Одиночество, как социальная проблема. Запишитесь на курсы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Архарова Екатерина, ученица 11 "а" класса МБОУ СОШ №24, г. Волжский

У одиночества нет лица. Данное чувство знакомо и детям, и молодым и умудренным возрастом. Одиночество часто нас пугает. Но стоит ли его бояться? Зачем оно нам дано? На эти вопросы мы посторались найти ответы в данной проектной работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Социальный проект «Одиночество» Работала над проектом: Архарова Екатерина, ученица 11 «а» кл. Руководитель проекта педагог-психолог Янер О. И.

Одиночество - извечный рефрен жизни. Оно не хуже и не лучше, чем многое другое. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда. Эрих Мария Ремарк

Одиночество - распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии. Одиночество – это загадка, волнующая людей из века в век. Разбираясь в своих чувствах и эмоциях, мы познаем себя. Одиночество – часть нас, в которой мы все, каждый по - своему…. Актуальность проекта

Понять смысл одиночества и найти сильные и слабые стороны данного состояния Цель проекта

Подростки. Целевая группа

Проблемный вопрос Одиночество – это наказание или ресурс

План работы 1. ознакомилась с понятием «одиночество» 2. выявила причины одиночества 3. провела анализ детских воспоминаний 4. выявила сильные и слабые стороны данного состояния 5. вывод 6. рекомендации

Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество

Причины одиночества Низкая самооценка, которая приводит к избеганию контактов с другими людьми из-за страха подвергнуться критике; Слабые навыки общения; Страх потерпеть неудачу в отношениях или попасть в психологическую зависимость; Постоянно растущее чувство непонимания и отсутствие востребованности со стороны окружающих; Сенсорная депривация в том или ином виде (проще говоря – нехватка того или иного вида информации или впечатлений); Переход из одного социума в другой: иными словами, «смена социальной матрицы».

Самоанализ Одиночество для меня – это особый внутренний мир, который имеет границы, так как этот мир существует только для одного человека. Но с другой стороны, одиночество – это вселенная, изучаю которую, все глубже познаешь себя

Ситуация Последствие В детстве ч асто оставалась одна, единственная связь с миром была через телевизор Низкая социальная активность, снижение потребности в общении со сверстниками, любимая игра – рисовать и фантазировать Развод родителей Огромное чувство вины за данную ситуацию, ощущение пустоты, страх перед будущим Воспоминания о начальной школе практически стерто Перемена социума привела к дезориентации Строгие рамки воспитания, контроль со стороны родителей, ограниченное общение со сверстниками Низкая социальная активность, снижение потребности в общении со сверстниками, чувство неуверенности Отсутствие общения с членами семьи из-за сверх занятости мамы, свободное время от школы проводила дома Нехватка эмоционального тепла, внутренняя неуверенность. Интересы к рисованию и развитие воображения Ссоры, конфликтные ситуации с мамой и одноклассниками Вспышки гнева, желание выразить себя, нетерпимость к иной позиции.

Замкнутость Низкая социальная активность Вспыльчивость Неуверенность в себе Низкая самооценка Слабые стороны одиночества

Сильные стороны одиночества Самостоятельность Независимость (от других) Самопознание Хорошее воображение

Вывод Работа над этим проектом позволила расширить знания об одиночестве. Я взглянула на ситуацию с двух сторон: что мне дает одиночество и чего оно меня лишает. Я поняла, что одиночество было для меня своеобразным испытанием, уроком жизни. Я стала осознавать, что общение с людьми – важная часть жизни. Важно быть в гармонии не только с собой, но и с окружающем миром.

Рекомендации Не бойся одиночества. Страх остаться одному порой толкает нас к общению с людьми, которое не всегда нам на пользу. Одиночество – это уникальная возможность познакомиться с интересным человеком – с самим собой. Одиночество – это не данная реальность, это всего лишь твое отношение к миру. Измени его и сделай шаг навстречу людям. Одиночество – это знак, призывающий к переменам. Это время на принятие выбора и решения. Это рубеж между привычным настоящим и новым будущим.

Спасибо за внимание!

Одиночество как социальная проблема

Список использованной литературы

Одиночество как социальная проблема

Одиночество - социально-психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие - состояния.

Одиночество - одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа - один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством - социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни. Помогая одиноким людям, социальный работник хорошо должен представлять себе комплектность проблемы и мультифакторность ее возможного решения.

Одиночество с научной точки зрения - одно из наименее разработанных социальных понятий. При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы. Первый тип - «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей. В эту группу попали большинство разведенных мужчин и женщин.

Второй тип - «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие. Среди них большинство мужчин и женщин, никогда не состоявших в браке.

Третий тип - «пассивно и устойчиво одинокие». Несмотря на то, что они испытывают недостаток в партнере по интимной связи и им не хватает других связей, они не выражают такой неудовлетворенности по этому поводу, как респонденты, относящиеся к первому и второму типам. Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность. Большинство среди них овдовевшие люди.

Возросшая брачно-семейная динамика (в первую очередь нуклеаризация семей и повышение уровня разводимости), деперсонализации больших городов, укрепление начал индивидуализма - все это факторы, в первую очередь влияющие на увеличение масштабов одиночества. Кроме того, социально-медицинскими факторами, положительно коррелирующими с расширением одиночества, являются рост психиатрических заболеваний (шизофрении) и пограничных состояний и распространения аутизма, т.е. болезненной неспособности к общению в результате дефектов родовспоможения («грубые руки врача») и воспитания.

Рост числа одиноких людей утверждение одиночества как приемлемого стиля жизни вызывают становление специфической индустрии услуг для такой категории населения. Установлено, что одинокие имеют возможность и желание тратить больше средств на свои увлечения, на туризм и отдых, они чаще приобретают дорогие товары, в первую очередь спортивно-туристического предназначения. За рубежом строятся специальные жилые комплексы для бессемейных; любые их потребности могут быть удовлетворены на рынке услуг. Разумеется, это относится только к тем людям, для которых одиночество - сознательный и комфортный выбор, и кто не испытывает потребности в семейных связях.

Специфика российского одиночества преимущественно иная. В первую очередь, это результат высокого уровня смертности мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности от неестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одинокими или рискующими остаться одиноким людям, превращают одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.

Понятие одиночества связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, личностно неприемлемый для человека дефицит общения и положительных интимных отношений с окружающими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать сними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изоляцию от них, т.е. одиночество (если, например, это чужие или чуждые для индивида люди).

Степень испытываемого одиночества также не связана с количеством лет, проведенных человеком вне контактов с людьми; люди, всю жизнь живущие одни, иногда чувствуют себя менее одинокими, чем те, кому приходится часто общаться с окружающими. Одиноким нельзя назвать человека, который, мало взаимодействуя с окружающими, не проявляет ни психологических, ни поведенческих реакций одиночества. Кроме того, люди могут и не осознавать, что между реальными и желательными взаимоотношениями с окружающими существуют расхождения.

Подлинные субъективные состояния одиночества обычно сопровождают симптомы психических расстройств, которые имеют форму аффектов с явно негативной эмоциональной окраской, причем у разных людей аффективные реакции на одиночество различные. Одни одинокие люди жалуются, например, на чувство печали и подавленности, другие говорят о том, что испытывают страх и тревогу, третьи сообщают о горечи и гневе.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения, сколько идеальное представление о том, какими они должны быть. Человек, имеющий сильную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким в том случае, если его контакты ограничены одним-двумя людьми, а он бы хотел общаться со многими; в то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может вовсе не ощущать своего одиночества даже в условиях полного отсутствия общения с другими людьми.

Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, не способными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность - это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающего помимо прочего дефицит умений и навыков общения.

Одинокий человек чувствует себя не таким, как все, и считает себя малопривлекательной личностью. Он утверждает, что его никто не любит и не уважает. Такие особенности отношения к себе одинокого человека нередко сопровождаются специфическими отрицательными аффектами, среди которых чувства злости, печали, глубокого несчастья. Одинокий человек избегает социальных контактов, сам изолирует себя от других людей. Ему более чем другим людям, присуще так называемое паронормальность, импульсивность, чрезмерную раздражительность, страх, беспокойство, ощущение разбитости и фрустрированности.

Одинокие люди более пессимистичны, чем не одинокие, они испытывают гипертрофированное чувство жалости к себе, ожидают от других людей только неприятностей, а от будущего - лишь худшего. Они также считают свою жизнь и жизнь других людей бессмысленной. Одинокие люди малоразговорчивы, ведут себя тихо, стараются быть незаметными, чаще всего выглядят печально. У них нередко отмечается усталый вид и наблюдается повышенная сонливость.

Впечатляет перечень типичных эмоциональных состояний, которых время от времени охватывают хронически одинокого человека. Это - отчаяние, тоска, нетерпение, ощущение собственной непривлекательности, беспомощность, панический страх, подавленность, внутренняя опустошенность, скука, охота к перемене мест, ощущение собственной недоразвитости, утрата надежд, изоляция, жалость к себе, скованность, раздражительность, незащищенность, покинутость, меланхолия, отчужденность (список получен методом факторного анализа ответов множества одиноких людей на специальный опросник).

Одинокие люди склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастливых. Это - их защитная реакция, которая в свою очередь, мешает им самим устанавливать добрые отношения с людьми. Предполагают, что именно одиночество вынуждает некоторых людей злоупотреблять алкоголем или наркотиками, даже если они сами себя не признают одинокими. Одинокий человек характеризуется исключительной сосредоточенностью на самом себе, на своих личных проблемах и внутренних переживаниях. Ему свойственна повышенная тревожность и боязнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем.

Имея неадекватную самооценку, одинокие люди или пренебрегают тем, как их воспринимают и оценивают окружающие, или непременно стараются им понравиться. Одиноких людей особенно волнуют проблемы, связанные с личной общительностью, включая знакомства, представление другим людям, соучастие в разных делах, раскованность и открытость в общении. Одинокие люди в большей степени считают себя менее компетентными, чем неодинокие, и склонны объяснять свои неудачи в установлении межличностных контактов недостатком способностей. Многие задачи, связанные с установлением интимных отношений, вызывают у них повышенную тревожность, снижают межличностную активность. Одинокие люди менее изобретательны в поисках способов решения проблем, возникающих в ситуациях межличностного общения. Установлено, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, т.е. от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.

Эмоциональные состояния одинокого человека - отчаяние (паника, ранимость, беспомощность, изолированность, жалость к себе), скука (нетерпение, желание все изменить, скованность, раздражительность), самоуничижение (ощущение собственной непривлекательности, глупости, никчемности, застенчивость). Одинокий человек как бы гласит: «Я беспомощен и несчастен, полюбите меня, приласкайте меня». На фоне сильного желания такого общения возникает явление «психического моратория» (термин Э. Эриксона):

возврат к детскому уровню поведения и желание как можно дольше отсрочить приобретение взрослого статуса;

смутное, но устойчивое состояние тревоги;

чувство изоляции и опустошенности;

постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что что-то случится, эмоционально воздействовать и жизнь резко изменится;

страх перед интимным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских ролей;

презрение ко всему национальному и нереальная переоценка всего иностранного (хорошо там, где нас нет).

Лучше «активное уединение». Начать что-нибудь писать, заняться любимым делом, сходить в кино или театр, почитать, музицировать, заняться физическими упражнениями, послушать музыку и потанцевать, сесть учить уроки или начать делать какую-то работу, пойти в магазин и растратить сэкономленные деньги.

Надо не бежать от одиночества, а поразмышлять, что можно сделать, чтобы преодолеть свое одиночество. Напомнить себе, что у вас в действительности есть хорошие отношения с другими людьми. Подумать о том, что у вас есть хорошие качества (задушевность, глубина чувств, отзывчивость и т. д.).

Сказать себе, что одиночество не вечно и что дела пойдут лучше. Подумать о занятиях, в которых вы всегда преуспевали в жизни (спорт, учеба, домашнее хозяйство, искусство и т.д.). Сказать себе, что большинство людей бывают одинокими и в тот или иной момент времени. Отвлечься от чувства одиночества, серьезно задумавшись о чем-то другом. Подумать о возможной пользе испытанного вами одиночества.

Личность - устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков, характеризующих человека.

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Индивид - представитель общества, принципиально неразложимый элемент бытия социума.

Социальная структура личности - сочетание индивидуально-психологических и общественно-психологических качеств личности, проявляемых через отношение работника к окружающим явлениям и событиям.

Теория ролей - теория символ, интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер, Э. Гоффман, М. Кун и др.) рассматривает личность с точки зрения ее социальных ролей.

Социальный статус - соотносительное положение индивида или социальной группы в социальной системе, определяемое по ряду признаков, характерных для данной системы.

Социальная свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Типы личности - абстрактная модель личностных характеристик, присущих определенной совокупности людей.

Диспозиции личности - многочисленные черты личности (от 18 до 5 тыс.), образующие комплекс предрасположенностей к определенной реакции субъекта на внешнюю среду.

Ценностные ориентации личности - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических.

Самореализация - выявление и развитие индивидом личностных способностей во всех сферах деятельности.

Ментальность - совокупность этнокультурных, общественных навыков и духовных установок, стереотипов.

Мотивация - активные состояния психики, побуждающие человека совершать определенные виды действий.

Социальная установка - фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Интериоризация - формирование структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Конформность - склонность индивида усваивать нормы, привычки и ценности, изменять свои первоначальные оценки под влиянием мнения других.

Аномия - психологическое состояние: - характеризующееся чувством потери ориентации в жизни; - возникающее, когда индивид ставится перед необходимостью выполнения противоречащих друг другу норм.

Социальная удовлетворенность - обобщенная в сознании индивида совокупность его восприятий и оценок условий своей социальной жизни, качества жизни.

Межличностные отношения - система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность.

Отклоняющееся поведение - форма проявления отношений индивидов и социальных групп к нормам и ценностям социальной системы, в которой они действуют.

Социальный контроль - механизм саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством нормативного регулирования.

Социальное самочувствие - феномен общественного сознания, преобладающего состояния чувств и умов тех или иных социальных групп в определенный период времени.

Социальные санкции - меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся в позитивном или в негативном смыслах от социальных ожиданий, норм и ценностей.

Согласны ли Вы с Г. Тардом, считавшим, что "так называемое "социальное давление" только содействует самоопределению и более яркому выражению каждой отдельной личности. Без этой опоры, оказывающей ему известное сопротивление, индивид не мог бы двигаться в общественной среде, подобно тому, как птица не могла бы летать без помощи сопротивляющегося ее крыльям воздуха" (Новые идеи в социологии. Сб.N2 // Социология и психология. СПб.,1914.С.80).

Преодоление барьера социального давления становится возможным при расширении степени внутренней свободы личности. В этом случае более свободная личность получает преимущества по сравнению с менее свободными - людьми, чье поведение предсказуемо и определено социальными нормами. Если такой человек расширяет количество своих социальных контактов, то его начинает выталкивать вверх подобно пробке из толщи воды. Причина в том, что в каждом межличностном контакте более свободная личность влияет на менее свободную. Чем в больших случаях это происходит, и если контакты имеют своей причиной некие общественно значимые вопросы, тем больше и сильнее влияние этого человека на общество в целом. Таким образом происходит распространение личной власти индивида на все большее и большее количество членов общества, что и является социальным успехом.

. "Чем примитивнее общество, тем более сходства между составляющими их индивидами" (Дюркгейм Э. Метод социологии. М.,1990.С.129). Как Вы понимаете это высказывание?

В примитивных обществах, основанных на механической солидарности, личность не принадлежит себе и поглощается коллективом. Напротив, в развитом обществе, основанном на органической солидарности, оба дополняют друг друга. Чем примитивнее общество, тем больше люди похожи друг на друга, тем выше уровень принуждения и насилия, ниже ступень разделения труда и разнообразия индивидов. Чем больше в обществе разнообразие, тем выше терпимость людей друг к другу, шире базис демократии. В примитивных обществах, основанных па механической солидарности, индивидуальное сознание во всем следует и подчиняется коллективному. Личность здесь не принадлежит себе, она поглощается коллективом.

Согласны ли Вы с утверждением, что в женщине больше развито начало индивидуальности, а в мужчине - личности? Аргументируйте свой ответ.

Согласен. Индивидуальность - это проявление в физическом пространстве сути женщины - её души, поэтому в индивидуальности содержится истинное обаяние и красота женщины. У большинства мужчин же выход из состояния эгоизма занимает очень много времени.

Подтвердите или опровергните данное суждение: "Современные науки исходят из того, что каждый отдельно взятый человек олицетворяет все человечество. Он неповторим со своими индивидуальными особенностями, в то же время он повторим, ибо в нем собраны все обличительные особенности человеческого рода".

Истинный человек - это человек всемирный, он вмещает в себе целое человечество. Однако, находясь в поврежденном состоянии, движимые эгоизмом, в котором заключена отчужденность от других личностей, люди ограждают себя в своей обособленности и не в силах даже увидеть единство человеческого рода, не могут принять и вместить в себе все человечество. Единство человечества - это не пустое понятие, оно имеет реальное основание в человеческих личностях. От того, как живет человек, зависит, объединяет ли он или разделяет всецелое человечество.

Ниже приведено суждение. Внимательно ознакомьтесь с ним: "Ресоциализация - усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Она включает многое: от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной подготовки рабочих. Психотерапия - также одна из форм ресоциализации: люди пытаются найти выход из конфликтных ситуаций, изменить свое поведение" (Спасибенко С.Г. Поколения как субъекты общественной жизни //Социально-политический журнал. 1995. N 3. С.122). Как Вы думаете, правильно оно или нет? Что называется ресоциализацией и какие виды человеческой деятельности к ней относятся? Аргументируйте свой ответ.

Ресоциализация (лат. <#"justify">1.Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 2014. - 364с.

2.Кравченко А.И. Социология. М.: Академ. проект, 2015. - 736с.

.Тощенко Ж.Т. Социология. М.: Изд-во МГУ, 2013. - 546с.

.Фролов С.С. Основы социологии. М.: Юристъ, 2014. - 428с.

5.Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2013. - 368с.

Федеральное агенство по образованию

РОУВПО <Воронежский институт инновационных систем>

Кафедра общих социально-экономических и гуманитарных дисциплин.

Реферат на тему:

Одиночество как социальная проблема.

Выполнила

студентка 1 курса

группа УК1-1

Забровская Оксана

Проверила

Ишимская Е.В.

Воронеж 2009

Введение………………………………………………………………..стр.3

Матери-одиночки………………………………………………………стр.5

Одиночество пожилых людей……………………………………..….стр.10

Чувство одиночества в подростковом возрасте….………………….стр.13

Заключение……………………………………………………………..стр.17

Список используемой литературы…………………………………….стр.19

Введение

Одиночество – социально психологическое состояние, характеризующееся узостью или отсутствием социальных контактов, поведенческой отчужденностью и эмоциональной невовлеченностью индивида; также социальная болезнь, заключающаяся в массовом наличии индивидов испытывающих такие – состояния.

Одиночество с научной точки зрения – одно из наименее разработанных социальных понятий. В демографической литературе встречаются статистические данные об абсолютном числе и удельном весе одиноких людей. Так, в ряде развитых стран мира (Голландия, Бельгия и др.) одинокие люди составляют около 30 % населения. В США, по данным на 1986 г., было 21,2 млн. одиноких людей. По сравнению с 1960 г. этот показатель вырос в 3 раза. К 2000 г. к ним, по прогнозам, «присоединяется» еще 7,4 млн. человек.

При выборочных исследованиях среди одиноких выделены следующие типы. Первый тип – «безнадежно одинокие», полностью не удовлетворенные своими отношениями. Эти люди не имели партнера в сексуальной жизни или супруга. Они редко устанавливали связь с кем-либо (например, с соседями). Им присуще сильное чувство неудовлетворенности своими взаимоотношениями со сверстниками, опустошенность, покинутость. Более других они склонны обвинять в своем одиночестве других людей.

Второй тип – «периодически и временно одинокие». Они в достаточной мере связаны со своими друзьями, знакомыми, хотя и испытывают недостаток в близкой привязанности или не состоят в браке. Они чаще других вступают в социальные контакты в различных местах. По сравнению с другими одинокими, они наиболее социально активны. Эти люди считают свое одиночество переходящим, чувствуют себя покинутыми значительно реже, чем другие одинокие.

Третий тип – «пассивно и устойчиво одинокие». Это лица, смирившиеся со своим положением, принимающие его как неизбежность

В настоящее время интерес к проблеме отчуждения и одиночества представляется вполне естественным. Это связано с характером сегодняшней социальной ситуации, которой свойственны неопределенность и нестабильность. Интенсивные изменения в политической, экономической, культурной сферах жизнедеятельности общества активно влияют на структуру межличностных отношений и самосознание человека. Переходный период (от традиционно российской коллективистической культуры - к индивидуалистической идеологии) приводит к трансформации психосоциокультурных структур, определяющих деловое и межличностное взаимодействие, ценности и социальную активность человека, его эмоциональное самочувствие.
Сегодняшняя социальная ситуация требует от человека привлечения дополнительных ресурсов для формирования адекватных адаптивных возможностей к изменяющемуся миру. Однако, не всякий человек готов принять новые условия существования. Многие люди переживают разрыв старых значимых связей, невозможность приобрести новые, одновременно испытывая в них потребность. Недостаток и/или «поверхностность» значимых отношений вызывает острые негативные переживания одиночества. Одинокий человек - это субъект, переживающий трудности в социальном взаимодействии. Одиночество является глубоким эмоциональным переживанием, которое способно исказить восприятие, понятие времени и характер социальных действий.
Понимание природы одиночества позволит выработать оптимальные стратегии его преодоления, адекватные для современной нестабильной и неопределенной ситуации.

Одиночество пожилых людей

Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение это не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и, соответственно, потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.

Из прогнозов ООН следует, что в 2001 году возраст каждого десятого жителя земли превысил 60 лет. Интенсивно «стареют» западноевропейские страны, США, Канада и Япония. В настоящее время продолжительность жизни достигает в России 67 лет, в США - 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. Средний возраст населения становится все выше, а численность детей, подростков и молодых людей сокращается, что квалифицируется как «демографическая революция».

К 1995 году доля граждан пожилого возраста в составе населения России (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет) достигло самого высокого уровня за период с 1959 года и составила 20,6 %. В настоящее время 30,2 млн. россиян относятся к старшему поколению.

Проблемы социальной защиты пожилых людей становятся особенно актуальными в современных условиях, когда старые формы и методы социальной поддержки оказались непригодными, а новая система социальной защиты, соответствующая требованиям рыночной экономики, еще только создается.

Наше общество сегодня переживает социально-экономический кризис. Налицо все признаки: падение производства и жизненного уровня, пренебрежение к нравственности и крушение доверия к нормам общественной цивилизации, рост преступности и социальной дезорганизации, ложь, коррупция, апатия и недоверие к заявлениям и действиям властей. Восстановить нравственность общества поможет связь поколений путем передачи традиций народа, норм поведения, всеобщего милосердия и благоразумия. Носителями и хранителями этих ценностей является поколение пожилых людей, прошедших вместе со страной сложный путь развития, войн, смены руководства и приоритетов.

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества. Умирают старые друзья, и хотя их можно заменить новыми знакомыми, мысль, что ты продолжаешь свое существование, не служит достаточным утешением. Взрослые дети отдаляются от родителей, иногда лишь физически, но чаще из эмоциональной потребности быть самим собой и иметь время и возможность заниматься собственными проблемами и взаимоотношениями. Со старостью приходят опасения и одиночество, вызванное ухудшением здоровья и страхом смерти.

В целях наилучшего приспособления к среде человек должен иметь и того, к кому он лично привязан, и широкую сеть друзей. Дефицит каждого из этих различных типов отношений может привести либо к эмоциональному, либо к социальному одиночеству.

Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человека его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. Но это не означает, что пожилые люди, живущие в одиночку, все испытывают одиночество. Можно быть одиноким и в толпе и в кругу семьи, хотя одиночество среди старых людей и может быть связано с уменьшением числа социальных контактов с друзьями и детьми.

Исследования, проведенные Перланом и его коллегами, вывели гораздо больше фактов одиночества среди старых одиноких людей, которые проживали с родственниками, чем среди других стариков, которые жили одни. Оказалось, что социальные контакты с друзьями или соседями оказывают большое влияние на благополучие, чем контакты с родственниками.

Контакты с друзьями и соседями снижали их чувство одиночества и повышали чувство собственной пригодности и ощущение, что тебя уважают и другие.

Уровень и причины одиночества в понимании пожилых людей, зависят от возрастных групп. Люди в возрасте 80 лет и старше понимают значение термина «одиночество» не так, как представители других возрастных групп. Для престарелых одиночество ассоциируется со снижением деятельности, обусловленной нетрудоспособностью или невозможностью передвижения, а не с отсутствием социальных контактов.

Старость в реальной жизни - это зачастую такой период, когда необходима помощь и поддержка, чтобы выжить. Такова основная дилемма.. Чувство собственного достоинства, независимость и помощь, мешающая осуществлению этих чувств, приходят к трагическому противоречию. Возможно, в конце концов придется отказаться от своей независимости, самостоятельности, ведь продление жизни - достаточная награда за такой отказ.

Есть еще другой аспект одиночества, жертвой которого становятся чаще мужчины, чем женщины. Это одиночество, наступающее в результате склада интеллектуальной активности, наряду со снижением физической. Женщины не только живут дольше, чем мужчины, но и в целом меньше поддаются воздействию старения. Пожилым женщинам, как правило, легче удается уйти с головой в хозяйство, чем мужчинам: «трудолюбивой пчелке некогда печалиться». Большинство пожилых женщин способны окунуться в мелочи домашнего хозяйства чаще, чем большинство пожилых мужчин. С уходом на пенсию количество дел у мужчин уменьшается, зато количество дел у его жены заметно увеличивается. В то время как мужчина пенсионер теряет свою роль «добытчика» средств существования, женщина никогда не расстается с ролью домашней хозяйки. С уходом на пенсию мужа женщина сокращает денежные расходы на ведение домашнего хозяйства, ее здоровье ухудшается и снижается жизненная энергия.

Бремя забот, ложащееся на плечи пожилых женщин, усиливается по мере традиционной возрастной дифференциации между супругами. Кроме забот о своем здоровье многие пожилые женщины принимают на себя заботу и о здоровье своего мужа, и даже в еще большей степени по мере старения. Женщина возвращается «назад, к роли матери», теперь уже по отношению к мужу. Теперь, в ее обязанности входят следить за тем, чтобы он вовремя посещал врача, следить за его диетой, лечением и корректировать его деятельность. Поэтому брак более выгоден для старых мужчин, чем для женщин.

И так, женщины меньше подвержены одиночеству, так как у них в среднем больше социальных ролей, чем у мужчин.

По проведенным исследованиям овдовевшие мужчины более одиноки, чем мужчины, состоящие в браке, а среди женщин, состоящих в браке и овдовевших, не обнаружено существенного различия в ощущении одиночества. Мужчины и женщины, состоящие в браке, менее подвержены чувству одиночества, чем люди, живущие одни; но опять же такое влияние больше испытывали мужчины, чем женщины. Одинокие мужчины принадлежали к группе наиболее страдающих от одиночества людей; мужчины, состоящие в барке, относились наименее подверженных чувству одиночества людей, женщины, состоящие в браке, а также живущие одни, занимали промежуточное положение между первыми двумя группами. Такие данные частично объясняются различием в организации свободного времени у мужчин и женщин пожилого возраста. Результаты показали, что две третьи одиноких мужчин, занимаются делами, связанными с уединением, тогда как свыше две трети одиноких женщин посвящают свободное время различного рода социальной деятельности.

Проведенные исследования социологов показали, что большинство пожилых людей (56%) проживают вместе с детьми, причем в 45% таких семей есть внуки, 59% пенсионеров имеют супруга (супругу). Одинокие составляют 13%. Если среди опрошенных пенсионеров чувство одиночества как реальный факт отмечают 23%, то для одиноких этот показатель - 38%.

В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.

Матери - одиночки

Разрушение семьи по инициативе мужчин является в наши дни очень распространенным явлением. Психологической причиной подобных случаев является мужской инфантилизм – утрата чувства ответственности за рождение и воспитание детей, потеря чувства отцовства как важнейший компоненты мужского характера.

Вместе с этим и жена теряет всякую разумную ориентацию в своих повседневных делах и обязанностях: она перестает понимать, где она может рассчитывать на помощь мужа, а где ей придется взвалить ответственность и нелегкие заботы на себя. В результате жена начинает невольно завоевывать первую позицию в семейной иерархии и выдвигаться на роль деятельного лидера, взявшего на свои плечи попечение и всю полноту ответственности за жизнь семьи и воспитание детей. Стоит ли говорить о том, что эта ноша непосильна и неестественна для женщины, поэтому с ее стороны всегда слышен ропот по поводу своей горькой участи. И чем мужчина ведет себя более легкомысленно и безответственно, тем этот стон и ропот женской души раздается сильнее.

Таким образом, утрата мужчиной функций отцовства и покровительства, жертвенной и деятельной заботы в отношении жены и детей приводит в итоге к полному разрушению задуманному Господом порядка семейной жизни. Жена приобретает функцию главы семейства, которую она несет по необходимости, часто неумело и надрывно, а муж переходит на позицию взрослого, но неразумного ребенка, который тоже требует от жены материнского поведения.

Нарушение духовной иерархии в семье и деформация социально-психологических ролей мужчины и женщины создают крайне неблагоприятную атмосферу для развития личности ребенка. Ребенок либо оттесняется для матери на второй план (в то время как первый план занимает муж, ведущий себя как капризный и избалованный ребенок), либо становится кумиром, своеобразным заменителем неудавшегося супружества, на который выплескивается с избытком нерастраченная женская любовь и привязанность. Стоит ли говорить, что в обоих случаях авторитет отца и матери оказывается подорванным. Постепенно подрастая, сыновья и дочери впитывают свою душу негативные образы родительского поведения, психологические сценарии и стереотипы конфликтного общения, и, тем самым, оказывается подготовленными не к созиданию, а к разрушению собственной семьи. Как правило, фактический распад семьи происходит на фоне крайне извращенных межличностных взаимоотношений. Затяжной семейный конфликт формирует у мужчины состояние полной апатии, скуки, бесчувственности и цинизма, у женщины – ощущение загнанной в угол жертвы, испытывающей панический ужас перед навалившимися на нее проблемами, у детей – состояние потерянности (беспризорности), одиночества и ненужности.

Прежде всего, необходимы семь жил. Они нужны, чтобы перестать чувствовать себя жертвой чьей-то злой воли, чтобы преодолеть чувство страха за себя и своих детей, склонность нервничать и паниковать по любому поводу, когда приходится браться за решение сугубо мужских вопросов. В этот момент, когда женская душа переполнена обидами, когда на сердце тяжело от скорби, любое дело превращается в испытание ее жизненной стойкости, нервов, волевого напряжения. Женщина постоянно действует через силу, перешагивая через свои душевные и физические немощи.

После развода с мужем приходится подчас решать множество вопросов, которые раньше не возникали. С одной стороны, это хозяйственно-бытовые и финансовые проблемы. С другой стороны установление нормального микроклимата в доме, где еще присутствуют следы прежних раздоров. С третьей – принятие на себя отцовских функций в дополнение к функциям сугубо материнским. С четвертой стороны – осуществление духовного лидерства в семье с принятием всей полноты ответственности за будущее своих детей.

Только благодаря недюжинному терпению женщина может ежедневно нести на себе сразу несколько ролей и обязанностей. Ей приходится теперь не только выполнять повседневные женские обязанности (стирать, убирать, готовить и т. п.), но и, кроме того, подчас работать уже не на одной, а на двух или трех работах, перебегая из одной организации в другую. Возвращение вечером домой приносит новые хлопоты: надо проверить уроки у младших детей, а также найти возможность поговорить по душам со старшими, вникая в их переживания и проблемы. Все проконтролировать, всех подбодрить, направить и, если нужно, поругать, потом утешить – и при этом самой остаться жизнерадостной и веселой! Свою усталость, свою боль, свое страдание женщине приходится скрывать, прятать от детей, лишь изредка позволяя себе выплакать в молитве тревогу о настоящем и будущем неполной семьи.

Кроме того, женщина после развода должна быть еще и семи пядей во лбу. Можно сказать, что она должна выйти за грань своих естественных способностей, так как склонность к размышлению и рассуждению скорее свойственна мужчинам. Теперь, живя в неполной семье, женщина не может позволить себе сугубо эмоциональный подход к делу, так как за всякое опрометчивое решение, принятое ею, будут расплачиваться дети.

К числу таких опрометчивых решений, например, относится стремление во что бы то ни стало вновь устроить свою личную жизнь. Настойчивые поиски нового мужа часто приводят ситуацию, и без того очень сложную, на грань психологической катастрофы: находится новый муж, который совершенно не готов проявить великодушие и взять на свои плечи воспитание чужих детей. Вторгаясь в неполную семью, новый "мамин муж" зачастую становится жестоким тираном для детей. Как правило, второй брак, заключенный по соображениям эмоциональным, становится для женщины и ее детей непереносимым испытанием.

Чувство одиночества в подростковом возрасте

Социальная ситуация сегодняшнего дня создает предельно нестабильную систему, на фоне которой происходит изменение подростковой субкультуры. Являясь одной из наименее адаптированных и социально не защищенных групп, подростки не могут не нести на себе отпечаток общей социальной неопределенности, неуверенности, тревожности. Результатом этого стал выход на первый план, в ряду прочих социально-педагогических и психолого-педагогических проблем, проблемы подросткового одиночества.

Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте.

Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которая порождает потребность подростка познать себя как личность, понять себя на уровне собственных требований к самому себе. Играют свою роль в возникновении одиночества в подростковом возрасте и типичные для этого периода возрастные кризисы: кризис идентичности и самооценки.

Другую группу факторов составляют личностные особенности подростка: застенчивость, заниженная самооценка, завышенные требования к себе или другим, нереалистичные ожидания и представления о любви, дружбе и общении и т. п.

Выделяются и социальные факторы, приводящие к одиночеству: неприятие подростка группой сверстников (социальное отношение), разрыв дружеских отношений или отсутствие круга общения и близких друзей, что может быть следствием как личностных особенностей подростка, так и результатом влияния ситуативных причин: переезда на новое место жительства и смены школы.

Как новую группу выделяют факторы, связанные с семьёй подростка, в том числе с типом семейного воспитания. Дисгармоничные взаимоотношения в семье (частые конфликты, низкая культура общения, отсутствие уважения и доверия между членами семьи, физическое насилие) формируют представления о межличностных отношениях как непредсказуемых и опасных, которых лучше избегать.

Следует также отметить, что влияние одиночества на подростка зависит и от длительности переживания.

Принято выделять три типа одиночества:

Временное одиночество (кратковременные приступы переживания собственной обособленности и неудовлетворённости общением межличностными отношениями)

Ситуативное одиночество (является следствием стрессовых ситуаций, смерть близкого человека, разрыв отношений и т. д.)

Хроническое одиночество характеризуется отсутствием у человека удовлетворительного общения, в результате чего он страдает от своей обособленности.

Наиболее тяжкие последствия для подростков имеет хроническое одиночество, именно оно может привести к эмоциональным и поведенческим отклонениям.

Подростковая субкультура сегодняшнего дня включает в себя целый спектр асоциальных проявлений, расценивающихся подростками как норма. Об этом говорят в своих работах Б.Н. Алмазов, Л.А. Грищенко, А.С. Белкин, В.Т. Кондрашенко, А.Е. Личко. Подобная тенденция указывает на изменение общего мировоззрения в среде подростков, изменение системы норм и ценностей и, как следствие, изменение поведенческих реакций. Фактическим результатом этого является динамика индивидуальных ощущений подростка в сторону неустойчивости и негатива. Одним из наиболее острых переживаний становится ощущение одиночества.

В социальной педагогике имеется описание многих состояний, близких одиночеству, это, в частности, уединение (А.В. Мудрик), социальная отчужденность (О.Б. Долгинова). Однако эти состояния не рассматриваются во взаимосвязи, а также в динамике. Между тем анализ подросткового одиночества позволяет выстроить четкий ряд развития многих сходных состояний, что является базой прогнозирования их социально-педагогических последствий. Детальный анализ многих психолого-педагогических и социально-педагогических проблем позволяет выявить одиночество в качестве базового состояния, на основе которого формируются конфликты, комплексы, напряжение, нарушения коммуникативной сферы.

Социальное одиночество является результатом состояния недостаточной социальной организованности, адаптации, а также следствием разрыва значимых социальных связей, отношений. Психологи выделяют два вида социального одиночества: дезадаптивный, или конфликтный, и одиночество «потери» (смерть близкого человека, развод родителей и т.п.).

Психологическое одиночество – комплекс внутриличностных переживаний, связанный с «непохожестью», «инакостью», непризнанием, обидой, а также следствие раскола образа Я.

Характеризуя одиночество как психологическое состояние, следует сказать о том, что оно связано, прежде всего, с осознанием и переживанием человеком своей обособленности и отдалённости от других людей. Болезненным переживание одиночества становится в том случае, если человек начинает воспринимать свою отдалённость от других как отсутствие связей с людьми и миром, недостаток общения, внимания, любви, человеческого тепла. Подростки, переживающие такое одиночество, чувствуют себя оторванными от окружающих, испытывая при этом грусть, печаль, обиду, а иногда и страх. Как правило, они не удовлетворены своим общением со сверстниками, считают, что у них мало друзей или нет верного друга, любимого человека, который смог бы их понять и, при необходимости, помочь. По ряду разных причин такие подростки не всегда сами активно ищут друзей или стремятся к общению, но, остро нуждаясь в нём, бывают вовлечены в негативные или даже асоциальные группы. Часто они, наоборот, всячески избегают его, что так же может завести в опасный тупик.

Большинство авторов подчёркивают двойственность характера переживания одиночества и его влияния на подростка: с одной стороны, оно обогащает внутренний мир, позволяя почувствовать уникальность своего существования, с другой – может привести к поведенческим отклонениям, депрессии или даже к суициду.

Стремление быть в группе, быть «как все» в подростковом возрасте очень велико. Когда молодому человеку предлагают курить, его решение основывается на различных факторах. Один из важнейших факторов – страх остаться в одиночестве, так как подавляющее большинство подростковых компаний являются курящими. Сиюминутная выгода имеет значительно больший вес, чем долговременная. На решение также влияет прежний опыт молодого человека, полученный в подобных ситуациях. Хорошо, если молодой человек сам осознает все факторы начала курения (как сиюминутные, так и отдаленные). Тогда он сможет найти альтернативные действия и понять собственные причины принятия решений.

Ощущение одиночества в подростковом возрасте очень тягостно; часто оно подталкивает детей к рискованным поступкам, а иногда и к героину. Между прочим, давно замечено, что на иглу легче "подсаживаются" дети из обеспеченных, так называемых благополучных, семей, в которых сын или дочь не испытывают нужды в карманных деньгах, зато обделены душевной заботой взрослых.

«Одиночество подростков растет так же, как и одиночество стариков, - рассказывает психолог экстренной психологической помощи «Один дома» Елена Сухопарова. - Семь раз в неделю к нам обращаются дети, желающие покончить с жизнью: непонимание на всех уровнях, разлад в семье, бытовые трудности, несчастная любовь. Частая тема - насилие в школе, драки после уроков: ребенок не хочет жаловаться, а сам справиться с ситуацией не может.

Собственное "Я" в подростковом возрасте возрастает до огромных размеров и заслоняет весь остальной мир. Вот и получается, что они очень-очень одиноки! Из-за одиночества у подростков возникают мысли о суициде».

П. Ширихев, заведующий лабораторией психологии межгрупповых отношений Института психологии АН СССР, кандидат философских наук, отмечает: «Основная причина суицида - ощущение человеком бессмысленности своего существования. Оно имеет связь с положением, в котором находится данное общество, в частности с экономической нестабильностью, идеологической неразберихой, переоценкой общественных норм морали. Что касается больших городов, к числу которых относится Москва, то здесь существует такое явление, когда человек ощущает страшное одиночество, имея массу знакомых и приятелей ».

Изучению проблемы одиночества подростков было посвящено социально-психологическое исследование "Подросток 2001". В нем приняли участие около 4000 юношей и девушек от 13 до 16 лет, учащиеся 8 - 11 классов школ г. Москвы. Результаты анализа ответов молодых людей по опроснику "Одиночество" позволяют говорить, что каждый третий из них испытывает состояние одиночества различной интенсивности, причем, 2,3% опрошенных переживают одиночество в критически-сильной степени: остро и постоянно.

В результате исследования более 600 российских подростков, выяснилось, что каждый шестой из них обостренно переживает одиночество. Если в 1997 году лишь 2,3% подростков испытывали это чувство, то в 2003 году – 17%, причём 2,7% опрошенных – в сильной степени. Кстати, представления подростков об одиночестве меняются с возрастом. В 13–14 лет одиночество описывается как состояние физической изоляции, плохого настроения, скуки, грусти, печали, страха; в 15 лет – как ужас, депрессия, обида, огорчение; в 16 лет – как тяжелое переживание, связанное, преимущественно, с отсутствием понимающего близкого человека..

Заключение

В России, согласно переписи 1989 г., 10 126 тыс. – люди одинокие из них 6805 тыс. – женщины. Одиноким в данном случае считается человек, живущий один и не поддерживающий регулярной связи с родственниками.

Специфика российского одиночества такова, что это в первую очередь, результат высокого уровня смертности мужского населения (российские женщины живут значительно дольше мужчин) и смертности от неестественных причин (подсчитано, что примерно каждая третья мать имеет возможность пережить своих детей). Кроме того, общая социальная и семейная дезорганизация, отсутствие разработанных технологий помощи одинокими или рискующими остаться одиноким людям, превращают одиночество в его российском варианте в достаточно злокачественную социальную болезнь.

Одиночество – одна из основных социальных проблем, являющихся предметом социальной работы, а социальная работа – один из важнейших инструментов для устранения или хотя бы для облегчения этой социальной болезни. Среди средств борьбы с одиночеством – социально-психологические: личностная диагностика и выявление индивидов с повышенным риском одиночества, коммуникативные тренинги для воспитания навыков общения, психотерапия и психокоррекция для устранения болезненных эффектов одиночества и т.д.; организационные: создание клубов и групп общения, формирование у клиентов новых социальных связей и пропаганда новых интересов взамен утраченных, например в результате развода или овдовения, и т.д.; социально-медицицинские: воспитание навыков самосохраняющего поведения и преподавание основ здорового образа жизни.

Одиночество - обязательная и неотъемлемая часть человеческой жизни, оно всегда сопровождало жизнь человека, и всегда будет существовать, пока существуют люди. На свете нет ни одного человека, который бы не знал, что такое одиночество. Никто не смог в прошлом, не может в настоящем и не сможет в будущем полностью избежать одиночества, как бы он этого ни хотел.

При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.

Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.

Список используемой литературы

1. А.А. Бодалев, Психология общения, Избранные психологические труды, Москва-Воронеж, 1996.

2. Р.С. Немов, Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений, в 3-х книгах, 3 издание, М.: «Владос», 1999.

3. Киселева В.А. Социально-педагогическая поддержка подростков, переживающих одиночество. Материалы 5-х научно-педагогических чтений факультета социальной педагогики 28 марта 2002 года. - М.,2002.

4. Хараш А.У. Психология одиночества.Педология/новый век. № 4, 2000 г.

5. Ширихев П. Наиболее распространённые причины самоубийств. http://www.xa-oc.hll.ru

6. Миюскович Б. Одиночество: междисциплинарный подход. Лабиринты одиночества (сост., общ. ред. и предисл. Покровский Н. Е.) М., 1989

7. Покровский Н.Е. Лабиринты одиночества.-М.: 1989. С. 14

8. Бондаренко И.С. В интересах пожилых людей. - журнал - Работник социальной службы. М.:1997,№1.С.44

  • 6. Философские аспекты теории ср
  • 7. Многосубъектность ср
  • 8. Специалист по ср как субъект профессиональной деятельности. Квалификационная характеристика специалиста по ср
  • 9. Проблема профессиональных рисков в ср
  • 10. Профессионально – этические основы ср
  • 11. Прогнозирование, проектирование и моделирование в ср
  • 12. Нормативно-правовые основы ср
  • 13. Понятие эффективности в ср. Критерии эффективности
  • 14. Модели теоретического обоснования ср: психолого-ориентированные, социолого-ориентированные, комплексные
  • 15. Психосоциальная работа как теоретическая модель и практика
  • 16. Задачи и принципы организации управления в системе ср. Структура, функции и методы управления
  • 17. Система социальной защиты населения в рф: основные направления деятельности и организационно-правовые формы
  • 18. Социальная политика рф: ее цели и основные направления. Взаимосвязь социальной политики и ср
  • 19. Развитие системы социальных служб в субъектах рф
  • 20. Роль общественных организаций в развитии профессиональной ср
  • 21. Технологии ср. Понятие, цель, функции и структура технологического процесса
  • 22. Методы индивидуальной, групповой и общинной ср
  • 23. Понятие социальной реабилитации. Организация деятельности реабилитационных центров
  • 24. Методы исследований в ср
  • 25. Биографический метод в практике профессиональной социальной работы
  • 26.Девиантное и делинквентное поведение, как проблема социальной работы. Особенности социальной работы с девиантами и делинквентами
  • 27. Наркомания и токсикомания как формы проявления девиантного поведения
  • 28. Алкоголизм как форма проявления девиантного поведения
  • 29. Проституция как форма проявления девиантного поведения
  • 30. Инвалидность: Социальная защита и реализация прав инвалидов
  • 31. Пенсионное обеспечение населения в рф
  • 32. Социальное обслуживание населения в рф
  • 3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.
  • 33. Теория и практика соц. Страхования в России
  • 34. Молодежь как объект социальной работы. Технологии социальной работы с молодежью
  • 35. Семья как объект социальной работы. Технологии социальной работы с семьей
  • 36. Семейная политика в Российской Федерации: сущность и основные направления
  • 37. Социально-правовая защита детства. Социальная работа с детьми и подростками
  • 38. Гендерный подход в практике социальной работы
  • 39. Социальное положение женщин в России. Социальная поддержка женщин в условиях реформ
  • 40. Технологии ср по охране материнства и детства
  • 41. Особенности социальной работы с мигрантами и беженцами
  • 42. Проблемы занятости населения в современной России. Практика социальной работы с безработными
  • 43. Специфика социальной работы в пенитенциарных учреждениях
  • 44. Бедность и нищета как социальные явления. Социальная защита малообеспеченных слоев населения
  • 45. Технологии социальной работы с военнослужащими и их семьями
  • 46. Основы социальной медицины
  • 47. Содержание и методика социально-медицинской работы
  • 48. Сиротство как одна из актуальных проблем современности: причины, последствия, динамика
  • 49. Одиночество как социальная проблема
  • 50. Организационно-административная работа в системе социальных служб, учреждений и организаций
  • 49. Одиночество как социальная проблема

    Одиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание связанное с утратой существующих жизненных ценностей или близких людей; постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования.

    Одиночество в старости – неоднозначное понятие, имеющее социальный смысл, это прежде всего отсутствие родственников, а также отдельное проживание от молодых членов семьи, либо полное отсутствие человеческого общения. Это социальное состояние, которое отражает психофизический статус пожилого человека, затрудняющее ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера.

    Изоляция и самоизоляция являются неприменными атрибутами старости (на шестом десятке влечение к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным). Одиночество не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени является субъективным психическим состоянием.

    Классификация моделей одиночества:

      Психодинамическая модель (Зимбург), 1938.

    Согласно данной модели одиночество является отражением характерных черт личности. Согласно данному подходу одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие.

      Феноменологическая модель (Карл Роджерс), 1961.

    Данная теория сконцентрирована на терапии направленной на личность больного. Согласно Роджерсу поступки индивида, это результат сформировавшихся в обществе образцов, ограничивающих свободу человека социально-оправданными методами. В этой связи создается противоречие между истинным «я» человека и его проявлениями в отношениях с другими людьми. Роджерс считает, что одиночество результат слабой адаптации личности к социально-экономическим условиям. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в несоответствии представления индивида о собственном «я».

      Экзистенциональный подход (Мустафос), 1961.

    В основе данного подхода лежит идея об изначальном одиночестве всех людей. Одиночество – система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения жизненных вопросов, и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество, проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями переживаемыми в одиночку.

    4. Социологический подход (Баумен) 1955, (Крисмен) 1961, (Слейтор) 1976.

    Баумен выдвинул гипотезу о трех силах ведущих к усилению одиночества:

      ослабление связей в первичной группе;

      увеличение семейной мобильности;

      увеличение социальной мобильности.

    Крисмен и Слейтор связывают свой анализ с изучением характера и анализом способностей общества удовлетворить потребности его членов. Одиночество – это нормативный общестатистический показатель характеризующий общество. В определении причин одиночества особый акцент делается на значении событий происходящих в жизни человека в зрелом возрасте и на социализацию, которая под воздействием некоторых факторов негативно воздействует на личность (СМИ).

    5. Интеракционистский подход (Бейс), 1973.

    Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия которое удовлетворяет основные социальные запросы личности.

    2 типа одиночества:

      эмоциональное (отсутствие тесной интимной привязанности);

      социальное (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности).

    Бейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию.

    6. Когнетивный подход (Пепло), 70е годы.

    Он акцентирует роль познания как фактора, определяющего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество наступает тогда, когда индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов.

    7. Интимный подход (Дерлега, Мареулис), 1982.

    Употребляется понятие интимность для истолкования одиночества. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремиться к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Данные исследователи считают, что как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы среды способны привести к одиночеству.

    8. Системный подход (Ландерс), 1982.

    Он расценивает одиночество как потенциально потайное состояние, которое приостанавливает собой механизм обратной связи, помогающей индивиду и обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Ландерс считает одиночество полезным механизмом, который в результате способствует благополучию индивида и общества.

    Выделяет два мотива поведения:

      индивидуальный;

      ситуативный.

    На основе этих мотивов формируются разные степени и типы одиночества. Различия между этими типами проводятся по основаниям касающимся оценки индивида, его социального положения, типа испытанного им дефицита социальных отношений и временной перспективы связанной с одиночеством. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций – страх, неуверенность. Тип ущербности определяет природа недостаточных социальных отношений. Главным является сбор информации о значимых для индивида отношений.

    В древние времена, когда существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, можно говорить о трех формах одиночества:

    1. Обряды, ритуалы, испытания.

    2. Наказание одиночеством, выражающееся в изгнании из рода и обрекающего наказанного почти на верную смерть.

    3. Добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в отдельный институт отшельничества, который просуществовал не менее 2,5 тыс. лет.

    В философских исследованиях к проблемам одиночества существует несколько подходов:

    1. Оценочная патология (Паркерт, Цимерман).

    Типология Кельбеля, 4 типа одиночества:

      позитивный внутренний тип – гордое одиночество, переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм общения с другими людьми;

      негативный внутренний тип – одиночество, переживаемое как отчуждение от своего «я» и от других людей;

      позитивный внешний тип – преобладает в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта;

      негативный внешний тип – появляется в том случае, когда внешние обстоятельства ведут к весьма негативным ощущениям.

    2. Социологический подход.

    Типология временной перспективы (Янг, Бег) 1978, три типа одиночества:

      хроническое – характерно для тех людей, которые небыли удовлетворены своими социальными связями и отношениями в течении 2х и более летподряд;

      ситуативное – наступает в результате значимых стрессовых событий в жизни. Ситуационно одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество;

      преходящее.

    Дирсон, Периман, 1979:

      безнадежно одинокие люди, данные люди не имеют супругов, интимных отношений. Отличительная черта: чувство неудовлетворенности связями со сверстниками;

      периодически или временно одинокие, люди связанные социальными отношениями с родственниками, но не привазаны. Отличительная черта: нет близких отношений;

      пассивно или устойчиво одинокие люди, люди смирившиеся со своим положением и считают его неизбежностью.

    Социальная работа с одинокими пожилыми людьми должна способствовать их интеграции в коммуникативную сферу.

    Что такое одиночество? Данное понятие можно трактовать по-разному. Думать о том, что одиноким считается тот человек, который живет один, неправильно. Одиночество это, скорее, особый способ осознания собственного «я», когда человек чувствует себя ненужным, покинутым, забытым. О проблеме одиночества мы и поговорим в нашей статье.

    Одиночество, прежде всего, это ощущение, которое рождается в душе. Бывает, оно возникает даже тогда, когда человек со всех сторон окружён друзьями, коллегами, близкими. Понять, откуда берётся этот леденящий душу холод пустоты, достаточно сложно. Но особенно часто с ним сталкиваются подростки и пожилые люди. Одиночество - это достаточно сложное ощущение отрицания, и чтобы с его преодолеть, нужно приложить большое количество усилий.

    Проблема одиночества пожилых людей

    Пожилые люди особенно часто чувствуют себя одинокими. И это неудивительно. Они относятся к числу людей, нуждающихся в помощи и поддержке окружающих. Но, к сожалению, проблема одиночества в старости набирает в последние года всё большие обороты. При этом ведёт к одиночеству не только проживание без родственников или отсутствие таковых, но и недопонимание или неприятие со стороны близких и семьи, в которой живёт пожилой человек.

    Чувствовать себя одиноким в старости можно по разным причинам. Дети отдаляются, старые знакомые и друзья умирают, общение с социумом сходит на нет, в жизни происходят различные стрессовые ситуации. Конечно, с течением времени чувство собственной ненужности пожилой человек сможет преодолеть, но без поддержки родных и близких здесь не обойтись.

    Одиночество как социальная проблема

    Изучая одиночество, как социальное понятие, прежде всего, во внимание берутся особые группы общества, а не социум в целом. Острые формы социального одиночества проявляются в таких понятиях, как остракизм, изгнание. Почувствовать себя одиноким может человек, ощущающий, что у него потеряны связи с коллективом и окружающими людьми. Так, зачастую обычное увольнение с работы является причиной появления чувства одиночества, которое перерастает в депрессию и крайне негативно сказывается на состоянии человека. Таким образом, одиночество, как социальная проблема, проявляется чаще всего тогда, когда человек исключен из команды, не принят на работу, уволен, забаллотирован, а также тогда, когда человека осознанно избегают по разным причинам, например, из-за цвета кожи.

    Одиночество как психологическая проблема

    Если обобщить положения некоторых теорий психоаналитиков, можно сказать, что одиночество с точки зрения психологии - это состояние, которое уходит корнями в детство. Один из психоаналитиков, Зилбург, считал, что между одиночеством и уединённостью есть большая разница. Первое явление - это константное ощущение, которое может нанести вред человеку. Второе - это нормальное и проходящее состояние, в той или иной степени свойственно каждому из нас.

    Г. Салливан говорил об этиологии одиночества, как о потребности в человеческой близости, которая проявляется с младенческого возраста. Если такая потребность не удовлетворена, у человека может развиться глубокое одиночество.

    Подростковое одиночество

    С проблемой подросткового одиночества сталкивается от 10 до 50% человек в юношеском возрасте. В большинстве случаев данная проблема временная, и вместе с завершением переходного возраста она сходит на нет.

    Ощущение одиночества у подростков может возникнуть по разным причинам. Например, из-за неуверенности в себе, неудачных взаимоотношений со сверстниками, пассивности в социальных проектах, ошибок в ходе обучения, закомплексованности. Чтобы избежать одиночества в юношеском возрасте, необходимо позитивно мыслить, проявлять себя, общаться с окружающими. Ну а родителям следует обратить пристальное внимание на своих детей и всячески поощрять их, показывая свою любовь и желание помочь, выслушать, посоветовать.

    Рассказать друзьям