Объективность, глубина познания, количество исследователей, влияние на общественное сознание и полезность. Каковы основные черты большой науки? Наука ее основные черты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
  • Каковы основные черты большой науки?
  • Основные черты современной большой науки: 1)
    наличие разделения и кооперации научного труда; 2)наличие научных учреждений, экспериментального и лабораторного оборудования; 3)наличие методов научно-исследовательской работы; 4)наличие понятийного и категориального аппарата (в каждой науке свои понятия и категории); 5)наличие стройной системы научной информации; 6)наличие базы ранее полученных и накопленных научных знаний.
  • 1)Охарактеризуйте социальный, национальный и конфессиональный состав населения в нашей стране(Беларусь).
    2)Назовите основные черты белорусской социально-экономической модели развития. Каковы приоритеты социально-экономического развития Республики Беларусь начале 21 в. ? Назовите основные факторы устойчивого развития нашей страны.
    3)каковы основные направления инновационного развития Республики Беларусь на современном этапе? Какие факторы обеспечивают успешное инновационное развитие нашей страны? Охарактеризуйте вклад науки и образования в инновационное развитие страны.
  • 1. В нашей стране проживает около 9, 6 млн. человек. По численности населения Республика Беларусь занимает пятое место среди стран СНГ. Средняя плотность населения 48 человек на 1 кв. км. – примерно такая же, как и во многих других европейских странах.
    Примерно 74% населения нашей страны проживает в городах, соответственно 26% – это сельское население. Городское население сосредоточено в 112 городах и 96 поселках городского типа. 13 городов имеют население более 100 тысяч человек; в столице нашей страны г. Минске проживает около 1 млн. 800 тысяч граждан. На 1000 мужчин приходится около 1145 женщин; в группах старше 50 лет эта разница возрастает.
    Наша страна является этнически неоднородной. По данным переписи 1999 года в стране проживают представители более 130 национальностей. 81% граждан Республики Беларусь признали себя белорусами, 11% – русскими, почти 4% – поляками, 2% украинцами, 0, 3% – евреями
  • . В каком веке зародилась современная наука? Какие науки тогда появились?
    2. Классификация наук
    1-По предмету и методу познания- науки о природе, об обществе, о познании, технические науки, математика
    2-По связи с практикой- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на практику) и прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
    3. Что, по мнению А. Смита, является вершителем всех действий учёного?
    4. Приведите пример вреда научного открытия?
    5. Каковы основные черты большой науки?
    6. В чём состоит связь науки и образования?
    7. Цель общенациональной образовательной программы в России в нач. 21 века
    8. Почему образование является национальным богатством страны?
    9. В чём заключается особенность непрерывного образования?
    !
  • 4. Пример вреда-создание атомной бомбы. С одной стороны-это был прорыв в науке, а с другой-эта бомба представляла (да и представляет сейчас) огромную угрозу всему человечеству.
    8. Образованный человек в наше время-очень важный для государства ресурс. (Интеллектуальный ресурс). Образованный человек способен с помощью своих способностей внести свой вклад в развитие любой сферы деятельности, например, в науку или экономику и т. д. И для государства очень плохо, если страну покидают образованные люди.
    9. Непрерывное образование-это образование через всю жизнь. То есть в наше время образование не ограничивается только школой или университетом. В наше время у человека есть достаточно возможностей для самообразования, поэтому люди могут получать знания не только в молодости, а на протяжении всей жизни. Допустим, посещать какие-нибудь курсы, изучать иностранный язык и т. д.
  • 1. Какие признаки характерны для нации как наиболее развитой формы общности людей?
    2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?
    3. Раскройте функции исторической памяти и национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.
    4. Oxaрактеризуйте основные черты cовpeмeннoгo межнациональнoгo сотрудничества.
    5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
  • 1) Кореная территория, общий язык, культура, экономическая и политическая деятельность, схожесть менталитета, осознание себя как общность.

    2) принятие, понимание иного образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства дискомфорта

    3) Посмотрите в интернете, сейчас не могу найти книгу, откуда бы точно ответила.

    5) неравномерное развитие, несовпадение территориальных границ, социальные противоречия, ущимление прав малых народов,

  • ! Вопрос: Что такое свободная торговля и каковы ее основные черты.
  • Свободная торговля - торговля без импортных тарифов и количественных ограничений, за исключением строго определенных случаев, когда они могут вводиться.

    1)массовое распространение продуктов.

    2)ассортимент любых товаров.

    3)вмешательсво государственных органов не такое большое, как в командной торговле.

  • Что означает свободная торговля и каковы ее основные черты?
  • Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,
    провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.
    2-как противники свободной торговли, конкуренции и политики укрепления внутреннего рынка. (импорт был
    предельно ограничен)
    3Цена выше, качество лучше, упаковка прочнее и эстетичнее (товары не Китая и Турции). Предпочтение-импорт.

    Свободная торговля-направление в экономической теории, политике и хозяйственной практике,

    Провозглашающее свободу торговли и невмешательство государства в частно-предпринимательскую сферу жизни общества. На практике свобода торговли обычно означает отсутствие высоких экспортных и импортных пошлин, а также немонетарных ограничений на торговлю, например, квот на импорт определённых товаров и субсидий для местных производителей определённых товаров. Сторонниками свободной торговли являются либеральные партии и течения; к противникам относятся многие левые партии и движения (социалисты и коммунисты), защитники прав человека и окружающей среды, а также профсоюзы.

  • ОТВЕТЬТЕ ХОТЯ БЫ НА ОДИИН. . ОЧЕНЬ
    1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? В чем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
  • На 4 вопрос

    Наличие основной доли частной собственности на средства производства в национальном хозяйстве страны (более 50%);
    спрос на товары, продукты и услуги со стороны потребителей;
    предложение товаров, продуктов и услуг со стороны производителей;
    свободные цены на товары и услуги;
    конкуренция на основе взаимодействия спроса и предложения;
    правовое (законодательное) обеспечение рыночных механизмов;
    демократизация общества, предоставление всем гражданам права на предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики.

  • 1. Почему человек вынужден выбирать способы использования ресурсов для удовлетворения своих потребностей?
    2. Какая экономическая система обеспечивает более эффективное распределение ограниченных ресурсов и почему?
    3. Что помогает производителю рационально решать основные вопросы экономики? Вчем состоит принцип "невидимой руки" рынка?
    4. Каковы характерные черты рыночной экономики?
  • 1. Для того, чтобы не исчерпать эти ресурсы, чтобы человек не остался без своих портебностей. нужно выбирать такие способы, чтобы и удолетворить человеческое благо и не исчерпать русурсы. Таким образом, получается, что специальные оюди выроботали такую туктику: что делать некоторые (которые действильно ценные) вещи, дорогими, чтобы не каждый человек мог себе такое позволить, и вот так ресурсы не исчерпываются.

    2. Товарная экономика

  • Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.

    Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она -философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
    С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
    Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?

  • Узнать то с чего всё началось мыслено решить разобрать решение и дать истину такой какова на самом деле а не с каких либо точек задача же сего лишь для того что мир на столько смешан и не каждому сие понравится но истина есть истина она не меняется сама меняется лишь её прочтение
  • С превращением науки в непосредственную производи­тельную силу связан переход от «малой науки» к «большой науке», становящейся ведущим фактором развития общест­венного производства.
    Вошедший в мировой обиход термин «большая наука» ученые характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и при­кладных исследований и разработок. Массовый характер приобретает привлечение ученых в производственные лабо­ратории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потреб­ностями времени. Эти потребности являются постоянным источником новых идей, указывающих пути научно-техни­ческого прогресса (НТП) - единого, взаимообусловленного поступательного развития науки и техники.
    Приведем некоторые данные, характеризующие совре­менную науку. В начале XX в. в мире было 100 тыс., а в конце века - свыше 5 млн научных работников. Такие вы­сокие темпы привели к тому, что около 90% всех ученых, когда-либо живших на Земле, являются нашими современ­никами.
    Мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издается несколько сотен тысяч жур­налов (около 10 тыс. в 1900 г.), 90% всех предметов, соз­данных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. Объем мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
    В рамках «большой науки» оформилась классическая схема перехода от идеи до конечного продукта, от появле­ния нового знания до его практического использования. Эта схема такова: фундаментальная наука - прикладная наука - опытно-конструкторские разработки. Затем новый продукт внедряется в массовое производство. Так наука наряду с генерированием новых знаний стала генерировать новые технологии. Принцип единства истины и пользы по­лучил дальнейшее развитие.
    Наибольшую значимость приобретают исследования, на­правленные на обеспечение инновационного развития. Инновация - это нововведение, т. е. создание, использова­ние и распространение новых средств, продуктов, процессов: технических, экономических, культурных, организацион­ных.
    Приведем некоторые примеры исследовательских реше­ний важных проблем постиндустриального общества. Открытия в электронике, оптике, химии позволили создать и развить мощнейшую систему печатных и электронных средств массовой информации, оказывающих глубочайшее воздействие (позитивное и негативное) на умы и чувства личности, на жизнь человечества.
    Сравнительно недавно слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской пре­мии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало извест­но многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, сред­ствах связи и других сферах, потребовала перехода на со­вершенно новые технологии, которые прежде не существо­вали ни в одной стране мира.
    Содружество фундаментальных, прикладных наук и про­изводства обеспечило успех таких крупнейших инноваций, как атомная энергетика, космонавтика, создание электрон­но-вычислительных машин, информатика.
    Исследования ученых дают основание выделить, кроме функций, наиболее общезначимые черты современной на­уки. Одной из них, по оценкам ряда ученых, стала все охватностъ науки. «Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, - вечна в своем источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объему, бесконечна по своей задаче». Нет такой области, которая могла бы на длительное время отгородиться от нее. Все, что происходит в мире, подвластно наблюдению, рассмотрению, исследованию. Это положение, по мнению других ученых, имеет ограничения. Вторжение науки в ряд областей может вызвать негативные последствия. Сюда можно отнести по­пытки клонирования человека, ряд исследований в области биотехнологий. Поэтому, считают сторонники этой точки зрения, на некоторые направления научных поисков должен быть наложен запрет.
    Другая черта науки - она принципиально не завершена. Осознание незавершенности науки способствует появлению различных научных школ, гласной и негласной конкурент­ной борьбе за эффективное и быстрое проведение исследова­ний.
    Продуктивное развитие науки требует оптимального со­четания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов. Новые фундаментальные проблемы нередко решались в одиночку крупными учеными (напри­мер, теория относительности А. Эйнштейна), а иногда и не­большой группой исследователей. Здесь особенно важна инициатива ученого, его озарение. Поиск нового, соединен-
    ный с талантом, - важный фактор продвижения в науке. Но подавляющее большинство научных исследований совре­менной эпохи требует организации больших коллективов и вдумчивой координации исследований, а также наличия оборудования, созданного на основе высоких технологий.
    Современная наука дифференцированна. Она насчиты­вает около 15 тыс. дисциплин. Это объясняется многообра­зием явлений изучаемого наукой реального мира, ростом информации, специализацией ученых по сужающимся ис­следовательским областям. Дифференциация научного зна­ния должна сочетаться с его интеграцией. «Растекание реки знаний неизбежно, - писал отечественный ученый, академик Н. Н. Моисеев, - оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний... но в не меньшей степени нужны и интеграционные исследования, поскольку необходим комплексный разноплановый анализ, опирающийся на данные различных наук, требующий син­теза знаний».
    В минувшем веке отечественная наука заняла лидирую­щие позиции в мире по ряду ведущих направлений: косми­ческие исследования, квантовая физика, математика и др.
    В последние десятилетия российская наука испытывает значительные трудности: недостаточное финансирование, устаревшее оборудование, низкая оплата труда ученых, отток кадров в зарубежные страны. Предприниматели, государст­венные структуры не обеспечивают быстрого и эффективно­го использования новейших инновационных разработок рос­сийских ученых. Все это ведет к тому, что Россия в сфере мировой науки утрачивает ранее завоеванные позиции. Пре­одоление этих трудностей - ближайшая задача государст­ва, коллективов ученых и общества в целом. Главное - по­высить эффективность науки, усилить ее роль в создании инновационных продуктов, координировать деятельность научных учреждений и вузов, увеличить финансирова­ние науки, обеспечить существенное повышение зарплаты ученых, создать благоприятные условия для привлечения молодежи в науку. Полезно сблизить интересы бизнеса и прикладной науки: наука должна удовлетворять производ­ственные запросы крупных фирм, а они - пополнять ее бюджет.
    Современное общественное развитие свидетельствует о том, что наука формирует перспективные направления раз­вития цивилизации и концентрирует на них собственные силы. Свидетельство тому - переход к постиндустриально­му, информационному обществу, который был бы невозмо­жен без новейших научных достижений.


    Современная наука, на­зываемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечени­ем ученых в лаборатории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на инду­стриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребно­стями совершенствования, обновления техники и технологии.

    Особенности, свойственные «большой науке»: 1) резко возросшее число учёных . В конце XVIII века их было около тысячи, в середине XIX века - 10 тысяч, в 1900 году - 100 ты­сяч, к концу XX века - свыше 5 миллионов. Около 90 % всех ученых, когда-либо живущих на Земле, являются нашими современниками;

    2) рост научной информации, информационный взрыв. В XX сто­летии мировая научная информация удваивалась за 10 - 15 лет. В 1800 году в мире было 100 научных и технических журналов, в 1850 - 1000, в 1900 - 10 тысяч, в 1950 - 100 тысяч, к концу XX века -несколько сот тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на XX век.

    3) изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную область знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом.

    4) превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятель­ность не была главным источником их материального обеспечения. В 2009 году расходы на науку составили в России 21,7 млрд дол­ларов, в США - 389,2 млрд, что составляет 35 % мировых расходов на науку. Наука является теперь приоритетным направлением в деятельно­сти государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества.

    Важной проблемой современной науки является вопрос об ответст­венности ученых перед обществом. Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влиянием внешних причин, она детерминирована социальными, экономическими и тех­ническими факторами. Действительно, основой познания, в том чис­ле и научного, является практика, потребности материального и ду­ховного производства. Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внима­ние уделяет внутренним факторам развития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Практика в процессе научного по­знания выполняет следующие основные функции: - является источником научного познания - выступает как основа научного познания, его движущая сила. - служит целью научного познания - является критерием истинности научного знания.

    28.Современное положение и проблемы российской науки.

    Наука в России прошла большой и сложный путь. Она развива­лась как составная часть мировой науки. Начало научной работе в России было положено правитель­ством Петра I, глубоко понимавшего интересы государства. Создаются специальные организации для научной работы - Ака­демия наук в 1724 году, Публичная библиотека в 1714 году, Кунсткамера - первый русский естественноисторический музей в 1719 году, первый в России университет в Москве в 1755 году. Первыми академиками были приглашенные ученые из Европы: медик Л.Л. Блюментрост, математики Я. Герман, Д. и Н. Бернулли, Л. Эйлер, астроном Ж. Делиль, физик Г. Бюльфингер и т.д.

    Рассматривая науку России, нельзя не остановиться на ее со­временном этапе развития. По мнению ряда ученых, постсоветская российская наука находится в состоянии функционального кризиса. Симптомами этого кризиса, по А.В. Юревичу и И.П Цапенко, яв­ляются: 1) быстрое сокращение числа российских ученых. С 1986 к 1996 году армия ученых уменьшилась более чем вдвое.

    2) значительное ухудшение материально-технической и инфор­мационной оснащенности российской науки. Российский ученый обеспечен оборудованием, необходимым для исследований, в 80 раз, а информацией - в 100 раз хуже американского.

    3)снижение продуктивности научных исследований. Количест­во ежегодно патентуемых открытий и изобретений сократилось с 200 тыс. в конце 80-х годов до 30 тыс. в 1994 году, сократился и экономический эффект от их внедрения.

    4) интенсивная утечка умов из российской науки. Нашу страну ежегодно покидают 5-6 тыс. научных работников. С начала 90-х го­дов за рубеж выехало 150 тыс. ученых, преимущественно физиков, химиков, биологов и программистов;

    5) резкое падение престижа научной деятельности и кризис про­фессионального самосознания отечественных ученых. Причина кризиса российской науки - ее убогое финансирова­ние. Если в советские годы доля науки составляла 5-7 % всеобщего валового продукта, то в 1996 году - 0,42 %, в 2003 - 0,31 %, в 2009 -0,17 %.

    Более глубокие причины такого положения российской науки кроются в серьезном функциональном кризисе мировой науки. В последней создан большой задел фундаментальной науки, кото­рый прикладная наука не успевает переварить, практически освоить. Российская наука переживает двоякий функциональный кризис - и в качестве составляющей мировой науки, и в качестве субструктуры российского общества.

    Социальные функции отечественной науки были весьма специ­фичны и выражали особенности советского общества. Основная со­циальная функция советской естественной науки состояла в укреп­лении оборонной мощи государства, а общественной науки - в «промывании мозгов» и укреплении советской идеологии.

    Функциональный кризис затронул не всю нашу науку. На фоне кризиса естествознания стали процветать такие дисциплины, как социология, психология и политология. Возникло более 100 новых социологических центров, количество политологов превысило 50 тыс., психологов - 30 тыс. Эти науки обслуживают политиче­скую и экономическую элиты нашего общества. Для развития науки отечественное научное сообщество должно оказывать большее влияние на политику властей и общественное мнение. Это предполагает идейное и организационное сплочение ученых, отстаивание их коллективных интересов.

    Наука существовала всегда, просто до определенного момента времени люди не придавали особенного значения опыту и знаниям, которые приобретались в процессе бытия. Трудно назвать тот момент, когда систематизация знаний стала нормой и образовались направления развития общественного сознания в философии, математике, дипломатии, военном деле, социологии и по другим направлениями. Но некоторые исследователи порой брали на себя такую ответственность.

    Важнее другое - есть система сложившихся направлений развития знания. Есть не только сложившиеся пласты знаний и точное направление развития, стиль мышления, логика и концепция, но и значительное количество школ, институтов и понимание в общественном сознании, эквивалентное по разным странам и языкам.

    Фундаментальные науки

    Каковы основные черты большой науки? Философия, математика, естествознание и другие научные дисциплины несомненно можно отнести к понятию «большая наука». Научная деятельность по многим таким направлениям не только активно ведется, но и развита в многих странах мира.

    Постоянно происходит обмен мнениями, растет количество научных конференций, идет приток кадров. Ученые пишут диссертации, а окружающие считают их «не от мира сего» и относят их работу в область умозрительных рассуждений, бесполезных теоретических изысканий, в сферу мифических гипотез.

    Между тем научно-исследовательская работа приводит к реальным результатам. Если бы математика (в свое время) не начала развиваться в сторону дифференциального и интегрального исчислений, не было бы возможность запустить космический аппарат, построить самолет, рассчитать подводную лодку с атомным двигателем.

    Фантазии астрономов, идеи алхимиков и физические теории частиц, энергии, гравитационных полей далеки от обыденного сознания, но атомные электростанции работают, а генетика привела к созданию множества полезных культур.

    Даже натуралисты (любители бабочек, муравьев и перелетных птиц) своими частными исследованиями натолкнули на неожиданные и практичные решения ученых из совершенно других областей знаний.

    Частное исследование и фундаментальное прошлое

    Наука не претендует на лавры и ей совершенно безразлично, к какой категории ее отнесет человек в то или иное время. Человеку свойственно развитие, понимая сегодня одно событие именно так, он уже знает, что завтра к результату он может отнестись кардинально иначе.

    Научная деятельность - это работа. Она ничем не хуже работы медицинской сестры, повара или строителя. В науку приходят различные люди, которые вне своей работы сталкиваются с мнением окружающих, ничего не понимающих в творчестве людей. Далеко не каждый работник становится ученым, далеко не каждый научный центр таковым является.

    Количество вузов, которые готовят физиков или философов, подпадают под методы математической статистики: чем больше исходная масса, тем вероятнее результат - появление еще одного однозначно признанного ученого.

    Появление ученого может стать причиной нового большого явления в науке, но по сути это частное изыскание и локальный интерес, который даже коллегам по работе может быть предельно не интересен. Коллеги могут считать пустой тратой времени любое исследование, которое не укладывается в рамки фундаментального прошлого.

    Философия - большая наука, но еще более великое философское направление может в ней образоваться, как в математике в свое время появились пределы, преобразования Лапласа, бесконечно малые и бесконечно большие величины. Первое - это не ноль, а второе - это не бесконечность. Но каждое из них стремится к своим пределам.

    Фундаментальная физика не могла стать причиной ни квантовой теории, ни положить начало теории элементарных частиц. Наука и научное знание не предвидели теорию относительности, не представляли, какой резонанс вызовет использование в науке данных наблюдений с космических спутников и полетов к другим планетам.

    Влияние малого на большое

    Ученый подобен флюсу. Полнота его знаний ограничена, но есть всего два абсолютно различных пути к признанию.

    Человек может прийти в науку и исключительно внимательно посвятить все свои исследования в разрезе сложившихся идей, теорий, гипотез. На этом пути рождение большого возможно только, если в его сознание попадет удивительное явление, событие, объект, кардинально нарушающий его картину мира.

    Человек может прийти в науку и, схватив идею, двигаться своей дорогой, критикуя и анализируя достижения предшественников и коллег. Это очень хороший путь, поскольку позволяет оценить достоверность, практичность и качество сложившихся научных представлений. Рождение большого менее вероятно, но, если своя дорога была интуитивно выбрана правильно и человек удержался от соблазнов следовать традициям, - эффект будет колоссальным.

    В 80-е годы был очередной бум, и даже общественное сознание обратило внимание на идею искусственного интеллекта. Фантасты предложили свои идеи, программисты написали свои программы, ученые, в конечном счете, отошли от дел. Бум закончился, все занялись обычной работой.

    Но большое всегда вызывает к жизни малое. В те годы было множество теорий и идей, которые не признали или просто уничтожили. Не исключено, что какая-то из них живет до сих пор, человек жив, идея жива и большая наука об искусственном интеллекте - не за горами.

    Если это так, то это новый виток развития философии, кардинально новое положение у социологии и разделение общественного сознания на тех, кто «за» роботов, и тех, кто категорически «против».

    Естественно, какой человек хочет испытать судьбу динозавров и оставить Планету на откуп роботам?

    Галилей и большое противостояние

    Каковы основные черты большой науки? Прежде всего, предмет и глубина исследования. В понимании общественного сознания и признанных ученых, предмет должен быть актуальным и востребованным, а глубина должна определяться количеством авторитетных предшественников.

    Сомнительно, что так думал Ньютон, Планк, Эйнштейн и уж тем более Галилей. Многие ученые, которые кардинально изменили структуру и содержание знаний в той или иной области, меньше всего обращали внимание на общественное сознание и на оценку их труда как действительно предметного и глубокого исследования.

    Вероятно, люди, как точки в социальном пространстве, вспыхивают не просто так и упрямо движутся к исполнению своей миссии. Если такая «точка» начала движение, и оно получило реально большое противодействие, но «точка» справилась с этим, а идея пережила своего автора, легла в основу нового научного направления.

    Смерть не останавливает движение идеи, необязательно идея должна иметь только одного автора и становиться большой или значимой в течение конкретной жизни.

    Процесс познания мира неоднороден и управлять им практически невозможно. Однако вполне допустимо воспринимать окружающую действительность, накапливать знания и идти естественно обусловленным, объективным путем.

    Большая наука - это не обыденная научно-исследовательская работа, это прежде всего противостояние, но определить его уровень и силу, как и предмет и глубину исследований, практически невозможно.

    Oracle и сотни тысяч квалифицированных работников

    Интернет - это не наука. Специалист (программист, разработчик) - не ученый. Но теория информации, разработка алгоритмов и программирование все больше и чаще именуют наукой, хотя с приставкой «прикладная». Каковы основные черты большой науки, если здесь до сих пор не было ни одного «большого события»?

    Наука о информации поныне пребывает в статусе «информатика». Это слово даже рядом нельзя поставить с такими монстрами, как Философия, Физика, Математика, Химия. Это действительно большие науки и значимые. Они пережили так много кардинально мощных событий, что по негласному закону пребывают в статусе большой науки и, более того, в их недрах постоянно идут рождения новых больших идей.

    Не нужно это воспринимать как аксиому, необязательно этому верить, но можно быть совершенно спокойным относительно того, что большое в признании изначально не нуждается.

    Несомненно, Oracle лидирует в области информации, линейка их решений составлена из сотни позиций, а работают у них сотни тысяч специалистов, распределенных по многочисленным офисам по всей планете. С 80-х годов прошло уже 38 лет. В 1985 году была разработана чипиотика - студенческий экспромт, которому не суждено было покорить мир, но она могла бы превратить эти 38 лет в три года работы совершенно небольшого количества программистов.

    Банальная идея активных знаний по-прежнему актуальна, но не востребована. Программирование с каждым днем становится все более сложным, более запутанным и Интернет уже превратился в самостоятельно функционирующий организм.

    Каковы основные черты большой науки, определяет человек. Этот человек - автор. Ни один автор новой большой идеи в недрах существующих наук или идущий собственным путем не одинок.

    Каждый новый исследователь опирается на арсенал накопленных знаний, и чем больше их объем, чем более пристально он ведет свое направление, чем меньше обращает внимание на противодействие своей работе, тем больше шансов на успех.

    Творческое развитие, стремление к знаниям и адекватное отношение к пройденному пути - верное начало нового большого знания. Будет ли это начало большой наукой, скажут потомки.

    Рассказать друзьям