Зная грамматики. Почему так важно знать грамматику английского языка? Грамматическое значение слова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Грамматика – самый высокий языковой уровень, самая высокая степень обобщения явлений в языке. Вначале грамматика означала искусство письма, теперь она изучает грамматические значения, формы слов.

2 раздела грамматики: морфология и синтаксис. Морфология – исследует правила построения форм слов, грамматические значения, части речи. Синтаксис – исследует связи между словами в словосочетании и предложении.

56. Основные единицы грамматического строя языка.

Слово является одной из основных грамматических единиц. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи, словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения,); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо.

Предложение как предмет грамматики представляет собой сообщающую единицу, строящуюся по определенному синтаксическому образцу, существующую в языке в разных своих формах и модификациях, функционально нагруженную и интонационно оформленную. Предложению как грамматической единице принадлежат предикативность, категории семантической структуры и компоненты актуального членения - тема и рема. Предложение, как и слово, вступает в синтаксические отношения с другими грамматическими единицами - предложениями и их аналогами; так образуются разные виды сложных предложений и бессоюзные соединения предложений. Грамматическая единица - это любое грамматически оформленное отдельное языковое образование: морфема, слово, словосочетание, предложение простое или сложное, - представленное либо во всей совокупности своих форм, либо в одной какой-то своей форме. Так, например, имя существительное стол является грамматической единицей, существующей как совокупность всех своих падежных форм единственного и множественного числа; глагол идти является грамматической единицей, существующей как совокупность всех своих спрягаемых форм, а также инфинитива, причастия и деепричастия. В то же время отдельная форма существительного (стол, столом, столами и т. д.) или глагола (иду, шли, шедший и т. д.) также является отдельной грамматической единицей.

57. Грамматическое значение слова.

Грамматическое значение охватывает большое кол-во слов. Грамматическое значение – обобщённо-отвлечённое языковое значение, присущее целому ряду слов или синтаксическим конструкциям, и находящееся в языке регулятивное выражение.

Отличие грамматического значения от лексического;

Лексическое значение присуще одному слову, грамматическое многим словам. Грамматическое значение является дополнительным по отношению к лексическому. Если говорящий не хочет употреблять лексическое значение, он не использует слово, грамматическое значение обязательно. Грамматическое значение в большей степени обобщённое, чем лексическое.

58. Способы выражения грамматического значения.

Грамматическое значение выражаются внутри слова и вне слова при помощи окончаний, флексии, суффиксов, аффиксов, чередований в корне, ударения, с помощью порядка слов, интонации, вспомогательных служебных слов. Грамматические значения образуют грамматические категории.

Вчера в группе обсуждали вопрос одной из участниц:

"Здравствуйте, коллеги. Я преподаватель не РКИ, а одного из европейских языков. Но вопрос решила задать в этой группе, так как компания тут душевная, а мне хочется с Вами посоветоваться.
Я строю свое обучение таким образом: введение в тему - лексическую и грамматическую, проработка, выход на разговор. Весь цикл может занять 2-3 урока. Конечно, поговорить на уроке на языке я лю блю, но новую тему сначала стараюсь проработать. Вот приходит ученик, который говорит, не интересно мне вот все эти упражнения делать, давайте как-то сразу говорить начнем. В принципе, запрос не новый, бывает. Но тут - преподаватель как раз РКИ. Я попробовала, человек в общем-то уже говорящий пришел ко мне, можно и так. (здесь я должна сказать, что у меня такой принцип работы с возражениями: я не противлюсь, делаю, как просят. Потом или оно оказывается вредно и ученик это видит и мы возвращаемся к тому образу работы, который я предлагаю, или... ну "или" пока не бывало. Хм...) Но между нами говоря, я так себе думаю, что это будет топтание на месте.... Что вы скажете? Хочется и вперед идти, и человек домашку делать не может, и я в смятении... Преподаватель... говорит, я на своих уроках так делаю и все отлично получается. Как??? Вот какой у меня вопрос. Как можно, не прорабатывая грамматику, иметь отличный результат... У кого то же самое? Признавайтесь! Работает это?"

В связи с этим вспомнила свой разговор с одним начинающим преподавателем РКИ, который написал мне буквально следующее:

"Овладеть иностранным языком как средством общения невозможно без знания грамматики" ("Практическая методика обучения РКИ" стр. 168). Я наблюдал, как в британской школе сотни русско-, корейско-, японско- и пр. говорящих детей разных возрастов овладевали английским языком до уровня родного, не зная, что такое грамматика. Я свободно владею немецким, читаю газеты, но совершенно не знаком с грамматикой. И как я вообще умудрился овладеть русским языком, не зная о флективно-разветвлённо-предложно-падежно-в идо-временной-сложно-синтаксическо-специ фическо-словообразовательной системы и т.п.?
"Знание правил сокращает путь к практическому освоению иностранного языка"
Мало того, что реальность подтверждает обратное - язык усваивается лучше без знаний правил грамматики, которые просто перегружают мозг ненужной информацией, и поэтому иностранцы бегут с языковых курсов, потому что они ничего не могут выучить и им скучно, но также уже с 70-х годов многочисленные научные исследования подтверждают, что грамматика усваивается инстинктивно, а не через правила. Эти знания используются в международных (британских) школах, где детей не-носителей целенаправленно не учат грамматике, и даже в старших классах дают её по минимуму, чтобы они быстрее усваивали английский язык.
Извините, но по этой ненормальной системе, которая уже давно морально устарела, в которой язык рассматривается как нечто мертвое, а не живое, а ученик как некий компьютерный мозг, я скорее забуду родной язык, чем кого-либо научу.
Мне представляется, что необходимо создать систему обучения русскому языку для живых дышащих людей, учитывая, скажем, британский опыт, который успешно применяется по всему миру.

Даже не родной язык усваивается интуитивно - просто преподавателям удобно на это закрывать глаза, чтобы не начинать заново переписывать методики. Я знаю это по себе - грамматику в школе освоил на 3. После 2 лет работы с носителем, кстати, филологом, с минимальным уклоном на грамматику, стал печататься на английском. То есть уже в зрелом возрасте освоил язык интуитивно. Я далеко не единственный случай: я наблюдал сотни взрослых людей, осваивающих язык без грамматики, и сотни людей, которые учили грамматику и не освоили язык.

Вся ваша методика строится на ложном допущении, что неродной язык не может быть выучен интуитивно взрослыми. Это полный бред и миллионы людей вам скажут то же самое, а ещё миллионы скажут, что грамматика им только осложнила изучение языка, а зачастую она намертво убила в них желание его изучать. Методику, которую я изучал (и по себе знаю), предполагает, что сначала вы изучаете язык, как ребенок, интуитивно. И лишь освоив его, вам дают грамматику, но не слишком много. Язык -это не математика. Подход априори должен быть иным.
Я много путешествую и скажу вам: работники сферы обслуживания учат великолепно русский без всяких методик просто через общение с русскими. И не зная что такое склонения и спряжения.
Скажем, Вы и я падежи выучили ещё до школы. Любой иностранец выучит падежи быстрее без вашей методики, на живой речи. У нас был гид на Крите, учился в России, рассказывал как вспоминает изучение падежей, словно в страшном сне. Женился на русской и их через разговор освоил".

И что же теперь? Сбросить грамматику с корабля современности?

Что я хотела бы отметить:

1. Освоение родного языка детьми и изучение иностранного взрослыми отличается.В детстве можно овладеть несколькими языками как родными именно потому, что язык усваивается без правил, на уровне интуиции.

2. Знание грамматики не может препятствовать практическому усвоению языка. Одни ученики - аналитики: будут спрашивать что да как, да почему, другие - больше будут стремиться запомнить блоки информации, чтобы побыстрее употреблять эти фразы на работе, в быту. Всё определяется целями, сроками обучения, контингентом обучаемых. И уж поверьте моему опыту и опыту других преподавателей, разработчиков методики, что ученики Вам будут только благодарны, если Вы сможете внятно и толково объяснить необходимые правила. В практическом курсе русского языка грамматика не самоцель, а способ обучить студентов живой коммуникации. С ошибками, без грамматики, отдельные фразы они могут выучить и без нас. Заниматься с преподавателем они приходят, чтобы получить компетентное объяснение.
Однако некоторые начинающие преподаватели РКИ ожидают чуда: что их взрослый учащийся всё усвоит интуитивно и свободно заговорит, только развлекаясь и не прилагая усилий, чтобы понять языковые явления. А ведь так, разбираясь, вникая в структуры, мы вырабатываем в себе языковое чутье на иностранном языке и многое начинаем воспринимать и воспроизводить на уровне интуиции. Не потому ли учить каждый последующий язык проще, чем предыдущий. Все, для кого русский - родной, безошибочно употребляют формы родительного падежа, не задумываясь об этом. А иностранному учащемуся нужно рассказать, в каких случаях мы употребляем родительный падеж и какие смыслы он передаёт, и с помощью каких форм образуется, закрепляем это и дальше он может пользоваться полученными знаниями на практике. Никто ведь не говорит, что заниматься нужно только грамматикой или заниматься ею бóльшую часть урока. Начинать урок с фразы "Давайте откроем учебник на такой-то странице" или "На прошлом уроке мы говорили о глаголах движения, ну так вот...". неприемлемо. Такой подход ведёт исключительно к потере мотивации и со стороны студента, и со стороны преподавателя. Грамматические правила объясняются через их коммуникативные функции.

3. На курсах прекрасно могут предлагаться ролевые игры, общение между учеником и преподавателем обязательно должно быть естественным, даже дружеским, на занятии должна царить обстановка доверия и взаимного интереса, необходимо стремиться к наименьшему использованию языка-посредника, использоваться средства наглядности, аудио, видео, работу в парах, тройках и т.д. и т.п..
А грамматический комментарий только помогает и облегчает и ускоряет процесс овладения языком. Например, скажем, мой ученик-иностранец писал рассказ, как он провёл лето, и написал: "*Я был в Стамбул". Если я ему объясню, что когда мы говорим о местонахождении, где мы находимся, где мы были, нужно добавить - Е (предложный падеж), а винительный падеж мы используем после глаголов иду, хожу, еду и т.д. (т.е. глаголов движения) для обозначения направления (куда?), - это позволит ему в дальнейшем легко применять свои знания и в следующий раз такую ошибку уже не допустить?

Никто не оспаривает тот факт, что в практическом языковом курсе грамматика должна быть ориентирована на коммуникацию. В этом и состоит функциональное направление в грамматике.

Пишите Ваши комментарии. Что вы думаете о месте грамматики в изучении языка?

Экология сознания: Жизнь. Русский язык – один из самых сложных языков в мире. Даже нам, носителям языка, всегда есть чему поучиться. Родной язык не даёт нам заржаветь и предоставляет шанс развиваться в течение всей жизни.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Русский язык прост и понятен. Для говорящих на русском, конечно же. Для остальных это тёмный лес, потому что русский язык – один из самых сложных языков в мире.

Даже нам, носителям языка, всегда есть чему поучиться. И еще. И еще. Потому что наш девиз – «учиться, учиться и еще раз учиться». И родной язык не даёт нам заржаветь и предоставляет шанс развиваться в течение всей жизни.

44 правила русской грамматики в примерах от противного

1. Подлежащее, оно не нуждается в уточнении местоимением.

2. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.

3. Кое-кто стали забывать правила согласования главных членов предложения.

4. Притяжательные местоимения надо уметь грамотно использовать в зависимости от ихней функции.

5. Если хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит автор.

6. Не следует пытаться не избегать двойных отрицаний.

7. Страдательный залог обычно должен быть избегаем.

8. Не забывайте про букву «ё», иначе трудно различить падеж и падеж, небо и небо, осел и осел, совершенный и совершенный, все и все.

9. И в оффшорном оффисе кристалльно чётко представляйте, где пишутся сдвоеные согласные, а где они обосновано не сдвоенны.

10. У слова «нет» нету форм изменения.

11. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен находится на своём месте, что иногда забываеться.

12. Не редко человек ниразу правильно нинапишет «не» и «ни» с глаголами и наречиями.

13. Плохо зная грамматику, сложные конструкции должны употребляться с осторожностью.

14. Мы хотим отметить, что менять лицо, от имени которого ведётся изложение, автор этих строк не рекомендует.

16. Не используйте запятые, там, где они не нужны.

17. Вводную конструкцию конечно же выделяйте запятыми.

18. Притом, некоторые слова, буквально, очень похожие на вводные, как раз, никогда не выделяйте запятыми.

19. Ставьте правильные чёрточки-тире длинное, с пробелами, а дефис чуть - чуть покороче, без пробелов.

20. Тех, кто заканчивает предложение предлогом, посылайте на. Не грубости ради, но порядка для.

21. Проверяйте в тексте пропущенные и лишние слова в тексте.

22. Правило гласит, что «косвенная речь в кавычки не берётся».

23. Ответ отрицательный на вопрос о том, ставится ли вопросительный знак в предложении с вопросительной косвенной речью?

24. НИКОГДА не выделяйте слова заглавными буквами.

25. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.

26. Правиряйте по словарю напесание слов.

27. Склонять числительные можно сто двадцать пятью способами, но только один из них правильный.

28. Неделите не делимое и не соединяйте разно родное, а кое что пишите через дефис.

29. Сдержанность изложения – всегда абсолютно самый лучший способ подачи потрясающих идей.

30. Преувеличение в миллион раз хуже преуменьшения.

31. Ненужная аналогия в тексте – как шуба, заправленная в трусы.

32. Не применяйте длинные слова там, где можно применить непродолжительнозвучащие.

33. Будьте более или менее конкретны.

34. Как учил Эмерсон: «Не цитируйте. Сообщайте собственные мысли».

35. По нашему глубокому убеждению, мы полагаем, что автор, когда он пишет текст, определённо не должен приобретать дурную привычку, заключающуюся в том, чтобы использовать чересчур много ненужных слов, которые в действительности совершенно не являются необходимыми для того, чтобы выразить свою мысль.

36. Убирайте и изгоняйте из речи тавтологии – избыточные излишества.

37. Сознательно сопротивляйся соблазну сохранить созвучие.

38. Hанизывание существительных друг на друга приводит к затруднению понимания метода решения уравнения.

39. Уточнения в скобках (хоть и существенные) бывают (обычно) излишними.

40. Если хочешь быть правильно понятым, never use foreign language.

41. Использование терминов, значения которых вы не вполне понимаете, может привести к аффектированным инсинуациям в ваш адрес.


42. Использование нерусифицированного шрифта ведет к íåïðåäñêàçóåìûì ïîñëåäñòâèÿì.

43. Ради презентативности будь креативным промоутером исконно-русских синонимов на топовые позиции рейтинга преференций.

44. Если, короче, хочешь типа чтобы слушали, ты как бы того, сорняки особо не используй, вот. опубликовано

Грамматика английского доставляет немало трудностей каждому изучающему язык. Поэтому, решив облегчить себе жизнь, некоторые утверждают, что знать грамматику совсем не обязательно.

Ведь общаться с иностранцами можно и без нее, достаточно выучить разговорные фразы и наиболее употребляемые слова. Даже если предложение вы построите неправильно, вас все равно поймут.

Так ли это на самом деле? Зачем вообще нужна грамматика английского языка?

В статье я отвечу на эти вопросы и расскажу, почему грамматика доставляет так много трудностей, и как это исправить.

Давайте начнем.

Почему существует утверждение, что знать английскую грамматику необязательно?


Давайте вспомним, как мы учили английский в школе? Почти все уроки были посвящены именно изучению грамматики. Мы заучивали наизусть правила, делали письменные тесты и упражнения.

Но какой результат мы получили?

Мы не могли самого главного - говорить на английском.

Ведь все время занятий уделялось теории и письменным упражнениям, а разговорная практика практически отсутствовала.

Поэтому, в лучшем случае, мы понимали правила и могли рассказать их. В худшем, имели "кашу" в голове из теоретических знаний.

Почему некоторые люди считают, что знать грамматику необязательно?

Чтобы вам было понятней, я хочу рассказать вам одну историю.

Одна моя знакомая уехала работать няней в Америку. Английский язык она не учила, следовательно, правил грамматики не знала.

Приехав, она всем рассказывала, что выучив разговорные фразы и слова, она вполне могла изъясняться за границей.

Так неужели грамматика и вправду не важна?

Есть в этой истории нюанс, который раскрывал секрет ее успеха.

Няней она была в русскоязычной семье, поэтому могла общаться с ними и ребенком на русском языке. А на английском она общалась только с продавцами в магазине, официантами и т.д. Они, естественно, понимали, что она хочет, благодаря выученным словам и языку жестов.

То есть слов и разговорных фраз ей вполне было достаточно для «выживания», а в полноценном общении на английском языке, она не нуждалась.

Так как большинство ее знакомых, изучали английский в школе, знали какие-то правила, но совсем не могли говорить, то среди них быстро распространилась идея, что знать грамматику необязательно, ведь, чтобы говорить, достаточно просто выучить какие-то фразы и слова.

Так зачем нужна грамматика, и можно ли обойтись без нее?

Зачем нужно учить грамматику английского языка?

Грамматика - это скелет, на который мы нанизываем слова. То есть именно грамматика позволяет нам складывать слова в предложения, чтобы выражать свои мысли.

Благодаря грамматике:

1. Собеседник понимает, о чем мы говорим

Именно грамматика позволяет понять, рассказываете вы о событиях прошлого, о своих планах на будущее или вы вообще заняты этим в данный момент.

Например, возьмем набор слов:

I buy dress.
Я купить платье.

Вы можете сразу понять, о чем идет речь? Я купила платье? Я собираюсь его купить? А может быть, покупаю в данный момент?

А теперь добавим время Future Simple (простое будущее):

I will buy a dress.
Я куплю платье.

То есть сразу становится понятно, что я говорю о будущем действии.

2. Речь становится правильной и красивой

Согласитесь, всегда приятно общаться с человеком, который говорит правильно. К тому же правильное использование грамматики делает речь не только правильной, но и красивой.

Но почему изучение грамматики доставляет столько трудностей?

Почему грамматика английского языка доставляет столько проблем?


Есть две основные причины:

1. Вы не понимаете ее

Когда вы занимаетесь с преподавателем, одной из основных его задач является - объяснить вам грамматику простым языком. Вы должны понять логику применения правила и его суть.

Однако во многих школах английского не объясняют правила понятным языком, а только используют учебники. Такое обучение является неправильным.

Из-за того, что вы не до конца разобрались с одним материалом и перешли к другому, у вас в голове возникает "каша" из правил, и вам сложно понять что-либо.

Что делать?

Не нужно учить правило наизусть, главное понять логику его использования. Если вы занимаетесь с преподавателем и не поняли чего-то, сразу попросите объяснить это вам.

Хороший преподаватель объяснит еще раз, нарисует, приведет примеры, а если нужно даже разыграет сценки, чтобы вы все поняли.

Если вы занимаетесь самостоятельно, то найдите понятный материал. Например, у нас в разделе "Все о грамматике" , мы стараемся объяснять правила простым языком.

2. Вы не используете ее

Знание грамматики бесполезно, если вы не умеете использовать ее на практике.

Есть ли смысл заучивать наизусть, как управлять машиной и не садиться за руль? Надолго ли эти знания останутся в вашей голове, если вы их не используете?

Так же и с английским языком, если мы не практикуем то, что выучили, то вся теория, забывается и перемешивается в голове. Именно поэтому, если вы не используете пройденные правила в разговоре, вам приходится постоянно повторять их.

Что делать?

Сразу учитесь применять грамматику и использовать ее. Для этого каждое правило отрабатывайте на практике. Так вы будете использовать его на автомате, то есть вам не придется держать его в своей голове.

Подробно, как правильно учить грамматику английского, я рассказывала вам .

А теперь давайте ответим на главный вопрос.

Вы сможете говорить на английском без знания грамматики, выучив слова и фразы. Но вы никогда не сможете делать это правильно и красиво. Поэтому вашему собеседнику будет сложно понять вас и поддержать диалог.

Однако нет смысла заучивать правила грамматики и уделять все время их изучению. Вам нужно учиться использовать пройденную грамматику в своей речи. А для этого вам надо практиковаться. Ведь просто знать теорию бесполезно.

Поэтому на занятиях только 20% времени урока должно быть отведено на теорию (изучение правил), а 80% - на практику, то есть использование этих правил в своей речи.

Учите грамматику правильно - отрабатывайте каждое пройденное правило на практике, составляя предложения, согласно ему. И тогда вы получите самый главный результат - сможете правильно и красиво говорить на английском.

Статья о том, почему важно знать грамматику английского языка. Что необходимо делать, чтобы повысить уровень знаний в ней.

Как вы знаете, многие утверждают, что английский язык изучать проще, чем русский. Однако все же для многих людей он дается с огромным трудом.

Почему же так происходит?

Все дело в грамматике. Как вы знаете, в отличие от русского языка, где существует всего три времени, в английском их двенадцать. И не каждому под силу быстро разобраться в этих временах. Многие не понимают, в чем их отличия и как правильно их употреблять в том или ином контексте.

Почему же так важно хорошо разбираться в грамматике английского языка?

Знание английской грамматики дает человеку следующие возможности.

  • Во-первых, во время общения с носителем английского языка, вы будете ему понятны. Это вас приятно удивит, но любому англоязычному человеку приятно общаться, когда он видит, что его собеседник также хорошо владеет его языком.
  • Во-вторых, если вы обладаете знаниями грамматики английского языка, то для вас не составит труда понять, о чем говорят с вами. Вас не будет сбивать с толку, например, услышанный вами неправильный глагол или слово, обозначающее будущее время.
  • Третьей причиной знать грамматику английского языка является приобретение уверенности в себе. Гораздо проще думать, что вы знаете английский язык и говорить об этом другим, когда отдаешь себе отчет в том, что обладаешь всеми необходимыми грамматическими правилами.

Что же делать, чтобы повысить уровень английской грамматики?

Ответ прост – заниматься над ней.

  1. Необходимо составить для себя четкую схему, по которой строятся утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения в английском языке. Если для вас составляет сложность сделать это самостоятельно, тогда воспользуйтесь интернетом. В нем вы сможете найти массу примеров того, как используются времена и строятся английские предложения в той или иной форме.
  2. Также, старайтесь больше читать всевозможной литературы. Во время чтения старайтесь обращать внимание на то, как используются времена и строятся предложения. Чтение не только поможет улучшить грамматические навыки, но и поможет обзавестись вам новым словарным запасом.
  3. Отличным способом совершенствовать свою грамотность в английском языке является мышление. Если вы будете хоть немного, но систематически стараться думать на английском, формулировать свои мысли и отвечать на них, будьте уверены, результат не заставит себя долго ждать.

Те люди, которые считают, что грамматика в английском языке не нужна, они сильно заблуждаются.

Рассказать друзьям