Культурные преобразования в ссср в межвоенный период. Культура в межвоенный период Описание презентации культура и искусство ссср в предвоенное десятилетие по слайдам

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

А. контроль над художественным процессом. Партийность (то есть на первом месте – идеи марксизма и идейные установки ВКП(б).)

Б. наполнение реалистических традиций социалистическим содержанием: пропаганда идеалов социализма, достижений партии, индустриализации и коллективизации, критика буржуазного образа жизни.

В. Август 1934 – I Всесоюзный съезд советских писателей. Создание единой организации литераторов – Союз писателей СССР.

Литература стала мощным орудием пропаганды идей правящей партии. М. Горький, М.А. Шолохов («поднятая целина»), Н.А. Островский («как закалялась сталь»), В.В. Маяковский.

Не публиковались работы: М.А. Булгакова, А.А. Ахматовой др.

В архитектуре – осуждение конструктивизма. Вспомните, что это за стиль?

  1. Воспитание нового человека

А. клубная деятельность (театральные, оперные и т.д.). То есть развитие самодеятельности. Гл. цель – политическое воспитание.

Б. Красные уголки. Создавались на предприятиях, общежитиях, жилых домах. Проводились собрания, на которых разъясняли внутреннюю и внешнюю политику партии, проводились развлекательные мероприятия.

В. Радио. (с 1924 – регулярное радиовещание).

Г. Создавались детские пионерские лагеря (Артек на берегу Черного моря в Крыму).

Д. парки культуры и отдыха, парады физкультурников.

Е. транспаранты призывали к активной трудовой деятельности.

  1. Архитектура и строительство.

Театр Красной Армии в Москве (в форме пятиконечной звезды).

Скульптурная группа «рабочий и колхозница». По замыслу арх. Б.М. Иофана.

1939 – Всесоюзная с/х выставка (ВСХВ, с 1959 – ВДНХ).

  1. Кино. Основные фильмы с. 175 – выписываем. С. 176 – театр, балет. Читаем, самостоятельно выписываем основные имена.

Дополнительный материал.

Всеобъемлющий контроль над духовной жизнью общества. Формирование у людей такого типа сознания, которое заставляет их в важных ситуациях поступать одинаково и так, как это выгодно правящим кругам.

  1. В 1931 – возращение к прежним методам обучения: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина. Переработаны учебники, восстановлено преподавание гражданской истории и географии. 1937 – обязательное 7-летнее обучение.
  2. Приоритет интересов коллектива. Разоблачение членов семьи, друзей.
  3. Все науки, в том числе естественные и математические теперь на службе у политики. Негодными науками стали психология, социология, генетика.

Особое внимание уделялось истории. Контроль над историей – это контроль над памятью народа. Сталин сосредоточился на идее формирования патриотизма, который имел глубокие корни в характере русского народа. Из истории Сталин брал примеры для воспитания нужных в людях качеств: верность государству, самодержцу, воинская отвага. Герой выдергивался из истории и возносился на пьедестал в нужный момент. Иван Грозный: неизбежная расплата с врагами государства. Петр I: величие замыслов вождя. Ал. Невский – в период обострения советско-германских отношений и т.д.


  1. Создание творческих союзов художников, архитекторов, композиторов и др. с целью установления над ними партийного контроля. 1934 – первый всесоюзный съезд писателей. Главное направление в искусстве – социалистический реализм: отображение советской жизни не такой, какой на была в действительности, а какой должна быть в общественном сознании. То есть создавалась иллюзия, что счастливое время уже наступило.
  2. В советском кинематографе распространение получает документальная хроника и худ кинематограф. Историко – революционная тематика («Чапаев» - братья Васильевы, «мы из Кронштадта» - Дзиган). 1931 – первый советский звуковой фильм. «Путевка в жизнь» - о воспитании советского человека. Советский детский и юношеский кинематограф: Катаев «белеет парус одинокий», Гайдар «Тимур и его команда», Толстой «золотой ключик». Историческая тематика – «Минин и Пожарский»- Пудовкин.
  3. Музыкальная жизнь связана с именами Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна, Дунаевского т др. мажорная, бодрая музыка на стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина.
  4. Развитие монументального искусства. Строительство метрополитена, клубов, театров, санаториев. Очень часто уничтожались здания, имеющие историческую ценность, особенно церкви. 1931 – взрыв храма Христа Спасителя в Москве).

Социалистический реализм . Был утвержден принцип партийности литературы и прочего творчества на основах марксизма. Главным художественным методом искусства стал соцреализм (термин появился в 1932 г.), рисующий деяния большевиков и критикующий буржуазный образ жизни. Образцом ставились произведения Горького, Фурманова, Серафимовича, Шолохова, Островского, Маяковского. Не давали публиковаться Булгакову, Ахматовой и т.д.В 1934 г. создан Союз писателей, затем – художников, архитекторов, композиторов и т.д.

Воспитание «нового человека» . Искусство и литература выдавали желаемое за действительное, прославляя все новые великие победы социализма, возбуждая в людях энтузиазм и веру в счастливое будущее, ради которого можно и пострадать. Прославлялись герои прошлого Невский, Донской, Грозный.

Развивается худ. самодеятельность, физкультурное движение, возникают красные уголки, Дома пионеров, лагеря.

Искусство . Веяние времени – гигантизм сооружений, подчеркивающий величие первой страны социализма: скульптура «Рабочий и колхозница» Мухиной , ВДНХ (выставка достижений).

Кино изображает мифический героизм большевиков, строителей новой жизни, Ленина и Сталина: Герасимов («Семеро смелых») , братья Васильевы («Чапаев»), Ромм («Ленин в Октябре») и т.д. Появляются музыкальные комедии («Веселые ребята» Александрова с музыкой Дунаевского ).

Вместе с тем уничтожены режиссер Мейерхольд , поэт Мандельштам , писатель Бабель и многие другие.

В опере блистали Нежданова, Лемешев, Козловский , в балете - Уланова и др. Дома: §§ 17-18, 20

У Р О К № 19

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА И МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ

Возвышение Сталина . Пропаганда возвеличивала вождей, давая городам и улицам их имена. В 1922 генсеком стал Сталин, который повел борьбу за власть. Больной Ленин (умер в 1924 ) в письме съезду предлагал освободить Сталина от секретарства, но письмо утаили. Борьбу выиграл в 1929 Сталин. Соперники Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин были смещены с постов. Сталин продвинул на ключевые посты своих соратников, ссоря друг с другом соперников. Примитивизмом речей покорял слушателей. В разрез с учением Маркса и Ленина сформулировалидею о возможности построения социализма в одной стране, но ореол продолжателя дела Ленина сыграл свою роль.

Культ личности и террор . Сталину стали приписываться заслуги победы большевиков в 1917г., в Гражданской войне, социалистическом строительстве. Критика расценивалась как контрреволюционный заговор. Пошел гулять тезис Сталина об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма. Неудачи первой пятилетки валили на «врагов народа» и «вредителей», были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промпартии» и др. На рубеже 20-30-х репрессированы ученые, изобретатели и 3 тыс. бывших офицеров царской армии.

С ростом числа заключенных (за малейшие проступки) был создан ГУЛАГ (Главное управление лагерей), обитатели которых сооружали стройки пятилетки (Днепрогэс, Беломорканал и др.).

Апогея репрессии достигли после убийства в 1934 году руководителя ленинградских большевиков Кирова . Были разрешены пытки, процесс без участия защитника и прокурора, смертная казнь в отношении 12-летних. Семьи «врагов народа» отправлялись в ссылку.

Репрессии 1936-38 гг . Начались суды над лидерами оппозиции. Расстреляны Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков и т.д. Казненного наркома внутр. дел Ягоду заменил еще более свирепый Ежов .

Армейские репрессии . Обвинение Тухачевского в адрес сталинского ставленника наркома обороны Ворошилова в торможении модернизации армии и германская фальшивка о намерении Т. захватить власть послужили поводом для уничтожения 90% элиты командного состава.

Сталинская конституция 1936 г . Провозглашалось построение социализма, уничтожении частной собственности, демократические свободы (на бумаге), руководящая роль ВКП(б), плановая экономика.

У Р О К № 20

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е годы.

Очаги военной опасности . В начале 30-х Япония через Китай придвинулась к границам СССР, в конце 30-х совершила два пробных вторжения у озера Хасан и на реке Халхин-Гол . Гитлер, выведя Германию из Лиги Наций, выдвинул лозунг реванша за поражение в первой мировой войне.

СССР и проблемы коллективной безопасности . С приходом Гитлера к власти в Германии СССР стали смягчать вражду против стран Запада. В 1933 установлены дипотношения с США, в 1934 СССР принят в Лигу Наций. Но призыв наркома иностр. дел Литвинова к созданию системы коллективной безопасности не был ими услышан, был заключен договор о взаимопомощи лишь с Францией и Чехословакией.

Рост военной угрозы . Италия захватила в Африке Эфиопию. Обеспокоенная Франция пошла на сближение с СССР. В Испании в результате Гражданской войны (1936-1939) с помощью Германии и Италии, не смотря на большую помощь республиканцам со стороны СССР, к власти пришли фашисты во главе с диктатором военной хунты Франко .

В 1936 Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт» (позднее к нему присоединилась Италия) для борьбы с большевизмом. В 1938 Германия присоединила Австрию (аншлюс) .

Мюнхенский договор . В 1938 по Мюнхенскому соглашению Великобритания и Франция удовлетворили требование Германии к Чехословакии отдать ей Судетскую область, заселенную немцами, в обмен на обещание ненападения. Но Гитлер, нарушив соглашение, оккупировал всю Чехословакию. СССР же, не найдя общего языка с Францией и Англией по системе коллективной безопасности, вновь начал сближение с Германией.

Советско-германский пакт о ненападении . Был подписан 23августа 1939 в Москве. И приложением к ней – Секретный протокол о разделе сфер влияния в восточной Европе, который был обнародован только полвека спустя Горбачевым в 1989 году. По нему Прибалтика, Бессарабия и Финляндия отходили к СССР, Польша раздиралась надвое. СССР на время отвел угрозу войны на два фронта – против Германии и Японии, но потерял доверие европейских стран.

У Р О К № 21

СССР В 1939-1941 гг.

Политика СССР в начальный период Второй мировой войны .1939-41гг . 1 сентября Германия напала на Польшу, в ответ 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. 17 сентября в Польшу введены советские войска, состоялся совместный парад с фашистскими, заключен новый договор о дружбе. Затем в 1940 году страны Прибалтики и Бессарабия включены в состав СССР.

В ноябре 1939 советские войска, не получив от Финляндии согласия на отодвигание границ от Ленинграда, вторглись в нее, за что СССР исключили из Лиги Наций. Ценой больших потерь (130 тыс. погибших против 23 тыс. финнов) в феврале 1940 войска прорвали линию Маннергейма, отодвинув границу на 70 км, но включить Финляндию в состав СССР не удалось.

План Барбаросса . В день капитуляции Франции 22 июня 1940 Гитлер приказал разработать план вторжения в мае 1941 в СССР «блицкриг» (молниеносная война) с целью выхода за два месяца на линию Архангельск-Волга-Астрахань. В то же время предложил Сталину войти в Тройственный пакт (Германия, Япония, Италия) против Англии с обещанием отдать Индию, но для СССР были важнее Балканы, которые Гитлер не захотел отдавать из-за запасов нефти в Румынии.

Подготовка СССР к войне . Не хватало военных кадров, самолеты и танки были хуже, чем у немцев. Война планировалась наступательной и на территории противника, потому обороны не было, тем более что новые границы оборудовать не успели. Была введена 7-дневка, с 1939 - всеобщая воинская повинность.

Население готовили к войне и мировой революции морально. В 1934 восстановили уроки истории в школах, обязали изучать повсеместно сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)» с грубым искажением истории. Люди уверовали в быструю победу Красной Армии и в то, что рабочие и крестьяне зарубежных стран не будут воевать против СССР.

Перед вторжением . Сталин не верил в донесения с точной датой вторжения Германии, надеясь оттянуть войну до 1942 года. На предложение начальника Генштаба Жукова нанести упреждающий удар по выдвигающимся к границе немцам ответил отказом, полагая, что Гитлер не начнет войну, пока не покорит Англию.

Дома: § 22 (История России)

У Р О К № 22

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Вторжение . 22 июня 1941 Германия и ее союзники (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия) перешли границу СССР от Белого до Черного моря, уничтожая с воздуха танки и самолеты на аэродромах. Нашего приказа о боевой готовности не было, связь с войсками нарушена. Главный удар был нанесен по Западному фронт генерала Павлова (вскоре по приказу Сталина был расстрелян с группой других офицеров). За две недели немцы продвинулись на 500 км. Это была катастрофа.

Мобилизация страны . Были созданы Ставка Главнокомандования (ВГК) и Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным, обратившимся к народу лишь 3 июля. В армию дополнительно были призваны более 5 млн. чел. Началась эвакуация предприятий (более 2,5 тыс., 12 млн. чел.), созданы истребительные батальоны для действий в тылу, формируется народное ополчение (1 млн. чел.). Огромную помощь техникой и продовольствием оказали США по программе ленд-лиза .

Гастелло направил подбитый самолет в скопление вражеской техники, 4 месяца держала оборону Одесса , месяц – Брестская крепость .

В сражении под Смоленском немцы впервые были приостановлены. Под Киевом же попали в окружение полмиллиона наших солдат.

Оборона Москвы . Немцы предприняли операцию «Тайфун», не дойдя до Москвы несколько км. Оборону держали Конев и Рокоссовский . Прославились воины дивизии Панфилова во главе с политруком Клочковым . На помощь Москве были брошены сибирские дивизии. В начале декабря 1941 наши войска перешли в контрнаступление, оттеснив противника до 120 км.

Оборона Ленинграда . Город держался в блокаде 900 дней . Поставки продовольствия велись по льду Ладожского озера. Был эвакуирован 1 млн. горожан, погиб 1 млн. от голода, болезней и бомбежек.

Оборона Сталинграда . Ее возглавил Чуйков . Начались уличные бои (известен сержант Павлов , целый месяц державший оборону дома), борьба за Мамаев курган . В Закавказье же к нефти немцы не дошли.

В немецком тылу . В оккупации оказались около 80 млн. человек, начался угон в Германию, массовые расстрелы (особенно евреев). В концлагеря попали ок. 6 млн. (половина погибли). Часть пленных вступили в антибольшевистскую Русскую освободительную армию (РОА ) генерала Власова .

Известны действия партизан Заслонова, Ковпака, подпольной организации в тылу у немцев «Молодая гвардия ».

ДОМА: § 23-24

МОУ «Томаровская средняя общеобразовательная школа №1»

«Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие»

Подготовила: учитель истории

пгт. Томаровка - 2010

Тема: «Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие»

Цель урока: выявить объективную природу изменений в культурно-духовной сфере жизни советского общества в 1930-е гг.; показать место и роль культурной революции в модернизационных процессах предвоенного десятилетия.

Педагогические средства: рассмотрение учебного материала в ходе презентации проектов по теме учащимися.

Вид деятельности учащихся : групповая; защита мультимедийных проектов по теме урока.

Уровень освоения материала учащимися:

Репродуктивный: - называть основные направления науки и культуры; - приводить примеры достижений российской науки и культуры изучаемого периода и их авторов.

Продуктивный: - определять взаимосвязь процессов развития российского общества в различных сферах его жизни и идейные искания мастеров культурно-духовной деятельности.

Творческий: - участвовать в разработке и презентации проекта по теме.

План урока: 1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по изученному материалу. 2. Вступительное слово учителя по теме урока. 3. Защита проектов учащимися по теме урока: - общая характеристика развития культуры и искусства СССР в предвоенное десятилетие; - развитие литературы; - развитие живописи; - кино, радио и телевидение; - архитектура и городское строительство ; - развитие науки и техники. 4. Закрепление изученного на уроке материала. 5. Задание на дом. 6. Рефлексия


Ход урока:

1. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по изученному материалу. Беседа с учащимися по вопросам п.19 учебника.

2. Вступительное слово учителя по теме урока.

К середине 1930-х годов в СССР сложилась политическая система, именуемая сталинизм, что и было закреплено в новой Конституции СССР, которая была принятая на VIII Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г В 1939 г. на ХVIII съезде ВКП (б) было заявлено "о победе социализма в основном" и о "переходе к развернутому строительству коммунизма".

На рубеже х годов в стране начался новый этап модернизации, целью которой было обеспечить технологический прорыв во всех областях экономики в кратчайшие сроки. НЭП был свернут, утвердилась система жесткого административного управления всеми сферами жизни.

В обществе утверждались новые идеалы жизни и формирование «нового» человека, воспитанного в духе коммунистической идеологии- идеологии «страны победившего социализма».

Героями нового общества становятся летчики, полярники, пограничники, рабочие и колхозники.

Противоречивость эпохи наложила отпечаток и на социальную сферу: хотя большая часть народа жила в эти годы в условиях привычной бедности, сохранялось социальное неравенство, однако миллионы людей смогли получить образование, была ликвидирована безработица , наметился переход от аскетизма начала 1930-х годов к идеалам «советской зажиточной жизни».

Развитие советской культуры в предвоенное десятилетие имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов в различных областях.

3. Защита проектов учащимися по теме урока

4. Закрепление изученного на уроке материала – ответы на вопросы тестирования по изученному на уроке материалу.

5. Задание на дом.

6. Рефлексия

В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т. е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал…

2. было интересно…

3. было трудно…

4. я выполнял задания…

5. я понял, что…

6. теперь я могу…

7. я почувствовал, что…

8. я приобрел…

9. я научился…

10. у меня получилось …

11. я смог…

12. я попробую…

13. меня удивило…

14. урок дал мне для жизни…

15. мне захотелось…

Описание презентации КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ по слайдам

Социальная структура (по данным переписи 1939 г.): колхозники (46, 2%) рабочие (32, 1%) 2, 2% крестьяне-единоличники 2, 2% кооперированные кустари некооперированные кустари - 0, 6% служащие и интеллигенция 14, 1% руководители партийных, государственных и прочих организаций - 2, 5%

Социальная сфера В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из деревни. В составе городского населения преобладала молодежь. Возросла численность промышленных рабочих (4 млн. в 1928 г. , 10 млн. к 1932 г.) С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта (заслон бесконтрольному притоку людей в город, ужесточение контроля над городским населением).

Распределительная система В конце 1920 -х гг. вновь ввели распределительную систему: Те, кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по «заборным книжкам» . Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше гос-ых. Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев. Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу. Социальная сфера

Была организована продажа за границу художественных ценностей. государственные займы. Социальная сфера Пополнение бюджета: Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли Крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм

Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства в моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм

Быт Появились новые слова: «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных прав), стахановец, шамать (есть), жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка. Быт сохранял дореволюционные патриархальные черты: по дворам ходили старьевщики, точильщики, разносчицы молока. в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми. нередко все члены семьи жили в одной комнате. значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник. Дворы оставались местом повседневного общения

Герои социалистического фронта: В 1932 г. появляется роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» . Павел Корчагин -новый человек, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда.

Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей» . В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Герои социалистического фронта: Фильм «Чапаев» создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б. А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г. В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы в певицу, а простого пастуха в дирижера джазового оркестра.

Выходят также фильмы: «Подруги» , «Цирк» «Светлый путь» , «Трактористы» , «Свинарка и пастух» . Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем. Герои социалистического фронта:

Примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики (пароход «Челюскин» , 1934 год во главе со Шмидтом). Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А. В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США на самолетах АНТ-25 РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Перелет через Сибирь женского экипажа В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, М. М. Расковой (сентябрь 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина») установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин. Герои социалистического фронта:

Самое главное было убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром» . Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930 -х гг. прекратились.

К нач. 1930 -х г. г. : необходимость руководства художественным процессом ВВ В партийных документах обосновывалась Новые принципы в культуре: 1. партийность литературы и др. форм творчества 2. верный художественный метод – социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Партийность литературы Социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Обязательное руководство в творческих поисках установками ВКП (б) и идеями марксизма Необходимость наполнения реалистических традиций новым социалистическим содержанием

М. Горький выступает на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934) Первый съезд советских писателей Решение: создание Союза писателей Следствие: создание аналогичных организаций художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей

Классикой нового метода признавались… «Лучший, талантливейший поэт эпохи» «Велик ий пролетарск ий писатель»

Не допускались к публикации… Обвинили во «вредительстве» и «формализме» детских писателей и иллюстраторов… Даниил Хармс, В. Введенский – писатели, В. Конашевич, В. Лебедев – детские художники Михаил Афанасьевич Булгаков. Анна Ахматова

«Искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение государственного строительства и воспитания нового человека…» Начало работы над романом – 1929 год. Последняя книга романа писалась в военные годы (к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.). Тема «Грозного» была предложена Эйзенштейну в январе 1941 года из Кремля.

Оперное и балетное искусство Большой театр в Москве, фото 1910 –е г. г. Театральная площадь, фото 1930 –е г. г. Мариинский театр. Ленинград. До 1930.

Оперное искусство А. В. Нежданова в роли Волховы. Обухова Н. «Русский романс» Иван Козловский Сергей Лемешев

Балетное искусство Галина Сергеевна Уланова в роли Маши, 1934 г. Абдерахман – Алексей Ермолаев Балет «Раймонда» Наталья Михайловна Дудинская в партии Жизели Вахтанг Чабукиани в партии Фрондосо («Лауренсия « А. А. Крейна)

Клубная деятельность – массовая форма пропаганды официальной идеологии Фотографии Армавира — Клуб совторгслужащих. Профинтерн. 1930 -е гг. Газета «Правда» , 1930 -е г. г.

В пионерском лагере, 1930 -е г. г. 1922 г. , 19. 05 – рождение пионерии 1923 г. – образование октябрьских групп при пионерских отрядах. 1925 г. , 6. 03 — первый номер газеты “ Пионерская правда ”. 1925 г. , 16. 06 – создан Всесоюзный пионерлагерь “ Артек”Московский городской дворец пионеров, 1937 1918 г. , октябрь – создание комсомола 1930 -е годы, Артек 1938 г. – реконструкция “Артека”

«Колхозница на велосипеде» , 1935 «На женском собрании» , 1937 Живопись. Александр Дейнека

Живопись. Юрий Пименов «Новая Москва» , 1937 г.

Знак ОСОАВИАХИМа. Ворошиловский стрелок Осоавиахим — общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927- 48. Основными задачами являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма. Массовая мобилизация в ряды физкультурного и военно-спортивного движ ений Значок ГТО 2 ступени Соревнования на значок ГТО

Искусство и государственное строительство 1934 -1940 ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ Центральный театр Красной армии. План это огромное здание Театра Советской армии (ныне Театр Российской армии). Авторы проекта — архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев — придали монументальной постройке в плане форму пятиконечной звезды, являющейся главным символом Вооруженных сил СССР. Правда, с земли такой замысел зодчих практически «не читается». Современное здание, Москва

Искусство и государственное строительство В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1937. Нержавеющая сталь. Высота: около 25 м(высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот»

Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Свинарка и пастух», 1941 г. Семьдесят лет назад режиссер Иван Пырьев решил снимать фильм, которому, казалось бы, не суждено было появиться на экранах. Когда отсняли большую часть картины, началась Великая Отечественная война. Почти вся группа записалась в ополчение, однако по указу Сталина участников съемок вернули на площадку. Было решено: яркий, веселый фильм о высоких чувствах на фоне трудовых свершений – это то, что нужно сейчас народу.

Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Трактористы», 1939 г. 1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В вагоне-ресторане он с двумя друзьями-танкистами пьёт пиво и хвалит родную Украину. Клим показывает друзьям газету «Правда» с фотографией своей землячки Марьяны Бажан - бригадира женской тракторной бригады, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. «К ней поеду!» , - смеясь говорит Клим. Трактористы принимают нового бригадира. Вместо положенного по инструкции плуга шириной 240 см Клим цепляет к трактору плуг шириной 330 см. Мощный «Сталинец» справляется!

Кинематограф Режиссёр С. А. Гарасимов Кадры из фильма «Семеро смелых», 1936 г. О семи друзьях — молодых полярниках, уехавших на работу в далекие просторы Арктики, об их стойкости и смелости, проявленных в суровых условиях Заполярья. В заснеженную Арктику на зимовку прибывают шесть исследователей. Пароход уже ушёл и при распаковке груза зимовщики обнаруживают арктического «зайца» - Петра Молибогу (Пётр Алейников). Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги.

Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г. Кинематограф Режиссёр Н. И. Экк «Путёвка в жизнь» -драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне в первые годы советской власти. В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников - шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение - отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…

Один из первых советских звуковых фильмов. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г. В 1932 г. фильм заслужил награду I международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 -и стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 -ю странами. Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г.

Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них… Всее волод Эмие льевич Мейерхое льд - русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика» . Народный артист РСФСР (1923). 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде. Приговорён к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

«Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. Только слышно кремлёвского горца – Душегуба и мужикоборца» … (о. Мандельштам, ноябрь 1933) Одним из первых «самоубийственные стихи» прочёл шеф ОГПУ Г. Ягода и познакомил с ними Бухарина, горячего поклонника поэзии Мандельштама. Возможно, Бухарин, сам испытывавший неприязнь к Сталину, в душе позлорадствовал, но вслух он, конечно же, осудил автора. Поэта арестовали первый раз спустя шесть месяцев, в мае 1934 года. Анна Ахматова, которая была в тот день в гостях у Мандельштамов вспоминает: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо… Его увели в 7 часов утра, было совсем светло. Надя (жена поэта – Л. Б.) пошла к брату, я – к старым друзьям… Вернувшись домой вместе, убрали квартиру, сели завтракать. Опять стук, опять обыск» . Оесип Эмие льевич Мандельштае м - русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века В 1937 году срок ссылки закончился. Вторичный арест — в ночь с 1 на 2 мая 1938 года в профсоюзной здравнице Саматиха (Егорьевский район Московской области). После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно. Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них…

Культура и искусство СССР в предвоенное десятилетие

Утверждение метода социалистического реализма в искусстве

Единством верным художественным методом литературы и искусства провозглашался социалистический реализм. Сторонники метода социалистического реализма утверждали необходимость наполнения реалистических традиций новым, социалистическим, содержанием. Так же деятелям искусства предлагалось пропагандировать идеалы социализма.

Литература становилась мощным оружием пропаганды идей правящей партии.

В августе 1934 г. М.Горький в докладе на I Всесоюзном съезде советских писателей выступил с обоснованием нового метода как творческой программы советских литераторов. Съезд провозгласил образование единой организации литераторов- Союза писателей СССР.

«Лучшим, талантливейшим поэтом эпохи» был объявлен ушедший из жизни в 1930 г. В.В. Маяковский. Статус «великого пролетарского писателя» прочно закрепился за М. Горьким.

Воспитание нового человека

По мыслям идеологов сталинской эпохи, искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение программы государственного строительства и воспитания нового человека.

Важнейшей и по-настоящему массовой формой пропаганды официальной идеологии стала кл убная деятельность, в нее входили массовые зрелищные мероприятия(театральные и оперные постановки, концерты и т.п.).

Для школьников была организована сеть Домов пионеров.

Пионерская организация, комсомол, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству проводили массовую мобилизацию в ряды физкультурного и военно-спортивного движений. Молодежь сдавала нормы ГТО-всесоюзного спортивного комплекса « Готов к труду и обороне», который стал основой системы массового физического воспитания.

Искусство и государственное строительство

1934-1940 гг. в Москве был возведен Театр Красной Армии с двумя залами- амфитеатрами и огромным пространством фойе.

В.И. Мухина создала скульптурную группу «Рабочий и колхозница» для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.

В кинематографе Советского Союза к середине 1930-х установилась система, достаточно близкая американской (некоторые элементы были даже позаимствованы непосредственно), с теми только различиями, что, во-первых, в организационном плане, вместо двух вертикально-интегрированных конкурирующих структур имела место единственная, с Иосифом Сталиным во главе. И во-вторых, в плане производственном, вместо сведения полномочий режиссера к минимуму имело место их чрезвычайное раздувание – мало где и когда власть режиссера была столь велика, как в СССР 1930-х. Но это обстоятельство не давало особой творческой свободы, поскольку все фильмы должны были подчиняться жестким требованиям «метода социалистического реализма», что приводило к однотипности произведений. При этом, в отличие от США, где несмотря на значительное сходство методов кинопроизводства, в конечном счете оно все же было ориентировано на зрительский интерес, в СССР основной задачей было воплощение определенных достаточно отвлеченных идеологам.

Во время съемок фильма АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ. Сергей Эйзенштейн (в центре), Сергей Прокофьев (справа) и Эдуард Тиссе (слева) в костюмах 13 века

В итоге из всех советских фильмов 1930-х обращают на себя несомненное внимание три: Окраина (1933) Бориса Барнета, в которой лирическая атмосфера создавалась, в том числе, и с помощью оригинально использованных звуковых средств, немая картина Счастье (1935) Александра Медведкина, в первой половине которой сказовое повествование воссоздавалось с помощью лубочного по своей природе изображения (в одной сцене была даже применена обратная перспектива), и Александр Невский (1938) – первый звуковой фильм Эйзенштейна, который он имел возможность довести до конца, и где в кульминационном эпизоде ледового побоища проводились принципы «вертикального монтажа», т.е. организации изобразительного ряда в соответствии со структурой звукового.

Всемирной поддержкой пользовалось оперное и балетное искусство, которое олицетворяло сплав национальных традиций и достижений культуры социализма.

Постановки произведений отечественной классики и советских композиторов отличались особой парадностью. Предпочтение отдавалось исторической и историко-революционной тематике.

Рассказать друзьям