С превращением науки в непосредственную производительную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общественного производства.
Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-технического прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
Приведем некоторые данные, характеризующие современную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками.
Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появления нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы получил дальнейшее развитие.
Наибольшую значимость приобретают исследования, направленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использование и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организационных.
Приведем некоторые примеры исследовательских решений важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира.
Содружество фундаментальных, прикладных наук и производства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электронно-вычислительных машин, информатика.
Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной науки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести попытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурентной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследований.
Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (например, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и небольшой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований современной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
Современная наука дифференцированна. Она насчитывает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообразием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся исследовательским областям. Дифференциация научного знания должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий синтеза знаний».
В минувшем веке отечественная наука заняла лидирующие позиции в мире по ряду ведущих направлений: космические исследования, квантовая физика, математика и др.
В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государственные структуры не обеспечивают быстрого и эффективного использования новейших инновационных разработок российских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Преодоление этих трудностей - ближайшая задача государства, коллективов ученых и общества в целом. Главное - повысить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирование науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления развития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриальному, информационному обществу, который был бы невозможен без новейших научных достижений.
Современная наука, называемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечением ученых в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на индустриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребностями совершенствования, обновления техники и технологии.
Особенности, свойственные «большой науке»: 1) резко возросшее число учёных . В конце XVIII века их было около тысячи, в середине XIX века - 10 тысяч, в 1900 году - 100 тысяч, к концу XX века - свыше 5 миллионов. Около 90 % всех ученых, когда-либо живущих на Земле, являются нашими современниками;
2) рост научной информации, информационный взрыв. В XX столетии мировая научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. В 1800 году в мире было 100 научных и технических журналов, в 1850 - 1000, в 1900 - 10 тысяч, в 1950 - 100 тысяч, к концу XX века -несколько сот тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.
3) изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом.
4) превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. В 2009 году расходы на науку составили в России 21,7 млрд долларов, в США - 389,2 млрд, что составляет 35 % мировых расходов на науку. Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества.
Важной проблемой современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом. Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин, она детерминирована социальными, экономическими и техническими факторами. Действительно, основой познания, в том числе и научного, является практика, потребности материального и духовного производства. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внимание уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Практика в процессе научного познания выполняет следующие основные функции: - является источником научного познания - выступает как основа научного познания, его движущая сила. - служит целью научного познания - является критерием истинности научного знания.
28.Современное положение и проблемы российской науки.
Наука в России прошла большой и сложный путь. Она развивалась как составная часть мировой науки. Начало научной работе в России было положено правительством Петра I, глубоко понимавшего интересы государства. Создаются специальные организации для научной работы - Академия наук в 1724 году, Публичная библиотека в 1714 году, Кунсткамера - первый русский естественноисторический музей в 1719 году, первый в России университет в Москве в 1755 году. Первыми академиками были приглашенные ученые из Европы: медик Л.Л. Блюментрост, математики Я. Герман, Д. и Н. Бернулли, Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Г. Бюльфингер и т.д.
Рассматривая науку России, нельзя не остановиться на ее современном этапе развития. По мнению ряда ученых, постсоветская российская наука находится в состоянии функционального кризиса. Симптомами этого кризиса, по А.В. Юревичу и И.П Цапенко, являются: 1) быстрое сокращение числа российских ученых. С 1986 к 1996 году армия ученых уменьшилась более чем вдвое.
2) значительное ухудшение материально-технической и информационной оснащенности российской науки. Российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для исследований, в 80 раз, а информацией - в 100 раз хуже американского.
3)снижение продуктивности научных исследований. Количество ежегодно патентуемых открытий и изобретений сократилось с 200 тыс. в конце 80-х годов до 30 тыс. в 1994 году, сократился и экономический эффект от их внедрения.
4) интенсивная утечка умов из российской науки. Нашу страну ежегодно покидают 5-6 тыс. научных работников. С начала 90-х годов за рубеж выехало 150 тыс. ученых, преимущественно физиков, химиков, биологов и программистов;
5) резкое падение престижа научной деятельности и кризис профессионального самосознания отечественных ученых. Причина кризиса российской науки - ее убогое финансирование. Если в советские годы доля науки составляла 5-7 % всеобщего валового продукта, то в 1996 году - 0,42 %, в 2003 - 0,31 %, в 2009 -0,17 %.
Более глубокие причины такого положения российской науки кроются в серьезном функциональном кризисе мировой науки. В последней создан большой задел фундаментальной науки, который прикладная наука не успевает переварить, практически освоить. Российская наука переживает двоякий функциональный кризис - и в качестве составляющей мировой науки, и в качестве субструктуры российского общества.
Социальные функции отечественной науки были весьма специфичны и выражали особенности советского общества. Основная социальная функция советской естественной науки состояла в укреплении оборонной мощи государства, а общественной науки - в «промывании мозгов» и укреплении советской идеологии.
Функциональный кризис затронул не всю нашу науку. На фоне кризиса естествознания стали процветать такие дисциплины, как социология, психология и политология. Возникло более 100 новых социологических центров, количество политологов превысило 50 тыс., психологов - 30 тыс. Эти науки обслуживают политическую и экономическую элиты нашего общества. Для развития науки отечественное научное сообщество должно оказывать большее влияние на политику властей и общественное мнение. Это предполагает идейное и организационное сплочение ученых, отстаивание их коллективных интересов.
Наука существовала всегда, просто до определенного момента времени люди не придавали особенного значения опыту и знаниям, которые приобретались в процессе бытия. Трудно назвать тот момент, когда систематизация знаний стала нормой и образовались направления развития общественного сознания в философии, математике, дипломатии, военном деле, социологии и по другим направлениями. Но некоторые исследователи порой брали на себя такую ответственность.
Важнее другое - есть система сложившихся направлений развития знания. Есть не только сложившиеся пласты знаний и точное направление развития, стиль мышления, логика и концепция, но и значительное количество школ, институтов и понимание в общественном сознании, эквивалентное по разным странам и языкам.
Фундаментальные науки
Каковы основные черты большой науки? Философия, математика, естествознание и другие научные дисциплины несомненно можно отнести к понятию «большая наука». Научная деятельность по многим таким направлениям не только активно ведется, но и развита в многих странах мира.
Постоянно происходит обмен мнениями, растет количество научных конференций, идет приток кадров. Ученые пишут диссертации, а окружающие считают их «не от мира сего» и относят их работу в область умозрительных рассуждений, бесполезных теоретических изысканий, в сферу мифических гипотез.
Между тем научно-исследовательская работа приводит к реальным результатам. Если бы математика (в свое время) не начала развиваться в сторону дифференциального и интегрального исчислений, не было бы возможность запустить космический аппарат, построить самолет, рассчитать подводную лодку с атомным двигателем.
Фантазии астрономов, идеи алхимиков и физические теории частиц, энергии, гравитационных полей далеки от обыденного сознания, но атомные электростанции работают, а генетика привела к созданию множества полезных культур.
Даже натуралисты (любители бабочек, муравьев и перелетных птиц) своими частными исследованиями натолкнули на неожиданные и практичные решения ученых из совершенно других областей знаний.
Частное исследование и фундаментальное прошлое
Наука не претендует на лавры и ей совершенно безразлично, к какой категории ее отнесет человек в то или иное время. Человеку свойственно развитие, понимая сегодня одно событие именно так, он уже знает, что завтра к результату он может отнестись кардинально иначе.
Научная деятельность - это работа. Она ничем не хуже работы медицинской сестры, повара или строителя. В науку приходят различные люди, которые вне своей работы сталкиваются с мнением окружающих, ничего не понимающих в творчестве людей. Далеко не каждый работник становится ученым, далеко не каждый научный центр таковым является.
Количество вузов, которые готовят физиков или философов, подпадают под методы математической статистики: чем больше исходная масса, тем вероятнее результат - появление еще одного однозначно признанного ученого.
Появление ученого может стать причиной нового большого явления в науке, но по сути это частное изыскание и локальный интерес, который даже коллегам по работе может быть предельно не интересен. Коллеги могут считать пустой тратой времени любое исследование, которое не укладывается в рамки фундаментального прошлого.
Философия - большая наука, но еще более великое философское направление может в ней образоваться, как в математике в свое время появились пределы, преобразования Лапласа, бесконечно малые и бесконечно большие величины. Первое - это не ноль, а второе - это не бесконечность. Но каждое из них стремится к своим пределам.
Фундаментальная физика не могла стать причиной ни квантовой теории, ни положить начало теории элементарных частиц. Наука и научное знание не предвидели теорию относительности, не представляли, какой резонанс вызовет использование в науке данных наблюдений с космических спутников и полетов к другим планетам.
Влияние малого на большое
Ученый подобен флюсу. Полнота его знаний ограничена, но есть всего два абсолютно различных пути к признанию.
Человек может прийти в науку и исключительно внимательно посвятить все свои исследования в разрезе сложившихся идей, теорий, гипотез. На этом пути рождение большого возможно только, если в его сознание попадет удивительное явление, событие, объект, кардинально нарушающий его картину мира.
Человек может прийти в науку и, схватив идею, двигаться своей дорогой, критикуя и анализируя достижения предшественников и коллег. Это очень хороший путь, поскольку позволяет оценить достоверность, практичность и качество сложившихся научных представлений. Рождение большого менее вероятно, но, если своя дорога была интуитивно выбрана правильно и человек удержался от соблазнов следовать традициям, - эффект будет колоссальным.
В 80-е годы был очередной бум, и даже общественное сознание обратило внимание на идею искусственного интеллекта. Фантасты предложили свои идеи, программисты написали свои программы, ученые, в конечном счете, отошли от дел. Бум закончился, все занялись обычной работой.
Но большое всегда вызывает к жизни малое. В те годы было множество теорий и идей, которые не признали или просто уничтожили. Не исключено, что какая-то из них живет до сих пор, человек жив, идея жива и большая наука об искусственном интеллекте - не за горами.
Если это так, то это новый виток развития философии, кардинально новое положение у социологии и разделение общественного сознания на тех, кто «за» роботов, и тех, кто категорически «против».
Естественно, какой человек хочет испытать судьбу динозавров и оставить Планету на откуп роботам?
Галилей и большое противостояние
Каковы основные черты большой науки? Прежде всего, предмет и глубина исследования. В понимании общественного сознания и признанных ученых, предмет должен быть актуальным и востребованным, а глубина должна определяться количеством авторитетных предшественников.
Сомнительно, что так думал Ньютон, Планк, Эйнштейн и уж тем более Галилей. Многие ученые, которые кардинально изменили структуру и содержание знаний в той или иной области, меньше всего обращали внимание на общественное сознание и на оценку их труда как действительно предметного и глубокого исследования.
Вероятно, люди, как точки в социальном пространстве, вспыхивают не просто так и упрямо движутся к исполнению своей миссии. Если такая «точка» начала движение, и оно получило реально большое противодействие, но «точка» справилась с этим, а идея пережила своего автора, легла в основу нового научного направления.
Смерть не останавливает движение идеи, необязательно идея должна иметь только одного автора и становиться большой или значимой в течение конкретной жизни.
Процесс познания мира неоднороден и управлять им практически невозможно. Однако вполне допустимо воспринимать окружающую действительность, накапливать знания и идти естественно обусловленным, объективным путем.
Большая наука - это не обыденная научно-исследовательская работа, это прежде всего противостояние, но определить его уровень и силу, как и предмет и глубину исследований, практически невозможно.
Oracle и сотни тысяч квалифицированных работников
Интернет - это не наука. Специалист (программист, разработчик) - не ученый. Но теория информации, разработка алгоритмов и программирование все больше и чаще именуют наукой, хотя с приставкой «прикладная». Каковы основные черты большой науки, если здесь до сих пор не было ни одного «большого события»?
Наука о информации поныне пребывает в статусе «информатика». Это слово даже рядом нельзя поставить с такими монстрами, как Философия, Физика, Математика, Химия. Это действительно большие науки и значимые. Они пережили так много кардинально мощных событий, что по негласному закону пребывают в статусе большой науки и, более того, в их недрах постоянно идут рождения новых больших идей.
Не нужно это воспринимать как аксиому, необязательно этому верить, но можно быть совершенно спокойным относительно того, что большое в признании изначально не нуждается.
Несомненно, Oracle лидирует в области информации, линейка их решений составлена из сотни позиций, а работают у них сотни тысяч специалистов, распределенных по многочисленным офисам по всей планете. С 80-х годов прошло уже 38 лет. В 1985 году была разработана чипиотика - студенческий экспромт, которому не суждено было покорить мир, но она могла бы превратить эти 38 лет в три года работы совершенно небольшого количества программистов.
Банальная идея активных знаний по-прежнему актуальна, но не востребована. Программирование с каждым днем становится все более сложным, более запутанным и Интернет уже превратился в самостоятельно функционирующий организм.
Каковы основные черты большой науки, определяет человек. Этот человек - автор. Ни один автор новой большой идеи в недрах существующих наук или идущий собственным путем не одинок.
Каждый новый исследователь опирается на арсенал накопленных знаний, и чем больше их объем, чем более пристально он ведет свое направление, чем меньше обращает внимание на противодействие своей работе, тем больше шансов на успех.
Творческое развитие, стремление к знаниям и адекватное отношение к пройденному пути - верное начало нового большого знания. Будет ли это начало большой наукой, скажут потомки.