Чтение слов, предложений с буквами э, э. Урок литературного чтения в первом классе "чтение слов, предложений и текстов с буквами э, э" VIII

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель урока: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей; бережному отношению к животным.

Оборудование: шаблоны птиц (воробьи), иллюстрации животных, книга стихов С. Я. Маршака, CD “Лучшие песни для детей”, магниты.

Ход урока

I. Оргмомент.

а) Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
(Повернулись, поздоровались друг с другом)

б) Ноги на пол мы поставим,
Спинки все мы разогнём,
Локотки на стол поставим,
Домик к носу повёдём.
Руку левую на стол
Сверху правую кладём.

Разминка.

в) – улыбнитесь друг другу
– надуйте щёчки и выпустите медленно воздух
– покатайте карамельку во рту
– высуньте язык лопаткой, трубочкой
– произнесём звуки звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]

– Какой звук произнесли последний? [э]

– Какой это звук?

Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

II. Повторение

пройденного материала.

– На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)

– Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, и, е, ё, ю )

– Какие из гласных особенные? Почему?

(я, е, ё, ю )

а) в начале слова обозначают 2 звука – юла, ёлка Юля
б) (после гласных – моё, даю, красивая )
в) (после мягкого знака – пьёт, льёт, вьют )

– Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

(а, о, у, ы, э )

– Назовите одну из этих букв в этих словах?

(на доске смотрят и читают )

– Составить схему слова эму.

– А теперь прочитайте “сладкое” слово.

– А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)

– А каких вы знаете поэтов? (К. Чуковский, А. Пушкин, А.Барто, С. Маршак, В. Маяковский)

– Составьте предложения с этими словами.

г) Разбор схемы слова – эму.

– Расскажи нам Артём , что ты составил?

(Эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)

– Расскажи стихотворение: Я про страуса

Про Эму
Написал бы вам поэму
Но никак я не пойму
Эму он или эму?

– Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)

– А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)

Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)

машина – шина
смех – мех
коса – оса
экран – кран
олень – лень

– И расскажем стихотворение:

За рекой то тут, то там
Кто-то бродит по кустам.
– Эхо, эхо, это ты?
Отвечает эхо: – Ты…

– Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ? (в начале и середине слова)

– Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).

– Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя

– На что указывает в них буква е ?

– Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?

– А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру: (Заяц – трусливый, медведь – неуклюжий, волк – злой, лиса – хитрая)

– Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?

хитрость
схитрить
перехитрить
бесхитростный

– Что заметили в словах? (общую часть, которую называют корнем)

– А как называется эта часть слова перед корнем? (приставка)

– Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный? (добрый, простой)

– А можно лису назвать бесхитростной ?

– Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .

– Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.

– А кто же это?

1. Он зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь) (4)

2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог) (5)

3) Соберите слово м о ж р (1)

4) Больше всех на свете он
Очень, очень, добрый. (слон) (6)

5) Я в зелёнку угодил!
Горько плачет!... (крокодил) (8)

6) Шалунишек за проказы
Мама в сумку прячет сразу (кенгуру) (7)

7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это? (лев) (9)

8) Прочитай по “ленте” слово (указкой указываю буквы) (журавль) (2)

– Прочитай слово, которое будет обобщающим для всех этих зверей? (животные)

А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

III. Физминутка.

А сейчас мы разомнемся, физкультурою займемся

Лучшие качели
Гибкие лианы.
Это с колыбели, знают обезьяны
Кто весь век качается
Да – да – да!
Тот не обижается
Ни – ког – да!

IV.

Работа над новым материалом.

– Ребята, а где можно увидеть разных животных?

(В зоопарке, цирке)

– Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от нападения хищников и отлова браконьерами.

Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, а чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём ключевое слово.

в одица (на доску)
о труби
р ешётка
кро кодил
поб ывал
зубастей

– Что обозначает слово отруби? (Корм из остатков зерна, когда его переламывают)

– Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)

– Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедали и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали: “ Вора бей!” Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно).

– Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.

– Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.

(Родился более 100 лет назад. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка. Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.)

– Послушайте стихотворение, и скажите, где обедал воробей?

– Откройте учебники на странице 184 и прочитайте в полголоса стихотворение, запомните, где он побывал.

– Чем он угощался у зверей?

– Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?

– А кому обычно задают вопросы? (людям)

– А как называются такие предложения? (вопросительные)

– А кому задан вопрос в стихотворении?

– Что он ответил? (побывал в зоопарке)

– Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?

– Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он будет обедать? (грустное)

– А когда он стал припоминать, какое у него было настроение?

V. Инсценировка стихотворения (выходят четыре школьника и читают по 2 строчки “цепочкой”)

– Чему учит это стихотворение? (Не забывать о животных, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все они важны и нужны. И не все, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).

VI. Творческая работа .

Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, мы узнали, что они наелись, стали весёлыми. Перед вами шаблоны этих птиц.

Пожалуйста, разукрасьте их, показав, какие они сытые, довольные, весёлые (Под музыку песни “Не дразните собак” дети разукрашивают шаблоны воробушек).

VII. Итоги работы.

Поместите своего воробья к тому животному на кроссворде, которого вы считаете более добрым (вывешивают воробушек на кроссворд с/п магнитов к тому животному, который им симпатичен).

– Чему вас научил сегодняшний урок?

– Какие открытия вы сделали?

VIII. Домашнее задание.

Прочитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.

Литература:

  1. Горецкий В.Г. Русская азбука, М. “Просвещение”. 2004.
  2. Маршак С.Я. Где обедал воробей? М.: Малыш, 1987.

Здравствуйте, дорогие мои читатели!

Продолжаю рубрику, учим буквы и сегодня гласная буква «Э» . Детям трудно подобрать слова на эту букву, поэтому в помощь предлагаю практический материал , как всегда художественное слово, игры .

Но начать предлагаю с рассказа Г.Юдина «Экскаваторщики». Вам уже знакомы такие задания, прочитайте рассказ и предложите ребенку запомнить все слова со звуком «Э»

ЭКСКАВАТОРЩИКИ

Вбегает вчера ко мне Эдик с пятого этажа.

– Бросай свои этикетки! – кричит. – У нас во дворе настоящий эскалатор работает!

Я говорю:

– Экскаватор, наверное, эскалаторы только в метро бывают.

Выбежали мы во двор, а там и в самом деле стоит экскаватор. Мотор работает, а экскаваторщик куда-то ушел. Влезли мы потихоньку в кабину. А Эдик взял и нечаянно какую-то ручку тронул. Экскаватор вдруг как дернется, как поедет! А впереди – электрический столб. Экскаватор по этому столбу – р-р-раз! Столб на бок – два!!! И все провода оборвались. Во всем нашем доме сразу электричество погасло и перестали работать электроутюги, холодильники, пылесосы, телевизоры и все, что питается электричеством.

Тут экскаваторщик прибежал, раскричался и из кабины нас выгнал. А вечером пришел папа и… Ну, про это мне вовсе неинтересно вспоминать.

После чтения не торопите ребенка, предложите сначала высказать свое мнение, обсудите значение непонятных слов. Затем предложите вспомнить все слова со звуком «Э»

Буква «Э»

Веселые стихи

Эму – страус длинноногий,Эму – гордый, Эму – строгий.Хоть летать он не умеет,

Он об этом не жалеет.

Буква Э на С дивится,

Словно в зеркало глядится.

Сходство есть наверняка,

Только нету языка.

А. Шибаев

Я про страуса, про Эму,

Написал бы вам поэму,

Но никак я не пойму:

Эму он или Эмэ?!

Эта кнопка и шнурок –

Электрический звонок.

Эхо слышно тут и там –

Эхо ходит по горам.

– Эхо, спустишься сюда?

Эхо тихо: «Да-да-да-а-а!».

Взял я лук и крикнул: – Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

Е. Тарлапан

Над лугами в синевеПролетает буква Э .Это ласточка весной

Возвращается домой.

В. Степанов

Помчались легче пуха

По гладкой, ровной колее

И увидали букву Э ,

Похожую на ухо.

– Мама! – слышится с холма.

Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!»

Это маму звал малыш,

Эхо, ты кому кричишь?

Буква Э не носит меха,

Буква Э – лесное эхо.

Э – локатор электронный.

Он по звуку узнает,

Где в тумане ночью темной

Пролетает самолет.

Л. Степанов

Эхо ищем всем отрядом:

– Эхо, где ты?

– Рядом! Рядом!

– Эхо! Эхо! Вот потеха!

Значит, тропкою лесной

Ходит-бродит с вами эхо

Невидимкой день-деньской.

Игры

Игра «Кто внимательный?».

1. Найдите одинаковый звук в словах: экран, этажерка, эскимо, эскалатор.

2. Прочитайте имя девочки по первым звукам слов: экскаватор, мячик, медведь, автобус. (Эмма.)

3. Хлопните в ладоши один раз, когда услышите звук [э ] в словах: елка, юбка, ива, дятел, единица, эврика, щетка, если, этот, элеватор, экскурсия, электричество, дети, эра, эхо.

Игра «Кто больше?».

Придумайте как можно больше слов со звуком [э ].

О т в е т: эвкалипт, экватор, эскиз и др.

Игра «Слоговой аукцион».

Продолжите слова.

Эле… (-ватор ), эс… (-киз ), эста… (-фета ), аэро… (-дром ), по… (-эт ), ду… (-эт ).

Игра «Рифма».

Придумайте рифму к слову этаж.

О т в е т: шалаш, ералаш, монтаж, пейзаж, дренаж.

Игра «Доскажи словечко».

Игра «Волшебная цепочка».

1. Превратите этаж в дом :

О т в е т: Этаж – жара – арбуз – зуб – бок – код – дом.

2. Составьте цепочки слов, в которых все слова содержат букву «э».

Эластик – канапе – экран.

Электрик – каноэ – экспресс – статуэтка – аэродром – макрамэ – эра – алоэ – экипаж.

3. Кто за несколько мгновений превратит эхо в хор ?

О т в е т: эхо – ухо – уха – ура – бра – боа – бор – хор.

Игра «Найди слово».

Этажерка – этаж, река, арка.

Эластик – ластик, кит, тик, ласт.

Игра «Лесенка» .

Игра «Дополните слово».

Эта (этаж ), кран (экран ), пресс (экспресс ), кипа (экипаж ), спорт
(экспорт ), талон (эталон ), страда (эстрада ), этаж (Эрмитаж ).

Игра «Головоломка – Эхо».

Чемпион стряпуха гречка хомут

Присмотритесь к этим словам и ответьте на следующие вопросы:

1. Какой цветок вручили чемпиону?

2. Какое блюдо приготовила стряпуха?

3. Как называется водный поток, у которого растет гречка?

4. Куда забросили хомут?

О т в е т: пион, уха, речка, омут.

Игра «Наборщик».

Составьте слова из букв слова электровоз.

О т в е т: ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.

Кроссворд

1. Вещество, покрывающее зубы.

2. Линия, делящая земной шар на северное и южное полушарие.

3. Человек, который много знает.

4. Вывоз за границу чего-либо.

5. Помост для казни.

6. Составная часть чего-либо.

7. Составная часть телевизора.

О т в е т: эмаль, экватор, эрудит, экспорт, эшафот, элемент, экран.

Загадки

К нам во двор забрался крот,Роет землю у ворот.Тонна в рот земли войдет,

Если крот раскроет рот.

(Экскаватор.)

– Рученька-ручища,

Что в земле ты ищешь?

– Ничего я не ищу,

Землю рою и тащу.

(Экскаватор.)

Ножка деревянная,

Рубашка шоколадная,

На солнышке я таю,

Во рту я исчезаю.

(Эскимо.)

В темном бору, за любою сосною,

Прячется дивное диво лесное.

Крикни «ау» – и оно отзовется.

Захохочи – и оно рассмеется.

(Эхо.)

Живет без тела,

Говорит без языка,

Никто его не видит, а слышит.

(Эхо.)

Сам вагон открыл нам двери.В город лестница ведет.Мы своим глазам не верим:

Все стоят, она идет.

(Эскалатор.)

Провела я солнце

За свое оконце,

К потолку подвесила,

Стало дома весело.

(Электролампочка.)

Нам шагать по лестнице

Незачем с тобой –

Лестница-чудесница

Бежит сама собой.

(Эскалатор.)

Ушей нет, а слышит,

Рта нет, а кричит,

Ума нет, а все языки знает.

(Эхо.) Г. Виеру

Слышать слышу,

А видеть не вижу.

(Эхо.)

Спасибо, что посетили мою страничку!

Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Мавлютова Гузалия Самигулловна учитель начальных классов

Цель:

Познакомиться с заглавной буквой Э , с людьми искусства, с энциклопедиями.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление умения находить в словах звук [э], читать слова с заглавной буквой Э. Учить анализировать слова.
  2. Развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

Оборудование: цветные мелки , карточки с заглавными и строчными буквами гласных звуков , магниты, ватманы (2), ИКТ (презентация).

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний (мотивационный момент) .

- Рассмотрите «звуковички», что вы о них можете сказать? (гласные звуки)

Почему вы так считаете? (Держатся за руки, их 6, вчера изучали гласный звук [э]). Выходят два ученика закрашивают башмачки «звуковичков» в красный цвет.

Что вы знаете о гласных звуках? (Бывают ударные, безударные)

Какую работу выполняют? (образуют слог, указывают на мягкость и твёрдость согласных звуков)

Составляется схема (Приложение 1). Один ученик проговаривает, всё, что вспомнили о гласных звуках по схеме.

Учитель (ВЫВОД + ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ): - «ПОВТОРИЛИ …»

II. Постановка проблемы (Приложение 2) .

Заселите «звуковички» их буквами (мелом).

К доске ученица и ученик (работают сообща).

Теперь подумайте, чьи имена начинаются с этих звуков? (время на раздумье)

Встаньте и подойдите к своим «звуковичкам» (дети выходят к доске)

С какого звука начинаются ваши имена? (спросить у каждой группы ребят)

Какими буквами вы обозначите эти звуки на письме? Возьмите эти буквы (на столе учителя несколько строчных и заглавных букв. Берут, показывают и закрепляют на «звуковичках», а сидящие, проверяют и исправляют)

Возникает ПРОБЛЕМА: нет заглавной буквы Э! (только строчная). Почему?

Дети: - не изучали заглавную букву Э.

Так какова ЦЕЛЬ нашего урока?

То есть, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Дети: - о заглавной букве Э.

III. Работа над образом этой буквы (Приложение 3) .

Скажите, а вам приходилось видеть эту букву в жизни? Где? На что она похожа? Посмотрите, как ребята видят эту букву и с чем СРАВНИВАЮТ (ЩЕЛЧОК) . Дома попробуйте создать свой рисунок с этой буквой и я надеюсь, что вы запомните её и не станете путать с другими буквами алфавита.

IV. Чтение слов и предложений. «Работа» заглавной буквы Э (Приложение 4) .

(ЩЕЛЧОК)

Прочитайте (Эдвард Григ, Эдисон Денисов )

Дети читают сначала про себя, потом вслух.

Что это за слова?

Дети: - фамилии и имена людей

Может быть, вы слышали эти имена и фамилии людей? Кто они?

Дети делятся своими мнениями. При затруднении попросить прочитать предложения данные ниже столбиков в учебнике.

Что значит наш «соотечественник»? Посмотрите на 3 столбик слов. Что это за слова?

Дети: - однокоренные

От какого слова произошло это слово?

Дети: - Отечество

А наше с вами Отечество это ….. (Россия).

– Как называют наших соотечественников, если мы жители России?

Дети: - россияне.

Значит, Эдисон Денисов российский композитор (ЩЕЛЧОК - фото) . А как называются соотечественники Эдварда Грига?

Дети: - норвежцы (ЩЕЛЧОК - фото) .

Послушайте произведение Эдварда Грига (Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры").

Прочитайте следующие имена (ЩЕЛЧОК Эдуард Успенский, Эмма Мошковская )

Кто они? (известные детские писатели (ЩЕЛЧОК - фото) )

Может быть вспомните названия их произведений? ((ЩЕЛЧОК, обложки их книг )

– Прочитайте про себя второе предложение. О ком там говорится? (ЩЕЛЧОК, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По)

– Что вы узнали про этих людей?

– Что значит зарубежные ? (ЩЕЛЧОК – фото писателей)

– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?

– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!

– Прочитайте последние 2 слова с учебника (Эквадор, Эллада (ЩЕЛЧОК ). Слышали где-нибудь?

(Варианты ответов детей)

Узнайте, что названо этими словами, дома. Где будете искать информацию? (ЩЕЛЧОК)

Но несмотря на то, что вы не знаете и не слышали о них, что вы можете сказать наверняка (точно)?

Дети: - записаны с заглавной буквы.

– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! (ЩЕЛЧОК, все И.Ф известных людей)

– Что же у них общего? (Звук [э] .) Какой буквой обозначен этот звук? (заглавной буквой Э)

– В каких случаях необходима заглавная буква?

Дети (ВЫВОД): для записи имён собственных + 1 ученик снова повторяет этот вывод

- (имя ученика…..) скажи, пожалуйста, для тебя эта информация была новой? (ВСПОМНИЛИ)

А что было новым?

Дети: - информация об этих людях (УЗНАЛИ)

V. Работа с текстом (Приложение 5) .

А) до чтения (ЩЕЛЧОК)

Книга обо всём на свете.

Прочитайте. О какой книге идёт речь?

Дети: - об энциклопедии.

Как догадались? Попробуйте доказать, что она действительно «обо всём на свете».

(выслушиваются мнения детей)

А верны ли наши предположения, мы узнаем прочитав текст в учебнике (ЩЕЛЧОК) .

Б) чтение

Энциклопедия – это книга-справочник. (Понимаете значение? Следующее предложение прочитайте про себя.) Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке и животных, об истории человечества и нашего Отечества (то есть о каком государстве?) , о звёздах и планетах, машинах, великих учёных (люди, которые прославили своё имя великими открытиями) и их открытиях, о писателях и их книгах, об экологии (что это?) , этике (что это?) и о многом другом. (Дальше дети читают самостоятельно до конца абзаца.) В библиотеке можно найти разные энциклопедии, в том числе и для детей. Самая полная – «Детская энциклопедия» в 15 томах. Вот их названия: «Всемирная история», «Биология», «Астрономия», «История России»,

«История искусств» и другие. (А какие другие? Из скольких томов самая полная? А том – это книга.)

– 2-й абзац текста прочитайте про себя. Энциклопедии – это кладовые знаний. Недаром обширные знания получили название «энциклопедические». В старину человека с такими знаниями называли энциклопедистом.

В) после чтения

– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?

– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)

Наши догадки были верны?

ВЫВОД: мы УЗНАЛИ, что энциклопедию, действительно, можно считать книгой обо всём на свете.

А вы пользовались энциклопедией? Когда? Скажите, а вот сегодня на уроке мы могли бы воспользоваться материалами энциклопедии? Где (когда?)? В каких моментах?

(ЩЕЛЧОК , показ нескольких энциклопедий на слайде)

VI. Домашнее задание.

– Может ли человек владеть энциклопедическими знаниями?

– Как называют такого человека? (ЭРУДИТ)

– В нашем классе есть такие ребята?

А хотелось ли вам стать ЭРУДИРОВАННЫМИ?

Что для этого необходимо?

Дети: - «Лекарственные растения»

Откуда взята информация?

Дети: - из «Детской энциклопедии»

Прочитайте его дома, обсудите с родителями, или же можете почитать другую энциклопедическую информацию. Надеюсь, на следующих уроках вы поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями.

VII. Итог урока.

Какова была цель нашего урока?

Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.

Что мы для этого с вами делали?

Дети: - ПОВТОРИЛИ …(о гласных звуках)

СРАВНИВАЛИ … (заглавную букву Э с другими буквами и предметами)

ВСПОМНИЛИ … (что с заглавной буквы пишутся имена собственные и начало предложений)

УЗНАЛИ … (интересную информацию о писателях, композиторах, энциклопедии)

Эмиль, Элина, теперь вы сможете найти недостающую букву вашего имени?

Дети: - да! (выходят к доске и показывают заглавную букву Э)

VIII. Рефлексия.

Довольны ли вы тем, как работали на уроке?

1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен

Тема: Чтение слов, предложений с буквами Э, э.

Цель: формировать знания детей о том, что гласная буква Э обозначает твёрдость согласного; продолжить деление слов на слоги; составлять предложения, учить работать с текстом, способствовать интеллектуальному развитию детей ; бережному отношению к животным.

Ход урока

I. Оргмомент. а) Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

(повернулись поздоровались)

б) Ноги на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнём,

Локотки на стол поставим,

Домик к носу повёдём.

Руку левую на стол

Сверху правую кладём.

Разминка. в) – улыбнитесь друг другу

Надуйте щёчки и выпустите медленно воздух

Покатайте карамельку во рту

Высуньте язык лопаткой, трубочкой

Произнесём звуки

звуки [ы], [и], [а], [о], [у], [э]

Какой звук произнесли последний? [э]

Какой это звук?

Цель нашего урока – продолжить работу над звуками и буквами; делить слова на слоги, составлять предложения. Уметь работать над текстом и обогащать нашу речь новыми словами; воспитывать бережное отношение к животному миру.

II. Повторение пройденного материала.

На какие 2 группы делятся звуки? (согласные и гласные)

Какие гласные обозначают мягкость согласного?

(я, и, е, ё, ю )

Какие из гласных особенные? Почему?

(я, е, ё, ю )

а) в начале слова обозн. 2 звука – юла, ёлка Юля

б) (после гласных – моё, даю, красивая )

в) (после мягкого знака – пьёт, льёт, вьют )

Какие гласные обозначают твёрдость согласного?

(а, о, у, ы, э )

Назовите одну из этих букв в этих словах?

(на доске смотрят и читают )

эму аэробус (на доску)

экран Эмма

Эдик экскаватор

эскимо поэт

Составить схему слова эму.

А теперь прочитайте сладкое слово.

А кого называю поэтом? (человека, который пишет стихи)

А каких вы знаете поэтов? (Чуковский, Пушкин, Барто, Маршак, Маяковский)

Составьте предложения со словами.

Расскажи нам Артём , что ты составил?

(эму – 2 слога, 3 буквы, 3 звука, 1 слог ударный)

Расскажи стихотворение: Я про страуса

Про Эму

Написал бы вам поэму

Но никак я не пойму

Эму он или эму?

Ребята, а что такое эхо ? (отзвук, звучит только часть слова)

А где можно услышать эхо ? (в лесу, на реке, в пустой комнате)

Давайте поиграем в эхо: я называю слово, а вы мне его концовку (вслух)

машина - шина

смех – мех

коса – оса

экран – кран

олень – лень

И расскажем стихотворение:

За рекой то тут, то там

Кто-то бродит по кустам.

- Эхо, эхо, это ты?

Отвечает эхо: - Ты…

Ребята, а где в словах, чаще всего пишется буква Э ?

(в начале и середине слова)

Но звук [э] бывает невидимкой, потому что он скрывается в какой букве? (е).

Давайте прочитаем слова с буквой Е вслух так, чтобы мы услышали этот звук: зверей, обеде, отрубей, медведя

На что указывает в них буква е ?

Ребята, кроме названного зверя, каких ещё знаете зверей?

А могли бы вы дать им характеристику, какие они по характеру:

(заяц – трусливый, медведь – неуклюжий,

волк – злой, лиса – хитрая)

Почитай на доске слова, что одинаковое в этих словах заметили?

хитрость

схитрить

перехитрить

бесхитростный

Что заметили в словах?

(общую часть, которую называют корнем)

А как называется эта часть слова перед корнем?

(приставка)

Ребята, а как вы понимаете слово бесхитростный?

(добрый, простой)

А можно лису назвать бесхитростной ?

Это слово бесхитростный является противоположным словам хитрость, схитрить .

Ребята у нас есть кроссворд, я буду записывать в него зверей и вывешивать картинку животного.

А кто же это?

1) Он зимой под вьюжный вой

Спит в берлоге снеговой (медведь)

2) Кто имеет один рог. Отгадайте… (носорог)

3) Соберите слово м о ж р (1)

4) Больше всех на свете он

Очень, очень, добрый. (слон)

5) Я в зелёнку угодил!

Горько плачет!... (крокодил)

6) Шалунишек за проказы

Мама в сумку прячет сразу (кенгуру)

7) Его называют царём лесов. У него острый слух и зрение, и только у самца есть грива, а у самки нет. Кто это?

(лев)

8) Прочитай по «ленте» слово (указкой указываю буквы)

(журавль)

Прочитай слово, как их всех называют? (животные)

А как называют слова, которые отвечают на вопрос Кто? (одушевлённые)

III . Физминутка. Лучшие качели

Гибкие лианы.

Это с колыбели, знают обезьяны

Кто весь век качается

Да –да – да!

Тот не обижается

Ни – ког – да!

IV . Работа над новым материалом.

Ребята, а где можно увидеть разных животных?

(в зоопарке, цирке)

Для чего создают зоопарки? / Да зоопарки создают, чтобы мы смотрели на зверей, так как мы не можем побывать в Африке, Австралии и ещё для сохранения их от гибели некоторых других животных.

Сейчас отправляемся в наш зоопарк, но не одни, чтобы узнать с кем, прочитаем слова и найдём его.

водица (на доску)

отруби

решётка

крокодил

побывал

зубастей

Что обозначает слово отруби?

(корм из остатков зерна, когда его переламывают)

Итак, кто с нами отправляется в зоопарк? (воробей)

Что знаете про воробьёв? (Они бывают городские и деревенские. Городские более нахальнее и крикливее. Деревенские спокойнее. Они очень прожорливы и всегда голодны. Они съедал и целые поля посевов, а люди их гнали и кричали Вора бей! Так и получила название это птичка ВОРОБЕЙ. Они не строят гнёзд, а захватывают чужие гнёзда у скворцов и ласточек, и выгнать его уже невозможно.

Многие поэты писали про птиц стихи, песни, рассказы, не исключением стала и птица – воробей.

Поэт С. Як. Маршак написал про него стихотворение. А что вы знаете про С. Маршака.

(родился более 100 лет назад. Нынче будем отмечать 120 лет со дня рождения. Рано начал писать стихи и печатать в журналах. Долгое время жил в Англии. Много писал и переводил с английского языка . Любил детей и писал не только стихи для них, но сказки.

Послушайте стихотворение, и скажите Где обедал воробей?

- Откройте учебники на странице 184 и прочитайте про себя стихотворение, запомните, где он побывал.

Чем он угощался у зверей?

Когда его посещение в зоопарке чуть было не кончилось печально?

А кому обычно задают вопросы? (людям)

А как называются такие предложения? (вопросительные)

А кому задан вопрос в стихотворении?

Что он ответил? (побывал в зоопарке)

Давайте прочитаем 1 строчку так, как будто встретили кого-то и хотите узнать, где он был?

Подумайте, какое у него было настроение вначале, когда он думал, где он пообедать. (грустное)

А потом стал припоминать и рассказывал весело и быстро.

Проинсценируем стихотворение (выходят четыре человека и читают по 2 строчки «цепочкой»)

Чему учит это стихотворение? (чтобы подкармливали животных мы, особенно зимой. И не думать о том, что кто-то из них или страшный или добрый – все хотят жить, все хотят жить, все они важны и нужны. И не всё, конечно, животные гостеприимны и нужно опасаться тех, кто может обидеть).

Итак, мы прочитали и узнали, как воробышки добывают себе пищу, наелись, стали весёлыми.

V . Творческая работа. Перед вами шаблоны воробья.

Пожалуйста, разукрасьте его, показав, какой он сытый, довольный, весёлый (разукрашивают).

VI . Итоги работы. Повесьте своего воробья к тому животному, которого вы считаете более добрым (весят на кроссворд к животному, который им симпатичен).

Чему вас научил сегодняшний урок?

Какие открытия сделали?

VII . Домашнее задание. Почитайте стихотворение и придумайте продолжение этой истории.

Урок 88. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Э (закрепление)

03.05.2013 7765 0

Урок 88. чтение слов с БУКВОЙ Э
(закрепление)

Цели : закрепить знания учащихся о гласной букве э ; развивать речь, логическое мышление.

Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Игра «Наборщик» (по командам).

На доске напечатано слово электровоз.

Дети составляют и печатают новые слова из букв данного слова. (Ров, воз, взор, век, лев, зов, тело, лето, ток и т. д.)

Игра «Дополните слово».

На магнитной доске выставлены незаконченные слова. Детям надо их закончить, вставив букву или слог.

эта… (этаж), кран (экран), пресс (экспресс), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), страда (эстрада), этаж (эрмитаж).

Физкультминутка

Дети читают стихотворение С. Я. Маршака «Где обедал воробей?», с. 184.

1. Первый раз стихотворение читается целиком (каждый ученик читает по одной – две строчки).

2. Проводится разбор по вопроса м:

– Каким вопросом начинается стихотворение?

– Кому обычно задают вопросы? (Людям, взрослым и детям .)

– А кому здесь задан вопрос? (Воробью .)

– Расскажите, что вы знаете о воробьях, какие это птицы, как они добывают себе пищу. (Воробей – птица подвижная, шустрая, все время в движении, везде подбирает крошки, зернышки, червячков .)

– Что ответил воробей на вопрос?

– Кто поделился с ним едой?

– Какой едой? (Морковка, пшено, отруби .)

– Когда его посещение зоопарка чуть было не кончилось печально?

3. Дети перечитывают текст и работают над выразительностью чтения.

– Что делал воробей у слона?

– Что он делал у журавля?

– К кому он залетел потом?

– Чем угостился у носорога?

Игра «Слоговой аукцион».

На магнитной доске выставлены незаконченные слова. Дети дописывают слова.

Эле… (–ватор); эс… (–киз); эста… (–фета);

аэро… (–дром); по… (–эт); ду… (–эт).

Физкультминутка

Чтение рассказа «Жучка», с. 185.

Вопрос ы:

– Что несла Жучка?

– Что увидела Жучка?

– Что подумала Жучка?

– Что она сделала?

– Чем все закончилось?

Текст перечитывается повторно. Дети пересказывают содержание текста.

Игра «Доскажите словечко».

На большие расстояния

Мчится он без опоздания;

Пишется в конце два С,

Называется… (экспресс ).

К дальним сёлам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество,

Это… (электричество ).

Повторяются все изученные буквы. Определяется место буквы э на «ленте букв», с. 185.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Что было особенно интересным?

– Какие задания вызвали затруднения?

Рассказать друзьям