Сочинение на тему Образ Пирогова в повести Гоголя «Невский проспект. Пересказ произведения "Невский проспект" Гоголя Н.В Пискарев и пирогов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Один из главных героев повести — Пискарев . Живет он в тяжелых условиях, и неизмеримо далек от аристократического общества. Человек искусства, наделенный пламенным воображением, с тонкой, ранимой душой, жаждущий прекрасного. Он поставлен в центр повести именно потому, что особенно остро воспринимает противоречия Петербурга. Крушение мечты приводит его к трагическому исходу.

Рядом с героем-романтиком в повести действует его антипод, воплощение пошлости, приземленности, бездуховности — поручик Пирогов . Ни его фамилия, ни его внутренний мир, ни его поведение не имеют ничего общего с характерными особенностями персонажей светских повестей. Гоголь проявил художническую смелость, избрав в качестве носителя пошлости офицера и даже подчеркнув, что Пирогов отнюдь не единичен. Недаром двойника Пирогова краешком глаза видит в притоне Пискарев: «Сквозь непритворенную дверь другой комнаты блестел сапог со шпорой и краснели выпушки мундира; громкий мужской голос и женский смех раздавались без всякого принуждения».

В «Невском проспекте» нарисована довольно широкая картина Петербурга и дан многосторонний художественно-демографический анализ столицы. Но многосторонний не значит полный. Если бы писатель ограничился картинами движущегося проспекта, изображением «дна», быта неизвестных художников, небогатых мастеровых и жирующих офицеров, картина столицы была бы все-таки сужена. Явно не хватает изображения жизни «верхов». И восполнить этот пробел писатель, очевидно, решил введением в повествование картины сна героя.

В сновидении Пискарева все правдоподобно, несмотря на граничащее с чудом появление художника — плебея на светском балу и превращение женщины сомнительного поведения в царицу бала. Если изъять сцену бала из повести, опустив заключительную фразу: «Он поднял глаза: перед ним стоял подсвечник с огнем … » эту сцену можно принять или за самостоятельный рассказ (новеллу), или, в крайнем случае, за фрагмент реалистического произведения.

Гоголь не очень заботился о том, чтобы все детали точно передавали психологическую достоверность сна. Вот, например, как он изображал молодых карьеристов, участников бала: «Они были исполнены такого благородства, с таким достоинством говорили и молчали, так не умели сказать ничего лишнего, так величаво шутили, так почтительно улыбались, такие превосходные носили бакенбарды, так искусно умели показывать отличные руки. Описание многократности действий или состояний персонажей скорее уместно в авторской характеристике : во сне увидеть, что герои не хотели сказать ничего лишнего или величаво шутили, невозможно.

Писателю было важно кратко охарактеризовать молодых представителей светского общества, а не воспроизвести в реалистическом плане детали сна Пискарева . Поэтому он невольно обнажил условность описания.

Содержанием сновидения Пискарева является бал. У писателя была возможность нарисовать романтическую красавицу в иной ситуации. Но он бегло говорит о множестве снов Пискарева, выхватывает из них даже два, в которых любимая женщина художника становится хозяйкой деревенского домика, а затем женою, но подробно рисует только сцену бала в высшем свете. Балы были важным структурным элементом дворянского быта. Писателей привлекала возможность показать массу людей в свободной обстановке, в их дружеском и любовном общении, в сложных взаимоотношениях друг с другом.

оЙЛПМБК зПЗПМШ. оЕЧУЛЙК РТПУРЕЛФ

ч РПЧЕУФЙ зПЗПМС "оЕЧУЛЙК РТПУРЕЛФ" ЕУФШ ФТЙ ЪБЗБДЛЙ. чП-РЕТЧЩИ - ОБ ЛБЛПН СЪЩЛЕ ЬФП ОБРЙУБОП. чП-ЧФПТЩИ - РПЮЕНХ ДЧЕ ЙУФПТЙЙ, ДЧБ УБНПУФПСФЕМШОЩИ УАЦЕФБ ПВЯЕДЙОЕОЩ Ч ПДОПН ФЕЛУФЕ. ч-ФТЕФШЙИ - ОП ПВ ЬФПН С УЛБЦХ Ч УБНПН ЛПОГЕ.

оБ ЧПРТПУ П СЪЩЛЕ ПФЧЕФЙФШ Й РТПЭЕ, Й УМПЦОЕЕ ЧУЕЗП. лПОЕЮОП, ОБ ТХУУЛПН; ОБ ОЕВЩЧБМПН, ХДЙЧЙФЕМШОПН, ЖБОФБУНБЗПТЙЮЕУЛПН ТХУУЛПН СЪЩЛЕ. фБЛ ОЕ РЙУБМЙ ОЙ ТБОШЫЕ, ОЙ ЧП ЧТЕНС, ОЙ РПЪЦЕ. оХЦОБ ВПМШЫБС ЧЩДЕТЦЛБ Й УПУТЕДПФПЮЕООПУФШ, ЮФПВЩ УЛЧПЪШ ЧПУФПТЗ ПУПЪОБФШ - НОПЗЙЕ УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙЕ ЧЩЛТХФБУЩ зПЗПМС РТПЙУИПДСФ ОЕ ПФ ЧТПЦДЕООПК ПТЙЗЙОБМШОПУФЙ, Б ПФ ОЕХЧЕТЕООПЗП ЪОБОЙС. чП-РЕТЧЩИ, ТХУУЛЙК РТПЪБЙЮЕУЛЙК СЪЩЛ Ч ФПН ЧЙДЕ, ЛБЛ НЩ ЕЗП ЪОБЕН, Ч ЬФП ЧТЕНС ЕЭЕ ФПМШЛП ДЕМБМ РЕТЧЩЕ ЫБЗЙ, Й ЙДФЙ РТЙИПДЙМПУШ ЪБЮБУФХА ПЭХРША; ЧП-ЧФПТЩИ, УФЙМШ зПЗПМС ЗХУФП УДПВТЕО (Б НПЦОП ВЩ УЛБЪБФШ - ЪБУПТЕО) НБМПТПУУЙКУЛЙН ЧМЙСОЙЕН. бИНБФПЧБ ЪБНЕФЙМБ Ч УЧПЕ ЧТЕНС, ЮФП У РЕТЧЩИ УМПЧ СУОП, ЮФП "нЕТФЧЩЕ ДХЫЙ" ОБРЙУБОЩ ИПИМПН - ЛПНХ ЕЭЕ НПЗМП РТЙДФЙ Ч ЗПМПЧХ РПСУОСФШ Ч РЕТЧПН ЦЕ БВЪБГЕ, ЮФП НХЦЙЛЙ, ПВУХЦДБЧЫЙЕ, ДПЕДЕФ ЙМЙ ОЕ ДПЕДЕФ ЮЙЮЙЛПЧУЛПЕ ЛПМЕУП Ч нПУЛЧХ Й Ч лБЪБОШ, - ТХУУЛЙЕ? фП ЦЕ Й Ч "оЕЧУЛПН РТПУРЕЛФЕ": "рП ХМЙГБН РМЕФЕФУС ОХЦОЩК ОБТПД: ЙОПЗДБ РЕТЕИПДСФ ЕЕ ТХУУЛЙЕ НХЦЙЛЙ, УРЕЫБЭЙЕ ОБ ТБВПФХ "; "тХУУЛЙК НХЦЙЛ ЗПЧПТЙФ П ЗТЙЧОЕ ЙМЙ П УЕНЙ ЗТПЫБИ НЕДЙ ". тСД ДТХЗЙИ УФЙМЙУФЙЮЕУЛЙИ УФТБООПУФЕК У ОЕУПНОЕООПУФША ЧЩДБАФ Ч БЧФПТЕ "оЕЧУЛПЗП РТПУРЕЛФБ" ЕУМЙ ОЕ ЧЪЗМСД, ФП ЙОФПОБГЙА ЙОПУФТБОГБ: "пО ХЧЙДЕМ ЪБ ПДОЙН ТБЪПН УФПМШЛП РПЮФЕООЩИ УФБТЙЛПЧ Й РПМХУФБТЙЛПЧ... "; "ЛБНЕТ-АОЛЕТЩ Ч ВМЕУФСЭЕН ЛПУФАНЕ УДЧЙОХМЙУШ РПЪБДЙ ЕЗП УПЧЕТЫЕООПА УФЕОПА ". пУПВЕООП НЕОС РПТБЪЙМ УМЕДХАЭЙК РБУУБЦ: "оП ФЕРЕТШ... лБЛБС ХЦБУОБС ЦЙЪОШ! юФП РПМШЪЩ Ч ФПН, ЮФП ПОБ ЦЙЧЕФ? тБЪЧЕ ЦЙЪОШ УХНБУЫЕДЫЕЗП РТЙСФОБ ЕЗП ТПДУФЧЕООЙЛБН Й ДТХЪШСН, ОЕЛПЗДБ ЕЗП МАВЙЧЫЙН? " рПОБДПВЙМПУШ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, ЮФПВЩ РПОСФШ, ЮФП УМПЧП "ПОБ" ОЕ ПФОПУЙФУС ОЙ Л ЛБЛПК ЗЕТПЙОЕ, Б ПВПЪОБЮБЕФ "ЦЙЪОШ". цЙЪОШ ЦЙЧЕФ! лБЛ ЬФП ОЕРТБЧЙМШОП, ЛБЛ ОЕ РП-ТХУУЛЙ - Й ЛБЛ ЪБНЕЮБФЕМШОП!

лПНРПЪЙГЙС "оЕЧУЛПЗП РТПУРЕЛФБ" ФПЦЕ ХДЙЧЙФЕМШОБ. уАЦЕФОБС ЮБУФШ ЧУФБЧМЕОБ Ч НБУУЙЧОХА ТБНЛХ МЙТЙЮЕУЛПЗП ПФУФХРМЕОЙС; ЬЛУРПЪЙГЙС ЪБОЙНБЕФ ОЕУЛПМШЛП УФТБОЙГ; УПВУФЧЕООП, ФПМШЛП Ч ЬФПК ТБНЛЕ ТЕЮШ Й ЙДЕФ П оЕЧУЛПН РТПУРЕЛФЕ, РПФПНХ ЮФП ДЕКУФЧЙЕ РПЧЕУФЙ МЙЫШ ЪБЧСЪЩЧБЕФУС ОБ "ЧУЕПВЭЕК ЛПННХОЙЛБГЙЙ рЕФЕТВХТЗБ", Б РТПЙУИПДЙФ УПЧУЕН Ч ДТХЗЙИ НЕУФБИ. фБЛ ЮФП, УФТПЗП ЗПЧПТС, ОБЪЧБОЙЕ ЧЧПДЙФ ЮЙФБФЕМС Ч ЪБВМХЦДЕОЙЕ. лТПНЕ ФПЗП, ЧОХФТЙ ПВТБНМЕОЙС НЩ ОБИПДЙН ДЧЕ УПЧЕТЫЕООП УБНПУФПСФЕМШОЩЕ РПЧЕУФЙ, ЛПФПТЩЕ ПРСФШ-ФБЛЙ МЙЫШ НЙНПИПДПН УПРТЙЛБУБАФУС Ч ЪБЧСЪЛЕ - УПЧЕТЫЕООП ОЕПВСЪБФЕМШОЩН, ЖПТНБМШОЩН ПВТБЪПН, - Б ЪБФЕН ТБЪЧЙЧБАФУС ЛБЦДБС УБНБ РП УЕВЕ. дПВТП ВЩ ЕЭЕ ПОЙ ЛБЛ-ФП РЕТЕРМЕФБМЙУШ - ОЕФ, ПДОБ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС ВЕЪ РЕТЕТЩЧПЧ У ОБЮБМБ ДП ЛПОГБ (РТЙЮЕН ФБЛПЗП, ЮФП НБМП ОЕ РПЛБЦЕФУС - ЗЕТПК ХНЙТБЕФ), ОБЮЙОБЕФУС ДТХЗБС, Й ПОБ ФПЦЕ ТБУУЛБЪЩЧБЕФУС У ОБЮБМБ ДП ЛПОГБ. чУЕ. дБМШЫЕ УМЕДХЕФ ЪОБНЕОЙФЩК РБУУБЦ "п, ОЕ ЧЕТШФЕ ЬФПНХ оЕЧУЛПНХ РТПУРЕЛФХ! "

л ЮЕНХ ВЩ ЬФП?

л ФПНХ, ЮФП ОЕ ЧЕТЙФШ ОБДП ОЕ ФПМШЛП оЕЧУЛПНХ РТПУРЕЛФХ, ОП Й зПЗПМА. пО ПВНБОЩЧБЕФ ЮЙФБФЕМС, ЛБЛ ЦЕУФСОЭЙЛ ыЙММЕТ ПВНБОЩЧБМ рЙТПЗПЧБ, ЪБМБНЩЧБС ОЕЧПЪНПЦОХА ГЕОХ Ч РСФОБДГБФШ ТХВМЕК ЪБ ТБВПФХ, ЛПФПТХА ЕНХ ОЕ ИПФЕМПУШ ДЕМБФШ. лПЗДБ ЦЕ рЙТПЗПЧ "ВЕЪ ЧУСЛПЗП РТЕЛПУМПЧЙС ЙЪЯСЧЙМ УПЧЕТЫЕООПЕ УПЗМБУЙЕ ", "ОЕНЕГ ЪБДХНБМУС Й УФБМ ТБЪНЩЫМСФШ П ФПН, ЛБЛ ВЩ МХЮЫЕ УДЕМБФШ УЧПА ТБВПФХ, ЮФПВЩ ПОБ ДЕКУФЧЙФЕМШОП УФПЙМБ РСФОБДГБФШ ТХВМЕК ". л ФПНХ ЦЕ ЕНХ ХЦЕ, "ЛБЛ ЮЕУФОПНХ ОЕНГХ, УДЕМБМПУШ ОЕНОПЗП УПЧЕУФОП ". рПЬФПНХ Й зПЗПМШ Ч ЛПОГЕ ОБЗТПНПЦДБЕФ ПДЙО РТЙНЕТ ПВНБОБ ОБ ДТХЗПК: "чЩ ЧППВТБЦБЕФЕ, ЮФП ЬФЙ ДЧБ ФПМУФСЛБ, ПУФБОПЧЙЧЫЙЕУС РЕТЕД УФТПСЭЕКУС ГЕТЛПЧША, УХДСФ ПВ БТИЙФЕЛФХТЕ ЕЕ? уПЧУЕН ОЕФ: ПОЙ ЗПЧПТСФ П ФПН, ЛБЛ УФТБООП УЕМЙ ДЧЕ ЧПТПОЩ ПДОБ РТПФЙЧ ДТХЗПК. чЩ ДХНБЕФЕ, ЮФП ЬФПФ ЬОФХЪЙБУФ, ТБЪНБИЙЧБАЭЙК ТХЛБНЙ, ЗПЧПТЙФ П ФПН, ЛБЛ ЦЕОБ ЕЗП ВТПУЙМБ ЙЪ ПЛОБ ЫБТЙЛПН Ч ОЕЪОБЛПНПЗП ЕНХ ЧПЧУЕ ПЖЙГЕТБ? уПЧУЕН ОЕФ, ПО ЗПЧПТЙФ П мБЖБКЕФЕ ". зПЗПМА ФПЦЕ ОЕНОПЗП УПЧЕУФОП, Й ПО РТЕДХРТЕЦДБЕФ ОБУ: "чУЕ ПВНБО, ЧУЕ НЕЮФБ, ЧУЕ ОЕ ФП, ЮЕН ЛБЦЕФУС! "

ч ОЕДБЧОЕН ОЕНЕГЛПН НПМПДЕЦОПН ЖЙМШНЕ "мПМБ ВЕЦЙФ" ЪБ ЮБУ ЬЛТБООПЗП ЧТЕНЕОЙ РТПЛТХЮЙЧБАФУС ФТЙ ЧБТЙБОФБ ПДОПЗП Й ФПЗП ЦЕ УАЦЕФБ: ЗЕТПЙОЕ ОХЦОП УТПЮОП ДПУФБФШ 150 ФЩУСЮ НБТПЛ, Б ОЕ ФП ЕЕ ВПКЖТЕОДБ ОБЖЙЗ ХВШАФ - ОХ, ЙДЕС ЛПНРШАФЕТОПК ЙЗТЩ У НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ "ЦЙЪОСНЙ", ОЙЮЕЗП ПУПВЕООПЗП. ъБВБЧОП ФП, ЮФП РПЛБ мПМБ ВЕЦЙФ, ПОБ УФБМЛЙЧБЕФУС (ЧРПМОЕ ВХЛЧБМШОП) У ТБЪОЩНЙ МАДШНЙ, Й ЙИ ДБМШОЕКЫБС УХДШВБ ЙММАУФТЙТХЕФУС ТСДПН ВЩУФТП УНЕОСАЭЙИУС УФПР-ЛБДТПЧ. дБЦЕ ЕУМЙ ПФ ЧБТЙБОФБ Л ЧБТЙБОФХ ПВУФПСФЕМШУФЧБ УФПМЛОПЧЕОЙС У ЬФЙНЙ МАДШНЙ ОЙЮЕН ОЕ ПФМЙЮБАФУС, ЙИ УХДШВБ Ч ЛБЦДПК ЧЕТУЙЙ ЧУЕ ТБЧОП УПЧЕТЫЕООП ТБЪОБС.

оБЙЧОП ДХНБФШ, ЮФП ЙДЕС НОПЗПЧБТЙБОФОПУФЙ ТБЪЧЙФЙС УПВЩФЙК ТПДЙМБУШ Ч ХИПДСЭЕН ЧЕЛЕ У ЕЗП УПГЙБМШОЩНЙ Й РТПЮЙНЙ ЛБФБЛМЙЪНБНЙ. рТЕДУФБЧМЕОЙЕ П МЙОЕКОПК ЙУФПТЙЙ - ПФ УПФЧПТЕОЙС НЙТБ ДП уФТБЫОПЗП уХДБ - ЗМХВПЛП ХЛПТЕОЕООПЕ Ч ЙХДЕП-ИТЙУФЙБОУЛПК ФТБДЙГЙЙ - УПРТПФЙЧМСЕФУС ЙЗТБН Ч НОПЦЕУФЧЕООПУФШ ТБЪЧСЪПЛ, ОП ЮЕМПЧЕЛ ХРПТОП РТПДПМЦБЕФ Ч ОЙИ ЙЗТБФШ: ЙОФЕТЕУОП ЦЕ ХЪОБФШ, ЮФП ВЩМП ВЩ, ЕУМЙ... лПОЕЮОП, XX ЧЕЛ ХЧМЕЛБМУС ФБЛЙНЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБНЙ ВПМШЫЕ, ЮЕН РТЕДЩДХЭЙК ("цЕОЭЙОБ ЖТБОГХЪУЛПЗП МЕКФЕОБОФБ"; "пУФПТПЦОП, ДЧЕТЙ ЪБЛТЩЧБАФУС "; ОЕЪБВЧЕООЩК тпнбо Й ЙДЕС ЗЙРЕТФЕЛУФХБМШОПК МЙФЕТБФХТЩ ЧППВЭЕ). оП ЧЕДШ Й рХЫЛЙО Ч "еЧЗЕОЙЙ пОЕЗЙОЕ" РТЕДМПЦЙМ ЮЙФБФЕМСН ГЕМЩИ ДЧБ ЧБТЙБОФБ УХДШВЩ мЕОУЛПЗП, ЕУМЙ ВЩ ФПФ ОЕ РПЗЙВ ОБ ДХЬМЙ.

зПЗПМШ РПЫЕМ ДБМШЫЕ. пВТБФЙФЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФП, ЛБЛ ПДЙО УАЦЕФ УНЕОСЕФУС ДТХЗЙН: РЕТЧЩК ЗЕТПК ЗЙВОЕФ, ЕЗП ИПТПОСФ; УМЕДХЕФ ЛПТПФЛБС ПФВЙЧЛБ Ч ЧЙДЕ ТБУУХЦДЕОЙС П УНЕТФЙ ("с ОЕ МАВМА ФТХРПЧ Й РПЛПКОЙЛПЧ, Й НОЕ ЧУЕЗДБ ОЕРТЙСФОП... ") - УЧПЕЗП ТПДБ ЮЕТОБС ДЩТБ; ЪБФЕН РМЕОЛБ НПМОЙЕОПУОП ПФНБФЩЧБЕФУС ОБЪБД, Й НЩ ПЛБЪЩЧБЕНУС Ч ЙУИПДОПК ФПЮЛЕ ("нЩ, ЛБЦЕФУС, ПУФБЧЙМЙ РПТХЮЙЛБ рЙТПЗПЧБ ОБ ФПН, ЛБЛ ПО ТБУУФБМУС У ВЕДОЩН рЙУЛБТЕЧЩН... ").

ъДЕУШ Й ЛТПЕФУС ТБЪЗБДЛБ ЬФПК ДЧПКЮБФЛЙ. оЕФ РП ПФДЕМШОПУФЙ ОЙЛБЛПЗП ИХДПЦОЙЛБ рЙУЛБТЕЧБ Й РПТХЮЙЛБ рЙТПЗПЧБ; ЬФП ПДЙО Й ФПФ ЦЕ ЮЕМПЧЕЛ. дПУФБФПЮОП ЧУМХЫБФШУС Ч БОБРЕУФ ЙИ РПЮФЙ ЙДЕОФЙЮОЩИ ЖБНЙМЙК, ЮФПВЩ ЬФП УФБМП СУОП. фПЗДБ УФБОПЧЙФУС ПРТБЧДБООЩН УЧЕДЕОЙЕ ДЧХИ УАЦЕФПЧ Ч ТБНЛЙ ПДОПК РПЧЕУФЙ: ЬФП ДЧБ ЧБТЙБОФБ ПДОПК УХДШВЩ, Й ЙУФПТЙС Ч ОЙИ РПЧФПТСЕФУС, ЧРПМОЕ РП нБТЛУХ, УОБЮБМБ ЛБЛ ФТБЗЕДЙС, РПФПН ЛБЛ ЖБТУ. рТЙ ЬФПН зПЗПМШ ЧУЕТШЕЪ РТЕДХРТЕЦДБЕФ, ЮФП МАВПЧШ - ЧЕДШ ЙНЕООП МАВПЧШ ПЧМБДЕМБ рЙУЛБТЕЧЩН - ЬФП РЕТЧЩК ЫБЗ ОБ РХФЙ Л ДЕРТЕУУЙЙ, ДХЫЕЧОПК ДЕЗТБДБГЙЙ, ОБТЛПНБОЙЙ Й ЗЙВЕМЙ. б ЕУМЙ ПФОПУЙФШУС Л УЕВЕ Й Л НЙТХ РТПЭЕ, ЛБЛ рЙТПЗПЧ, ФП ДЕМП, ЛПОЕЮОП, ФПЦЕ ЛПОЮЙФУС РМПИП, ОП ЧУЕ ЦЕ ОЕ ФБЛ ВЕЪОБДЕЦОП.

рЙУЛБТЕЧ ХНЕТ; рЙТПЗПЧ ЧЩЦЙМ, ОП ЮФП У ОЙН РТПЙЪПЫМП - ЬФП Й ЕУФШ ФТЕФШС, НХЮЙФЕМШОБС ЪБЗБДЛБ. "ьФЙ ФТЙ ТЕНЕУМЕООЙЛБ... РПУФХРЙМЙ У ОЙН ФБЛ ЗТХВП Й ОЕЧЕЦМЙЧП, ЮФП, РТЙЪОБАУШ, С ОЙЛБЛ ОЕ ОБИПЦХ УМПЧ Л ЙЪПВТБЦЕОЙА ЬФПЗП РЕЮБМШОПЗП УПВЩФЙС ". нОЕ ФХФ РПЮЕНХ-ФП РТЕДУФБЧМСЕФУС ПДОБ УГЕОБ ЙЪ "лТЙНЙОБМШОПЗП ЮФЙЧБ " фБТБОФЙОП, ЛПФПТЩК ИПТПЫП ХУЧПЙМ МЙФЕТБФХТОЩЕ ХТПЛЙ Й ЙУРПМШЪПЧБМ ЧПЪНПЦОПУФЙ ОЕМЙОЕКОЩИ Й ЧБТЙБФЙЧОЩИ УАЦЕФПЧ ОБ РПМОХА ЛБФХЫЛХ. оП, ОБЧЕТОПЕ, С ХЧМЕЛБАУШ.




Род занятий героев повести Пискарев художник, что подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности. Пирогов офицер, поручик его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность.


Портреты героев повести «Невский проспект» Пискарев «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»; «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант»; «застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства» Пирогов «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, также очень любят громко вызывать актеров»; «имеют особенный дар заставлять смеяться»; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами»; «умел рассказать анекдот»; «был доволен своим чином»; «очень льстило это новое достоинство»


Характеристика героев (сцена преследования) Пискарев «он отдалился на дальнее расстояние, беспечно глядел по сторонам»; «не слыша, не видя, не внимая»; «стараясь сам умерить быстроту своего шага»; «иногда овладевало им сомнение»; «колени его дрожали» Пирогов «не переставал преследовать,…занимая вопросами»; «смело пробирался»; «следуя русскому правилу, решился идти вперед»






Финал преследования Пирогова «…как-то странно кончилось: по дороге он зашел в кондитерскую, съел…, прочитал и вышел…»; «довольно приятный вечер заставил его пройтись; …он успокоился»; «отправился на вечер…, с удовольствием провел вечер, отличился в мазурке…»






Мечты художника Пискарева. Художник Д. Кардовский «Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?» «Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»






Почему Н.В.Гоголь не «дает» снов Пирогова? Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.






Используемые Интернет-ресурсы titles.php?lt=195&author=26&dtls_books =1&title=991&submenu=5

Тема урока:

Цели урока:

    составить сравнительную характеристику героев повести «Невский проспект»; выявить основные приемы создания характеров героев; проследить, как раскрывает в повести общечеловеческую проблематику; учиться обобщать литературный материал, формулировать выводы,

опираясь на вопросы учителя.

Ход урока.

I . Слово учителя.

На первом уроке, посвященном изучению повести «Невский проспект», мы говорили о своеобразном герое. Невский проспект - герой повести, соединяющий все её части. Именно на Невском проспекте «непостижимо играет нами судьба наша». Так говорит в начале произведения. Но крупным планом в повести показаны два человека - художник Пискарев и поручик Пирогов.

Сегодня на уроке мы должны

    дать характеристику каждому герою, сравнить характеры, жизненные ценности художника Пискарева и поручика Пирогова, назвать детали, при помощи которых автор создает характеры, на основе сопоставления героев раскрыть идейный смысл повести «Невский проспект».

(Работа проводится в группах, каждая группа получает план характеристики (см. приложение №1 или №2)

II . Выступление групп и обсуждение вопросов:

1 этап.

Вопросы к классу: Дается ли у Гоголя портрет героев?

Чем заменен портрет?

(Портрет героя заменен социальным портретом, т. е. в повести дана характеристика среды, из которой вышли герои.)

Выступление 1 группы.

· «большей частью добрый, кроткий…, застенчивый, беспечный, любящий тихое свое искусство»; «скромно толкующий о любимом предмете»;

· «с истинным наслаждением трудятся над своею работою. Они часто питают в себе истинный талант »;

«застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства »;

· «…считаются учеными и образованными; не пропускают ни одной публичной лекции»; «любят в пьесе хорошие стихи, так же очень любят громко вызывать актеров»;

· «имеют особенный дар заставлять смеяться »; «превосходно декламировал стихи»; «имел особенное искусство пускать дым кольцами »; «умел рассказать анекдот »;

· «был доволен своим чином »; «очень льстило это новое достоинство »

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики социальной среды?

(Из такой характеристики мы узнаем о нравственных ценностях, важных не только для героев повести, но и для целого социального слоя.)

2 этап.

2. Характер

Выступление 2 группы.

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются в этих эпизодах?

(Пискарев - человек чистой души, искренних чувств и поступков. Пирогов лишен высоких идеалов, это человек пошлый, бездуховный.)

3 этап.

Вопросы к классу: Какой прием использует автор для того, чтобы глубже раскрыть характер Пискарева?

(Гоголь изображает сны художника, в которых раскрывается его внутренний мир.)

Выступление 3 группы.

(Сон - эта мечта, единственная возможность для художника почувствовать себя счастливым. Сны заменяют ему реальность.)

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева

с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

(«Боже, какой сон! И зачем было просыпаться?... О, как отвратительна действительность! Что она против мечты?»;

«Но теперь…какая ужасная жизнь! Боже, что за жизнь наша! вечный раздор мечты с существенностью!»)

Что мы узнаем о характере героя из снов?

(Пискарев - мечтатель, его мечты об идеальной жизни. Но его мечты находятся в противоречии с действительностью. Реальная жизнь художника трагична.)

(Пирогов - человек, лишенный высокой духовной жизни. Скорее всего, он не видит снов, а если и видит их, то сны отражают его реальную жизнь. Реальная жизнь Пирогова, его поступки достаточно раскрывают характер героя, потребности и интересы.)

Вывод (всему классу)

    раскрыть … (внутренний мир героя: чистоту и наивность души, стремление к идеалу) показать разлад … (между мечтой героя и реальной жизнью) объяснить причину … (трагической гибели художника)

Выступление 4 группы.

в) Окончание приключений

Пискарев Пирогов

Выступление 5 группы.

(Пирогов - офицер, его чин олицетворяет власть. Он принадлежит к тому классу людей, которые подавляют личность. Профессия художника Пискарева подчеркивает присутствие творческого начала в человеке, не способного противостоять действительности.)

(Язык повествования о художнике лирический, передающий душевное состояние героя, стиль возвышенный. Язык повествования об офицере насмешливый, используется ирония, это бытовой рассказ, стиль разговорный.)

(Использование разных стилей повествования, разного языка раскрывает характер героев, подчеркивает их противоположность, контраст.)

III . Подведение итогов работы в группах.

Для того чтобы подвести итоги работы, сделать выводы по сравнительной характеристике героев и определить идейный смысл повести, вам необходимо продолжить предложения, принимая во внимание выводы, сделанные в ходе обсуждения.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогова, Гоголь использует некоторые детали:

1… (изображение вместо портрета социальной среды, из которой вышли герои);

2… (описание снов художника Пискарева);

3... (разный язык и стиль повествования)

(мечты и действительности).

IV . Домашнее задание.

Мини-сочинение «Два отношения к жизни (Пискарев и Пирогов в повести «Невский проспект»)».

Приложение.

В зависимости от уровня и подготовленности класса возможны разные варианты проведения данного урока:

    в классах повышенного уровня группам раздается план характеристики №1; в классах нормы можно показать образец работы, план характеристики №2; предпочтительнее создавать группы, отличающиеся степенью подготовки и владения материалом (1,2,4 - средний уровень; 3,5 - повышенный уровень); в зависимости от уровня класса возможна домашняя подготовка по данному плану.

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу)

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова

(по повести «Невский проспект»)

План.

1 группа.

Пискарев 1. Портрет? или ….? Пирогов

Вывод (всему классу): Что мы узнаем о героях из характеристики среды?

2 группа. 2. Характер

Пискарев а) преследование Пирогов

Вывод (всему классу): Какие черты характера героев раскрываются?

3 группа.

Что такое сны для самого художника?

Проследить, как сталкивается мечта Пискарева с реальностью, когда он просыпается. Выписать ключевые фразы, мысли героя.

Что мы узнаем о характере из снов?

Вывод (всему классу): Гоголь использует прием сна, рассказывая о Пискареве, чтобы

    раскрыть … показать разлад … объяснить причину …

4 группа.

в) Окончание приключений

Как переживает каждый из героев финал знакомства? Выписать цитаты.

Пискарев Пирогов

5 группа.

Почему выбрал для своих героев такие профессии?

Каков язык и стиль повествования о героях?

Вывод по итогам обсуждения:

В основе изображения героев лежит принцип контраста.

Чтобы показать противоположность героев, раскрыть характеры Пискарева и Пирогов, Гоголь использует некоторые детали:

1 … ; 2 … ; 3 ... ?

Центральной темой повести является не только изображение двух сторон жизни, но и столкновение …

У Н. В. Гоголя много произведений, которые мы любим за его тонкий юмор. Гротеск, абсурд, сатира — все это переплетается, выходит на первый план, заставляет читателя насмехаться над уродливой реальностью. Например, у кого не вызвала бы улыбку сцена, когда Солоха прячет по мешкам своих любовников в «Ночи перед Рождеством»? А потуги мелких чиновников скрыть все свои провинности перед ненастоящим ревизором в одноименной пьесе? Но «Невский проспект» — произведение совсем другого рода. Здесь нет ни комических эффектов, ни человеческой глупости, которая бы могла нас повеселить. Только что-то зловещее, гнетущее, безвыходное.

Повесть была издана в составе сборника «Арабески» (1835). Традиционно его относят к циклу «Петербургские повести», но, важно отметить, что сам автор никогда не объединял свои произведения таким образом. «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и другие произведения из этого цикла просто объединяет общая тематика, но написаны они все были в разное время. Почему же эти произведения так удачно образовали единый комплект? Гоголь указывает на человеческие пороки, но ему уже не до смеха; жители столицы испорчены городом, а те, кто еще хранят в себе нравственные устои и моральные принципы, не могут влиться в петербургский круговорот сует. Так и получается, что настоящее счастье остается для всех горожан недостижимым.

О чем повесть?

«Невский проспект» — повесть, не богатая событиями. Весь сюжет можно уместить в нескольких предложениях: поручик Пирогов и живописец Пискарёв замечают двух девушек на Невском проспекте, каждый из них следует за той, что по их меркам симпатичнее. Художник идет за семнадцатилетней девушкой, которая становится для него олицетворением всего самого прекрасного на земле, но, как выясняется, незнакомка работает в борделе. Главный герой не может смириться с реальностью – она начинает приходить к нему во сне, подсознание Пискарева пытается ее оправдать. Это превращается в помешательство, он решает жениться на публичной женщине, та же отвечает на его предложение язвительной насмешкой. Как читатель узнает позже, юноша совершает самоубийство.

Пирогов оказывается чуть более удачливым — его блондинка в борделе не работает, но замужем за немцем Шиллером. Факт замужества пассии героя нисколько не смущает, поэтому он продолжает навязчивые ухаживания. Но в один момент ревнивый супруг застает поручика у себя дома и с позором прогоняет его. Сначала Пирогов чувствует себя оскорбленным, хочет жаловаться генералу, но затем отказывается от этой идеи.

Основные темы и проблемы

В таком не богатом на события произведении Гоголь затрагивает сразу несколько актуальных тем, которые раскрываются на примере главных героев.

  1. Основной, пожалуй, является тема несовместимости мечты и действительности — прекрасная иллюстрация тому — судьба Пискарева. Героя погубил романтический характер, который так любили изображать в идиллических тонах современники Гоголя. У них гордый и бледный юноша упивался своей непохожестью на других, своим внутренним конфликтом, был несчастен при этом, но как-то красиво и изысканно. А вот у Николая Васильевича романтизм терпит оглушительный крах, он как будто протестует против идеализации высокопарных образов и опускает их в бурлящий кипяток реальности. В итоге, герои-романтики обречены на раннюю гибель, если не найдут способа справляться с наплывами чувств. Даже фамилия у художника говорящая – Пискарев. Он как будто «пищит» от беспомощности в огромном и враждебном мире. Его неприспособленность к жизни – проблема многих творческих людей.
  2. Но автор также предостерегает нас от мещанской крайности в образе Пирогова. С него-то все как с гуся вода: никакие тяготы не западают ему в душу. Героя публично опозорили, он лишился «возлюбленной», его репутации нанесен невиданный доселе удар, а ему все равно, он слишком легкомысленный, трусливый и пошлый. В отличие от приятеля, он никогда не решится на смелый и отчаянный поступок, его мысли предельно просты и вульгарны, его беспокоит только физическое состояние, и никаких особых иллюзий насчет мира он не питает. Так автор затрагивает тему духовного обнищания. Перед нами именно Пирогов – в данном случае его фамилия говорит об ограниченности кругозора и характера, его заостренности на физической стороне бытия. В его образе сосредоточена проблема бездуховности и нравственного падения.
  3. Помимо этого, Гоголь говорит об одиночестве человека — ведь на похороны художника никто и не приходит, даже его «друг» поручик. Оказывается, гордое одиночество становится косвенной причиной смерти Пискарева: никто не помог ему справиться с духовным кризисом. Одиночество в большом городе выходит за рамки темы: всем наплевать друг на друга, люди перестают быть ценностью. Это проблема в масштабе мира, а не одного Петербурга.
  4. Тема нравственности раскрывается на примере прекрасной незнакомки из борделя. Внешне цветущая женщина оказывается внутренне порочной и чёрствой дамой полусвета. Наружность обманчива, она не в состоянии характеризовать человека полностью. Так и иллюзии художника несостоятельны и пусты. Он не сумел проникнуть вглубь вещей, понять сущности бытия, и контраст красоты и уродства его ошеломляет.
  5. Конечно же, не обошлось без темы любви. Она предстает в виде роковой, судьбоносной встречи, принесшей за собой страсть, смятение и гибель. Этот род прекрасного чувства Булгаков охарактеризовал «убийца из-за угла». Так произошло и с художником, который встретил своего убийцу в образе жрицы любви. Здесь же уместно упомянуть тему рока, явившуюся предметом размышлений рассказчика.
  6. Характеристика главных героев

    1. Центральная роль в повести отведена художнику Пискареву. Он — истинный творец, голодный и честный. Ему не так важен доход, сколько сам процесс творчества. Ему свойственно мечтать, а, следовательно, идеализировать. Он чтит и уважает красоту; в его сознании то, что красиво, — не должно быть порочным. И именно эти качества сыграли с ним злую шутку. Не меркантильный, не испорченный человек не смог смириться с жестокими реалиями Петербурга, где молоденькая девушка без сожаления и раскаяния обрекает себя на роль проститутки, причем нисколько не стыдиться своего положения, а наслаждается им. Такой поворот событий мог навредить только такому чистому и мечтательному юноше, как Пискарев. Попади в такую ситуацию Пирогов, он ничуть бы не смутился. Живописец же отказывается мириться с тем, что прекрасное создание может быть безнравственным и испорченным, поэтому он всеми силами пытается оправдать ее — в его снах она то знатная дама, то простая деревенская девушка. Так он становится зависим от мира снов — раз за разом ему сложнее сталкиваться с реальностью. Герой так и не смог принять действительность, поэтому единственным выходом для него оставалась смерть — так художник и совершает самоубийство.
    2. Не маловажную роль в судьбе Пискарева сыграла незнакомка с Невского. Читатель не имеет возможности познакомиться с ее внутренним миром, но ее образ выписан достаточно точно — эта девушка совмещает в себе абсолютно ангельскую внешность и совсем не ангельскую душу. Она спокойно, и даже с гордостью относится к своей работе в борделе, считает для себя более постыдной роль жены бедного человека, а не участь содержанки. Этот контраст внешности и души — прекрасного и омерзительного — становится смертоносным для чистого и мечтательного Пискарева. Она — человек, который приспособился к жизни в Петербурге, какой бы она ни была, он — ее полная противоположность.
    3. Полной противоположностью Пискарева оказывается и его друг, поручик Пирогов. Он вовсе не мечтателен, а, напротив, достаточно рационален. Ему важно то, какое положение он занимает в обществе, поэтому он так любит кичиться своим чином, пусть пока что и низким. Он может преступить через границы морали и нравственности — например, наличие у женщины мужа его нисколько не останавливает, а, наоборот, раззадоривает. Он себялюбив и эгоистичен, но труслив — ведь, в конечном счете, он даже не решается рассказать генералу о нанесенном ему оскорблении — от немца Шиллера за приставания к его жене.
    4. Гоголь противопоставляет Пирогова, незнакомку с Невского Пискареву — так он явно показывает, для каких людей Петербург подходит, а кто выжить там решительно не может. Мечтательный и высоконравственный художник не смог смириться с простым несоответствием мечты и реальности, чиновник же абсолютно спокойно смирился с оскорблениями и избиением, а затем пошел кутить к друзьям офицерам. Так автор выражает свое мнение относительно большого города — это город для толстокожих людей, людей испорченных, черствых и меркантильных, как незнакомка и Пирогов, а не для художников Пискаревых.

      Образ Невского проспекта

      Невский проспект олицетворяет всю столицу в целом. Свое отношение к городу автор раскрывает читателю далеко не сразу. Книга начинается с предложения: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все». В ходе дальнейших событий читатель понимает, что улица не так проста, что отчасти именно она обвела вокруг пальца доверчивого Пискарева. Прекрасная дорога, которую описывает рассказчик во вступлении — на самом деле, всего лишь красивая оболочка порочного города. Она как будто бы участвует в «обмане», это сам город обманывает Пискунова; как будто бы именно по вине проспекта художник решает преследовать незнакомку. В его образе появляется что-то мистическое, загадочное и таинственное. «О, не верьте этому Невскому проспекту! <…> Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!» — так резюмирует Гоголь в финале повести.

      Идея в «Невском проспекте»

      Как уже говорилось в предыдущих пунктах, писатель подверг сомнению утопическую идеализацию судьбы романтического героя. На самом деле, такая утонченная натура не может свыкнуться с крушением надежд и иллюзий. Она либо утрачивает свою утонченность, становясь аналогом девушки с Невского, либо погибает. Многие художники именно в силу этой закономерности не живут долго, а вот мещане, порочные женщины и заурядные франты проживают долгую и относительно спокойную жизнь. Эту правду жизни и хотел довести до нашего сведения писатель.

      Однако смысл повести «Невский проспект» выходит далеко за рамки проблемы жизни в порочном городе — Гоголь больше внимания уделяет сосуществованию реальности и мечты, правды и обмана. Для раскрытия этой идеи автор использует образ Невского проспекта — так он показывает читателю, что все может скрывать в себе ложь, оказаться не таким, как кажется и хочется верить. Эту же мысль продолжает образ незнакомки. Ее внешность так же не соответствует внутреннему содержанию. Люди мечтают о том, чего не могут получить от окружающего мира, но мечтать об этом они начинают, заразившись тем, что показывает обманчивая внешность, будь то наружность города или человека. И, как показывает судьба Пискарева, несоответствие реальности и мира иллюзий может приносить разрушение в жизнь и характер личности.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Рассказать друзьям