя организация этого первобытного коммунистического общества, в ее типической форме, была выяснена Морганом, увенчавшим дело своим открытием истинной сущности рода и его положения в племени. С разложением этой первобытной общины начинается расслоение общества на особые и в конце концов антагонистические классы. Я попытался проследить этот процесс разложения в работе «Der Ursprung der Familie, des Privateigentums und des Staats», 2. Aufl., Stuttgart, 1886 («Происхождение семьи, частной собственности и государства», 2-е изд., Штутгарт, 1886). (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.) (218)

Была историей борьбы классов.4
Энгельс включил это примечание также в немецкое издание «Манифеста Коммунистической партии» 1890 г., опустив лишь последнюю фразу. – 424.

Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер5
Цеховой мастер – это полноправный член цеха, мастер внутри цеха, а не старшина его. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)

И подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.

В предшествующие исторические эпохи мы находим почти повсюду полное расчленение общества на различные сословия, – целую лестницу различных общественных положений. В Древнем Риме мы встречаем патрициев, всадников, плебеев, рабов; в средние века – феодальных господ, вассалов, цеховых мастеров, подмастерьев, крепостных, и к тому же почти в каждом из этих классов – еще особые градации.

Вышедшее из недр погибшего феодального общества современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых.

Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более и более раскалывается на два большие враждебные лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат.

Из крепостных средневековья вышло свободное население первых городов; из этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии.

Открытие Америки и морского пути вокруг Африки создало для подымающейся буржуазии новое поле деятельности. Ост-индский и китайский рынки, колонизация Америки, обмен с колониями, увеличение количества средств обмена и товаров вообще дали неслыханный до тех пор толчок торговле, мореплаванию, промышленности и тем самым вызвали в распадавшемся феодальном обществе быстрое развитие революционного элемента.

Прежняя феодальная, или цеховая, организация промышленности более не могла удовлетворить спроса, возраставшего вместе с новыми рынками. Место ее заняла мануфактура. Цеховые мастера были вытеснены промышленным средним сословием; разделение труда между различными корпорациями исчезло, уступив место разделению труда внутри отдельной мастерской.

Но рынки все росли, спрос все увеличивался. Удовлетворить его не могла уже и мануфактура. Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности. Место мануфактуры заняла современная крупная промышленность, место промышленного среднего сословия заняли миллионеры-промышленники, предводители целых промышленных армий, современные буржуа.

Крупная промышленность создала всемирный рынок, подготовленный открытием Америки. Всемирный рынок вызвал колоссальное развитие торговли, мореплавания и средств сухопутного сообщения. Это в свою очередь оказало воздействие на расширение промышленности, и в той же мере, в какой росли промышленность, торговля, мореплавание, железные дороги, развивалась буржуазия, она увеличивала свои капиталы и оттесняла на задний план все классы, унаследованные от средневековья.

Мы видим, таким образом, что современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Каждая из этих ступеней развития буржуазии сопровождалась соответствующим политическим успехом. Угнетенное сословие при господстве феодалов, вооруженная и самоуправляющаяся ассоциация в коммуне,6
«Коммунами» назывались во Франции нарождавшиеся города даже до того времени, когда они отвоевали у своих феодальных владык и господ местное самоуправление и политические права «третьего сословия». Вообще говоря, здесь в качестве типичной страны экономического развития буржуазии взята Англия, в качестве типичной страны ее политического развития – Франция. (Примечание Энгельса к английскому изданию 1888 г.)
Коммуна – так называли горожане Италии и Франции свою городскую общину, после того как они откупили или отвоевали у своих феодальных господ первые права самоуправления. (Примечание Энгельса к немецкому изданию 1890 г.)

Тут – независимая городская республика, там – третье, податное сословие монархии,7
В английском издании 1888 г., редактированном Энгельсом, после слов «независимая городская республика» вставлены слова: «(как в Италии и Германии)», а после слов «третье, податное сословие монархии» – «(как по Франции)». Ред.

Затем, в период мануфактуры, – противовес дворянству в сословной или в абсолютной монархии и главная основа крупных монархий вообще, наконец, со времени установления крупной промышленности и всемирного рынка, она завоевала себе исключительное политическое господство в современном представительном государстве. Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно революционную роль.

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы, привязывавшие человека к его «естественным повелителям», и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников.

Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно-сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям.

Буржуазия показала, что грубое проявление силы в средние века, вызывающее такое восхищение у реакционеров, находило себе естественное дополнение в лени и неподвижности. Она впервые показала, чего может достигнуть человеческая деятельность. Она создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть. Все сословное и застойное исчезает, все священное оскверняется, и люди приходят, наконец, к необходимости взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, – отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов. На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров – вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т. е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала зависимой от города, так варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы – от буржуазных народов, Восток – от Запада.

Буржуазия все более и более уничтожает раздробленность средств производства, собственности и населения. Она сгустила население, централизовала средства производства, концентрировала собственность в руках немногих. Необходимым следствием этого была политическая централизация. Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей.

Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые. Покорение сил природы, машинное производство, применение химии в промышленности и земледелии, пароходство, железные дороги, электрический телеграф, освоение для земледелия целых частей света, приспособление рек для судоходства, целые, словно вызванные из-под земли, массы населения, – какое из прежних столетий могло подозревать, что такие производительные силы дремлют в недрах общественного труда!

Итак, мы видели, что средства производства и обмена, на основе которых сложилась буржуазия, были созданы в феодальном обществе. На известной ступени развития этих средств производства и обмена отношения, в которых происходили производство и обмен феодального общества, феодальная организация земледелия и промышленности, одним словом, феодальные отношения собственности, уже перестали соответствовать развившимся производительным силам. Они тормозили производство, вместо того чтобы его развивать. Они превратились в его оковы. Их необходимо было разбить, и они были разбиты.

Место их заняла свободная конкуренция, с соответствующим ей общественным и политическим строем, с экономическим и политическим господством класса буржуазии.

Подобное же движение совершается на наших глазах. Современное буржуазное общество, с его буржуазными отношениями производства и обмена, буржуазными отношениями собственности, создавшее как бы по волшебству столь могущественные средства производства и обмена, походит на волшебника, который не в состоянии более справиться с подземными силами, вызванными его заклинаниями. Вот уже несколько десятилетий история промышленности и торговли представляет собой лишь историю возмущения современных производительных сил против современных производственных отношений, против тех отношений собственности, которые являются условием существования буржуазии и ее господства. Достаточно указать на торговые кризисы, которые, возвращаясь периодически, все более и более грозно ставят под вопрос существование всего буржуазного общества. Во время торговых кризисов каждый раз уничтожается значительная часть не только изготовленных продуктов, но даже созданных уже производительных сил. Во время кризисов разражается общественная эпидемия, которая всем предшествующим эпохам показалась бы нелепостью, – эпидемия перепроизводства. Общество оказывается вдруг отброшенным назад к состоянию внезапно наступившего варварства, как будто голод, всеобщая опустошительная война лишили его всех жизненных средств; кажется, что промышленность, торговля уничтожены, – и почему? Потому, что общество обладает слишком большой цивилизацией, имеет слишком много жизненных средств, располагает слишком большой промышленностью и торговлей. Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство. – Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем, что она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.

Оружие, которым буржуазия ниспровергла феодализм, направляется теперь против самой буржуазии.

Но буржуазия не только выковала оружие, несущее ей смерть; она породила и людей, которые направят против нее это оружие, – современных рабочих, пролетариев.

В той же самой степени, в какой развивается буржуазия, т. е. капитал, развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу, а находят ее лишь до тех пор, пока их труд увеличивает капитал. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.

Вследствие возрастающего применения машин и разделения труда, труд пролетариев утратил всякий самостоятельный характер, а вместе с тем и всякую привлекательность для рабочего. Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы. Издержки на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода. Но цена всякого товара, а следовательно и труда,8
В трудах более позднего времени Маркс и Энгельс употребляли вместо понятий «стоимость труда», «цена труда» более точные понятия, введенные Марксом, – «стоимость рабочей силы», «цена рабочей силы» (см. предисловие к настоящему тому, стр. IX). – 431.

Равна издержкам его производства. Поэтому в той же самой мере, в какой растет непривлекательность труда, уменьшается заработная плата. Больше того: в той же мере, в какой возрастает применение машин и разделение труда, возрастает и количество труда, за счет ли увеличения числа рабочих часов, или же вследствие увеличения количества труда, требуемого в каждый данный промежуток времени, ускорения хода машин и т. д.

Современная промышленность превратила маленькую мастерскую патриархального мастера в крупную фабрику промышленного капиталиста. Массы рабочих, скученные на фабрике, организуются по-солдатски. Как рядовые промышленной армии, они ставятся под надзор целой иерархии унтер-офицеров и офицеров. Они – рабы не только класса буржуазии, буржуазного государства, ежедневно и ежечасно порабощает их машина, надсмотрщик и прежде всего сам отдельный буржуа-фабрикант. Эта деспотия тем мелочнее, ненавистнее, она тем больше ожесточает, чем откровеннее ее целью провозглашается нажива.

Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским. По отношению к рабочему классу различия пола и возраста утрачивают всякое общественное значение. Существуют лишь рабочие инструменты, требующие различных издержек в зависимости от возраста и пола.

Когда заканчивается эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий получает, наконец, наличными свою заработную плату, на него набрасываются другие части буржуазии – домовладелец, лавочник, ростовщик и т. п.

Низшие слои среднего сословия: мелкие промышленники, мелкие торговцы и рантье, ремесленники и крестьяне – все эти классы опускаются в ряды пролетариата, частью оттого, что их маленького капитала недостаточно для ведения крупных промышленных предприятий и он не выдерживает конкуренции с более крупными капиталистами, частью потому, что их профессиональное мастерство обесценивается в результате введения новых методов производства. Так рекрутируется пролетариат из всех классов населения.

Пролетариат проходит различные ступени развития. Его борьба против буржуазии начинается вместе с его существованием.

Сначала борьбу ведут отдельные рабочие, потом рабочие одной фабрики, затем рабочие одной отрасли труда в одной местности против отдельного буржуа, который их непосредственно эксплуатирует. Рабочие направляют свои удары не только против буржуазных производственных отношений, но и против самих орудий производства; они уничтожают конкурирующие иностранные товары, разбивают машины, поджигают фабрики, силой пытаются восстановить потерянное положение средневекового рабочего.

На этой ступени рабочие образуют рассеянную по всей стране и раздробленную конкуренцией массу. Сплочение рабочих масс пока является еще не следствием их собственного объединения, а лишь следствием объединения буржуазии, которая для достижения своих собственных политических целей должна, и пока еще может, приводить в движение весь пролетариат. На этой ступени пролетарии борются, следовательно, не со своими врагами, а с врагами своих врагов – с остатками абсолютной монархии, землевладельцами, непромышленными буржуа, мелкими буржуа. Все историческое движение сосредоточивается, таким образом, в руках буржуазии; каждая одержанная в таких условиях победа является победой буржуазии.

Но с развитием промышленности пролетариат не только возрастает численно; он скопляется в большие массы, сила его растет, и он все более ее ощущает. Интересы и условия жизни пролетариата все более и более уравниваются по мере того, как машины все более стирают различия между отдельными видами труда и почти всюду низводят заработную плату до одинаково низкого уровня. Возрастающая конкуренция буржуа между собою и вызываемые ею торговые кризисы ведут к тому, что заработная плата рабочих становится все неустойчивее; все быстрее развивающееся, непрерывное совершенствование машин делает жизненное положение пролетариев все менее обеспеченным; столкновения между отдельным рабочим и отдельным буржуа все более принимают характер столкновений между двумя классами. Рабочие начинают с того, что образуют коалиции9
В английском издании 1888 г. после слова «коалиции» вставлено: «(профессиональные союзы)». Ред.

Против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Местами борьба переходит в открытые восстания.

Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей. Лишь эта связь и требуется для того, чтобы централизовать многие местные очаги борьбы, носящей повсюду одинаковый характер, и слить их в одну национальную, классовую борьбу. А всякая классовая борьба есть борьба политическая. И объединение, для которого средневековым горожанам с их проселочными дорогами требовались столетия, достигается современными пролетариями, благодаря железным дорогам, в течение немногих лет.

Эта организация пролетариев в класс, и тем самым – в политическую партию, ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Но она возникает снова и снова, становясь каждый раз сильнее, крепче, могущественнее. Она заставляет признать отдельные интересы рабочих в законодательном порядке, используя для этого раздоры между отдельными слоями буржуазии. Например, закон о десятичасовом рабочем дне в Англии.

Вообще столкновения внутри старого общества во многих отношениях способствуют процессу развития пролетариата. Буржуазия ведет непрерывную борьбу: сначала против аристократии, позднее против тех частей самой же буржуазии, интересы которых приходят в противоречие с прогрессом промышленности, и постоянно – против буржуазии всех зарубежных стран. Во всех этих битвах она вынуждена обращаться к пролетариату, призывать его на помощь и вовлекать его таким образом в политическое движение. Она, следовательно, сама передает пролетариату элементы своего собственного образования,10
В английском издании 1888 г. вместо слов «элементы своего собственного образования» напечатано: «элементы своего собственного политического и общего образования». Ред.

Т. е. оружие против самой себя.

Далее, как мы видели, прогресс промышленности сталкивает в ряды пролетариата целые слои господствующего класса или, по крайней мере, ставит под угрозу условия их жизни. Они также приносят пролетариату большое количество элементов образования.

Наконец, в те периоды, когда классовая борьба приближается к развязке, процесс разложения внутри господствующего класса, внутри всего старого общества принимает такой бурный, такой резкий характер, что небольшая часть господствующего класса отрекается от него и примыкает к революционному классу, к тому классу, которому принадлежит будущее. Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно – часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения.

Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть ее собственный продукт.

Средние сословия: мелкий промышленник, мелкий торговец, ремесленник и крестьянин – все они борются с буржуазией для того, чтобы спасти свое существование от гибели, как средних сословий. Они, следовательно, не революционны, а консервативны. Даже более, они реакционны: они стремятся повернуть назад колесо истории. Если они революционны, то постольку, поскольку им предстоит переход в ряды пролетариата, поскольку они защищают не свои настоящие, а свои будущие интересы, поскольку они покидают свою собственную точку зрения для того, чтобы встать на точку зрения пролетариата.

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.

Жизненные условия старого общества уже уничтожены в жизненных условиях пролетариата. У пролетария нет собственности; его отношение к жене и детям не имеет более ничего общего с буржуазными семейными отношениями; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер. Законы, мораль, религия – все это для него не более как буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы.

Все прежние классы, завоевав себе господство, стремились упрочить уже приобретенное ими положение в жизни, подчиняя все общество условиям, обеспечивающим их способ присвоения. Пролетарии же могут завоевать общественные производительные силы, лишь уничтожив свой собственный нынешний способ присвоения, а тем самым и весь существовавший до сих пор способ присвоения в целом. У пролетариев нет ничего своего, что надо было бы им охранять, они должны разрушить все, что до сих пор охраняло и обеспечивало частную собственность.

Все до сих пор происходившие движения были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства. Пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства. Пролетариат, самый низший слой современного общества, не может подняться, не может выпрямиться без того, чтобы при этом не взлетела на воздух вся возвышающаяся над ним надстройка из слоев, образующих официальное общество.

Если не по содержанию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной. Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией.

Описывая наиболее общие фазы развития пролетариата, мы прослеживали более или менее прикрытую гражданскую войну внутри существующего общества вплоть до того пункта, когда она превращается в открытую революцию, и пролетариат основывает свое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии.

Все доныне существовавшие общества основывались, как мы видели, на антагонизме между классами угнетающими и угнетенными. Но, чтобы возможно было угнетать какой-либо класс, необходимо обеспечить условия, при которых он мог бы влачить, по крайней мере, свое рабское существование. Крепостной в крепостном состоянии выбился до положения члена коммуны так же, как мелкий буржуа под ярмом феодального абсолютизма выбился до положения буржуа. Наоборот, современный рабочий с прогрессом промышленности не поднимается, а все более опускается ниже условий существования своего собственного класса. Рабочий становится паупером, и пауперизм растет еще быстрее, чем население и богатство. Это ясно показывает, что буржуазия неспособна оставаться долее господствующим классом общества и навязывать всему обществу условия существования своего класса в качестве регулирующего закона. Она неспособна господствовать, потому что неспособна обеспечить своему рабу даже рабского уровня существования, потому что вынуждена дать ему опуститься до такого положения, когда она сама должна его кормить, вместо того чтобы кормиться за его счет. Общество не может более жить под ее властью, т. е. ее жизнь несовместима более с обществом.

Основным условием существования и господства класса буржуазии является накопление богатства в руках частных лиц, образование и увеличение капитала. Условием существования капитала является наемный труд. Наемный труд держится исключительно на конкуренции рабочих между собой. Прогресс промышленности, невольным носителем которого является буржуазия, бессильная ему сопротивляться, ставит на место разъединения рабочих конкуренцией революционное объединение их посредством ассоциации. Таким образом, с развитием крупной промышленности из-под ног буржуазии вырывается сама основа, на которой она производит и присваивает продукты. Она производит прежде всего своих собственных могильщиков. Ее гибель и победа пролетариата одинаково неизбежны.

Рассказать друзьям