Гейропа в Троице-Сергиевой лавре. В РПЦ случился новый гомосексуальный скандал

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Центр церковной жизни Московской патриархии в эти дни переместился в Ульяновск. Вместе с митрополитом Анастасием (Меткиным), переведенным туда «на понижение» из Казани. Анастасий — центральный персонаж «голубого скандала», раскрученного протодиаконом Андреем Кураевым в конце 2013 — начале 2014 года.

В день приезда Анастасия в Ульяновск, 20 июля, его встречали два священника и около 50 мирян, скандируя «Анаксиос!» («Недостоин!»). Протест, облеченный в строго каноническую форму, да еще и на греческом языке, сторонники Анастасия тут же окрестили «майданом» — чтобы напугать гражданскую власть, которая так же неоднозначно встретила одиозного иерарха. Патриарх Кирилл осудил «восстание черни» и укрепился в своем намерении утвердить Анастасия на Симбирской митрополии любой ценой…

Против чего кричим?

Неизвестное широкой публике греческое слово «Анаксиос» — это теперь пожизненный титул нового митрополита Симбирского и Новоспасского Анастасия (Меткина), главы Симбирской митрополии Русской православной церкви Московской патриархии (РПЦ МП), охватывающей территорию Ульяновской области. Анастасия назначил в Ульяновск Священный Синод на своем заседании 13 июля с.г. в Санкт-Петербурге. До этого, с 1988 года, Анастасий бессменно сидел на Казанской кафедре — гораздо более богатой и обустроенной, чем Симбирская. Вне всяких сомнений, его понижение по должности стало результатом «голубого скандала» с сильным криминальным оттенком, разразившегося в Казанской епархии, перекинувшегося на епархии-«побратимы» (в первую очередь Тверскую), затронувшего самого патриарха Кирилла (Гундяева) и грозившего расширяться и далее. Скандал вылился в десятки газетных публикаций, ни одна из которых не опровергнута. А на этот случай в церковном праве Православной церкви есть особый канон, фактически объявляющий виновным и недостойным сана епископа, который в течение года не оправдался в выдвинутых против него обвинениях подобного свойства.


Этот канон — 90-е правило Карфагенского Собора (419 г.). Поскольку оно сыграет ключевую роль в нашем деле, прочитаем его внимательно: «Когда на состоящих в клире бывает донос и объявляются некоторые обвинения, тогда… если желают, как и должно, защищать свое дело и позаботиться о доказательствах своей невинности, да учинят сие в течение года, в который должны быть вне общения. Если же в течение года вознерадят очистить свое дело, то после сего никакой глас от них да не приемлется». Переведем на современный язык: если обвиняемый клирик в течение года не докажет свою невиновность в «некоторых обвинениях», то после этого никакие доводы в его защиту уже не принимаются, то есть он официально считается виновным. Обвинения против Анастасия выдвигались давно, но их пик пришелся на начало минувшего года. Значит, согласно действующему закону РПЦ МП, сейчас митрополит официально считается виновным в сексуальном сожительстве с лицами своего пола, в том числе несовершеннолетними, покрывании сексуального насилия со стороны руководства Казанской семинарии по отношению к ее воспитанникам, а также в безосновательных репрессиях в отношении пострадавших. Более мелкие обвинения (например, в принудительном выселении из Казани своего предшественника по кафедре архиепископа Пантелеимона) оставим за скобками.

Понятно, что в светском государстве сексуальная ориентация является частным делом гражданина; уголовная ответственность «за содомию» осталась в советском прошлом. «Социальная концепция» РПЦ МП тоже признает наличие у некоторых людей подобной ориентации, но допускает их к церковному общению, только если они не реализуют эту ориентацию на практике, то есть не вступают с лицами своего пола в интимные отношения. Такой подход основан на прямолинейном осуждении гомосексуализма в Священном Писании — как Ветхого, так и Нового Завета. Соответственно, строгим наказаниям подвергаются священнослужители, особенно епископы, впавшие в мужеложство. На эту тему есть десятки церковных канонов.

Однако в случае с Анастасием гнев народный вызвала не столько его ориентация как таковая (этого в среде высшего духовенства более чем достаточно), сколько вовлечение в действия сексуального характера воспитанников семинарии — лиц, находящихся в заведомо зависимом положении, да еще и с использованием шантажа. В отличие от гомосексуализма самого по себе, такие действия квалифицируются российским Уголовным кодексом как преступление (ст. 133), и в правоохранительные органы Казани поступали соответствующие заявления, по которым даже проводились проверки. Но аппаратные возможности Анастасия всегда позволяли эти дела «загашать», а жалобщики, если это были семинаристы, изгонялись из учебного заведения.


Протодиакон Андрей Кураев — лицо, еще недавно особо приближенное к патриарху — опубликовал множество трагических историй семинаристов и других церковных юношей, подвергшихся сексуальному насилию. Действия безнаказанных лжепастырей многим из них буквально разбивали жизнь и калечили психику. Для полноты картины — фрагмент одной из жалоб воспитанника Казанской семинарии (при ректоре Анастасии): «11 октября 2012 года. В этот день, после семинарского ужина, проректор по воспитательной работе игумен Кирилл (Илюхин) позвонил мне на сотовый телефон и предложил мне встретиться с ним для совместного отдыха. Так как отец Кирилл проректор, я подчинился ему. <...> Затем мы приехали на территорию какого-то храма (не помню, было темно) к друзьям отца Кирилла, где уже к этому времени натопили баню и накрыли… В парилке отец Кирилл схватил меня за половые органы и объяснил, что случайно. Отец Кирилл поил меня алкоголем. <...> Около 7.00 утра я проснулся от боли. Отец Кирилл применял ко мне действия сексуального характера. Я выбежал из дома в одних штанах… Подобное в нашей семинарии происходило не только со мной».

Игумен Кирилл (Илюхин) — многолетний «сподвижник» митрополита Анастасия — лишь после ряда скандалов в прессе и после признания его виновным комиссией Учебного комитета Московской патриархии был уволен со своей должности и из Казанской епархии. Сейчас он благополучно подвизается в Тверской епархии, которую возглавляет коллега Анастасия по ориентации.

Симбирских православных, восставших против назначения им одиозного митрополита, сейчас критикуют с двух сторон. Официоз — за то, что они проявляют непослушание патриарху и Синоду, устраивают «майдан» (и это все пахнет административными, а то и уголовными — по провинциальному рвению — делами). Либеральная общественность — за то, что они гомофобы и отказывают своему новому владыке в праве иметь иную сексуальную ориентацию. Ну, с официозом все понятно, а вот либеральные оппоненты несколько передергивают. Все-таки пафос протеста симбирцев состоит в неприятии: а) уголовных преступлений, покрываемых церковным руководством; б) игнорировании требований канонов и циничной демонстрации своей вседозволенности. Среди «голубого лобби» РПЦ МП есть «тихие» и «буйные» — про «тихих» многие знают, но стараются на них не обращать внимания (дескать, «личная жизнь», «сам ответит перед Богом»), а вот «буйные» своим демонстративным и криминальным поведением просто провоцируют гражданский протест. И этот протест не имеет ничего общего с «гомофобией».

Духовный «майдан»

Но вернемся в «революционный» Симбирск и попробуем восстановить хронологию восстания против Анастасия — по рассказам неформального лидера этого восстания, ключаря старого городского собора протоиерея Иоанна Косых (в местной прессе его уже окрестили «раскольником», хотя из РПЦ МП он никуда не уходил).

Сразу после решения Синода, 13 июля, множество священников Симбирской митрополии высказали недовольство и даже готовность протестовать. Однако когда появилось Обращение клириков и мирян митрополии к ее бывшему уже главе митрополиту Феофану (Ашуркову), подписать его решились лишь два священника, активисты молодежного клуба «Епархиальный» и некоторые миряне. Днем 16 июля об этом Обращении узнали в Московской патриархии — и посыпались звонки оттуда в Ульяновск. С местным благочинным разговаривал сам патриарх Кирилл, который в чрезвычайно резкой форме требовал выявить «зачинщиков» Обращения, заверял, что никто Анастасия не уберет, и ставил ультиматум: «Если до завтрашнего дня конфликт не будет улажен, все священники, которые подписали бумажку, пойдут под запрет до конца жизни». Заметим, что Обращение носит вполне верноподданнический характер, цитирует 90-е правило Карфагенского собора и просит дать ответы на несколько вытекающих из него вопросов. Авторы Обращения отнюдь не уверены в том, что Анастасий действительно виновен, — им непонятно, почему он сам, по этому правилу, как бы признает себя виновным и при этом продолжает служить.

17 июля, во время крестного хода по центру города, посвященного дню Царственных мучеников, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин обратились к народу с проповедью, разъясняя, почему нельзя принимать Анастасия. Эта проповедь стала для них «точкой невозврата». Какие-либо попытки двух отцов вступить в контакт с местным церковным руководством 18 и 19 июля успехом не увенчались.

Наконец, 20 июля днем на роскошном внедорожнике в Ульяновск въехал главный герой нашей истории. За час до Всенощной у входа в Вознесенский кафедральный собор стали собираться недовольные миряне, тут же появились и ярко разодетые казаки с нагайками и саблями, а также неизвестные люди в камуфляжной форме — охранять нового митрополита от его новой паствы. Особо пикантным было положение казачков — любители погонять геев и ненавистники «Гейропы», на сей раз охотно сослужили службу главному герою казанского «гей-скандала». При появлении Анастасия собравшиеся, к которым присоединились и два священника, стали скандировать литургический возглас «Анаксиос!». Это слово — напоминание о славных временах народовластия в христианской Церкви первых веков. Ведь тогда священников и епископов выбирала из своей среды сама община (этот порядок сохранен и в церковных канонах, однако патриарх с Синодом не хотят его исполнять). Для рукоположения нового епископа в город, где ему предстояло служить, съезжались епископы соседних городов, которые и спрашивали местный народ: «Аксиос?» («Достоин?») И народ, как правило, кричал в ответ: «Аксиос!» Если же по каким-то причинам раздавался хотя бы один возглас «Анаксиос!» («Недостоин!»), рукоположение сразу же приостанавливалось (переносилось) и начинался судебно-канонический разбор: какие обвинения против кандидата имеет кричавший «Анаксиос». В эпоху государственного православия (в том числе в советские времена) этот диалог превратился в формальность: если гражданская власть уже утвердила кандидата, кто из простого народа посмеет возразить после его рукоположения, а если и посмеет, то кто его послушает? В современных храмах при рукоположении тоже звучит «Аксиос», но поют его мелодично, в алтаре и на клиросе, а народ безмолвствует, не совсем понимая вообще, что это и к чему поется. Но вот симбирский православный народ не безмолвствовал: он вернул «Аксиос — Анаксиос» его древний исконный смысл. И митрополит Анастасий — вполне каноничным путем — получил теперь новое, очень неприятное для него звание: Анаксиос. Так его уже и называют православные в соцсетях.

Анастасий-Анаксиос суетливо пробежал мимо кричащего народа, отгороженного казаками, прикрываясь иконой Божией Матери. Возможно, он ожидал, что в него полетят камни или, в крайнем случае, яйца. Но люди действовали цивилизованно — строго по канонам и по законам. Казачки пытались не пустить православных в храм, чтобы Анаксиос в уединении совершил там свою первую службу на новой кафедре. Но люди в храм вошли и еще несколько минут повторяли свое «Анаксиос!». Казачки и люди в камуфляже, не сняв головных уборов, суетились вокруг православных, порываясь, но не решаясь применить силу. Силу применил в конце концов один почтенный протоиерей, ударив по лицу православную мирянку (фото удара облетело интернет с подписью «Голубая империя наносит ответный удар». Между прочим, облачения духовенства в этот день, как нельзя кстати, были именно голубыми). Через несколько минут люди мирно покинули храм.

Напуганный Анастасий-Анаксиос, заикаясь, произнес свою первую на новом месте проповедь, дав оценку случившемуся. Из этой проповеди становится ясно, что его — ни больше ни меньше — хотели убить, но только Божия Матерь не допустила, а он все равно готов и мечтает погибнуть у престола в алтаре. Протестовавшие миряне — это все «майдан», они проплачены, они обязательно попадут в ад после смерти, а на земле понесут суровое наказание от репрессивной машины. Самый гнусный «враг Церкви» — Кураев, само существование которого у митрополита вызывает «сожаление» (тут явный намек на то, что именно Кураев организовал проплату Госдепом ульяновского «майдана», и только из-за работы «пятой колонны» в ФСБ Кураев до сих пор не арестован как шпион и диверсант). Видно все-таки, что разоблачения протодиакона попали Анастасию не в бровь, а в глаз. Наконец, сравнив свою недовольную паству со свиным стадом, новый владыка пожелал ей быть «низвергнутой в бездну адскую». Ну что ж, родина Ленина долго ждала такого доброго пастыря.

Обращает на себя внимание еще одна деталь первой проповеди Анастасия. По его словам, духовным воспитателем будущего митрополита был всемирно известный старец из Псково-Печорского монастыря о. Иоанн (Крестьянкин), которого в 2000 году посещал Путин. Анастасий дал понять, что старца обвиняли в подобных митрополичьим грехах, за что тот просидел 7 лет в советской тюрьме. Согласно же официальной биографии, о. Иоанн был осужден по ст. 58.10 УК РСФСР — «антисоветская агитация и пропаганда».

Любопытно, что по сути Анастасий не опровергает выдвинутых против него обвинений, как он не опровергал их в течение года, предусмотренного 60-м правилом Карфагенского собора. Вот фрагмент его проповеди 21 июля: «Да, я грешный человек, может, я недостоин по меркам тех людей, которые сейчас стоят во главе этого майдана, но не им судить. Господь мне судья, руководитель, и если Он привел меня сюда, то у престола могу принять мученическую смерть от рук вот таких людей». Получается, что в целом Анастасий не отвергает тех обвинений, которые против него выдвигаются, он лишь считает некомпетентной судебной инстанцией протестующий народ, а готовится дать ответ лишь Богу. То есть, по учению Анастасия, методами церковной демократии и канонов его не сместить нипочем, чего бы он ни натворил.

И последняя деталь. В условиях нынешней российской «симфонии властей» вновь прибывшего на кафедру — тем более митрополию, в областной центр — архиерея должен встречать местный губернатор. Между прочим, провожая Анастасия из Казани, глава Татарстана наградил его высшим орденом республики. Губернатор же Ульяновской области Сергей Морозов, выходец из офицерской среды с некоторым кодексом чести, счел за благо уклониться от встречи с Анастасием, прислав на нее своего заместителя, да еще и одетого подчеркнуто неформально. Со своей стороны, Анастасий уклоняется от любых контактов с прессой, у которой к нему накопилось немало вопросов. Неумело отдуваться приходится привезенному из Казани секретарю (с соответствующей репутацией) Филарету Кузьмину — бывшему 19-летнему проректору Казанской семинарии по кличке Кузя. Явно не веря своим словам, Филарет без конца повторяет журналистам: «Майдан… Толпа привезенных сюда профессиональных митингующих… за определенную плату… пытаются физически и практически уничтожить митрополита».

Очевидно, история с протестом клириков и мирян Ульяновска против патриархийного беспредела только начинается. В этой истории много всего переплелось: и усталость от постоянных унижений и лишения права голоса рядовых клириков и мирян, и неприятие показной, совершенно нехристианской роскоши и образа жизни высшего духовенства, и искренний страх того, что основная религиозная организация России стремительно вырождается, компрометируя сами понятия «христианство» и «православие». Безнадежность нравственного состояния российского общества — результат и тех явлений церковной жизни, о которых говорится в этой статье. Все больше людей выходят из церкви не просветленными, а разочарованными. А сердце человека продолжает жаждать истины, которую заслоняют все новые скандалы в РПЦ МП…

Проблема «голубого лобби» является системной для Московской патриархии. Духовенство старого поколения еще нередко использует термин 1960-70-х гг. «Никодимов грех» — по имени митрополита Никодима (Ротова) — духовного отца и организатора стремительной карьеры нынешнего патриарха. Птенцами «гнезда Никодимова» являются два десятка наиболее влиятельных архиереев РПЦ МП, которые стали епископами 40-50 лет назад, будучи еще совсем юными. После Казанской епархии срочной санации требует Тверская митрополия, где тема гомосексуального насилия за церковной оградой так же активно обсуждается в прессе. Есть еще несколько «горячих» точек, и это, вероятно, темы для будущих публикаций.

Русская православная церковь после некоторого затишья вновь ворвалась в информационную повестку: священники и архиереи опять не сходят с лент новостей, удивляя общество своими заявлениями и поступками. Церковь планомерно раздвигает границы дозволенного для себя, добиваясь всё большего влияния на самые разные сферы - от политики до личной жизни граждан. Правда, такое движение предсказуемо натыкается на непонимание, следствием которого являются многочисленные скандалы, в которые попадает РПЦ. «Политсовет» решил вспомнить 10 самых громких скандалов с участием духовенства за последние несколько лет.

Фотография с официального сайта Московской патриархии

Точкой отсчета мы взяли 2012 год, в котором начался перелом в российской политической и общественной жизни (к этому перелому непосредственное отношение имела и сама РПЦ). Стоит сразу оговориться, что в наш рейтинг не попали многочисленные заявления протоиереев Всеволода Чаплина и Димитрия Смирнова: их эпатажные высказывания давно стали привычной и даже рутинной частью информационной картины, так что полноценными скандалами их и назвать уже нельзя.

Дело Pussy Riot

Отправной пункт новой эпохи во взаимоотношениях церкви и общества - это, конечно, дело феминистской панк-группы Pussy Riot. Судебный процесс, за которым в 2012 году следил весь мир, стал водоразделом, после которого многие изменили свой взгляд на РПЦ. Напоминать детали этой истории излишне: все и так хорошо помнят, как в феврале 2012 года несколько девушек в балаклавах забежали на амвон Храма Христа Спасителя и почти минуту танцевали там. Этот танец потом попал в кадры клипа «Богородица, Путина прогони».

Реакция РПЦ была максимально жесткой - вместо того, чтобы по-христиански простить девушек, Церковь стала добиваться их наказания. Сотрудники храма стали ключевыми свидетелями обвинения в суде, а следствие в своих доказательствах ссылалось на решения Трулльского собора VII века. В итоге участниц Pussy Riot осудили на два года лишения свободы (одной из них срок затем заменили на условный, а Мария Алехина и Надежда Толоконникова освободились по амнистии только в декабре 2013 года). Всему обществу был подан сигнал: РПЦ обид не прощает, и силовое преследование теперь стало частью церковной политики. Не случайно вскоре после этого появился «закон о богохульстве» - уголовная ответственность за публичное оскорбление религиозных святынь.

«Пыльное дело» патриарха

Одновременно с делом Pussy Riot разворачивался еще один судебный скандал, непосредственно касавшийся лично патриарха Кирилла. Представитель Кирилла - некая Лидия Леонова, живущая в его квартире в знаменитом Доме на набережной, подала в суд на священника и бывшего министра здравоохранения РФ Юрия Шевченко. Леонова требовала с семьи Шевченко (к слову, сам экс-министр был болен раком) 20 миллионов рублей за то, что пыль из его квартиры, где проводился ремонт, попала в квартиру патриарха и испортила мебель и книги.

В итоге суд встал на сторону патриарха и заставил семью священника заплатить компенсацию - все 20 миллионов. Поданный стороной Шевченко иск о незаконном обогащении патриарха был отклонен.

Скандал, связанный с этим делом, получился действительно громким и резонансным, хоть и недолгим. Недоумение общественности вызвало не только то, что патриарх требует 20 миллионов с другого священника, больного раком, но и то, что Кирилл владеет квартирой в самом центре Москвы, где к тому же живет некая женщина, представляющаяся его троюродной сестрой. По репутации патриарха был нанесен серьезный удар.

Исчезающие часы патриарха

Тогда же, весной 2012 года, патриарх попал еще в один громкий скандал - на этот раз курьезный. На одной из фотографий, опубликованных на сайте Московской патриархии, можно было заметить отражение руки Кирилла с дорогими часами, в то время как на самой руке часов не было. Было понятно, что часы на руке убрали с помощью фотошопа, а вот стереть их с отражения забыли.

Патриархия впоследствии была вынуждена признать, что снимок действительно был отредактирован сотрудником пресс-службы. Публикацию такого снимка в РПЦ назвали «ошибкой» и «грубым нарушением внутренней этики». Но как бы то ни было, после скандала с фотографией многие узнали, что патриарх Кирилл не только носит дорогие швейцарские часы, но и пытается скрывать этот факт далеко не самыми честными способами.

ДТП со священниками

Но не только патриарх попадал в скандалы в том году. Летом 2012 года почти одновременно два священника РПЦ устроили резонансные ДТП в Москве. Сначала игумен Тимофей (Подобедов), передвигавшийся на автомобиле BMW с дипломатическими номерами Мальты, врезался в две машины в центре столицы. По свидетельствам очевидцев, священник, которого называли чуть ли не духовником Филиппа Киркорова, вел себя неадекватно. Наказание за эту аварию было довольно мягким: суд ограничился лишением прав, а руководство РПЦ сохранило за Тимофеем сан, но сослало служить в Воронеж, где он стал настоятелем одного из храмов.

Тем же летом иеромонах Илия (Семин), ехавший по Москве на белом «Мерседесе Гелендваген», не справился с управлением и сбил трех дорожных рабочих, двое из которых погибли на месте. Илия за это ДТП был наказан куда более сурово, нежели игумен Тимофей: его осудили на три года колонии и лишили сана. Впрочем, как впоследствии сообщали СМИ, бывший иеромонах отбывал наказание в СИЗО в условиях повышенной комфортности, попав в отряд хозяйственной обслуги и став любимчиком тюремного начальства.

Несмотря на то, что эти два случая стали самыми громкими скандалами с авариями, спровоцированными священниками, были и другие подобные случаи, которые не удостоились такого внимания общественности. Так, в конце апреля 2015 года в одном из сел Мордовии в ДТП попал автомобиль Toyota Land Cruiser: машина на огромной скорости вылетела с дороги и перевернулась, одна из пассажирок серьезно пострадала. Вскоре выяснилось, что за рулем новой иномарки находился 39-летний епископ Костомукшский и Кемский Игнатий (Тарасов), считающийся ставленником влиятельного митрополита Варсонофия. Архиерей сначала отрицал свою вину, но затем все-таки написал явку с повинной. На его карьере это, впрочем, никак не отразилось - он по-прежнему продолжает управлять своей епархией.

Дело Грозовского

Осенью 2013 года петербургского священника Глеба Грозовского, духовника футбольного клуба «Зенит», обвинили в совращении несовершеннолетних. По версии следствия, иерей совершил насильственные действия в отношении двух девочек во время отдыха в православном лагере на греческом острове Кос.

Сам Грозовский в момент возбуждения дела находился в Израиле и отказался возвращаться в Россию, отрицая при этом все обвинения. По решению российского суда он был заочно арестован. Впоследствии Россия подала ходатайство о его экстрадиции, и священник осенью 2014 года был арестован в Израиле и до сих пор находится в тамошней тюрьме, ожидая выдачи на родину.

Дело Грозовского вызвало резонанс не только из-за тяжести обвинений в сексуальных преступлениях, но и из-за того, что семья священника, как считается, хорошо знакома с патриархом Кириллом. Отец Глеба, священник Виктор Грозовский, по некоторым данным, общался с будущим патриархом еще с советских времен. Поэтому дело Грозовского многие считали ударом по позициям Кирилла. И еще один момент - совпадение это или нет, но вскоре после возбуждения дела в отношении Грозовского на пенсию был отправлен Санкт-Петербургский митрополит Владимир, в штате которого когда-то состоял иерей Глеб.

Гей-скандал в Казани и увольнение Кураева

В конце 2013 года профессор Московской духовной академии, известный богослов протодиакон Андрей Кураев опубликовал рассказ студентов Казанской духовной семинарии, пожаловавшихся на сексуальные домогательства со стороны своих преподавателей. Если верить семинаристам, к ним приставал проректор семинарии игумен Кирилл (Илюхин), а ректор и по совместительству казанский митрополит Анастасий (Меткин) устроил им раз

Кремль отвернулся от РПЦ. Церкви грозит политический раскол

Отношения между Администрацией президента и РПЦ (Русской православной церковью) серьезно охладели, сообщает «ФедералПресс» источник, близкий к АП. В Кремле спускают на тормозах инициативы церкви, в том числе вопрос о передаче Исаакиевского собора . На этом фоне позиции патриарха Кирилла ослабевают, а влияние епископа Тихона на Путина усиливается. Тихон пролоббировал несколько крупных федеральных назначений, в то время как Кирилл собирает закрытые встречи с политологами для решения проблем с имиджем. Все это уже привело к конфликту внутри руководства РПЦ. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Фактор раздражения

Похоже, что политика РПЦ (Русской Православной церкви) стала раздражать не только общественность, но и Администрацию президента. Информационный шум, связанный с делом Соколовского, передачей Исаакиевского собора, законом о защите чувств верующих в Кремле оценили негативно. Об этом «ФедералПресс» сообщает источник, близкий к Администрации президента. По его словам, АП всячески тормозит решение вопроса о статусе Исаакия.

«Они понимают, что церковь превратилась в фактор политической турбулентности. Она будоражит общественность, и если выполнять все просьбы, это будет способствовать углублению политического кризиса в России . Из прагматических соображений они пытаются затормозить передачу Исаакия церкви», – пояснил собеседник.

Накануне депутаты Петербургского Заксобрания проголосовали против референдума о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Также напомним, что вопрос о статусе Исаакиевского собора поднимался в ходе прямой линии с президентом. Тогда Владимир Путин заявил, что собор был построен как храм, а не как музей.

Внешнеполитические враги

«Церковь достаточно часто падает в скандалы . Отдельные представители церкви порочат откровенно облик и имидж РПЦ. Большая ошибка со стороны патриарха в том плане, что ничего не делается для разрешения этой ситуации. Нет системы работы над имиджем. Мы получаем ситуацию, когда определенного священника в регионе ловят за вождение в нетрезвом виде. Это отбрасывает тень на всю церковь», – заявил в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» Фетисов.

Имидж РПЦ подпортили не только пьяные священники . Достаточно вспомнить и историю об исчезающих на фотографии часах патриарха , которые были видны в отражении стола. Скандал вокруг Pussy Riot, дело Руслана Соколовского, откровения протодиакона Андрея Кураева о гей-лобби в Казанской духовной семинарии также отбросили тень на облик РПЦ. Претензии церкви на ряд объектов недвижимости, особенно в Москве и Санкт-Петербурге, провоцировали акции протеста .

О проблемах с имиджем говорят и внутри церкви. Известный священник Всеволод Чаплин заявлял о том, что церковь в последние годы переживает серьезный кризис. Отметим, что после открытой критики патриарха Кирилла Чаплин в 2015 году был отстранен от должности председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Он также осудил руководство РПЦ за связи с коррумпированными чиновниками в регионах.

«Нужно обличить безнравственность чиновников, и речь не только о коррупции . Сейчас за нее сажают губернаторов, а сколько времени церковные люди лизали этим сидельцам пятую точку? В каждом регионе прекрасно знают, какая обстановка около губернатора, поэтому нужно осуждать происходящее или по крайней мере дистанцироваться от нечестных деятелей. Церковь обосновывает контакт с ними тем, что нужно строить храмы, поддерживать практическую составляющую церковной жизни. Но лучше оставаться вообще без всякой стройки и без денег, чем терять авторитет, расточая дифирамбы вороватым чиновникам и обвешивая их церковными наградами», – заявлял Чаплин в 2016 году.

Смысл закрытой встречи патриарха с политологами, которая прошла 12 июня, как раз и заключался в поисках решения проблем с имиджем. Подобные мероприятия просто так не происходят. Тем более, что подобных встреч ещё никогда не проводилось.

«Мы слышали, что патриарх встречался недавно с политологами. Да, совещание это было закрыто . Но, вероятно, речь шла именно об участии РПЦ в жизни страны, как института в избирательной кампании, либо об исправлении имиджа и противодействии той кампании, которую развернули против патриарха», – заявил Дмитрий Фетисов.

Кирилл против Тихона

Позиции патриарха Кирилла на самом деле находятся под ударом, кампания против него развернута. Источник из окружения АП подтвердил эту информацию «ФедералПресс». Более того, по его словам, в руководстве РПЦ существует негласный конфликт. Действующие лица: патриарх Кирилл и его викарий (заместитель), архиерей Тихон. Конфликт вызван тем, что Кирилл обеспокоен влиянием Тихона на президента Путина. Именно Тихон пролоббировал несколько крупных федеральных назначений, в том числе кандидатуру Ольги Васильевой на пост главы Минобрнауки и кандидатуру Анны Кузнецовой на пост детского омбудсмена.

«Епископ Тихон считается духовником Путина. Он пролоббировал назначение министра образования Васильевой и омбудсмена по правам ребенка Кузнецову. Существует латентный, но очень напряженный конфликт между Кириллом и Тихоном из-за влияния на президента. Эта ревность доведена до того, что патриарх звонит в Администрацию президента и спрашивает: «Почему президент встречался с Тихоном, а меня на встрече не было ?». Хотя президент чувствителен к просьбам Кирилла, на все отвечает. Но Администрация президента тормозит », – сообщил собеседник «ФедералПресс».

В самой РПЦ факты наличия каких-либо конфликтов в руководстве церкви отрицают. Но это вполне естественно. Сор из избы выносить никто не хочет. Многие представители экспертного сообщества в свою очередь убеждены в том, что сейчас идет внутриэлитная борьба в церкви, в том числе и за кресло патриарха. Все участники этого конфликта пытаются наладить отношения и с президентом и с его администрацией.

«Да, внутри руководства РПЦ не все однозначно. Там тоже существует определенная борьба за должность патриарха непосредственно, за возможность контроля на теми ресурсами, которые есть у РПЦ. Эти лица тоже будут принимать участие в формировании будущей повестки. Точка в этом вопросе еще далеко не поставлена », – заявил политтехнолог Дмитрий Фетисов.

Региональная оппозиция

Угрозу трону патриарха представляет не только авторитет Тихона, но и церковная «оппозиция» в регионах и скандалы в субъектах РФ . Центрами такого протестного движения можно считать Казанскую и Екатеринбургскую епархии. Во главе первой в 2015 году Кирилл поставил владыку Феофана , который сразу же принялся за кадровые перестановки в местных храмах и монастырях . Всего лишь за год Феофан смог нажить себе врагов как внутри церкви, так и в миру. Священники заявляли о росте епархиальных налогов, о единоличном характере ведения политики РПЦ в Татарстане.

Миряне жаловались на демонстративно роскошный образ жизни Феофана . В 2016 году православная общественность Татарстана решила пойти на беспрецедентный шаг – выйти на митинг против Феофана. Однако историю удалось замять, несмотря на то, что местные власти акцию протеста согласовали. В итоге заявка на проведение митинга была просто отозвана. Авторы этой заявки до сих пор неизвестны, но жалобы в отношении Феофана рассматривались даже на заседании Синода РПЦ. Отметим, что 1993 по 1999 годы Феофан был заместителем председателя отдела внешних церковных связей РПЦ митрополита Кирилла.

Покемон или кот в мешке?

Еще одним недовольным политикой Московской митрополии регионом можно считать Свердловскую область . В Екатеринбургской епархии обстановка неспокойная. Именно в этом регионе разгорелся самый крупный за последнее время скандал, связанный с РПЦ – дело Руслана Соколовского .

Ловец покемонов мог стать котом в мешке, которого подбросили Кириллу высшие священники Екатеринбургской епархии. Такое мнение выразил бывший депутат заксобрания Свердловской области Нафик Фамиев . Он заявил, что дело Соколовского – это результат конфликта ряда деятелей местной епархии с московским митрополитом.

«Здесь окопалась реакционная часть РПЦ и ее идеологи. Задача – не допустить приезда Кирилла Московского в июле 2018 года в Екатеринбург на 100-летие убийства семьи Романовых. Дело Соколовского лишь повод сделать Кирилла невъездным », – заявил экс-депутат.

Отметим, что серьезное влияние на Екатеринбургскую епархию оказывает ее бывший глава владыка Викентий. С 1999 по 2011 годы он был там Архиепископом. К удивлению многих священников в 2011 году его в буквальном смысле отправили за пределы России. Указом патриарха Кирилла Викентия назначили митрополитом Ташкентским и Узбекистанским. Стоит отметить, что сразу после назначения в отношении Викентия началась травля. Прихожане местных храмов начали обвинять его в нарушении канонов православия, крещении за деньги, грубом отношении к женщинам, хамству, косноязычии. Письмо с соответствующими жалобами отправили патриарху Кириллу в 2016 году.

Вряд ли можно говорить о том, что руководители страны станут в открытую критиковать РПЦ, а в самой церкви когда-нибудь публично признают наличие внутренних конфликтов. Но общественность осуждает церковь и ее аппетиты в открытую. В этих условиях на патриарха Кирилла оказывают давление и «снизу» и «сверху». Помогут ли ему советы политологов выбраться из очень непростой ситуации, пока неизвестно. Врагов, судя по всему, у патриарха немало

Ленинский районный суд Оренбурга отправил в СИЗО по подозрению в педофилии известного в православной среде священника - настоятеля Саракташской Свято-Троицкой обители милосердия протоиерея Николая Стремского, воспитавшего десятки приемных детей.

По данным местного издания Orenburg.media , священнослужителю предъявлены обвинения по уголовным статьям «Изнасилование лица, не достигшего 14-летнего возраста», «Развратные действия, совершенные в отношении двух или более лиц не достигших 14-летнего возраста», «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».

Протоиерей Николай Стремский занимал видное положение в своей епархии: был награжден правом ношения митры, нес послушание ректора Оренбургского епархиального духовного училища, директора православной общеобразовательной гимназии имени преподобного Сергия Радонежского и являлся благочинным храмов сразу в четырех районах Оренбургской области. Работа священника по воспитанию брошенных родителями приемных детей была широко известна по всей России.

В качестве потерпевших в уголовном деле признаны семеро несовершеннолетних и малолетних детей, находящихся под опекой и удочеренных Стремским.

В СКР по Оренбургской области журналистам отказали в комментариях. В Оренбургской епархии протоиерея Николая Стремского запретили в священнослужении на время расследования уголовного дела, отметив, что «человек считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Пресс-служба епархии также напомнила, что в обители милосердия, которой руководил Стремский, «нашли себе приют многие пожилые люди, оставшиеся без крыши над головой и элементарной материальной поддержки». «Здесь воспитано более 70 приемных и усыновленных детей, им было дано всё необходимое для полноценной взрослой жизни. В Оренбургской епархии сложившаяся ситуация находится на контроле у правящего архиерея», - добавили в пресс-службе.

Напомним, в последние годы сразу несколько священников РПЦ были осуждены за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Более всего известно дело иерея , который скрывался от следствия в Израиле, но был выдан российским властям и получил 14 лет заключения в колонии строгого режима за насильственные действия сексуального характера над двумя девочками.

Осенью 2018 года суд в Якутии приговорил бывшего директора Свято-Иннокентьевской православной гимназии (Андрея Ткаченко) к 17 годам лишения свободы в колонии строгого режима, в его деле фигурирую десятки эпизодов насилия над детьми.

Весной 2019 года к четырем с половиной годам лишения свободы был приговорен бывший настоятель храма в селе Липин Бор Вологодской области , которого суд признал виновным в развращении девочки-прихожанки и распространении порнографии.

Опубликована стенограмма беседы двух Патриархов - Варфоломея и Кирилла - о судьбе Украинской церкви, провозглашение автокефалии которой поддержал Госдеп США. И на западе Украины начался «захват храмов» - правда, в формате инсценировки. Октябрь должен стать решающим месяцем в «битве за автокефалию».

Укрощение Кирилла и унижение Илариона

Процесс провозглашения украинской церковной автокефалии (независимости), стартовавший еще в апреле, приобрел поистине драматические черты после встречи Вселенского и Московского патриархов Варфоломея и Кирилла в Стамбуле 31 августа. Как сообщала «Новая», Кирилл потерпел там неудачу, и конфликт двух патриархатов перешел в острую фазу, поставив православный мир на грань глобального раскола.

С 14 сентября РПЦ не поминает Константинопольского патриарха и не сослужит с его епископами. А 28 сентября близкий к Константинополю греческий сайт Оthodoxia.info опубликовал фрагменты стенограммы, судя по всему, беседы двух патриархов в последний день лета.

Уже первый тезис московского гостя («Украинцы и россияне — один народ, а с Киева начинается история России») вызывает протест Вселенского патриарха.

«Украинцы не чувствуют себя комфортно под властью России, — говорит не «наш» патриарх, — и желают быть абсолютно свободными в религиозном и политическом смысле».

Далее «наш» Кирилл пытается оспорить законность обращения за автокефалией президента и парламента Украины, утверждая, что они представляют лишь 8% населения страны и скоро будут сметены восставшим народом, который хочет вернуться под руку Москвы.

Патриарх Варфоломей. Фото: Громадское

Патриарх Варфоломей, однако, довольно изящно парировал и эту аргументацию:

«Вы не можете посетить Украину, а священнослужители там не поминают Вас во время святого богослужения. Вы считаете, что это не является проблемой?»

Так что оправдываться пришлось Кириллу.

«Вы говорите о том, что у Вас есть миллионы верующих и что Вы обладаете из-за этого политической силой, — говорил Варфоломей. — Но сколько из этих миллионов были крещены? Сколько из них ходят в церковь на богослужения?»

Присутствовавший на встрече ближайший помощник патриарха Кирилла, его министр иностранных дел митрополит Иларион (Алфеев), был и вовсе изничтожен:

«Вы заявили, что президент Порошенко подкупил Вселенский патриархат, — поставил вопрос Вселенский патриарх. — Я вас спрашиваю прямо: можете ли вы доказать это? Если вы не можете, вы хулите Церковь-Мать, и она наложит на вас проклятие».


Патриарх Кирилл и митрополит Иларион. Фото: РИА Новости

После попытки Московского патриарха заступиться за Илариона Варфоломей прямо попросил Кирилла:

«Прошу Вас наказать его, чтобы он вел себя так, как положено его сану, потому что он ведет себя в ущерб Вам».

Теперь понятно, почему на обратном пути в Москву, прямо на борту самолета, московский первосвятитель довольно грубо накричал на своего бывшего фаворита.

А как вам неожиданный призыв Кирилла поддержать католических епископов, которых обвиняют в педофилии. Если в начале беседы российский патриарх Кирилл как бы осуждал католицизм, говоря, что в XV веке из-за унии с католиками Константинополь отпал в ересь, и Москва была вынуждена самопровозгласить автокефалию, то в конце назвал католиков братьями. «Все эти обсуждаемые истории, касаются и нас, — смело признал Кирилл. — Разные утверждения, согласно которым якобы тридцать лет тому назад какой-то епископ что-то делал, без каких-либо доказательств причиняют ущерб церкви и создают очень болезненную атмосферу».

«Битва архивов»


Православные священники собрались в Константинополе на Архиерейский собор. Фото: РИА Новости

После этой встречи диалог двух патриархатов продолжается исключительно в виртуальном пространстве. Каждая из сторон создала свои научно-исторические сайты, на которых выкладываются горы документов XVI-XVII вв., призванные доказать, что Киев находится именно в «этой» юрисдикции. Едва ли кто теперь читает и анализирует документы, написанные на церковнославянском и греческом языках.

Ключевым в споре является акт 1686 года, согласно которому Константинополь передал Москве право поставлять на кафедру Киевских митрополитов, но не передал при этом саму Киевскую митрополию,

о чем, впрочем, не решался напоминать долгих 235 лет, пока не пала Российская империя.

В этой «войне архивов» вскрылись и свежие исторические факты. Официальный представитель Константинопольского патриархата архиепископ Иов напомнил на днях, как в 1946 году силами НКВД были отторгнуты от Константинополя и переданы Москве приходы Закарпатья, причем администратор этих приходов сгинул в воркутинских лагерях.

Далее Киевский патриархат опубликовал факсимиле подписи нынешнего предстоятеля Украинской церкви Московского патриархата митрополита Онуфрия (Березовского) под обращением Собора УПЦ 1991 года о предоставлении ей автокефалии. После двухнедельного молчания Московская патриархия нашла довольно неуклюжий способ «оправдать» своего киевского представителя. Анонимный источник Московской патриархии заявил через агентство «Интерфакс», что тогда, 27 лет назад, Онуфрий поставил свою подпись «под давлением», которое на него, беззащитного, оказал нынешний «раскольнический» Киевский патриарх Филарет (Денисенко).

Впрочем, позиция митрополита Онуфрия также не выглядит выразительной. Например, он не приехал на чрезвычайное заседание Синода в Москву 14 сентября, хотя занимает в нем второе место после патриарха. Однако репутацию митрополита в глазах Москвы спасло включение его имени в базу данных «Миротворец», куда радикальные гражданские активисты, близкие к МВД Украины, записывают разных «врагов отечества».

Америка против РПЦ?

После того как кремлевская пропаганда, объясняя «церковный провал на Украине», включила антиамериканскую пластинку, а митрополит Иларион стал цитировать фейковые «слова Бжезинского» о необходимости уничтожить русское православие после падения коммунизма, на тему украинской автокефалии впервые высказался Госдеп США. 25 сентября официальный представитель этого ведомства Хизер Нойерт назвала Вселенского патриарха «олицетворением толерантности и межконфессионального диалога» и поддержала верующих Украины, желающих «следовать путем автокефалии». США, говорят в Госдепе, поддерживает Украину в деле автокефалии потому, что это является частью ее «собственного пути».

В процессе подготовки к автокефалии американские дипломаты проделали большую работу, встречаясь с предстоятелями поместных церквей. Так, они внесли серьезную лепту в грядущую международную изоляцию РПЦ, которую едва ли сможет поддержать хоть одна церковь.

На днях считавшиеся лояльными РПЦ предстоятели Александрийской и Польской православных церквей подписали совместное заявление, в котором хоть и в туманных выражениях, но признали неизбежность украинской автокефалии.

Одновременно у чиновников РПЦ в разных странах начались проблемы с визами.

Спешно покидает США управляющий (с 2014 г.) тамошними приходами епископ Иоанн (Рощин) — выдвиженец патриарха Кирилла. Управляющему делами Московской патриархии, постоянному члену ее Синода митрополиту Варсонофию (Судакову), равно как и другим духовным лицам из России, стали систематически отказывать в греческих визах. Самому патриарху Кириллу не согласовали визит в Латвию, да и визит в Молдову, планировавшийся поначалу на сентябрь, находится под большим вопросом.

Show must go on !

Не имея возможности как-то отменить провозглашение автокефалии, РПЦ избрала тактику нагнетания страхов по поводу «захватов храмов», волна которых якобы должна подняться. С подозрительной точностью разные иерархи (например, наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел (Лебидь) назначают первые столкновения на 14 октября — праздник Покрова Богородицы. В этот день на Украине отмечают еще и праздник Вооруженных сил.

По версии митрополита Павла, автокефалия может быть провозглашена уже 10-12 октября, поэтому 14-го «боевики» просто обязаны захватить лавру.

Гарантии украинского правительства, что после провозглашения автокефалии все монастыри и храмы останутся у их нынешних пользователей, во внимание не принимаются.

В исторической традиции Украины (еще со времен Великого княжества Литовского и Речи Посполитой) сосуществование в каждом городе и даже селе церквей нескольких конфессий. Конечно, выход из подполья греко-католической церкви в западных регионах страны в начале 1990-х привел к столкновениям, но вот уже около 20 лет каких-либо революционных изменений на религиозной карте Украины не наблюдалось. Большинство храмов (более 12 000) принадлежит общинам Московского патриархата, которые смогут оставаться в этой же юрисдикции и после провозглашения автокефалии. В случае если часть той или иной общины захочет перейти в автокефалию, а часть — остаться с Москвой, будет применяться украинский закон об обеспечении властями поочередного служения в одном и том же храме.

По моим ощущениям,

в украинском обществе нет «критической массы» для какой-то тотальной «битвы за храмы». Подобные идеи — удел маргиналов.

В первое время после Майдана 2014 года в стране работало немало российских стрингеров, создававших картинку для российского же телевидения. Эпическим стало противостояние за храм общин УПЦ МП и УПЦ КП в селе Птича Ровенской области. Непонятные люди в масках раз в месяц устраивали у церковных дверей перформансы с фаерами и дымовыми шашками, охотно зажигая всю эту пиротехнику перед камерами. Получив скромный гонорар, они быстро удалялись. Едва ли кто из читателей, возмущенных заявлениями Московской патриархии, знает, что все украинские суды, включая Высший апелляционный, оставили храм в Птиче за общиной Московского патриархата.

Новый инцидент 28 сентября в поселке Богородчаны Ивано-Франковской области. Для многих было откровением узнать, что в этом «самом националистическом» регионе на западе Украины спокойно действует внушительных размеров храм Московского патриархата с целыми «митрополичьими покоями». Собственно, «покои» и были объектом столкновения (судя по размещенным в Сети видеоматериалам, оно ограничилось словесной перепалкой). Как явствует из сообщения, размещенного на официальном сайте УПЦ МП, на сам храм «налетчики» не претендовали, и были они представителями властей, которые пытались выполнить решение местного совета о передаче «палат» музыкальной школе.

Представители Московского патриархата реанимировали уже почти забытый бренд «Правого сектора» (запрещен в РФ), обвинив в инциденте его активистов, однако пресс-секретарь этой организации Артем Скоропадский, ранее, кстати, работавший в УПЦ МП, опроверг причастность организации к столкновению.

Рассказать друзьям