Первый музей, открытый петром первым. Первый музей в России: история создания Зарождение исторической науки и первые музеи кратко

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Владивосток 2009

1 История возникновения музеев …………………………………………………..3

2 Особенности проведения тематических экскурсий ……………………………..8

Использованная литература …………………………………………...……………12

История возникновения музеев

Музей (от греч. museion – храм муз) – учреждение, занимающееся комплектованием, хранением и изучением предметов, представляющих историческую, культурную и научную ценность – произведений искусства, письменных источников, рукописных и печатных материалов и предметов, отражающих профиль коллекции и экспозиции музеев.

Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании – когда предметы – подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а как документальные, мемориальные свидетельства или как ценности эстетические. Таковы были первые музеи – хранилища Кносского дворца в Микенах на Крите (16 в. до н.э.), коллекции Дворца ванов и Архив иньских оракулов (Китай, 13–12 вв. до н.э.), библиотека Ниневийского дворца (7 в. до н.э.) и др.

Выбор коллекционируемых предметов всегда отражал приоритеты культурных интересов эпохи. В античную эпоху, начиная с 3 в. до н.э., коллекции храмов и частных собраний содержали в основном произведения искусства – галерея Варреса, Суллы, коллекции Сервилия, Красса, Лукулла, Помпея, Цезаря и др. В византийских же соборах и монастырях в первую очередь внимание уделялось святым мощам, предметам, принадлежавшим христианским святым, церковной утвари, иконам, рукописям и т.п. Начиная с 13 в., подобного рода собрания стали сосредотачиваться и в средневековых соборах и монастырях Франции, Италии, Германии и других европейских стран.

Появление в Европе первых музеев, ставящих перед собою научные цели, относится к эпохе Возрождения. В них стали собирать образцы животного и растительного мира, минералы, геодезические и астрономические инструменты, предметы, представляющие этнографический интерес – что было связано с Великими географическими открытиями и развитием промышленности.

В популярных дворцовых собраниях 16–18 вв. – кунсткамерах, мюнц-кабинетах, натуралиен-кабинетах – сосредоточивались естественнонаучные, этнографические и историко-художественные редкости. К этому же времени относятся собрания памятников античного искусства во Флоренции (Л.Медичи, 15 в.), Риме (Ватиканские музеи, 16 в.), Дрездене (Августа Саксонского, 16 в.) и др. В 17–18 вв. формируются многочисленные частные коллекции – исторические, археологические, естественнонаучные, искусствоведческие, многие из которых в 18–19 вв. легли в основу государственных национальных музеев.

Первыми зданиями, предназначавшимися специально для размещения коллекций, были главным образом дворцовые галереи 17–18 вв. – например, Малый Эрмитаж в Петербурге, 1764–1767, архитектор Валлен-Деламот. Особый тип музейного здания сложился в 19 в. Как и во дворцах, приспособлявшихся под музейные функции, например, в Лувре, в этих зданиях залы располагались либо анфиладой, либо вокруг одного-двух внутренних дворов – Старый музей в Берлине, 1824–1828, архитектор Шинкель. Со второй половины 19 в. музеи строили как комплекс экспозиционных залов, запасников, библиотек, аудиторий. Фасадам придавался парадный облик в классицистическом или национальном стиле, интерьеры отделывались в духе экспонируемых предметов.

Во всем мире организацией музеев занимаются профессионалы-музееведы, опираясь на разработки и рекомендации специальной научной дисциплины – музеелогии или музееведения. Теория и методика музейного дела исследует происхождение музеев, их общественные функции, вопросы комплектования, научного документирования и т.д. Специалистов интересует как подбор и правильное хранение коллекции, так и то, как с максимальным эффектом раскрыть в предлагаемой экспозиции заложенные в музейной коллекции познавательные возможности и духовные ценности. Воздействие музеев на посетителей, эстетически, психологически и исторически грамотное создание экспозиций и выставок, научное просвещение, популяризация знаний из разного рода областей общественной и политической жизни – только небольшая часть вопросов, которыми занимается музееведение.

В музееведение входят теория музейного дела, музееведческая историография, источниковедение, научные методы музееведческого исследования. Музееведение связано с общественными и естественнонаучными дисциплинами – историей, археологией, этнографией, литературоведением, зоологией, геологией, искусствознанием и др. В своей работе музееведы используют опросы, социологические наблюдения; методы естественных наук – сравнительную типологизацию, научное документирование, а для консервации и реставрации отдельных древних экспонатов – химический анализ, рентгенографию и спектрографию.

Цель музееведческого исследования первоисточника, или музейного предмета, – не только отобрать предмет в соответствии с профилем музея, всесторонне описать и определить режим хранения или методы консервации и реставрации, но и выявить его коммуникативные и экспрессивные возможности. Затем, учитывая эмоциональный заряд, который он несет в себе, – подготовить к экспонированию и участию в научном и образовательно-воспитательном процессе.

По музейной проблематике выходит много специальной научной литературы и периодики, среди них – международный журнал«Museum», издаваемый Международным советом при ЮНЕСКО, а также журналы «The Museum Journal» (Великобритания), «Museums» (США), «Musees de France» (Франция), «Наше наследие», «Труды НИИ культурологии»(Россия) и т.д.

Музеи по типам и профилям делятся по принадлежности к определенной отрасли производства, науки, искусства на: исторические, естественнонаучные, искусствоведческие, литературные, технические, а также – на исследовательско-научно-просветительские (публичные), исследовательские (при НИИ) и учебные. К музеям исторического профиля относятся общеисторические, историко-революционные, военно-исторические, археологические, этнографические. К искусствоведческим – музеи изобразительного и прикладного искусства – художественные музеи и галереи, а также театральные и музыкальные. К техническим – политехнические, технические, отраслевые, транспорта и т.д. К музеям естественнонаучного профиля – зоологические, ботанические, геологические и т.п. Особую группу составляют мемориальные музеи. Широко распространены краеведческие комплексные музеи, сочетающие историческую и естественнонаучную специализации для конкретной местности.

Уровень и постановка музейного дела в стране свидетельствует об общем культурном уровне народа, о том, как относятся граждане страны к своему прошлому, какими достижениями своей культуры дорожат и гордятся. Специалистов-музееведов готовят на исторических факультетах, в научных центрах и на специальных кафедрах. Во многих странах при министерствах и департаментах культуры действуют комитеты и отделы, ведающие сохранностью памятников культуры и развитием музейного дела.

В России первые упоминания о хранилищах музейного типа относятся к 12–17 вв. В соборах и монастырях Владимира, Киева, Новгорода хранились исторические и художественные ценности в основном религиозного характера. В 15–17 вв. в Москве начали формироваться наиболее крупные национальные хранилища Оружейной палаты и Патриаршей ризницы. В 16–17 вв. появляются первые крупные частные коллекции, принадлежавшие Ивану IV, Борису Годунову, князьям Милославскому, Матвееву, Голицыну.

Первое упоминание об Оружейной палате относится к 1508, но уже в духовной грамоте Ивана Калиты от 1339 перечислялись ценности, положившие начало великокняжеской коллекции: украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда, дорогое оружие. В дальнейшем сокровищница московских правителей в основном формировалась за счет роскошных иноземных даров и шедевров мастеров московского двора – ювелиров, оружейников и пр. В 1610–1612 кремлевская сокровищница была полностью разорена, но уже во второй половине 17 в. кремлевские мастерские переживают пору расцвета. В это время и были созданы произведения, ставшие украшением Оружейной палаты.

После революции 1917 музею было передано множество произведений из частных коллекций, монастырей, храмов и из Патриаршей ризницы Московского Кремля. Во время Великой Отечественной войны коллекции Оружейной палаты были вывезены на Урал, где хранились до февраля 1945, летом 1945 они предстали перед посетителями.

Первый русский публичный музей – Кунсткамера открылся в Петербурге в 1719. Для него в 1719–1734 был специально построен комплекс зданий – архитектор Маттерови. Основу коллекции нового музея составили коллекции Петра I – оружие разных времен и народов, различные редкости – картины, гравюры, предметы, найденные кладоискателями, а также станки, приборы, инструменты в духе 15 в. Хранились здесь и первые естественнонаучные коллекции, в том числе коллекция заспиртованных уродцев, из-за которой музей пользовался в народе дурной славой. Позднее Кунсткамера переходит в ведение Академии наук и становится крупным научным учреждением, не прекращая своей просветительской деятельности.

В 18–19 вв. в Петербурге начинают формироваться коллекции Эрмитажа, Артиллерийского и исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму.

В 19 в. краеведческие музеи и музеи кустарных промыслов и ремесел возникали повсеместно при статистических комитетах, земствах, научных обществах, университетах и т.д. К октябрю 1917 в России работало свыше 150 музеев. В Москве были открыты Российский исторический музей, Политехнический музей, на основе обширного собрания русской живописи купца Третьякова – Третьяковская галерея. В Петербурге открыли Сельскохозяйственный музей, активно шло формирование императорской и частных коллекций.

После революции Постановлениями СНК РСФСР 1917–1918 крупнейшие частные музеи были национализированы, установлен порядок охраны памятников, порядок постановки их на учет – стала формироваться единая государственная сеть музеев. В ноябре 1917 в Наркомпросе РСФСР была создана Всероссийская коллегия по делам музеев и охраны памятников, в мае 1918 – Музейный отдел, в ведение которого перешли все музеи. После революции, помимо организации новых музеев на основе частных и императорских собраний, появились и музеи нового профиля, прежде всего – историко-революционные. Только за 1918–1923 было создано более 250 новых музеев.

В 1941 в СССР действовал уже 991 государственный музей. После войны сеть музеев была восстановлена и расширена. Много музеев появилось в союзных республиках, где раньше их не было вообще или имелись единичные коллекции. Кроме того, создавались народные музеи, работающие на общественных началах. В 80–90-е появляются музеи нового типа – посвященные отдельным предметам или необычным событиям, вызывающим интерес у посетителей, например, Музей мыши в г. Мышкин, музей затопленного города – Малога в Поволжье, Музей вина и т.д.

Музейное дело в России пользуется уважением и государственной поддержкой. Несмотря на финансовые трудности, отечественные музееведы стараются продолжать лучшие традиции российских коллекционеров.

Особенности проведения тематических экскурсий

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе – архитектурные ансамбли минувших веков.
Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.
По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:
– историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);
– археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);
– этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;
– военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, «Бородино» и др.);
– историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);
– экскурсии в исторические музеи.
Производственные экскурсии делятся на подгруппы:
– производственно-исторические;
– производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);
– производственно-технические;
– профессионально-ориентационные для учащихся.
Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:
– историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);
– историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);
– по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);
– по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);
– в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.
Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:
– литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т.д.);
– историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т.д.);
– литературно-художественные – это поэтико-текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Санкт-Петербурге») или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, «По следам героев М. Шолохова», «Москва в произведении Л. Н. Толстого «Война и мир»« и др.).
Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:
– экскурсии с показом архитектурных построек данного города;
– экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;
– экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;
– экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;
– экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;
– экскурсии по новостройкам.
Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.
По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т.д.
Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.
По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).
По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.
Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.
Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.
Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т.д.
Продолжительность экскурсии составляет от 1 академического часа (45 мин) до суток.
Краткосрочные туры (от 1 до 3–4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.
По форме проведения экскурсии могут быть различными:
– экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10–20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;
– экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;
– экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
– экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;
– экскурсия-спектакль – это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.
Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:
– экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;
– экскурсия-демонстрация – это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;
– экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
– учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
– пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;
– показательная экскурсия – это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;
– рекламная экскурсия.

Использованная литература

1. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: Учебник. – М.: Советский спорт, 2000. – 224 с.

2. Музееведение. Музеи исторического профиля под редакцией К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М., Высшая школа, 1988. – 432 с.

3. Емельянов В.В. Основы экскурсоведения. ЦРИБ, - М., 1981

4. http://www.krugosvet.ru/

5. http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs.htm

6. http://bookz.ru/authors/boris-emel_anov/ekskurso_590.html

Или в Интернете.

В 1946 году создана международная организация ICOM (англ. International Council of Museums ) для поддержки и развития деятельности музеев. Эта организация включает в себя более 27 500 участников из 115 стран мира и тесно работает с ЮНЕСКО и другими международными организациями.

Детские музеи

В международной профессиональной Ассоциации детских музеев (англ. ) (ACM), основанной в 1962 году, на 2007 год вовлечены 341 участник из 23 стран . Европейская ассоциация детских музеев (HO!E) основана в 1994 году, включаяющая 34 страны на период 2007 года .

Ведомственные музеи

Виртуальные музеи

Интерактивные музеи

Когда в XIX веке появились первые публичные музеи, экспонаты были выставлены в стеклянных колбах , и до них нельзя было дотрагиваться. Сегодня же, особенно в научных музеях, экспонаты стали более доступны благодаря интерактивным выставкам с использованием компьютерных технологий .

Исторические музеи

Исторические музеи охватывают знания об истории и её актуальности для настоящего и будущего. Одни охватывают отдельный исторический период, другие - историю в целом. В таких музеях представлены множество артефактов, включая документы, произведения искусства, археологические объекты. Нередко объектом такого музея становится дом-музей . Бывают также военно-исторические музеи.

Кочующий музей

Профессиональной направленности

Морские музеи, музеи медицины

Специализированные музеи

Существует немало музеев, посвящённые на различные темы (музей игрушки , музей карандаша , музей бороды и др.). Музыкальные музеи могут отмечать жизнь и творчество композиторов или музыкантов (например, Музей-квартира Н. А. Римского-Корсакова). Существует музей No Show Museum , целиком посвящённый ничто и его воплощениям в истории искусства.

Частные музеи

Частные музеи - это музеи, которые принадлежат частным лицам, созданы их усилиями и поддерживаются их средствами. Как правило, коллекции частных музеев отражают эстетические, культурные или научные интересы своих создателей и являются доступными для посещения. Превращение частных коллекций в частные музеи связано со стремлением к демонстрации коллекций, с желанием их популяризировать и сделать доступными для изучения. Частные музеи могут передаваться по наследству, а также в дар какому-либо учреждению, ведомству, то есть сохранять или менять свою принадлежность.

Этнографические музеи

Этнологические музеи посвящены изучению, сбору, сохранению и демонстрации артефактов и предметов областей этнологии и антропологии .

Значение музеев

Иногда считается, что исторические и историко-краеведческие экспонаты музеев - всего лишь собрание предметов, чьё время ушло и которые уже не нужны. Тем не менее, они имеют важные социальные функции. Н. А. Томилов насчитывает их четырнадцать, имеющих приложение к разным сферам жизни .

Музейные предметы служат доказательствами для явлений и процессов в социуме и его культуре и потому выполняют функцию документирования. Также они обеспечивают связь между эпохами, интегрируя прошлое в настоящее. Вместе с этим они позволяют людям осознать сходства и различия современности с прошлым и найти социокультурные знаки, соответствующие современности.

Возможность на основе музейных предметов смоделировать исторические и историко-культурные процессы, а также возможность полно представить действительность прошлого даёт новые знания. Предметность и наглядность культурного наследия помогает в образовательной сфере: систематизированные знания лучше усваиваются.

Кроме того, музейные коллекции влияют на формирование мировоззрения человека, так как формируют установки на общность человечества и его многообразие в социокультурной среде, даёт систему обобщённых взглядов на историю и культуру. Коммуникативная функция реализуется через понимание и общение людей с учётом разных эпох и культур, установление или восстановление взаимопонимания между поколениями, социумами разных культур или конфессий, и пр. Одновременно с этим человечество разделяется на социокультурные пространства с сохранением систем с разными историко-культурными ценностями и установками.

Есть у музейных предметов и экономическая функция. Они увеличивают ценности, в том числе финансово, вызывают необходимость использоваться на благо людей, в том числе с целью дальнейшего наращивания ценностей.

Историческое социокультурное наследие может использоваться для доказательства объективных политических процессов и явлений в истории народов, использоваться в отношениях между разными социальными общностями, для формирования государственной деятельности, определения её форм, направлений, задач и содержания.

Воспитательная функция музейных предметов реализуется через уважение к прошлому, развитие патриотизма, направление духовного развития и укрепление исторической памяти детей и молодёжи. Музейные собрания формируют эстетические вкусы и ценностные оценки художественной деятельности.

Наконец, есть у них и созидательная функция. Они усиливают участие в развитии общества историко-культурных ресурсов музеев, в том числе через прикладные научные исследования и увеличение объёма этих ресурсов .

Названия некоторых российских музеев известны каждому жителю нашей страны. Это Эрмитаж, Третьяковка, а также Кунсткамера. Именно последнее учреждение - первый в России музей.

Великое Посольство Петра I

Петр I вошел в отечественную историю как реформатор всего и вся. Именно он основал первый в России музей. В 1698 году он первым из наших монархов оказался в Европе. При этом он путешествовал по западным странам в рамках Великого Посольства анонимно, чтобы не привлекать внимания к своей персоне.

Именно во время своего европейского вояжа Петр I впервые задумался о создании собственного музея. В то время такие учреждения создавались при поддержке государей. Например, многочисленные немецкие князья содержали собственные «кабинеты редкостей», в которых хранились диковинки со всего мира. На их языке такие помещения назывались Кунсткамерой. Петр часто копировал европейское в собственной стране. Поэтому первый музей в России назывался точно так же - Кунсткамера.

Больше всего царя поразили Голландия и Англия с их современными производствами. В этих странах он, не жадничая, скупал самые разные предметы - книги, научные инструменты, минералы, оружие. Все это должно было лечь в основу экспозиции, которую хранил бы первый в России музей.

Основание Кунсткамеры

После возвращения на родину Петр I не забыл о своей идее. Через несколько лет он отвоевал у шведов балтийское побережье. Именно здесь был основан Санкт-Петербург, куда вскоре была перенесена столица. Царь хотел, чтобы Кунсткамера работала на В 1714 году его коллекция редкостей была перевезена в Этот год считается датой основания Кунсткамеры. До этого экспонаты хранились в Москве, в помещениях Аптекарской канцелярии.

Первый музей в истории России постепенно наполнялся все новыми экспонатами. Уже в следующем году Петр Алексеевич отправился в свое второе путешествие по Европе. В Голландии царь побывал в знаменитом музее Альберта Себы. Этот аптекарь всю жизнь собирал различные минералы, растения и раковины. Он продал знаменитому гостю большую часть своей зоологической коллекции, которую скоро принял первый в России музей.

Новое здание для музея

Из-за того, что количество экспонатов неуклонно росло, было решено перенести Кунсткамеру в новое, специально для нее построенное здание. Постройку заложили в 1718 году. Над проектом работало множество архитекторов, каждый из которых становился руководителем на определенном этапе. Это были: Георг Иоганн Маттарнови, Николай Гербель, а также Михаил Земцов.

Строительство шло очень медленно, и Петр так и не увидел своего детища. Он скончался в 1725 году, когда на месте Кунсткамеры все еще стояли голые стены. Современное здание было открыто позже. Это случилось в 1734 году. Это здание работает и сегодня (находится на Университетской набережной). Выполнено оно в стиле В подобном духе строились все первые здания новой столицы, когда ей пытались придать по-настоящему европейский облик.

До этого самый первый музей в России квартировал во временных Кикиных палатах. Именно здесь он впервые был открыт для публики.

Бюджет учреждения

Это было большое двухэтажное здание, которого, тем не менее, не хватало для размещения всех экспозиций. У нового музея не было постоянного бюджета, но он получал субсидии из средств Соляной конторы, а также Медицинской канцелярии. Последняя же выдавала заработную плату сотрудникам. Они следили за сохранностью экспонатов, а также за пополнением коллекции.

Любопытно, что в 1724 году Петр лично распорядился выдавать по 400 рублей ежегодно на угощения для посетителей. Если сравнить Кунсткамеру с другими музеями Европы того времени, то там мы увидим противоположную картину. Например, в Дрездене такой «кабинет редкостей» существовал за счет взимания платы с посетителей. Точно так же, на «чаевые», функционировал Музей Эшмола в английском Оксфорде.

Цели музея

Первый музей в России был открыт не для того, чтобы обогащаться, а именно для того, чтобы просвещать петербургскую ленивую публику. Многие дворяне не проявляли интерес к науке, что очень не нравилось Петру. Он надеялся, что хотя бы бесплатные угощения на первое время подогреют интерес к диковинному явлению. Конечно, Кунсткамера была не единственной его мерой по просвещению окружающих. Достаточно упомянуть, что именно при нем в столице появилась первая регулярная российская газета. В это же время в Москве открывались новые школы, куда приглашались иностранные специалисты. Какой первый музей в России? Конечно, которая с того времени стала научным центром не только Петербурга, но и всей страны.

Поиск экспонатов в российских провинциях

Важным событием стало создание Академии наук. Это произошло в 1724 году. Тогда же Кунсткамера перешла под эгиду нового учреждения. Современным символом РАН является здание первого российского музея.

Если первые коллекции Кунсткамеры были исключительно иностранными, то со временем их начали «разбавлять» отечественными экспонатами. Еще до переезда в Петербург Петр издал указ, по которому Московское хирургическое училище собрало для него анатомическую компиляцию.

Петр также пытался наладить регулярный сбор диковинок в провинции. В 1717 году он послал предписание воронежскому коменданту Степану Колычеву, в котором распорядился отлавливать «зверьков из реестра», необходимых для музея. Точно так же сибирский губернатор Гагарин должен был прислать в Петербург ракушки.

Научные экспедиции

В последние годы своей жизни Петр I особо интересовался геологическими, зоологическими, историческими, археологическими и библиографическими материалами. Основание первого музея в России совпало с организацией множества экспедиций на Восток. Многие из них отправлялись на поиски полезных ископаемых, необходимых для роста отечественной промышленности. Особенно ценным в этом смысле стал Урал - «Каменный пояс» страны. Геодезические работы также проводились на берегах Балтийского, Каспийского, Черного и Азовского морей.

В 1716-1718 гг. недалеко от Астрахани было обнаружено множество золотых и серебряных предметов древности. Петр I (тот, кто открыл первый музей в России) крайне заинтересовался этими находками. Они были присланы в Петербург. Это была жертвенная утварь, оставшаяся в устье Волги с языческих времен.

Сибирская экспедиция Мессершмидта

Большое значение для Кунсткамеры в первые годы ее работы имела экспедиция Даниэля Мессершмидта. Этот немецкий ботаник и медик был отправлен Петром в Сибирь для того, чтобы в первую очередь собрать множество уникальных экспонатов для «царского кабинета». Император (тот, кто открыл первый музей в России) прекрасно осознавал значение сибирских редкостей и чувствовал, что без них Кунсткамера будет неполноценной.

Мессершмидт не только собирал редкости, но и описывал быт и языки коренных народов этих краев. Немецкий ученый получил от местных жителей большое количество стреляных птиц и зверей, которых он потом привез в Петербург. Во время путешествия Мессершмидт посетил самые разные города: Томск, Тобольск, Абакан, Кузнецк, Туруханск, Тюмень и т. д.

Благодаря его усилиям в Кунсткамере оказались значительные материалы по этнографии, письменности и изобразительному искусству народов Востока. Это были монгольские племена, китайцы и другие сибирские народы. Для оценки стоимости и важности находок была собрана специальная комиссия. Мессершмидту были оплачены все расходы по путешествиям. Также с него была взята многих фактов об экспонатах у себя на родине.

Значение Кунсткамеры

Во многом благодаря Кунсткамере Санкт-Петербург стал научной столицей страны. Здесь же появился первый частный музей в России. Многие богатые дворяне стали собирать собственные коллекции, которые они демонстрировали публично в специальных помещениях.

Сама Кунсткамера сегодня является антропологическим музеем, который каждый день собирает огромное количество любопытной публики. Он получил имя Петра I в знак его великих заслуг перед отечественной наукой.

Самым древним музеем Москвы, является Оружейная палата Московского кремля. Ее первая общедоступная экспозиция открылась в 1816 г. Статус музея Оружейная палата получила при императоре Александре I в 1806 г.


Формирование коллекции музея Оружейной палаты происходило в течение нескольких веков. Ее основу составили сокровища, хранившиеся со времени Ивана III в каменном здании и погребах Казенного двора, расположенное между Благовещенским и Архангельским соборами Московского кремля. Здесь хранили подотчетные им сокровища сразу несколько ведомств: приказ Большой Казны, ведавший государевой сокровищницей и финансами, Оружейный приказ, занимавшийся изготовлением оружия, Конюшенный приказ, ведавший царскими экипажами и Мастерские государя и царицы, изготавливавшие ценные вещи для царского обихода.

Казенный двор в кремле (см. здание с зеленой шатровой крышей между соборами)

Из "Книги об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича".

Миниатюра 1672-73 гг. Фрагмент

Каждое ведомство хранило свою казну в отельных палатах. Палата Оружейного приказа называлась Оружейной, а мастерских - Мастерской палатой. Петр I объединил все эти ведомства в одно, дав ему название Мастерских и Оружейной палаты, и создал для него особое присутствие, подчиненное Сенату.


Перенос столицы в Петербург привел ухудшению условий сохранности коллекции Мастерских и Оружейной палаты. В 1737 г. Казенный двор сгорел, часть ценных предметов погибла, то, что осталось было перенесено в Теремной дворец Московского кремля.

При императоре Александре I с целью сбережения собранных сокровищ было решено провести ревизию ценностей и создать надлежащие условия для их хранения и экспонирования публике. С этой целью 10 марта 1806 г. Александром I был издан специальный указ “О правилах управления и сохранения в порядке и целости в Мастерской и Оружейной палате ценностей ”, в соответствии с которым палата (далее будем называть ее просто Оружейной) фактически получила статус музейного учреждения.

Согласно указу запрещалось без специального разрешения императора продавать экспонаты Оружейной палаты. Создавался штат сотрудников для описания и хранения коллекции, а также ответственных за розыск и возврат выданных ранее "достопамятностей".

Из числа историков, коллекционеров и знатоков старины, были назначены почетные члены, среди которых были Н.И.Карамзин, А.И.Мусин-Пушкин, А.Н.Оленин и др. В 1807 г. одним из почетных членов музея, А.Ф. Малиновским, был составлен первый каталог экспонатов - “Историческое описание древнего Российского музея, под названием Мастерской и Оружейной палаты в Москве обретающейся" .

Возглавил Оружейную палату начальник экспедиции кремлевских строений (заведующий ремонтом и строительством дворцовых зданий) тайный советник Петр Степанович Валуев. В 1806 г. под его руководством, по проекту архитектора И.В. Еготова, на месте бывшего дворца Бориса Годунова, началось строительство двухэтажного музейного здания. Строительство в основном завершилось к 1810 г. В 1812 г. производились отделочные работы, а экспонаты готовились к размещению в новом зданию и открытии экспозиции. Но эти приготовления были прерваны начавшейся Отечественной войной.

В годы Отечественной войны 1812 г. важнейшей задачей для сотрудников Оружейной палаты стало спасение коллекции ввиду вступления войск Наполеона в Москву. Экспонаты удалось упаковать и скрытно вывезти в Нижний Новгород. В 1813 г. они без потерь были возвращены в Москву. Хотя многие требовали реставрации, просушки и очистки. Что заняло определенное время.
Первая экспозиция Оружейной палаты была открыта для посетителей в 1816 г. Главой музея тогда уже был Николай Борисович Юсупов, член Государственного совета, известный знаток древностей и коллекционер, возглавивший Оружейную палату в 1814 г. после смерти П.С. Валуева. Основная экспозиция располагалась на втором этаже, в помещениях с высокими залами. Здесь находились, в том числе, шапка Мономаха и другие царские регалии, с которых рекомендовалось начинать просмотр. Первый низкий этаж занимали парадный проход к выставке и архивы.

Первоначально допуск к экспозиции не был ограничен. Но с ростом интереса к Оружейной палате, с увеличением количества посетителей, возникла угроза сохранности экспонатов. В 1820 г. Н.Б. Юсупов вынужден был ограничить посещения, они стали проводиться по билетам два раза в неделю.

Вскоре стало ясно, что первоначальное здание музея было не вполне пригодно для хранения коллекции. Из опасения возможных пожаров, здание не отапливалось и было сырым. В связи с этим в 1844-1851 г. для Оружейной палаты было решено построить новое, более приспособленное для музея здание. Автором проекта стал архитектор Константин Тон, спроектировавший и Большой кремлевский дворец. В этом здании коллекция находится до сих пор.

Старое здание Оружейной палаты после перестройки в 1852-1855 г. стало казармой, лишилось купола и внешнего декора. В советское время оно использовалось как общежитие латышских стрелков, сотрудников Совета Народных Комисаров (правительства СССР), предоставляя квартиры ответственным работникам.
В 1959 г. под предлогом освобождения пространства для строительства Дворца съездов здание было снесено.

Музей Москвы - один из старейших в городе, в 2016 году ему исполнилось 120 лет. За эти годы музей несколько раз менял место пребывания, свое название, но неизменным оставался интерес к городу, его истории и современности.

Музей был создан в 1896 году по инициативе московской Думы как Музей городского хозяйства, и разместился в Крестовских водонапорных башнях. Основой экспозиции послужили материалы павильона Москвы на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде.

В 1920 году музей был переименован в Московский коммунальный музей, а в 1926 году он переместился в Сухареву башню. Построенная в конце XVII века по проекту Михаила Чоглокова, башня была выдающимся памятником архитектуры, и переезд в башню музея стал большим событием для всех москвоведов и неравнодушных к истории своего города жителей.

После сноса Сухаревой башни в 1935 году музей снова переехал, на этот раз - в здание храма Иоанна Богослова под Вязом на Новой площади. В 1930-е годы главной темой экспозиции стала реконструкция столицы по Генеральному плану 1935 года. А в 1947 году, к 800-летию Москвы, была открыта постоянная выставка, посвященная истории города. В 1986 году название снова сменилось - на Музей истории Москвы.

В 2009 году было принято решение о передаче музею зданий Провиантских складов на Зубовском бульваре для создания в них современного музея города. Вместе с новым адресом музей получил и новое название, которое лучше всего отражает широту его интересов и роль в городе - Музей Москвы. Вокруг музея было создано объединение с таким же именем, в которое вошли несколько музеев, по-разному рассказывающих об истории и культуре Москвы.

Рассказать друзьям